[показать]Экранизация романа одного из крупнейших израильских писателей Авраама Б. Иегошуа «Смерть и возвращение Юлии Рогаевой».
В сценарии сделана попытка сохранить проблематику книги, но имя героини и смысловые акценты существенно изменены. Типичность рассказанной истории подчёркивается отсутствием имён: персонажи носят безликие обозначения – журналист, жена, дочь, атташе и т д. Действие ленты происходит в Иерусалиме 2002 года. В теракте на рынке Махане-Иегуда погибла 40-летняя женщина без документов. Несколько дней её тело пролежало в морге неопознанное и невостребованное. Лишь газетный репортёр, покопавшийся в сумочке убитой, нашёл там платежку из крупной пекарни. Этот факт стал для него предлогом для разгромной статьи о бесчеловечном отношении предпринимателей к наёмным работникам. О публикации заблаговременно узнала хозяйка предприятия и тут же дала менеджеру (Марк Иванир) задание подготовить за сутки обоснованный ответ. «Кадровик» в первую очередь установил личность убитой; ей оказалась гастарбайтер из Румынии Юлия Петраки. Проведя расследование, он сложил из мозаики данных более или менее цельную картину.
Юлия была дипломированным инженером, невостребованным в родной стороне. Получив свою долю невзгод, разведясь с мужем и оставив на него любимого сына женщина отправилась в Израиль. Возможно на этот шаг её толкнула вера. Довольствуясь работой уборщицы, она сняла комнату в ультрарелигиозном районе Иерусалима. Учила иврит, контактировала с детьми датишников, прозвавших её Рут (моавитянка восприняашая иудаизм). Молилась в монастыре Марии-Магдалины, что на Оливковой горе. Обращала на себя внимание многих неким внутренним светом. Монахини полюбили чужестранку и после мученической кончины оказали высокую честь; разрешили похоронить её на внутреннем кладбище.
Со своей стороны, владелица пекарни (Гила Альмагор), спасая репутацию бизнеса, решила отправить тело погибшей в Румынию за счёт фирмы, а также оплатить там похороны. Страдалица при жизни Петраки после смерти получила такое внимание, какое ей не снилось при жизни.
Однако, фильм получил название «Менеджер по персоналу», то есть в центр выдвинуты переживания главного героя (по-русски, начальника отдела кадров). В начале действия это чиновник, попавший на свою нынешнюю должность по протекции. Раньше он занимался какой-то интересной творческой деятельностью, но потеряв её озлился на весь белый свет. Работа с людьми для него – обуза, ибо он не либит ни себя, ни других. Занятый внутренними проблемами главный персонаж не способен понять близких и потому теряет семью. Единственный человек, который пытается его понять – дочь. Задание сопровождать гроб он воспринял без всякого энтузиазма, В необычном задании он поначалу не увидел ни смысла, ни необходимости. Однако, ничего не поделаешь, пришлось отправиться в неизвестную ему страну. К тому же, за ним увязался и журналист, увидевший в необычном повороте событий материал для возможной сенсации.
Трагикомически показана Румыния, нищета которой подчёркивается мрачными зимними пейзажами. Всеобщий развал, пофигизм и продажность местного населения. Никому ни до чего нет дела, даже израильский консул оказалась заражена всеобщим равнодушием места, которое «ни Восток, ни Запад». Положение усложняется тем, что некому подписать документы о выполнении миссии и похоронах Юлии. Разведённый муж потерял такое право. Сын покинувший отца и жизнь беспризорника – несовершеннолетний. Единственная родная душа – мать – жила за 1000 километров в забытом Б-гом районе страны. Пришлось везти гроб туда.
Это путешествие превратилось в одиссею, но в ходе её главный персонаж проникся чисто человеческим сочувствием к мертвой женщине, к её сыну. Он далеко вышел за установленные рамки и превзошёл в великодушии свою начальницу. Более того, поездка в один из самых глухих уголков Европы, столкновение с незнакомой культурой и чужими людьми побудила его пересмотреть отношение к жизни и своим близким. Финал истории столь же закономерен, сколь и необычен. Пусть он станет неожиданностью для желающих посмотреть фильм.
Лента демонстрировалась на нескольких фестивалях. Она хорошо восприняла зрителями, получила хорошую прессу и закрепила за Эраном Риклисом репутацию одного из ведёщих израильских режиссёров.
Александр Марголис