БЕЛОМОРКАНАЛ
[750x13]
20 июня 1933 года было завершено строительство Беломорско-Балтийского канала им. И.В.Сталина.
[750x13]
[370x209]Беломорско-Балтийский канал – это грандиозное сооружение даже по сегодняшним меркам: более ста сложнейших гидротехнических объектов были построены за 1 год и 9 месяцев. В его систему входят 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков и другие гидротехнические сооружения. Так как средняя глубина канала около 5 метров, до 1950-х годов он практически не использовался для судоходства. Построен канал был при минимальных затратах металла и цемента – основными строительными материалами были дерево, камень и песок, а также без особой техники – топором и лопатой, зубилом и кувалдой. Однако особенность этой стройки не только в технических достижениях. Канал строили более ста тысяч заключенных.
Путь, которым прошёл канал, был известен с древних времён. В географическом описании России "Книга Большому Чертежу"(1627) Беломорский путь указан с расстояниями между реками и озёрами, входившими в состав пути. Петр I использовал этот путь, оценив его стратегическое значение в войне со Швецией. Позже составлялись проекты, проводились изыскания, возникали акционерные общества. Только после Октябрьской революции проект соединения Белого моря с Онежским озером был осуществлен.
[147x333]
Знаки различия
ГУЛАГа
Для постройки канала при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. 3 июня 1930 года было решено "при определении стоимости работ учесть возможности привлечения уголовного труда к этим работам". В связи с этим "при проектировании стройки было уделено большое внимание удешевлению всех сооружений и доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов".
По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев – с сентября 1931 года по апрель 1933 года (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км – 10 лет). Нужно также учесть, что на сооружение Беломорканала не было выделено валюты, ОГПУ должно было обеспечить строительство канала без лишних материальных издержек. Люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно поступали на "великую стройку".
Кураторами стройки стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Начальником строительства назначается Лазарь Коган. На Беломорканале прославился и другой известный "соловецкий деятель" – Натан Френкель.
Весной 1932 года Генрих Ягода, тогда еще заместитель председателя ОГПУ, и заместитель прокурора Верховного суда СССР Катаньян утвердили "Положение об особых правах начальника ГУЛАГа тов. Когана Л. И. и помощника начальника ГУЛАГа тов. Якова Рапопорта на строительстве Беломорско-Балтийского водного пути, выполняемого силами заключенных". В соответствии с Положением им предоставлялось право в
[290x242]административном порядке единолично увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину. Перечень включал 15 конкретных нарушений. Вместе с тем допускалось применение такой меры и за иные проступки. Важно подчеркнуть, что решение об увеличении срока заключения обжалованию не подлежало.
К 1 мая 1932 года на строительстве канала было занято 100 тыс. рабочих, из которых 60 тыс. размещалось в бараках. Остальные жили в палатках и иных постройках временного типа. Без современной техники, без достаточного материального обеспечения руководство стройкой добилось по многим объектам нормы выработки, превышающие единые всесоюзные нормы.
В июне 1933 года Ягода докладывал Сталину о готовности Беломорканала. В июле этого же года Сталин, Ворошилов и Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. А в августе на Беломорканал направляется десант из 120 писателей и журналистов для ознакомления с чудом социалистической экономики. Они беседуют с заключенными, которые, конечно же, хвалят партию и великого вождя за предоставленную им возможность искупить свою вину ударным трудом на великой стройке, с руководителями сооружения объекта, совершают прогулки по каналу.
В результате этой поездки 36 писателей (среди них Максим Горький, В.П.Катаев,
[367x246]В.В.Иванов, В.М.Инбер, А.Н.Толстой, М.М.Зощенко и др.) выпускают книгу о героическом труде создателей Беломорканала и посвящают ее XVII съезду ВКП(б). Писатели поведали читателям советской страны о необычайно высоких темпах роста социалистической экономики, об ударном труде производственников на сооружении канала, об ущербности европейско-американского капитализма, о героических усилиях чекистов по организации работ и по "перековке" заключенных.
По понятным причинам в книге ничего не говорится о жестокости порядков, о голоде, гибели тысяч людей и унижении их человеческого достоинства. Правда, в связи с окончанием строительства Беломорско-Балтийского водного пути ЦИК СССР постановил досрочно и без всяких ограничений освободить значительное число заключенных, "особо проявивших себя ударниками, имеющих особые заслуги по указанному строительству".
Источник:
http://www.opoccuu.com/200611.htm