Бог, желая соединить всех друг с другом, поставил все в такой необходимой связи, что с пользой одного соединяется польза другого: на том стоит весь мир. Если на корабле во время бури кормчий, пренебрегши спасением других, будет искать только своего спасения, то скоро потопит и себя, и их. Если бы каждое ремесло стремилось только к своей пользе, то и жизнь была бы невозможна, и невозможно то самое ремесло, которое бы стремилось к этому. Потому земледелец сеет жита не столько, сколько нужно для него самого, но он печется и о других; воин ополчается на опасности не для того, чтобы спасти только самого себя, но чтобы доставить безопасность городам; купец привозит не столько, сколько нужно для него самого, но и для многих других. Если бы люди не были поставлены в такую необходимость, то они не захотели бы искать пользы ближнего.
Потому Бог и соединил все таким образом и не попустил достигать своей пользы иначе, как путем пользы других. Людям свойственно идти именно таким путем к пользе ближнего. Но побуждение к этому должно исходить не отсюда, не от прагматической необходимости, а из того убеждения, что так угодно Творцу. Невозможно спастись иначе.
Если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, но не заботишься о других, погибающих, то не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею – нет мне в том никакой пользы» (Кор.13:3). Видишь ли, чего Бог хочет от нас? Хотя раздающий свое имение, по-видимому, ищет пользы не своей, а ближнего, но этой одной пользы недостаточно: надо делать это с искренностью и великим состраданием. Для того Бог и дал нам такую заповедь, чтобы соединить нас союзом любви.
Когда какой-либо человек проводит порочную жизнь, то приди к нему и исправь его (конечно, если он послушает тебя). Это ты сделаешь для его блага. Если же ты не желаешь его блага по причине нелюбви к нему, то сделай это хотя бы для своей пользы. Первое лучше второго, но если ты еще не достиг любви к ближнему, то спасай его хотя бы ради собственного блага.
Однако лучше не искать своей пользы. Зная, что ни нищета, ни мучения и ничто другое не может спасти нас, если мы не имеем любви, будем искать прежде всего ее, чтобы через любовь нам получить и другие блага настоящие и будущие. Да будут дарованы они нам благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.
Иоанн Златоуст
«Крайне трудно соединить дух отделения от зла с духом милости, доброты и прощения. Надо идти узким путем, но с широко открытым сердцем. А это очень трудно! Если мы станем настаивать на истине без доброты, то наше свидетельство будет односторонним и непривлекательным. Если же мы попытаемся проявить доброту в ущерб истине, то нанесем ущерб Господу». К.Макинтош.. «Твердо придерживайтесь Божественной истины, но при этом любите всех живущих и трудящихся для Господа. Я никогда не забуду слов епископа Виппла из Миннесоты, который был своего рода апостолом для индейцев: «Вот уже тридцать лет я пытаюсь увидеть лицо Христа в лицах тех, кто так не похож на меня».
В.Гриффит Томас