• Авторизация


Дар Святого Духа 08-06-2025 19:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


s1_S6Gr-jpp4r939s-VLyCaKcAsi301_-obJIsqQj6CZlSVlR_1DS2cJj0JNcXf5QXu5Y5yrNeHdtHg7jRnogADS (480x700, 88Kb)

Определение

Дар Святого Духа всегда был Божьим средством возрождения Его народа к новой жизни и придания силы духовным лидерам, но после чуда Пятидесятницы Святой Дух был дан всем верующим, чтобы они могли выполнять самые разнообразные служения, к которым призывает их Бог, дав сверхъестественные знамения и дары, и направлять христиан в их проповеди Евангелия.

Резюме

Святой Дух дан не только в Новом Завете; Он действовал на протяжении всего Ветхого Завета: Дух - это творческая сила Бога, Он был ответственен за наделение полномочиями гражданских и военных лидеров в народе Израиля и помазывал израильских царей, чтобы они могли исполнить своё призвание. Со времени чуда Пятидесятницы, которое стало исполнением Ветхого Завета, христианская церковь получила Святого Духа демократичным образом. Теперь все христиане получают дар Святого Духа, который позволяет им выполнять самые разнообразные служения, к которым призывает их Бог. Дух Святой также позволяет действовать сверхъестественным дарам и знамениям, таким как пророчество и говорение на иных языках. Дух руководит христианами в их вере и является печатью на них, свидетельствующей о том, что в конечном счёте они унаследуют все благословения Христа. И, прежде всего, Дух дан для того, чтобы проливать свет на Иисуса и направлять уверенность и обожание нашего сердца только на Него.

Многие ошибочно полагают, что Святой Дух впервые появляется среди Божьего народа в День Пятидесятницы в Деяниях 2. Мы никогда полностью не осознаем величие Божьего дара нам Своего Духа, пока не поймём Его присутствие и силу в Ветхом Завете.

Еврейский термин "руах" (дыхание, ветер, дух) встречается в Ветхом Завете 377 раз (только 264 из которых переведены греческим словом "пневма" в LXX). 94 из этих 377 случаев относятся к Духу Божьему. В Ветхом Завете Божий Дух трижды назван “твоим Святым Духом” (Пс. 50:13; Ис. 63:10-11). Еврейское слово "руах" часто обозначает человеческий дух как свойство или свидетельство жизни (см. Ос. 4:12; 5:4; Ис. 54:6; ср. также Притчи. 11:13; 15:13; 16:18; 18:14; 29:23; Еккл. 1:14, 17; 2:11, 17; 3:21; 4:4, 6; 10:4; Иов 7:11; 10:12). Энтони Тизелтон утверждает, что не следует придавать никакого значения тому факту, что слово "руах" женского рода. “Это, - отмечает он, - случайная условность, что "дух" (руах) на иврите женского рода, а "дух" (пневма) на греческом - среднего рода. Это не означает, что греки рассматривали детей как субличность только потому, что текнон, "дитя", среднего рода” (см. его The Holy Spirit—In Biblical Teaching, through the Centuries, and Today, с. 121).

Есть несколько способов, которыми Дух Божий действовал в Ветхом Завете. Дух изображается как творческая сила Бога, а также как тот, кто несёт ответственность за обновление и новую жизнь как материальному творению, так и человечеству (см. Быт. 1:2; Пс. 103:30; Ис. 32:14-15; 63:11-14; Иов 33:4). Дух также отвечает за наделение полномочиями как гражданских, так и военных руководителей в народе Израиля (Числа 11:16-17). В системе Судей, за исключением Авимелеха, по меньшей мере семь судей получают способность Духа совершать служение от имени всей общины Израиля (например, см. Суд. 3:10; 6:34). Военачальники, такие как Иисус Навин, были наделены силой Духа (Числ. 27:18). Мы видим это особенно в случае с Самсоном (Суд. 14:5-6; 15:14-15; 16:20).

Израильские цари были помазаны Святым Духом, чтобы иметь возможность исполнять своё призвание (см. 1 Цар. 10:1-10; 16:12-14). Святой Дух также наделил некоторых людей уникальными способностями на благо народа Израиля, например, тех, кому было поручено построить скинию (Исход 31:1-4). Дух поддерживал особенно важные отношения с теми, кто был призван как пророки (см. Числа 11:24-30; 2 Цар. 23:1-2; 1 Пар. 12:18; 2 Пар. 15:1-2; 20:14; Мих. 3:8). Дух также помог некоторым преуспеть в толковании снов и видений, дающих откровение (Дан. 4:8-9, 18; 5:11,14). Находиться в присутствии Бога означало находиться в присутствии Его Духа (Пс. 138:7).

Во многих текстах Дух Божий несёт ответственность за будущее спасение и обновление Божьего народа. Присутствие и сила Духа будут характеризовать служение Мессии и будут играть центральную роль в исполнении нового и вечного завета.

И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Исаия 11:1-2; смотри также 42:1; 59:21; 61:1; Иез. 11:19; 36:26-27; Иоиль 2:28-29).

Эти многочисленные тексты проливают значительный свет на то, что имел в виду Давид в Псалме 50:13, когда молился: “Духа Твоего Святого не отними от меня”. Это не означает, что он предвидит потерю спасения или лишение божественной благодати. Как мы отмечали выше, помимо спасительной деятельности Святого Духа в Ветхом Завете и вдохновляющего служения, благодаря которому верующие освящаются и получают возможность жить святой жизнью, Святой Дух был излит на избранных людей, чтобы вооружить их для выполнения важных задач в общине завета Израиля.

Эти тексты указывают на то, что в Ветхом Завете существовало служение Святого Духа, не связанное с личным спасением или характером, предназначенное исключительно для того, чтобы наделить человека силой, наделить его возможностями и вооружить для выполнения задачи, на которую его назначил Бог. Я полагаю, именно это имеет в виду Давид в Псалме 50:13. Он молится о том, чтобы Бог не лишил его помазания Святого Духа, которое наделяет его силой и снаряжает вести Израиль в качестве царя. Действительно, он вполне мог иметь в виду ту тревожную сцену, когда “от Саула отступил Дух Господень” (1 Цар. 16:14), и молился, чтобы с ним никогда не случилось подобного.

Хотя Ветхий Завет в основном умалчивает о том, что позже стало известно как тринитарная природа существования Бога, нет никаких сомнений в том, что Дух действительно божественен. Мы видим это в Псалме 50:13, 103:29-30, 138:7, и Аггея 2:4-5.

Дар Святого Духа в Новом Завете

Пятидесятница - это день в церковном календаре, который обычно отмечается на пятидесятый день после пасхальной субботы (см. Исход 23:16; 34:22; Лев 23:15-16; Второзаконие 16:9-10, 16; 2 Пар. 8:13). Именно в день Пятидесятницы Святой Дух был излит на последователей Иисуса. Как мы только что отметили, это не было первым явлением Божьего Духа, но в тот день в Его деятельности и укрепляющем присутствии среди верующих появилось совершенно новое и более широкое измерение.

Иисус дал такое обещание Своим ученикам накануне Своего вознесения: “И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше” (Луки 24:49). Это событие было уникальным и неповторимым явлением в истории искупления. Есть только один день - Пятидесятница, когда Святой Дух был излит на народ Божий. Однако, в то время как День Пятидесятницы и излияние Святого Духа произошли только однажды, последствия или плоды сошествия Духа ощущаются постоянно на протяжении всей истории церкви.

В Деяниях 2:2-3 говорится, что, когда сошёл Дух, раздался “шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра”, который наполнил дом, где они собрались. Это имеет смысл, поскольку греческое слово, обозначающее Дух (пневма), также является греческим словом, обозначающим ветер или дыхание, а “ветер” является повторяющимся символом Духа (ср. Иоанна 3:8; Иез. 37:9-14). Другие утверждают, что этому не следует придавать особого значения, учитывая тот факт, что греческое слово, обозначающее “ветер” в Деяниях 2:2, не πνεῦμα, а πνοῆς.

Точно так же в ст. 3 говорится, что “языки, подобные огненным”, явились всем и “почили” на каждом из них. Как отмечалось выше, во времена ветхого завета Святой Дух служил в Израиле коллективно и был дан избранным людям (таким, как цари, священники, пророки), но не всем. В Новом завете Святой Дух нисходит на каждого верующего в отдельности и пребывает в нём. Это и есть “демократизация” Духа.

Это подтверждается в стихе 17, где Пётр цитирует пророчество Иоиля о том, что, когда сойдёт Дух, Он изольётся “на всякую плоть”, то есть не только на царей, пророков и священников, но и на каждое дитя Божье: на каждого мужчину и женщину, на каждого сына и дочь, молодых и старых (см. Деяния 2:17). Обратите внимание на степень присутствия Духа: “всякая плоть” (2:17), то есть независимо от возраста (“старики” и “юноши”), независимо от пола (“сыновья” и “дочери”, “слуги мужского пола” и “служанки женского пола”), не обращая внимания на социальное положение (“слуг”) и на людей любой расы (“всякая плоть”; ср. 2:39; то есть как на евреев, так и на язычников).

Апостол Пётр, цитируя Иоиля, говорит нам, что происходящее в День Пятидесятницы является чем-то, что характеризует “последние дни”, причём последние относятся ко всему периоду между пришествиями, охватывающему время между двумя пришествиями Христа (см. 2 Тим. 3:1; Евр. 1:1-2; 9:26; Иак. 5:3; 1 Пет. 1:20; 1 Иоанна 2:18; ср. также 1 Кор. 10:11; 1 Тим. 4:1).

Значение Пятидесятницы

Хотя Дух Святой был весьма активен во времена Ветхого завета, Пятидесятница знаменует собой первое проявление полноты Духа, который наделяет силой и постоянно пребывает в каждом Божьем народе в отдельности, ободряет и наделяет силой. События, описанные в Деяниях, также являются исполнением трёх пророческих слов: во-первых, пророчества Иоиля 2:28-32 (в соответствии с условиями Нового Завета); во-вторых, пророчества Иоанна Крестителя в Матфея 3:11-12; и, в-третьих, пророчество самого Иисуса в главах 14-16 Евангелия от Иоанна о “другом Утешителе”. Этот дар Святого Духа сам по себе был делом рук воскресшего Христа:

Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он [Иисус], быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите (Деяния 2:32-33).

Мощное действие Духа, сошедшего в день Пятидесятницы

Но почему Дух был дан таким образом, универсально для всего Божьего народа, чтобы пребывать в нём постоянно? В самой книге Деяний есть несколько ответов.

Во-первых, Святой Дух наполняет народ Божий и даёт ему силу смело провозглашать истину Евангелия. Когда Петра спросили, какой силой был исцелён хромой от рождения человек, мы читаем следующее:

Тогда Пётр, исполнившись Духа Святого, сказал им... (Деяния 4:8).

Это было исполнением того, о чём пророчествовал сам Иисус,

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10:19-20).

Святой Дух уже пребывал в Петре, но в этом случае потребовалась необычайная сила. Почти о том же самом мы читаем позже в Деяниях 4:

И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением (Деяния 4:31; ср. 5:32; 6:10; 9:17-19; 13:9-11; 18:25).

Это особенно проявилось, когда Стефан свидетельствовал религиозным лидерам об Иисусе. Перед лицом неминуемой смерти Стефан нашёл в себе мужество, силу и дерзость без стеснения провозглашать истину Евангелия. Как он это делал? Вот что мы читаем в Деяниях 7:

Слушая сиё, они [религиозные лидеры] рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. (Деяния 7:54-56).

Другими словами, мы можем исполниться Духом в чрезвычайной духовной ситуации. Это немедленное и особое наделение силой для выполнения особенно важной и срочной задачи. Таким образом, тот, кто уже исполнен Духом, может испытать ещё одно/дополнительное наполнение. То есть, независимо от того, “сколько” Святого Духа у человека может быть, всегда есть место для “большего” (см. Деяния 4:8, 31; 13:9; Луки 1:41, 67).

Во-вторых, укрепляющее внутреннее присутствие Святого Духа было необходимо Божьему народу для осуществления широкого спектра служения, за которое он нёс ответственность. Один из примеров этого можно увидеть в Деяниях 6, где одним из требований к служению дьяконом в поместной церкви является то, что человек должен быть “исполнен Духа” (Деяния 6:3; 11:23-24; 13:52). Даже старейшины определяются, снаряжаются и назначаются Святым Духом. Павел сказал это старейшинам церкви в Эфесе:

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровью Своею (Деяния 20:28).

В-третьих, ясно сказано, что способность совершать знамения и чудеса - это работа Святого Духа в народе Божьем и через Него. Например,

А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе (Деяния 6:8; ср. 4:30; 10:38).

В писаниях Луки слово “сила” почти всегда является синонимом Святого Духа.

В-четвертых, именно Святой Дух обращается к Божьему народу и даёт ему указания относительно того, где, когда и кому следует осуществлять служение. Объяснение того, почему Филипп проповедовал эфиопскому евнуху, прямо указано:

Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице (Деяния 8:29; см. стихи 39; 10:19-20; 11:12).

Роль Духа в обеспечении руководства миссионерами и евангелистами ясно видна из Деяний 13:2:

Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. . . Сии, быв посланы Духом Святым... (Деяния 13:2, 4).

Аналогичным образом, в Деяниях 16 мы читаем о том, как Павел был направлен в Македонию:

Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их (Деяния 16:6-7; ср. Мф. 15:28; 19:21; 21:22-23).

В-пятых, именно благодаря силе Святого Духа Божий народ пророчествовал и говорил на иных языках. В Деяниях 11:27-30 мы читаем о пророках, которые путешествовали из Иерусалима в Антиохию:

И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод… (Деяния 11:28; см. также 21:4, 10-11).

и, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать (Деяния 19:6).

Когда мы смотрим дальше Деяний, мы видим, что Святой Дух возрождает тех, кто ранее был мёртв по преступлениям и грехам (Иоанна 3:1-8; Титу 3:4-7), и даёт силу верующему противостоять соблазнительному обаянию греха (Рим. 8:4-5, 13). Присутствие Святого Духа в человеке само по себе является признаком того, что он принадлежит Христу (Рим. 8:9-11; ср. Еф. 2:22). Дух, ведущий верующего (Рим. 8:14), также пробуждает в нас осознание нашего статуса усыновленных детей Божьих (Рим. 8:15; Гал. 4:6-7) и свидетельствует “духу нашему, что мы — дети Божии” (Рим. 8:16). Дух ходатайствует за нас, когда мы слишком слабы или невежественны, чтобы знать, как молиться (Рим. 8:26-27), и снабжает нас дарами, чтобы мы могли служить друг другу в назидание (Рим. 12:6-8; 1 Кор. 12:7-11). Именно в Духе мы крестимся от Христа, что приводит к нашему включению в духовный организм тела Христова (1 Кор. 12:13).

Дар Духа, данный нам, является Божьей “гарантией” (2 Кор. 1:22) и “печатью” того, что мы непременно унаследуем полноту Его обетований (см. Еф. 1:13-14; 2 Тим. 1:14). Именно Дух, а не плоть, позволяет нам приносить духовные плоды во славу Божью (Гал. 5:16-26). Святой Дух вооружает нас для битвы с сатаной и придаёт силы нашим молитвам (Еф. 6:10-20) и наполняет нас радостью даже посреди испытаний и страданий (1 Фес. 1:6; 2 Тим. 1:6-8; 1 Пет. 4:14). И, прежде всего, Святой Дух дан для того, чтобы проливать свет на Иисуса и направлять уверенность и обожание нашего сердца только на Него (Иоанна 14:25-26; 15:26; 16:7-15).

Для дальнейшего чтения:

Anthony C. Thiselton, The Holy Spirit—In Biblical Teaching, through the Centuries, and Today
Craig S. Keener, Gift & Giver: The Holy Spirit for Today
Graham A. Cole, He Who Gives Life: The Doctrine of the Holy Spirit
Max Turner, The Holy Spirit and Spiritual Gifts in the New Testament Church and Today

Sam Storms - (Магистр теологии, Далласская теологическая семинария; Доктор философии, Техасский университет в Далласе) - почётный пастор церкви Bridgeway в Оклахома-Сити, основатель Enjoying God Ministries и член Совета Евангельской Коалиции. Он написал множество книг. У него и его жены Энн двое детей.

https://outpouring.ru/news/2025-06-08-16915
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дар Святого Духа | Zinaida_Khugashvili - Дневник Zinaida_Khugashvili - NARROW WAY | Лента друзей Zinaida_Khugashvili / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»