• Авторизация


ЗНАКОМСТВО С МАРКЕТРИ (от Марины Ушаковой с моим комментом) 31-07-2025 08:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


МАРКЕТРИ. Что это?


***

М арина, прекрасно это!

А х, просто - мечта поэта!

Р оскошь древесной сказки, -

К ак будто любимой ласки...

Е сть души в изделиях этих,

Т аинственность древних поэтик!

Р искнул написать об этом, -

И наче я б не был поэтом!

***


Маркетри (от франц. marquer – размечать, расчерчивать) – разновидность инкрустации по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном. Закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия. 



0 (700x466, 407Kb)








1 (700x413, 566Kb)

2 (587x700, 470Kb)



Появление маркетри (ударение на последнем слоге) стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства строганого шпона. С этого времени стали широко применять облицовывание мебели, изготовленной из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины. 



В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся до тех пор интарсию. 





4f_2ches (700x508, 470Kb)

22 (691x700, 800Kb)



В маркетри объединены два процесса: интарсия – врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другого цвета и облицовывание – наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри. 



Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Применение тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские поверхности, но и криволинейные. На рисунке показан комод английской работы XVIII в., украшенный маркетри из ореха, платана, самшита и других пород. 





23 (696x700, 735Kb)



Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль(1642 – 1732 гг.), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра. 



24 (700x628, 536Kb)

25 (700x481, 516Kb)

26 (700x499, 538Kb)



Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливались лобзиком или разрезались ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, и наоборот, Буль получал изящные переплетающиеся узоры (главным образом растительные). 



27 (700x459, 493Kb)

28 (700x600, 385Kb)



Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Эта мебель – крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира. 



29 (700x500, 623Kb)

30 (700x529, 634Kb)



Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан-Анри Ризенер, которые использовали в наборах Экзотические породы древесины – красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д. На рисунке показано бюро работы Жана-Франсуа Эбена. 



31 (700x393, 387Kb)



В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно. По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами. 



32 (700x506, 447Kb)

33 (700x458, 404Kb)



Русские мебельщики-краснодеревцы начали применять облицовывание и деревянный набор в начале XVIII в. Со второй половины XVIII в., когда в России из-за границы стали ввозить древесину экзотически пород, наборные работы получили широкое распространение. Достаточно назвать 12 панно, выполненных под руководством архитектора Антонио Ринальдидля Большого Китайского кабинета в Китайском дворце в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов под Санкт-Петербургом). Панно выполнены в технике маркетри из клена, платана, наплывов ореха, слоновой кости. Они отличаются тонким подбором текстуры и высоким мастерством исполнения. 



34 (700x542, 467Kb)

35 (700x536, 380Kb)



В конце XVIII в. маркетри стали широко применять для украшения мебели. Из наборной мебели были распространены так называемые столики-бобики, с крышкой в форме боба. Их столешницы обычно украшали набором в виде ваз с цветами или букетов цветов, иногда с гирляндами. 



Мозаикой украшали также бюро, шкафы, комоды. Русские мастера, многие из которых были выходцами из крепостных, создали немало высокохудожественных изделий с мозаичными наборами. Известными мастерами-мозаичниками были Никифор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников. Из работ Н.Васильева сохранился дубовый стол для нот, на крышке которого выполнен набор, изображающий усадьбу графа Шереметева в Кускове. В наборе применены: карельская береза, явор и мореный клен, груша, красное дерево, палисандр, черное дерево. Набор дополнен тонкой гравировкой. 



36 (700x464, 447Kb)

37 (700x691, 853Kb)



В Государственном Историческом музее хранятся два ломберных столика работы М.Веретенникова. Столики сделаны из сосны и облицованы шпоном различных пород. На крышках столиков искусно выполнены наборы архитектурных пейзажей из древесины ореха, палисандра, мореной березы, клена, груши, мореного дуба и черного дерева. 



В конце первой четверти XIX в. мозаика уступила место другим видам декорирования мебели (резьбе, накладным украшениям из металла), и лишь в начале XX в. она снова ненадолго появилась в мебели стиля модерн. В настоящее время вновь наблюдается большой интерес к деревянной мозаике. Наборное дерево обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета древесины, богатейшим природным рисунком, мягкими, благородными тонами оно приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение. 



38 (700x406, 487Kb)

39 (700x484, 428Kb)



Наибольшее применение в настоящее время получила техника маркетри. Она имеет целый ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. Именно в шпоне в полной мере проявляются особенности древесины как декоративного материала. Благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие оригинально. 



Техника маркетри позволяет с одинаковым успехом создавать простые орнаментальные украшения для мебели и других изделий и сложные тематические композиции, которыми украшают интерьеры помещений.



40 (650x460, 274Kb)

40-1 (700x466, 332Kb)

42 (700x525, 437Kb)

42-2 (700x479, 367Kb)

43 (665x700, 504Kb)

44 (700x350, 375Kb)

46 (700x353, 300Kb)

46-1 (700x332, 369Kb)

48 (532x700, 504Kb)

49 (700x525, 448Kb)

50 (700x688, 386Kb)

51 (700x488, 395Kb)

52 (592x700, 557Kb)

53 (542x700, 670Kb)

54 (588x700, 633Kb)

60 (700x525, 441Kb)

61 (700x693, 566Kb)

89 (700x418, 295Kb)

IMG_7161 (700x466, 457Kb)

marketri5 (700x466, 432Kb)

э (700x461, 351Kb)

ю (700x284, 246Kb)

я (700x468, 418Kb)

яя (700x490, 451Kb)



 



https://vk.com/pages?oid=-49862981&p=История%20маркетри



 



 



 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Ох ты ж!!! Красота какая!!!
Ответ на комментарий Кахетинка # Да... Это не каждому... художнику дано...


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗНАКОМСТВО С МАРКЕТРИ (от Марины Ушаковой с моим комментом) | Славка_Ядин - обо всём | Лента друзей Славка_Ядин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»