Это цитата сообщения
Cayetana_de_Alba Оригинальное сообщениеРэнкавка (Rękawka) – пасхальный обычай, неразрывно связанный с историей и традициями старого Кракова, происходящий во вторник после Пасхи на холме Крака и Кшемёнках Подгурских (Krzemionki Podgórskie - так называется южная часть города).
[699x525]
Обычай этот связан с легендой об этом холме, насыпанном людьми после смерти короля.
[700x525]
Предание гласит, что землю на холм носили в широких рукавах, отсюда и название «Rękawka»:
«Gdy przyszło do sypania mogiły, kto żyw nosił ziemię. A noszono ją, jak kto mógł: koszami, w cholewach butów, a najczęściej w rękawach szytych wedle starej mody – obfitych, szerokich, bufiastych».
(Jan Adamczewski, «Legendy Starego Krakowa»).
[699x492]
Есть версия также, что название «Rękawka» происходит из праславянского языка – об этом свидетельствуют чешское слово «rakew», что означает гроб, и сербское «рак» - могила.
[700x509]
На аналогичную этимологию указывает одна из эпиграмм Яна Кохановского, в которой «Rękawka» означает «могила, насыпанная руками». Рэнкавка своими корнями, несомненно, восходит к языческим балто-славянским обрядам весенних Дзядов (древний культ поминовения усопших предков), связанным с периодом весеннего солнцестояния.
[508x699]
Однако сам обряд Дзядов, в отличие от народной традиции Рэнкавки, не имеет ничего общего с ношением земли в рукавах, хотя тоже относится к культам поклонения усопшим.
[699x494]
Обычай Рэнкавки среди местного населения был невероятно популярен и продолжался на протяжении многих веков.
[525x698]
Реакцией католической церкви на живо практикуемые языческие обряды Рэнкавки в XI-XII веке было принятие решения о строительстве у подножия холма Крака - места языческого культа - небольшого костельчика.
[699x491]
Его назвали именем Св. Бенедикта, чей праздник, 21 марта, приходился как раз на день традиционного обряда Рэнкавки – чтимого язычниками дня весеннего равноденствия.
[699x497]
Еще в XIX веке на холме устраивались символические «похороны» умерших, которым посвящали хлеб, яблоки, а потом и яйца – продукты, которые в древних верованиях имели некую власть: притягивать добро, защищать от зла, и «кормить» душу умершего.
Święto Rękawki. Tygodnik Ilustrowany 7/19 maja 1860
[699x544]
Отсюда происходит обычай сбрасывать продукты, сладости и деньги (в верхних слоях при археологических раскопках были найдены монеты, относящиеся к разным историческим периодам) со склонов холма прямо в руки местной бедноты, нищих студентов-жаков и детишек.
[516x698]
Описание обряда Рэнкавки можно найти во в «Księgach Hetmańskich» Станислава Сарнецкого (Stanisław Sarnecki) второй половины XVI века:
«Szczepili lucos z drzew osobliwych, gaiki i pieniądze szczero-srebrne, które zowią świętego Jana pieniędzmi rozsiewali /…/ i igrzyska rozmaite sprawowali»
[700x492]
До середины XIX века обряд Рэнкавки происходил на холме Крака, но после того, как здесь велись земляные работы по строительству железнодорожных путей, действо переместилось выше костела Св. Бенедикта - в северную часть взгорья Лясоты и веселые народные гулянья были объединены с церковным праздником в честь этого святого.
В период австрийской оккупации (аннексии), в 1836 году обряд Рэнкавки был запрещен. Тем не менее, обычай сбрасывать пищу австрийские власти запретили указом только в 1897 году – из-за сцен «дантовского ада», которые при этом происходили)). Перекрыта была даже дорога на холм. Власти планировали строить здесь артиллерийский форт, и им совершенно не нужны были здесь толпы людей, шум и возможная агрессия со стороны собравшихся под холмом горожан.
[507x699]
Роман Келковски (Roman Kiełkowski) в «Historiach spod Kopca Krakusa» писал:
«Na straganach spożywczych zwoje kiełbas, wędzonka i salcesony, obok białego pieczywa razowiec, piwo ciemne i jasne, a dla dam i niezliczonych chmar dzieciarni i wyrostków stosy drożdżowych ciast przeplatane słonecznikami kołaczy z żółtymi tarczami smakowitego sernika w pośrodku. Że człek nie tylko chlebem żyje, więc sąsiedni stragan zapraszał do kupna błyszczących świetnie paciorków, korali, naszyjników i paciorków z czerwonymi i zielonymi oczkami. (...) Przez cały dzień kotłowały tu tłumy napływające z Krakowa i okolicy, najliczniejsze w godzinach popołudniowych. Rasowych dreszczy sportowych dostarczały szczególnie dwie konkurencje, stanowiące w okresie przed pierwszą wielką wojną szczyt wyczynów sportowych każdej Rękawki. Były nimi spinanie się na szczyt wysokiego słupa wysmarowanego talkiem oraz wyścigi w workach. (...) Wieczorem temperament młodzieży wyżywał się głównie w tańcach na zielonej murawie, przy dźwiękach niezmordowanych orkiestr. Królowała polka, przeplatana sentymentalnym walcem».
[499x699]
Несколько лет назад по инициативе Дома Культуры «Podgórze», районного совета и исторического клуба «Drużyna Wojów Wiślańskich KRAK», обычай Rękawki вернулся в родные места – под курган. Он получил характер стилизованного средневекового фестиваля, где шутливые фехтовальные поединки заменили рыцарские турниры, а сбрасывание продуктов с вершины холма заменила ярмарка экологически чистых продуктов у его подножия. В дополнение к демонстрации средневековых ритуалов здесь представлены традиционные ремесла, такие как керамика, бондарное дело, плетеные изделия, художественная ковка и другие. И все это происходит в атмосфере недавно отпразднованной Пасхи.
[699x503]