Божественные деревья
[показать]
Кто же этот Бог, который выше всех? А тут и гадать нечего. Наши деды-прадеды так и называли его – Вышний. Потому, что он был выше всех и выше всего. У Него не земле свое дерево – вишня. Старики когда-то так и говорили: «Бог вишню любит».
Да и для людей это дерево было священным. Ее цветущими ветками приветствовали наступившие весну и лето. Из меда и вишен варили специальный компот – «взвар» и пили его, вспоминая своих прадедушек и прабабушек. Когда мальчики подрастали и приходило им время защищать Родину, мамы провожали их словами: «Да сохранит тебя Вышний!» Если люди женились весной, им надевали на головы венки из цветов вишни и желали: «Пусть даст вам Вышний счастья, совет и любовь!» Ну, а когда люди становились совсем старенькими и ноги их уже плохо слушались, то они вырезали себе палку из вишневого дерева. Опираясь на нее, ходили по делам или друг к другу в гости. Еще корой этого священного дерева лечились от многих болезней: заваривали ее и пили этот вкусный и пахучий чай. В общем, вишня – священного дерево бога Вышнего, была с людьми всю жизнь, от молодости до старости.
[показать]
Вышень – не самый известный из русских богов. Ведь из «Повести временных лет» мы знаем имена и других богов, для почитания которых великий князь Владимир Святославич устроил в Киеве святилище. Как же тогда с утверждением, что до принятия христианства наши предки поклонялись одному Богу? А, если были и другие, то кто из них главный, а кто второстепенный?
Это очень важные вопросы, которые занимали умы многих ученых на протяжении столетий. Все началось с того, что в Древним Риме построили храм Пантеон, что означает в переводе «все боги». В этом храме устанавливали статуи богов народов, подчиненных Римской империей. Затем возникло понятие структуры богов, когда во главе семьи небожителей должен был находиться царь богов – Громовержец (у греков – Зевс, у римлян – Юпитер). Чуть ниже по положению находилась его жена – Гера или, соответственно в Риме, - Юнона. Несколько в стороне пребывали братья и сестры Громовержца. А дальше шли их дети – богиня любви, бог войны, богиня охоты, бог-кузнец и все прочие. Вот такая была схема. Чьи боги не вписывались в нее, тот народ считался отсталым потому, что не додумался до подобной иерархии. Таким же образом ученые пытались выстроить германским и кельтских богов, но не очень-то у них получалось: схема оказалась искусственной и нежизнеспособной. Например, скандинаво-германский верховный бог Один (или Вотан) не был громовержцем. Ему, скорее, пристало звание черного колдуна, шамана. Громы и молнии метал Тор, но он не был главным богом. У кельтов и вовсе не удалось отыскать «самого-пресамого» главного.
Еще хуже обстояло дело со славянской мифологией. Наши боги никак не получалось сложить «кучкой» и посадить сверху «царя горы». Кто ж у нас главный, Перун? Да ведь он второстепенный бог, куда ему править!
Над этой проблемой мучался еще Ломоносов, стараясь доказать немецким ученым, что мы тоже «не лыком шиты». Сохранились его черновики, где Михаил Васильевич известный его мифологических персонажей располагал в столбики, где первыми были римские боги, а вторыми – наши небожители, им, якобы, соответствующие:
[показать]
«Юпитер - Перун
Юнона - Коляда
Нептун - Царь морской
Тритон - Чуда морские
Венера - Лада…»
Ничего не получалось. Во-первых, Перун по своему положению вовсе не царь богов, Коляда – мужчина, Лада не только богиня любви, но и семейного счастья, что не свойственно ветреной красотке Венере. Дальше и вовсе никак: с кем сравнить Мать Сыру Землю, с Деметрой? А кто ж тогда ее дочь, Персефона, богиня злаков и, по совместительству, владычица подземного мира? Неужели мы, и вправду, не вписываемся в римскую схему, нет у нас своего пантеона богов и потому наших предков следует считать дикарями?
Зря так огорчался Ломоносов. В его времена многое из того, что открыто нам сегодня, было не известно. Чего же не знал Ломоносов? Во-первых, того, что большинство греческих и все римские боги были заимствованы у наших с вами предков. Греки, не делая из этого секрета, взяли их у своих предшественников по Пелопоннесу, праславян-пеласгов. Так, например, громовержец Дый превратился в Зевса, а гиперборейцы брат и сестра Аполлон и Артемида, Волчий пастырь и Мать-медведица, занялись искусством и охотой.
Римляне точно так же поступили со своими учителями этрусками, так же нашими предками, переселившимися в итальянский край Апулию из Малой Азии (нынешняя Турция). Этрусский громовержец Тин стал у римлян Юпитером, его жена Уни, слегка изменив имя, превратилась в Юнону. Мудрая дева-воительница Менрве – Минервой (у греков это – Афина), силач Херкле – полубогом Гераклом.
[показать]
Второй секрет, неведомый в России XVIII века, состоял в том, что наши предки, которые жили не по берегам Средиземного моря, а на евразийских просторах, сохранили более древнюю и мудрую веру. У наших предков божественный сын не боролся с отцом за власть над миром, не было у нас Зевса поднявшего руку на Кроноса (тот, в свою очередь, изуродовал собственного отца Урана, деда Зевса). В русской мифологии отец и его дети были неразделимы, они оставляли единое целое и потомки составляли продолжение своего предка. У них, действительно, были разные имена, но все наши боги были единым существом, единым Богом. А люди – правнуки Сварога, составляли часть этой семьи. Сюда же органично входили и все явления окружающего мира, созданные Творцом. Все это было похоже на могучее древо,где листья,ветви,корни и мощный ствол составляют один организм. Сможет ли лист спорить с ветвью,на которой вырос?По силам ли ветке соперничать со стволом?
Наверное, трудно сейчас представить, что некогда мир был неразделенным, что всё и все находились в нем в единстве, а потому в нем царили тишь и благодать,все в нем было ладно и дела шли на лад. Что ж,к этому нужно привыкнуть.
Важно сказать еще вот что. Сейчас многие авторы, не оставляя идеи выстроить наших богов в ряд, пытаются сочинить для наших предков веру, о которой те и слыхом ни слыхивали. Мы ничего придумывать, как это ни заманчиво, не станем, а будем рассказывать вам лишь то, о чем известно достоверно. Даже если это покажется странным и непривычным.
Ну, а пока продолжим рассказ о божественных деревьях. И начнем с самого могучего – векового дуба, воспетого Александром Сергеевичем Пушкиным:
- У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Дуб в древние времена был деревом «деда богов» - Сварога, а потом перешел по наследству к его сыну, богу грома Перуну. Дубовые рощи – дубравы, были священными для наших прадедушек и деревья там нельзя было рубить ни в коем случае. Дубы там стояли и сто, и двести лет, пока сами не умирали от старости. Оставался только позеленевший от древности ствол. К нему относились с особым почтением, как к мудрому старику. Богатыри делали из веток дуба палицы, которыми били врагов. Из коры и листьев дуба варили лекарства, из дубовых «яблочек», которые растут на листьях этого дерева, получали чернила. В старину из желудей варили кофе и еще умели делать из них вкусное печенье. Из коры дерева получали специальные вещества, которыми обрабатывали меха и кожи, чтобы сделать из них дубленки. И сегодня еще можно узнать по названиям городов те места, где когда-то находились священные дубравы. От реки Дубна, впадающей в Волгу, начинается канал имени Москвы. А на берегу самой реки Волги стоит славный город Дубовка. Есть в Белоруссии город Дубровно, на Украине – Дубляны, Дубно, Дубровица, в Молдавии – Дубоссары, в Хорватии – Дубровник.
А вот другое дерево, липа, было посвящено богини любви красавице Ладе. Эти деревья высаживали кругами – получалось что-то вроде парка-лабиринта. Туда ходили собирать ароматный цветы липы и зимой добавляли их в чай. И лечились этим чаем от простуды. Ну, а липовый мед и сегодня считается самым вкусным и полезным.
Больше всего наши предки любили березу – священное дерево бога Семаргла. Ее украшали лентами и цветами, ходили вокруг нее хороводы, пели песни, вешали на нее орехи и сладости для детей.
Священным деревом на Руси была калина, пели о ней песни: «Калинка-малинка моя». Ее любили все, а из ее ягод делали варенье, пастилу, сушили их и клали в пироги.
Богам были посвящены многие травы. Особенно те, из которых готовили священный «солнечный» напиток – суряницу или квас. Потом забыли, из каких трав надо варить суряницу и стали использовать хлеб. Тоже получалось вкусно. Сейчас квас готовят из концентрированных продуктов и получается уже не очень вкусно. И, конечно, в таком напитке нет уже совсем ничего священного.
[показать]
Вышний – в русской мифологии древнейший бог, создатель Вселенной, прародитель всех богов. В «Словаре живого великорусского языка» Владимира Даля написано: «Вышний, кто или что выше. Вышний, Всевышний, Бог». Об этом существует пословица: «Бойся Вышнего, не говори лишнего», то есть - не лги. Слышится имя этого бога и в других поговорках: «Вышина гор и глубина морей - все Божье дело» или - «до царя далеко, до Бога высоко». Для наместника Бога на земле, императора, существовал титул, подчеркивающий его высоту над людьми – ваше императорское высочество.
Сварог – сын Вышня, бог неба – Сварги, в сказках – «Старик». Сварог сварганил Сваргу – создал небесный мир богов. Сварганить – то же, что и сварить, изготовить с применением огня, иногда - обжечься. Например, говорили, что «весною солнце лицо сварит, обожжет».
Перун - бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В IX-X веках на Руси - покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона. В словаре Даля описана его внешность: «в Белоруссии его описывают: это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огненные стрелы». В тех же краях, когда ругаются, говорят: «А что б тебя Перун ударил!» Если же заслышат какой-то шум, восклицают: «Какой там Перун стучит?!» Перуном называли так же гром или молнию. Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут». Между тем, значение имени этого бога долгое время оставалось неясным. Владимир Иванович Даль предполагал: «Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истребителя, испрашителя; если от переть, пря, то - попирателя или воителя. Между тем, чтобы понять смысл какого русского слова можно сравнить его со значениями в родственных индоевропейских языках. Так, например, индоевропейский корень «пер» означает – «чудо», древние ирландцы называли небо - «спейр». То есть, можно понять, что имя Перуна, скорее всего, означает - «чудо в небесах». Кроме того, на общем языке индоевропейцев слово «перк» означало дуб. Литовцы Перуна называли Перкунасом, а славяне поклонялись Перуну у его священного дерева, дуба. На юге России говорили «дать дуба» вместо – умереть или отдать Богу душу. Слово «смерть», «умереть» нельзя было произносить вслух, иначе она могла прибыть раньше времени: как скажешь,так и произойдет. «Дал дуба» говорили о мужчине, к женщинам это понятия не применялось. Буквально это означало, что душа,взойдя по дубовому стволу,оказывалась в небесном царстве у Перуна. У скандинавов небесная обитель павших героев называлась Вальхаллой и ее властелином был верховный бог Один. У русов царство небесное имело собственное название – Синяя Сварга.
Лада – в русской мифологии «прародительница мира», в сказках – «Бабушка». Не смотря на почтенный возраст, Лада сохраняла молодость и красоту, была богиней любви и красоты. Ладами на Руси называли любимых, супругов. В «Слове о полку Игореве» горюя, восклицает: «Уже нами своих милых лад ни мыслю смыслити!» - то есть, уже не увидим своих мужей живыми. Она укоряет Солнце за то, что оно немилосердно печет русских воинов: « Чему, господине (т. е. солнце), простре горячую свою лучу на ладе вои?» Ладить свадьбу что-нибудь означало готовить ее. Ладить с кем-то – значит, жить в мире и согласии. Ладный человек – стройный, красивый. О некачественном изделии (или человеке) говорили: «Не ладно скроен да крепко сшит». Когда с чем-то соглашаются, говорят: «Ладно!» Ну, а проклинают словами: «Будь ты неладен!»
Семаргл – крылатый бог растительности и весны. В последующих главах мы расскажем о нем подробнее.
[показать]
Сурья – общеарийский бог Солнца. В его честь из трав варили священный напиток – суряницу, который индийцы называли сомой, а русские в более поздние времена – квасом, переименованным в честь другого бога, Квасуры (в мифах скандинавах – Квасир). Имя Сурьи сохранилось так же в русском воинском кличе. Сначала он звучал - «сура», затем просто – «ура».
Миролюбов пишет: «На юге Руси летом делали квас из катрана, огуречной травы и красного клевера («люцерны») с овсяной соломой. Все это вместе заваривали, а затем заправляли дрожжами. Напиток получался крепкий, кисловато-горьковатый. Когда же не было времени, просто наливали воды на куски хлеба и делали кислый квас - «Суровец».
Имена богов в географических названиях.
Имена древних богов запечатлены во многих географических названиях. Имя Вышня, например,в древнем Вышгороде (в летописях упоминается с 946 года) на Украине, в 18 километрах от Киева. Имя его сына, Сварога, запечатлено в названии польского города Сварожина, что вблизи Гданьска. В Болгарии есть старое селище Перунград и горная вершина Перун. В этом ряду находятся город Перник, который изначально Перуником. О Велесе нам напоминают Волосов Яр в Винницкой области Украины, Волосова улица в Новгороде, река Велеса, впадающая в Западную Двину. На Владимирской земле некогда был Волосов-Николаевский монастырь, построенный на месте Велесова торжища. Имя бога бесшабашной молодости и вешнего солнца, Ярилы слышится в Яриловом Поле, что в Костроме, Яриловой Роще под Кинешмой, селе Ярилово в Дорогобуже, Яриловичах в Тихвинском и Валдайском уездах и Яриловой Долине, около города Владимира. Мокошь, покровительница женщин, оставила память по себе на землях западных славян, в Мокошин-Верхе, а на юге Славии, в Хорватии есть село Мокошица и течет река Мокошь.
(Названия божественных деревьев в географии): Дубна – река и город в Российской Федерации, в Московская области. Международный Объединенный институт ядерных исследований. У Дубны начинается канал имени Москвы, пристань Большая Волга. Дубовка - город в Российской Федерации, в Волгоградской области, пристань на реке Волге, у Волгоградского водохранилища, в 50 километрах от Волгограда. Дубровно - город (с 1773) в Белоруссии, в Витебской области. Известен с 16 века.Дубляны - город на Украине, в Львовской области.Дубно - город на Украине, в Ровенской области. Известен с 1100 года. В городе сохранились замок и дворец князей Острожских (15-17 веков), дворец Любомирских (18 век) и другие архитектурные памятники.Дубровица - город на Украине, в Ровенской области, на реке Горынь. Известен с 12 века.Дубоссары - город в Молдавии, на левом берегу реки Днестр.Дубровник - город в Хорватии, порт и курорт на Адриатическом море. Основан в 7 в., был заселен славянами. В средние века центр Дубровницкой республики. В 15-17 вв. культурный и научный центр на Балканах («Славянские Афины»).
[показать]
(Троицкие песни о деревьях).
О дубах и березах:
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые!
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы.
Ио, ио, семик, да Троица!
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут,
К вам красные;
К вам пироги несут,
Лепешки, яичницы.
Ио, ио, семик да Троица.
О липе:
Ай, во поле, ай, во поле,
Ай, во поле липинька!
Под липою, под липою,
Под липою бел шатер,
Во том шатре, во том шатре,
Во том шатре стол стоит,
За тем столом, за тем столом,
За тем столом девица
Рвала цветы, рвала цветы,
Рвала цветы со травы.
Вила венок, вила венок,
Вила венок с огороды…
[показать]
О березе:
Береза моя, березонька!
Береза моя белая,
Береза моя кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки.
На тебе, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
Семик поют.
Под тобою, березонька,
Красны девушки
Венок плетут.
Что не белая березонька
К земле клонится;
Не шелкова травонька
Под ней расстилается;
Не бумажны листочки
От ветру раздуваются.
Под этой березонькой
С красной девицей
Молодец разговаривает.
[показать]
(Пословицы о деревьях).
Вишня: «Сладко вишенье, да барско кушанье. С барами не ешь вишенья, костьми забросают»
Дуб: «Держись за дубок: дубок в землю глубок», «велик дуб, да дупляст, а мал дуб, да здоров», «ты ему про дубовый, а он свое: осиновый де крепче!»
Липа. Загадка: «Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый? Ответ - бочка, обручи, гвоздь.
Береза: «Береза не угроза: где стоит, там и шумит».
Квас: «и худой квас лучше хорошей воды», «ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом», «у нашего хозяина два кваса: один как вода, а другой пожиже».
[показать]