Наш русский автопром
13-08-2010 22:27
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Наш отечественный автопром переживает не лучшие времена. С чем это может быть связано? Может у нас не осталось патриотов? Может иномарки стоят дешевле? Может от того что наш автопром делает очень качественные автомобили, но в силу этого они дорогие? НЕТ! И ещё раз нет! Наши машины не очень дорогие, но в чём беда?
А вот в чём:
1.Почти все иномарки намного красивей наших машин.
2.В иномарках чувствуешь себя гораздо удобней и комфортней.
3.Иномарки намного более долговечны.
Но что, же ждёт наш автопром в реальном будущем? А вот что:
Лет через 10-15, по прогнозам экспертов, россияне с родных "Жигулей" и "Лад" окончательно пересядут на иномарки. В 2004 году объемы продаж отечественных машин сократились до 43% от общего числа проданных внутри страны автомобилей. Их потеснили американские "Ford", японские "Toyota", корейские "Hyundai", которые намного качественнее "ВАЗовских" "легковушек", но не намного опережают их в цене.
Уже и китайские автозаводы готовы наводнить Россию недорогими машинами - как в свое время завалили Россию и весь мир дешевым "ширпотребом" и бытовой техникой. В этих условиях государство, видимо, решило спасти отечественный автопром, установив контроль над его флагманом - компанией "АвтоВАЗ". Впрочем, эксперты сильно сомневаются в успехе этого проекта.
Ряды российских автомобилей редеют. Там, где раньше выпускали советский "Москвич", сейчас собирают французский "Рено". "ИжАвто" отказался от выпуска "Оды", ГАЗ планирует закрыть производство "Волги" и внедорожника ГАЗ-3106. Упали объемы выпуска "Оки" и почти на 20% - УАЗов. За девять месяцев 2005 года было выпущено около 987 тысяч отечественных автомобилей. Это на 6,3% меньше, чем годом ранее.
У заводов по сборке иномарок, напротив, дела идут хорошо. Объемы производства увеличили Всеволожский "Ford", московский "Автофрамос" (где собирают "Рено"), таганрогский ТагАЗ ("Hyundai") и калининградский "Автотор" ("BMW", "Kia", "Hummer"). В структуре продаж на иномарки, собранные на территории России, в 2004 году пришлось 13%. Цифра не ахти какая большая, но стоит учитывать, что это только начало, а потому и достаточно небольшие пока объемы производства.
Именно "российские иномарки", говорят аналитики, представляют для отечественного автопрома серьезную угрозу. Собирать автомобили на месте выгоднее, чем ввозить в страну готовые машины. К тому же, недавно наше правительство фактически отменило пошлины на ввоз импортных комплектующих, нанеся еще один удар по отечественным автопроизводителям. “АвтоВАЗ”, “Руспромавто”, группа “СОК”, "ЗиЛ" и "КамАЗ" в один голос заявили, что отмена пошлин грозит автопрому многомиллиардными потерями. "ИжАвто", в результате, закрыл производство российской "Оды" и взамен наладил выпуск корейского седана "Kia Spectra".
Чем ниже производственные расходы, тем ниже цена автомобиля - это естественно. Некоторые модели иномарок почти сравнялись по стоимости с отечественными "легковушками", которые год от года наоборот дорожают. Почти не меняясь с технологической точки зрения. Давая поблажки иностранцам, государство, по сути, расписывается в своей беспомощности - если уж Россия не может удовлетворить потребность россиян в хороших автомобилях, так пусть их производят иностранцы.
Стыдно сказать, российские автопроизводители выпускают новую "легковушку" не чаще, чем раз в семь-десять лет, тогда как в Европе срок обновления модельного ряда не превышает трех-пяти лет. "Десятка" была выпущена десять лет назад, "Ладу-Калину" "АвтоВАЗ" представил лет пять-семь назад, а выпускать ее стали только в конце 2004 года. И то мелкими партиями. Пока вокруг него шла возня, "ВАЗовский" автомобиль устарел и морально, и физически.
Причины упадка российской автомобильной отрасли, на которую многое в экономике страны завязано, очевидны. На протяжении долгих лет отрасль не развивалась. А ведь тот же "АвтоВАЗ" некогда получал огромную прибыль, которая благополучно оседала в карманах небезызвестных бизнесменов и политиков. В итоге пока население ожидало появления на свет обещанного Березовским "народного автомобиля", Россию завоевали иномарки.
В том числе, китайские. Об открытии сборочного производства в Бийске этим летом заявила "Первая автомобильная группа Китая FAW". Сборку будет осуществлять компания "ДДТ" (Екатеринбург) совместно с Бийским котельным заводом. Китайцы будут контролировать процесс производства и качество готовой продукции.
Пресс-секретарь “ДДТ” Эльвира Хакимова не смогла пояснить, на какой стадии находится реализация проекта, однако рассказала, что глава компании уехала в Бийск, и даже, как будто, ожидается поступление первой партии автомобилей. Отметим, что "ДДТ" уже продает джипы “Адмирал” фирмы “FAW”. Со слов Эльвиры Хакимовой, машины пользуются спросом.
Отметим, что первые китайские автомобили появились на российском рынке еще два года назад. Но до сих пор все автомобили ввозились и растаможивались мелкими партиями. Этим летом компания “Пекинский джип”, входящая в новосибирский холдинг “Трансервис", обзавелась сертификатом на сборку и продажу четырех моделей фирмы "Cherу".
О том, что спрос на китайские авто есть, говорит и начальник отдела продаж компании “Атлантик-моторс”, которая торгует автомобилями "Сhery", Владимир Шельпяков .
"Все модели потихоньку продаем. И цена, и качество у китайских машин очень привлекательны. Конечно, они уступают по качеству европейским автомобилям, но и стоят дешевле раза в три. Если сравнивать с отечественными автомобилями, китайские автомобили однозначно лучше", - уверяет Владимир Шельпяков.
Скажем, "Сhery QQ", которая является почти точной копией "Daewoo Matiz", стоит, в среднем, на 50 тысяч дешевле.
Китайцы, действительно, не мудрствуя лукаво, просто копируют самые ходовые модели всего мира - также, как одежду известных европейских модельеров. Впрочем, ряд экспертов все же сомневается в их качестве.
"Качество китайских автомобилей низкое, хотя и низкая цена. Роль играют факторы неизвестности и предубеждения. Возможно, в будущем китайцы докажут, что могут делать хорошие автомобили", - считает Ольга Шкред.
Скорее всего, так и будет. Это лишь вопрос времени. Российский рынок для китайцев весьма привлекателен, хотя бы потому, что через Россию они могут попасть в Европу. В Китае насчитывается 120 (!) компаний, занимающихся выпуском автомобилей. Приплюсуйте к этому высокую
производительность труда и дешевую рабочую силу. Через несколько лет, считают эксперты, китайские машины станут конкурентоспособными не только по цене, но и по качеству. Меж тем, автомобили, что сходят с конвейеров китайских автозаводов, в самом Китае покупать некому. Уровень благосостояния китайцев в массе своей все еще остается не очень высоким.
И потом. Вспомните, с чего начинали в России пять лет назад корейские автопроизводители. В 2000 году было продано чуть больше пяти сотен корейских автомобилей. К их качеству и внешним данным было такое же пренебрежительное отношение. В этом году россияне за милую душу купили 90 тысяч автомобилей "Hyundai" и "Kia", еще и очередь длиной в несколько месяцев за ними стоит. А в Казахстане грузовики и микроавтобусы из Поднебесной всего за пару лет практически вытеснили с рынка "Газели".
Поэтому российскому автопрому есть от чего вздрогнуть и о чем задуматься. Аналитики автомобильного рынка не склонны драматизировать ситуацию, но опасения разделяют.
"Китайские автомобили займут определенную нишу. Европейские машины на российском рынке они вряд ли потеснят, а за счет отечественных -вполне возможно", - считает аналитик УК “Проспект” Ирина Ложкина.
На фоне экспансии китайцев и других иностранных компаний в Россию судьба флагмана отечественного автопрома - компании "АвтоВАЗ" заслуживает особого внимания. По данным "Ъ", контрольный пакет компании почти перешел в собственность ФГУП "Рособоронэкспорт", то есть государства. Деньги на покупку выделит государственный "Внешторгбанк", сумма сделки составит $700 млн. Официальных заявлений на сей счет пока не поступало, однако было подтверждено, что представители госкомпании вошли в совет директоров "АвтоВАЗа".
Причем, первоначально речь шла о продаже предприятия группе компаний "СОК", которая поставляет компоненты на конвейер "АвтоВАЗа" и занимается сборкой ряда вазовских моделей. Но в последний момент планы руководства автозавода изменились. По некоторым данным, не без указующего перста Кремля.
Главный вопрос, который висит в воздухе: зачем государству понадобился "АвтоВАЗ"? Большинство опрошенных Накануне.RU экспертов считают, что государство намерено не допустить развала стратегически важной (с экономической и социальной точек зрения) отрасли.
"Тот факт, что государство вводит своих людей в компанию, говорит о том, что оно намерено каким-то образом способствовать развитию АвтоВАЗа", - говорит аналитик УК “Ренессанс Капитал” Ангелина Валавина.
Принимая эту версию за основу (как говорится, надежда умирает последней), попробуем понять, где же выход.
Государство может пойти несколькими путями. Например, заняться выпуском комфортабельных и недорогих (в силу местной прописки) иностранных машин. Этот путь выбрала группа "СОК", в которую входит "ИжАвто".
"Мы пошли по пути кооперации с зарубежным производителем. На смену традиционным "Ижам" пришли конкурентоспособные иномарки "Kia Spectra", которые в ближайшие годы будут пользоваться у российских потребителей устойчивым спросом", - рассказал Накануне.RU вице-президент группы "СОК" Алексей Офицеров.
Возможно, что касается "Ижей", переориентация на создание иностранных автомобилей отчасти оправдана: "СОК" в наследство досталось сильно устаревшее оборудование и морально устаревшая модель, а на создание производства с нуля нужны большие деньги - сотни миллионов долларов. Однако, если на "АвтоВАЗе" начнется выпуск иномарок, мы окончательно лишимся собственного автомобилестроения как отрасли. Поэтому этот путь для государства вряд ли пригоден.
Другой путь - производить собственные автомобили с использованием импортных запчастей. Российский автопром настолько сильно отстал в развитии от зарубежного, что о создании собственных передовых технологий пока вряд ли стоит помышлять. Но есть один нюанс. В том, чтобы выпускать свои модели, начиненные импортными деталями, нет ничего плохого. Но только на начальном этапе.
"Начав со сборки, российские производители смогут в перспективе перенять опыт и технологии иностранных партнеров, чтобы можно было задумываться о разработке собственного оригинального продукта", - заявил гендиректор "Северсталь-Авто" Вадим Швецов . Он продолжил мысль, отметив, что выпуск российских автомобилей возможен на "унифицированной иностранной платформе, созданной в кооперации с зарубежными партнерами, но с использованием собственных технологических разработок и дизайна".
На наш взгляд, речь все-таки должна идти о заимствовании опыта. И только. Поковыряется какое-то время российский конструктор в импортном двигателе, возможно, ему в голову придет мысль, как его можно усовершенствовать. Дальше-больше. Государственные деньги в этом смысле весьма кстати. Важно, как государство ими распорядится.
К слову, накануне стало известно о том, что государство планирует продать акции "УАЗа", который выпускает автомобили, в том числе, для военных. Логика, как и в случае с покупкой "АвтоВАЗа", не совсем понятна. Возможно, полученные от продажи госпакета "УАЗа" деньги будут пущены на развитие автогиганта. Однако не исключено, что они просто перекочуют из одного кармана в другой.
Аналитики, что касается "АвтоВАЗа", настроены весьма скептически. "Я не думаю, что государство способно быть эффективным собственником. Единственное - государство может привлекать дополнительные средства. Но я не считаю, что показатели деятельности "АвтоВАЗа" в среднесрочной перспективе улучшатся. К тому же, вряд ли предприятие будет долго находиться под госконтролем", - поделилась своими соображениями Ольга Шкред .
Российское государство сейчас находится на распутье. С одной стороны, при грамотной политике, есть надежда, что россияне рано или поздно получат вполне конкурентоспособный автомобиль отечественного производства. С другой - отечественный автопром ждет незавидная участь. Особенно в свете вступления России в ВТО, которое, по сути, влечет за собой беспрепятственный ввоз импортных автомобилей на территорию страны.
Как относятся в мире к российскому автопрому?
Автопроизводители считают российский рынок худшим из всех.
60%-ное падение автомобильного рынка заставило ведущих производителей разочароваться в России. Свои новинки на автосалоне во Франкфурте они адресуют покупателям из других стран.
Автосалон, открывшийся в худший для мирового автопрома год, кризисным не выглядит. Да, отказались от участия компании Nissan и Mitsubishi, пустует один из второстепенных залов, который раньше арендовали производители комплектующих. Но в остальном все как всегда: тысячи возбужденных журналистов и обилие новых автомобилей. Вот только Россия больше не приоритетный рынок для этих новинок.
Существует теория, согласно которой рынки развивающихся стран, обрушившиеся сильнее всего, должны и быстрее всего вырасти (60%-ное падение продаж в России — не рекорд: по словам вице-президента Ford of Europe Ингвара Свиггама, венгерский рынок упал на 74%). Но большинство опрошенных топ-менеджеров автомобильных компаний не верят в подобное развитие событий.
«Российский рынок — один из худших в мире как для легковых автомобилей, так и для грузовиков, — констатирует гендиректор Daimler Дитер Цетше. — Я оптимистичен, но восстановление не будет быстрым».
«Падения, подобного российскому, среди крупнейших авторынков мира нет нигде, — говорит управляющий директор Toyota Motor Шигеру Хайякава. — Американский рынок вернется на отметку 14-15 млн проданных автомобилей в год через 4-5 лет. Боюсь, что восстановление российского рынка может занять больше времени».
«Мы надеемся, что экономика стран ЕС восстановится очень быстро, по поводу России такой уверенности нет, — сказал президент Ford of Europe Джон Флеминг. — Наша стратегия в России прежняя: иметь правильные продукты по правильной цене».
Впрочем, у директора по международным операциям Citroen Жана Луи Шамла более позитивное мнение относительно российского рынка. «Я оптимист в отношении России: посмотрите, как стремительно вырос рынок в прошлый раз вслед за тем, как цены на нефть начали расти, — говорит он. — Никаких изменений в отношении нашего строящегося завода в России нет: все первоначально объявленные планы и сроки остаются в силе. Надеюсь, что к его открытию (намечено на 2011 г. ) рынок уже восстановится».
Что делает правительство?
Следуя положительному примеру европейских стран, в России c 8 марта 2010 г. была запущена государственная Программа по утилизации старых автомобилей. Данная инициатива Правительства дала дополнительную возможность гражданам приобрести новые, современные и безопасные автомобили.
Но что на самом деле предпочитают защитники русского автопрома?
Защитники автопрома предпочитают иномарки:
Череда митингов «Единой России» в поддержку антикризисных действий правительства в целом и в защиту отечественного автопрома в частности была прервана вчера более камерным мероприятием. Председатель высшего совета ЕР Борис Грызлов встретился в Думе с руководителями крупнейших автопредприятий страны. Партия обещала и дальше поддерживать производителей российских машин. Тем временем на стоянке Госдумы представителей договаривающихся сторон дожидались вовсе не отечественные авто.
Главным гостем думского спикера стал председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Вместе с ним в Госдуму прибыл и его первый заместитель, президент ОАО «Группа «АвтоВАЗ» Борис Алешин.
Председатель правления группы «ГАЗ» Сергей Занозин, гендиректора ЗИЛа, КамАЗа, ТагАЗа и «ИжАвто» Константин Лаптев, Сергей Когогин, Геннадий Ряднов и Михаил Добындо, а также главы крупных заводов, производящих автокомпоненты, – все они значились в списке прибывших на встречу с Борисом Грызловым. Партия «Единая Россия» хотела еще раз подчеркнуть, что именно она является главным защитником отечественного производителя. Видимо, потому представителей других фракций в зале не было.
Председатель Госдумы произнес довольно продолжительную речь. Он специально подчеркнул, что начинает разговор с приятного – победы команды КамАЗа в ралли Дакар. Спикер даже соизволил пошутить: мол, теперь все знают, что «за границу мы можем приехать не только на танке». Но потом Грызлов быстро перешел к претензиям, которые возникли у единороссов к автопрому в последнее время. Речь идет об уже объявленном АвтоВАЗом повышении цен. Глава нижней палаты высказался предельно жестко, назвав это «неправильным решением». И в подтверждение им была приведена цитата Владимира Путина насчет того, что «предприятия должны работать в рыночных условиях и ни в коем случае не диктовать монопольно высокие цены».
От себя Грызлов добавил, что повышение таможенных пошлин на импортные автомобили – это ни в коем случае не индульгенция и «не право немного подзаработать за счет потребителей, которым, кстати, тоже не сладко». Уже оказанные меры по господдержке автопрома думский спикер считает авансом, который обязательно придется отработать. Стоит отметить, что за последние несколько дней уже многие единороссы высказались негативно по поводу этой, впрочем, заранее предсказанной всеми экспертами реакции отечественных заводов на повышение пошлин. Ведь такой шаг фактически свел на нет весь тот пиар, который был развернут после акций в Приморье и жесткого ответа на них со стороны федеральных властей.
Остаток речи Грызлова представлял собой коктейль из перечисления мер господдержки автопрома, напутствий производителям начать наконец-то выпускать качественные авто, краткого изложения некоторых положений «Стратегии-2020» и патриотических лозунгов. Повышение таможенных пошлин на иномарки спикер еще раз назвал «необходимым, несмотря ни на какие политические факторы и давление». Обещал, что если уже принятых протекционистских шагов будет недостаточно, то последуют и другие. И даже озвучил одну перспективную задумку: ревизию всех контрактов на госзакупки, чтобы за бюджетные деньги приобреталась только отечественная техника. Кроме полностью отсутствующих в стране аналогов, естественно. Грызлов заявил, что емкий российский рынок нельзя отдавать на откуп продавцам секонд-хенда. В перспективе четыре из пяти продаваемых в России авто должны быть произведены здесь. Если этого добиться, патетически произнес он, «то когда-нибудь конкуренты будут глотать пыль от ушедших вперед «КамАЗов» не только в буквальном смысле, но и в переносном».
Чемезов был более конкретен. И кроме констатации общемирового кризисного положения в отрасли был готов поделиться новыми идеями о его преодолении. Например, об облегчении доступа предприятий к госгарантиям или о снижении налога на добавленную стоимость в автобизнесе с 18 до 12%. Все это, по его словам, позволит думать не просто о выживании, но даже и о дальнейшем развитии.
Прессу после этих VIP-выступлений попросили удалиться. Как стало известно «НГ», по итогам мероприятия должна быть выработана некая резолюция, где все высказанные новые инициативы автопрома, судя по всему, получат партийное благословение.
Между тем в распоряжении «НГ» оказался список автомобилей участников вчерашней встречи. Так вот, там авто чисто отечественных марок нет. В основном «Мерседесы», а также «БМВ», «Лексус», «Вольво», джип «Ауди Q7», тойотовские внедорожники. Патриотизм, поддерживаемый собственной пятой точкой, судя по этому списку, только-только начинает пробивать себе дорогу. Например, за одним из замов Чемезова – гендиректором холдинга «Русские машины» значилась «Волга Сайбер» – перелицованный «Крайслер» прошлого поколения. А еще представитель компании «Соллерс» – бывшего «Северсталь-авто» – прибыл на экстравагантном внедорожнике «Сан Янг Кайрон». Их эта автокомпания и собирает в России из корейских комплектующих.
Это событие произошло 30 января 2009.
Но как относимся мы к отечественному автопрому?
Как это ни прискорбно, но мы понимаем, что наш автопром не ровня иномаркам. Ведь на теже деньги за которые мы покупаем жигули, можно купить отличную поддержанную иномарку которая прослужит верой и правдой гораздо дольше жигулей. Даже на ремонт иномарки уйдёт меньше, чем на ремонт русских машин, так как мой знакомый из авто сервиса говорил вот починил иномарку и она бегает год а то и два без ремонта, а наши машины ремонтируют чутли не каждый месяц.
Но что же делать?
Мне кажется, что надо закрыть русский автопром и создать новый, на котором будем создавать настоящие русские автомобили, которые будут конкурентами лучшим иномаркам мира!
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote