• Авторизация


БЕЛОМОРКАНАЛ 20-06-2013 10:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


БЕЛОМОРКАНАЛ

[750x13]
20 июня 1933 года было завершено строительство Беломорско-Балтийского канала им. И.В.Сталина.
[750x13]

[370x209]Беломорско-Балтийский канал – это грандиозное сооружение даже по сегодняшним меркам: более ста сложнейших гидротехнических объектов были построены за 1 год и 9 месяцев. В его систему входят 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков и другие гидротехнические сооружения. Так как средняя глубина канала около 5 метров, до 1950-х годов он практически не использовался для судоходства. Построен канал был при минимальных затратах металла и цемента – основными строительными материалами были дерево, камень и песок, а также без особой техники – топором и лопатой, зубилом и кувалдой. Однако особенность этой стройки не только в технических достижениях. Канал строили более ста тысяч заключенных.

Путь, которым прошёл канал, был известен с древних времён. В географическом описании России "Книга Большому Чертежу"(1627) Беломорский путь указан с расстояниями между реками и озёрами, входившими в состав пути. Петр I использовал этот путь, оценив его стратегическое значение в войне со Швецией. Позже составлялись проекты, проводились изыскания, возникали акционерные общества. Только после Октябрьской революции проект соединения Белого моря с Онежским озером был осуществлен.

[147x333]
Знаки различия
ГУЛАГа

Для постройки канала при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. 3 июня 1930 года было решено "при определении стоимости работ учесть возможности привлечения уголовного труда к этим работам". В связи с этим "при проектировании стройки было уделено большое внимание удешевлению всех сооружений и доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов".

По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев – с сентября 1931 года по апрель 1933 года (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км – 10 лет). Нужно также учесть, что на сооружение Беломорканала не было выделено валюты, ОГПУ должно было обеспечить строительство канала без лишних материальных издержек. Люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно поступали на "великую стройку".

Кураторами стройки стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Начальником строительства назначается Лазарь Коган. На Беломорканале прославился и другой известный "соловецкий деятель" – Натан Френкель.
Весной 1932 года Генрих Ягода, тогда еще заместитель председателя ОГПУ, и заместитель прокурора Верховного суда СССР Катаньян утвердили "Положение об особых правах начальника ГУЛАГа тов. Когана Л. И. и помощника начальника ГУЛАГа тов. Якова Рапопорта на строительстве Беломорско-Балтийского водного пути, выполняемого силами заключенных". В соответствии с Положением им предоставлялось право в [290x242]административном порядке единолично увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину. Перечень включал 15 конкретных нарушений. Вместе с тем допускалось применение такой меры и за иные проступки. Важно подчеркнуть, что решение об увеличении срока заключения обжалованию не подлежало.

К 1 мая 1932 года на строительстве канала было занято 100 тыс. рабочих, из которых 60 тыс. размещалось в бараках. Остальные жили в палатках и иных постройках временного типа. Без современной техники, без достаточного материального обеспечения руководство стройкой добилось по многим объектам нормы выработки, превышающие единые всесоюзные нормы.

В июне 1933 года Ягода докладывал Сталину о готовности Беломорканала. В июле этого же года Сталин, Ворошилов и Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. А в августе на Беломорканал направляется десант из 120 писателей и журналистов для ознакомления с чудом социалистической экономики. Они беседуют с заключенными, которые, конечно же, хвалят партию и великого вождя за предоставленную им возможность искупить свою вину ударным трудом на великой стройке, с руководителями сооружения объекта, совершают прогулки по каналу.

В результате этой поездки 36 писателей (среди них Максим Горький, В.П.Катаев, [367x246]В.В.Иванов, В.М.Инбер, А.Н.Толстой, М.М.Зощенко и др.) выпускают книгу о героическом труде создателей Беломорканала и посвящают ее XVII съезду ВКП(б). Писатели поведали читателям советской страны о необычайно высоких темпах роста социалистической экономики, об ударном труде производственников на сооружении канала, об ущербности европейско-американского капитализма, о героических усилиях чекистов по организации работ и по "перековке" заключенных.

По понятным причинам в книге ничего не говорится о жестокости порядков, о голоде, гибели тысяч людей и унижении их человеческого достоинства. Правда, в связи с окончанием строительства Беломорско-Балтийского водного пути ЦИК СССР постановил досрочно и без всяких ограничений освободить значительное число заключенных, "особо проявивших себя ударниками, имеющих особые заслуги по указанному строительству".

Источник: http://www.opoccuu.com/200611.htm
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
сколько людей положили на его строительстве.хорошего дня Саша.
NINA_253 20-06-2013-10:32 удалить
Александр,благодарю за интересный пост.А папиросы,я помню отец курил за 22 копейки.
[500x500]
ТАТКУ 20-06-2013-11:33 удалить
Ответ на комментарий соня_лифинская # Вы правы, канал забрал много жизней...
ТАТКУ 20-06-2013-11:36 удалить
Ответ на комментарий NINA_253 # Благодарю. Мой отец курил только папиросы и только "Беломор"...
Отличного настроения и удачи!!!
Роза распускается (69x100, 28Kb)
пока строили много погибло людей
ТАТКУ 21-06-2013-08:50 удалить
Ответ на комментарий Мечтающая_Ирина # Вы правы, людей погибло много...
Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки...
Ответ на комментарий ТАТКУ # а мне кажется что цифры уменьшены..
ТАТКУ 21-06-2013-09:14 удалить
Ответ на комментарий Мечтающая_Ирина # Согласен, этого исключать нельзя...
Раиса_50 18-07-2013-07:32 удалить
если бы только на строительстве Беломорканала....
ТАТКУ 18-07-2013-08:21 удалить
Ответ на комментарий Раиса_50 # Вы правы. Людей много полегло...


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник БЕЛОМОРКАНАЛ | ТАТКУ - Дневник ТАТКУ | Лента друзей ТАТКУ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»