• Авторизация


Я обещала вам сказать о солнечном персидском годе 12-04-2004 08:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Я обещала вам сказать о солнечном персидском годе !
Этот текст я нашла по интернету .

НОУРУЗ

Автор: Зартошт Атаоллахи

Термин "Ноуруз" состоит из двух персидских слов: "ноу" (новый) и "руз" (день). Ноуруз — циклическое начало летосчисления — является важнейшим праздником ариев, который уже на протяжении многих тысячелетий отмечается в первый день первого месяца иранского солнечного календаря (день Ормазд месяца Фарвардин), то есть в начале третьей декады марта.

Ноуруз — праздник весны, весеннего равноденствия, время вступления Солнца в зодиакальный знак Овна. Согласно представлениям древних иранцев, весь мир был сотворен в момент восхода Солнца из головы Овна (то есть во время пребывания светила в начале этого знака), и именно в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла.

Ход и порядок многих действий и явлений определялись в древности движением небесных светил — звезд и планет. Так, считалось, что зодиакальный знак Скорпиона приносит горе, поэтому в период нахождения Солнца в этом знаке все дела следовало завершать, стоя спиной к Солнцу. В первый день первого месяца после восхода утренней звезды наступали часы Юпитера, и многие домашние дела, в особенности такие как приготовление ритуальной праздничной еды и выпечки в виде замысловатых фигурок с узорами, следовало завершить именно в эти часы. Дети в это время находились вне дома — мальчики играли с крашеными яйцами, а девочки качались на качелях. Крашеные яйца и качели были необходимыми атрибутами праздника. Уборка жилых домов также проводилась в часы Юпитера, а мусор из дома выносили в сторону созвездия Скорпиона. Затем хозяйка дома, надев лучшие одежды, входила в дом. Сам дом украшался зелеными ветками — как правило, яблоневыми и гранатовыми.

Ноуруз имеет очень древнюю историю, и многие представления, связанные с ним, приобрели со временем мифический и даже сказочный оттенок. В национальных поэмах ариев Ноуруз упоминается как начало царствования Шаха Джамшида. Этот день для древних иранцев имел такое огромное значение, что многие судьбоносные события в своей истории и истории других народов они связывали с Ноурузом — в их числе можно назвать победу Киюмарса над злым циклопом, гибель зловещего Заххака от руки кузнеца Кавы, всемирный потоп и спасение Ноя, начало царствования Соломона и многие другие.

Ноуруз был символом вечности, здоровья и познания. Порой его праздновали на протяжении всего месяца, но самыми важными считались первые 5-6 дней. В каждый из этих дней Шах, восседая на троне, принимал своих подданных. Профессиональные музыканты и певцы исполняли мелодии и песни, посвященные каждому дню и даже часу Ноуруза.

Обычаи и традиции опираются на определенные философские идеи и представления. Уборка домов, примирение поссорившихся ранее людей, пребывание в 13 день вне дома, выращивание всходов в посуде, подметание площадок около дверей домов с предварительным опрыскиванием водой, свечи, зеркала, маленькие красные рыбки, крашеные яйца, блюда и продукты праздничного стола — все это имеет глубокий внутренний смысл.

Древние иранцы верили, что в дни Ноуруза добрые ангелы (Фэрэштэ), спускаясь с небес, приносят людям изобилие и благоденствие, но не посещают дома, в которых имеется грязь и пыль прошлого года, а также дома, в которых люди не живут в мире и согласии друг с другом. Именно эти два требования добрых ангелов послужили основой для введения двух важных ритуалов Ноуруза — тщательной предпраздничной уборки и ремонта домов и примирения враждующих между собой людей. Число 13 в представлении древних иранцев считалась зловещей, потому бытовало поверье, что удача отвернется от тех, кто в тринадцатый день первого месяца будет находиться дома. Так возник еще один ритуал — Сизда бе дар (тринадцатое вне дома), который соблюдается и по сей день: в тринадцатый день все иранцы со своими семьями выезжают за город, на природу, веселятся и отдыхают.

Почти все традиции и этические основы, связанные с Ноурузом, сохранились по сей день такими же, какими они были в древности, и являются предметом глубокого почтения иранцев.

Аму Ноуруз (Дядюшка Ноуруз)

За несколько дней до Ноуруза на улицах и площадях городов появляются люди, оповещающие о приходе праздника. Этих людей называют Аму Ноуруз или Хаджи Ноуруз. Они имеют специальную церемониальную одежду красного цвета, с остроконечным головным убором, лицо красят специальной мазью черного цвета и с гуслями в руках идут по улицам и дворам, читая стихи и распевая песни.

Ритуал милосердия

Для того, чтобы все люди одинаково радовались приходу Ноуруза, состоятельные люди спешат на помощь нуждающимся — оказывают материальную поддержку, переводят деньги на заранее объявленные банковские счета или приносят деньги и подарки в общественные организации, которые занимаются сбором пожертвований и подарков. Совокупность всех этих процедур в Иране называют праздником милосердных. Собранные за эти дни средства передаются сиротским домам, интернатам, домам престарелых, семьям без попечителей и опекунов, малообеспеченным студентам и учащимся и другим нуждающимся. Каждый интересуется материальным состоянием своих соседей и помогает им в случае необходимости. Делается все, чтобы Ноуруз был действительно всеобщим праздником, периодом всеобщего веселья и благоденствия.

Уборка домов

За неделю до начала Ноуруза хозяйки начинают очистку от пыли всех предметов домашнего обихода. Проводится стирка ковров, паласов, штор, занавесок, в чем помогают все члены семьи.

Покупки

За две недели до начала Ноуруза нескончаемый поток людей хлынет в магазины и торговые ряды. Наибольшим спросом в эти дни пользуются ковры и паласы, а также сладости, фрукты, овощи, крашеные яйца и красные рыбки — то, что обязательно будет присутствовать на праздничном столе.

Выращивание зелени (сабзэ)

За несколько дней до праздника хозяйка дома и дети в специальной посуде выращивают всходы пшеницы, бобов и гороха. Зелень считается необходимым элементом праздничного стола, поэтому ее очень аккуратно и искусно украшают разноцветными лентами с преобладанием красного цвета. В тринадцатый день Фарвардина посуду с зеленью берут с собой за город и там оставляют.

Чахар шанбэ cури

В ночь со вторника на среду последней недели уходящего года иранцы проводят церемонию под названием Чахар шанбэ сури, т.е. праздник и прием гостей в среду. На этот вечер приглашаются все родственники. Важнейшей частью этой церемонии является разведение огня и перепрыгивание членов семьи и родственников через него. Перепрыгивающий через огонь обращается к нему со словами: "Мне — твой красный цвет, а тебе — мой желтый цвет". Красный цвет символизирует здоровье, а желтый цвет — болезнь и слабость, и, таким образом, смысл произносимой фразы таков: "Твое здоровье пусть будет моим, а моя бледность пусть горит в огне". В представлении древних иранцев огонь и вода — священные творения, символы благополучия и моральной чистоты.


Чахар Шанбэ Сури

Праздник поминовения ушедших

В последний четверг уходящего года, собравшись на кладбищах, люди молятся о прощении грехов и вечном покое для умерших родственников и близких. Дома заранее подготавливают сладости для последующей раздачи. Эту церемонию обязательно соблюдают те, у кого в уходящем году умер кто-то из близких — первый Ноуруз после его смерти они отмечают под названием "Первый праздник". Также есть другой ритуал, посвященный умершим: в этот день родственники приносят новые одежды членам семьи, которая понесла утрату, и накануне Ноуруза они надевают эти одежды. Все эти обычаи преследуют две цели: во-первых, люди говорят душам умерших близких, что они не забыли про них; во-вторых, смерть рассматривается как одно из состояний человеческого бытия, и страх перед смертью постепенно стирается, а жизнь продолжается дальше.

Подготовка стола "Хафт Син"

Хафт Син — стол с набором из семи предметов, названия которых на букву син (с). Это один из самых древних ритуалов, связанных с Ноурузом. В каждом доме в лучшей комнате накрывается праздничный стол, где на скатерти, помимо многочисленных яств, в обязательном порядке должны присутствовать:

Сэнджэд (фрукт),
Саману (особый род халвы),
Сир (чеснок),
Сэркэ (уксус),
Сиб (яблоко),
Сини (поднос),
Сэккэ (монетка).
Кроме этих семи "син"-ов на скатерти должны присутствовать священная книга, зеркало, свеча, две красных рыбки, крашеные яйца, посуда с рисом и много других традиционных яств из национальной кухни.


Стол Хафт Син

Встреча Нового Года

За два часа до наступления Нового Года все члены семьи, надев праздничные наряды, собираются в отдельной комнате, и за несколько минут до начала года садятся вокруг стола с Хафт Син. Сыновья и дочери семейства, которые проживают далеко друг от друга, стараются обязательно в этот момент оказаться в кругу своей семьи. Собравшись вокруг стола, все с волнением ждут наступления Нового Года, о котором с точностью до секунды сообщат по радио и телевидению. С наступлением Нового Года прозвучит древняя мелодия, исполняемая на музыкальном инструменте под названием нагарэ.

Праздничные поздравления и подарки

С наступлением первых секунд Нового Года все члены семьи обнимаются и целуют друг друга в глаза, произнося поздравления, наиболее распространенными из которых являются "Салэ но мобарак" (с Новым Годом) и "Сад сал бэ ин сала" (желаем Вам праздновать сотый раз). Затем родители преподносят детям подарки. Праздничные подарки в данном случае бывают в виде новых денежных банкнот (банки специально готовятся к этому дню, и зарплата всем работникам выплачивается новыми банкнотами), а иногда и в виде золотых монет. Дети также иногда дарят подарки родителям.

Праздничные встречи и посещения

Многочисленные встречи и посещения начинаются с первого дня Ноуруза. Вначале посещают дом самого старшего по возрасту родственника и родителей, после чего посещают других родственников, друзей, коллег и соседей. Никто не остается вне этого круга обязательных посещений, при этом в гости ходят обычно всей семьей.

Сизда бе дар (тринадцатое вне дома)

Как уже упоминалось, число 13 считалось неблагоприятным, и в тринадцатый день древние иранцы старались находиться вне дома. Ныне в приметы и неблагоприятные числа уже не верят, но древняя традиция отдыха на природе в тринадцатый день месяца сохраняется и по сей день.

После праздничного обращения руководителя государства средства массовой информации транслируют специальные программы в течение всех праздничных дней — с 1 по 13 Фарвардина. Первые четыре дня Нового Года, а также тринадцатый день объявлены в Иране выходными днями для всех государственных учреждений, а школьники и студенты в течение всех тринадцати дней праздника находятся на каникулах.

Таков древний, но вечно живущий светлый праздник наступления весны, наступления Нового Года — Ноуруз, узловой момент космического порядка, символ оживления и обновления природы с надеждой на вечность благоденствия, гуманности и милосердия.


[показать]
[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
обезьян 12-04-2004-09:04 удалить
УРА!...ТЫ ОПЯТЬ С НАМИ!!!:)


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Я обещала вам сказать о солнечном персидском годе | maryam moradi - Марьям из Ирана | Лента друзей maryam moradi / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»