• Авторизация


Философско-воспитательный спор 17-04-2026 23:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вообще-то я пишу этот пост для дня рожденья, сегодня мне 70, уже тихо на чердаке не отсидишься в такую дату, даже гостей позвала в ещё не совсем разобранную квартиру)))
Но важный философский вопрос тоже возник, поэтому сегодня будет две темы.
Сидели мы с сыном, чай пили в воскресенье, в Пасху. Он накануне участвовал в соревнованиях в Твери, там сразу и в храм пошёл на всенощную, домой уже не успевал. В Москву приехал под утро и свалился спать.
Я понимаю, устал, не выспался. И я под горячую руку попалась: он печенье доставал из пластикового контейнера, отогнув крышку, а я говорю: "Ты сними крышку, а то она сломается!" А он: "Мам, ну я же не сломал её ещё, а ты мне замечание делаешь. Это неправильно! Я вот своим детям если и буду что говорить, то только по факту сломанной ли крышки, чего ли другого!"
А я и говорю: "Нет, детей надо не ругать за что-то плохое ими сделанное, потому что это уже нельзя исправить, а надо удерживать ребёнка от этого! Иначе у него будет психологическая травма. Он и рад бы починить, а не может. И эта горечь очень разрушительна для его психики, он же видит, что расстроил всех".
Сын подумал и говорит: "Ну, может, это для совсем маленьких годится, но я-то взрослый уже!" Я тогда извинилась и замолчала, Пасха же, а у нас тут чуть ли не конфликт. Хоть и философский. Муж специально злобно не влез в нашу дискуссию, не поддержал ни одну сторону.
А я скажу, что и не только детей надо направлять, но и вполне взрослых. Вот у моей родной-двоюродной кумы есть парень с той поры, когда она работала в детском доме для детей-инвалидов. Он сохранный, что значит, не умственно отсталый. Она нашла врача, фонд и деньги, чтобы ему прооперировали ещё раз его дефект, который называется "волчья пасть". Он теперь понятно говорит. И с ней и общается постоянно. Она ему как крестная мать. Ему в 18 лет дали квартирку в Подмосковье, он закончил уже школу и работает курьером. А у него просто талант к фотографированию. И вот мы сидим на даче с сестрой как-то, а он ей звонит и говорит, что ему тут предлагают сдать экзамен типа ЕГЭ, чтобы он мог поступить в колледж. Он и спрашивает её совета. Она говорит, что такие вопросы надо ему самому решать. А я рядом сижу за столом, подслушиваю, чай пью. Как только они поговорили, открываю рот и сообщаю, что самое важное в жизни - это образование. У неё-то два высших. И ему надо обязательно учиться. Учиться и учиться. Она слушает меня, сразу же перезванивает ему и сообщает эту мыслю. И настоятельно так сообщает, доходчиво.
Конечно, лет в 60 он поймёт, что надо было учиться. И что?
Я так и убеждена, что надо воспитывать, удерживать, запугивать и направлять ДО, а не ПОСЛЕ.
ПОСЛЕ можно уже только утешать.
А вы как думаете?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (52): вперёд»
Tomas 17-04-2026-23:22 удалить
Мы думаем как и ты. Мальчику с такой непростой жизненной историей обязательно нужно чтобы было какое-то образование кроме школьного.
Другой вопрос, сдаст ли он ЕГЭ.
udatscha 17-04-2026-23:30 удалить
С днём рождения, с круглой датой, с самыми добрыми пожеланиями!
Насчёт вопроса о воспитании - моё мнение точно такое же. Это как с гаишниками, которые не предупреждают нарушения, а только фиксируют для штрафов. Но времена нынче такие, что все прикрывают толерантностью своё равнодушие . Типа границы боимся нарушить. Но иногда надо! Как всё сложно стало, ужас...
Atalie 17-04-2026-23:36 удалить
С юбилеем Олечка!
С одной стороны да,правильно говоришь. Но возможно это может напрягать взрослого человека.
Пипетища 18-04-2026-00:06 удалить
Ответ на комментарий Atalie #
Исходное сообщение Atalie
С юбилеем Олечка!
С одной стороны да,правильно говоришь. Но возможно это может напрягать взрослого человека.
Atalie, конечно, ты права, я и извинилась поэтому. Вот если взрослый сам просит совета, тогда другое дело .
И спасибо!
Пипетища 18-04-2026-00:10 удалить
Ответ на комментарий udatscha # udatscha, спасибо!
А в воспитании сейчас просто перекос в сторону толерантности. Я считаю, что должна быть золотая середина. И родители могут и имеют право сообщить о своем мнении. И достаточно решительно))) Раз толерантность, то пусть она будет в обе стороны, пусть и дети будут толерантны к своим родителям, а не игрой в одни ворота))
Пипетища 18-04-2026-00:11 удалить
Ответ на комментарий Tomas #
Исходное сообщение Tomas
Мы думаем как и ты. Мальчику с такой непростой жизненной историей обязательно нужно чтобы было какое-то образование кроме школьного.
Другой вопрос, сдаст ли он ЕГЭ.
Tomas, да, сестра попытается помочь. Да и мы все, если надо.
Суанта 18-04-2026-00:50 удалить
Пипетища, с днём рождения и с юбилеем! Здоровья и спокойствия! В общем, советы надо давать только по просьбам. А мнение у каждого своё, нравится оно или нет. Как только серединку найти?
udatscha 18-04-2026-00:52 удалить
Ответ на комментарий Пипетища # Ты нарисовала идеальное общество! Пусть сбудется!
Sugarplum_Fairy 18-04-2026-01:51 удалить
С юбилеем! Здоровья, счастья, радости, любви, благополучия и долголетия!
Что касается того, как надо - я считаю, что давать конкретные инструкции, конечно, хорошо, но надо развивать в детях навык принятия самостоятельных решений и научить думать головой и на несколько шагов вперед. Если меня дети о чем-то спрашивают, я обычно говорю - если сделать так-то, с большой вероятностью это приведет к такому-то результату, будут такие-то плюсы и минусы, а дальше решай сам\сама. Но мне проще, потому что я не мама, а тетя и крестная )
Пипетища 18-04-2026-02:21 удалить
Ответ на комментарий Суанта # Суанта, спасибо))
Я советы не давала))) Потому что у меня их не спрашивали. Я ломилась через все личные границы без запросу))). Но чаще в раннем возрасте, конечно. Середина в том, что есть кардинально важные решения, на которые взрослые должны оказывать воздействия, и те, которые дети принимают сами. Сыну предложили работать в ночном клубе танцором. Всю ночь. Потом он планировал утром ходить в университет и учиться дальше. Деньги НЕ были нужны позарез. Я понимала, что учеба сразу под большим ударом. Я сказала это. Он настаивал. Тогда я решительно и спокойно сообщила, что я просто добьюсь закрытия клуба, буду писать в налоговую, в полицию жалобы, я их урою, а начну с того, что скажу это дирекции клуба. И они его не возьмут сами. Он закончил университет. И он начал работать после третьего курса учителем в школе во вторую смену после своих лекций. Это была совершенно другая работа, он же учился в педагогическом. После окончания вуза он уже имел рабочее место. А два его друга только начали восстанавливаться в своих вузах, которые они бросили из-за работы. А "середина" была ещё в школе. На уроках обществоведения им сказали, что дума рассматривала вопрос о снижении возраста женитьбы. Сейчас 18 лет и с разрешения родителей - 16 лет. Хотели снизить возраст на 2 года. Сыну 14. Он спрашивает: "Мам, ты мне дашь разрешение, если что? Я тогда на Машке женюсь". Я: " Конечно! Не буду же я разрушать твою любовь!" И всё. Интерес к женитьбе был потерян. "Нуачо, могу жениться в любой момент, родители не против!" Вот так и не женился до сих пор(((
Пипетища 18-04-2026-02:29 удалить
Ответ на комментарий Sugarplum_Fairy # Sugarplum_Fairy, срасибо!))
И главное в этих советах слова "НА НЕСКОЛЬКО ШАГОВ ВПЕРЁД" Именно так, думать заранее. Если могут. А если пытаются сначала сделать, а потом думать, надо успеть схватить за руку и предложить подумать сначала. Вот об этом хватании за руку и разборе полётов ДО полётов мы и рассуждали. Сын у меня импульсивный, так и приходилось останавливать. А муж не просто импульсивный. Он из тех, кто назло мамке уши отморозит. С ним вообще иногда лучше не говорить, только хуже будет(( Но я ему и не воспитатель)))))
Пипетища 18-04-2026-02:32 удалить
Ответ на комментарий udatscha #
Исходное сообщение udatscha
Ты нарисовала идеальное общество! Пусть сбудется!
udatscha, сбываем помаленьку в боях и с объяснениями. Я же училка! Если не мы, то кто же?))))))
Ой, у коллеги сегодня тоже юбилей, только 1/2 твоего ))) С чем всех вас и поздравляю!
Про советы - неоднозначно, иногда лучше оставить при себе... Сожалений много, детям позволили делать выбор самим. Не факт, конечно, что прислушались бы...
[560x700]
Пипетища 18-04-2026-06:14 удалить
Ответ на комментарий солнУшко_в_ладошках # солнУшко_в_ладошках, спасибо!
И да, ты права, не факт, что прислушались бы...
Пипетища, Олечка, от всей души поздравляю тебя с Днём Рождения!!! Самых наилучших тебе пожеланий!!!

Ну а советы деткам думаю необходимо подсказывать, а взрослым уж если попросят... . Иногда доченьке что-то советую, так не всегда довольна, иногда говорит что и сама уже взрослая, а вот мужу хоть "миллион" раз посоветуй, всё равно только по своему сделает. Так что прежде чем советовать, необходимо подумать... .

81_picture_0b0fb20c (700x538, 93Kb)
Пипетища 18-04-2026-06:42 удалить
Пипетища, спасибо!
Да, взрослым советовать иногда и не надо...
А уж мужьям только по запросу)))))
Пипетища, Оленька, с Днём Рождения! Здоровья и радостных событий в жизни!

Советовать и предостерегать надо обязательно в любом возрасте. Пусть не слушают, пусть возмущаются, но на подкорке-то всё это откладывается и однажды поможет, хотя и будет считаться уже собственным мнением, а не занудством, с которым приставала мама :)
Мне сын всё время говорит: "Почему ты всего боишься?!" Глупости. Я не боюсь вообще ничего, но в любой ситуации надо просчитывать риски.

Оля, ты всё делаешь правильно!
ниссе 18-04-2026-07:43 удалить
Пипетища, написала тебе пространный комментарий. Пока ехала, пропал и интернет, и комментарий. Поэтому- кратко. С днюшенькой, и я всегда с тобой согласна!
Пипетища 18-04-2026-08:29 удалить
Исходное сообщение ниссе
Пипетища, написала тебе пространный комментарий. Пока ехала, пропал и интернет, и комментарий. Поэтому- кратко. С днюшенькой, и я всегда с тобой согласна!
ниссе, спасибо, Танечка ))
Пипетища 18-04-2026-08:31 удалить
Ответ на комментарий Буриганга # Буриганга, спасибо, Людочка!
Да, я не подумала, но ты права - откладывается это у них, и они думают, что это их решение. И слава Богу!
BlackSea1 18-04-2026-08:40 удалить
С Днюхой! Здоровья , сбычи всех мечт и планов и отличного настроения!
Эт сын...по молодости так говорит... Конечно - ДО надо говорить. Он после поймет.
BlackSea1 18-04-2026-08:41 удалить
Ответ на комментарий Пипетища # Очень интересно.
Я представляю- сколько сил положено!
LLubacha 18-04-2026-09:35 удалить
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ОЛЕЧКА!
Праздничного настроения, здоровья, удивлений радостных!

Легче предупредить, чем исправить. Но вот с совсем взрослыми-как и ты замолкаю))
Беата_2014 18-04-2026-09:58 удалить
Пипетища, Оленька , с днём рождения! Здоровья, счастья, и всего того, о чем мечтается!
Пипетища 18-04-2026-10:10 удалить
Ответ на комментарий BlackSea1 #
Исходное сообщение BlackSea1
С Днюхой! Здоровья , сбычи всех мечт и планов и отличного настроения!
Эт сын...по молодости так говорит... Конечно - ДО надо говорить. Он после поймет.
BlackSea1, Женечка, спасибо!)
Пипетища 18-04-2026-10:11 удалить
Ответ на комментарий LLubacha #
Исходное сообщение LLubacha
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ОЛЕЧКА!
Праздничного настроения, здоровья, удивлений радостных!

Легче предупредить, чем исправить. Но вот с совсем взрослыми-как и ты замолкаю))
LLubacha, Люба, спасибо тебе! И да - "Молчу, молчу!"(С)
Пипетища 18-04-2026-10:12 удалить
Ответ на комментарий Беата_2014 #
Исходное сообщение Беата_2014
Пипетища, Оленька , с днём рождения! Здоровья, счастья, и всего того, о чем мечтается!
Беата_2014, Олюшка, спасибо!)
Пипетища 18-04-2026-10:14 удалить
Ответ на комментарий BlackSea1 #
Исходное сообщение BlackSea1
Очень интересно.
Я представляю- сколько сил положено!
BlackSea1, это да))))))))))
Natalya_Lyutsko 18-04-2026-10:19 удалить
Пипетища, Оля! С Днём рождения! С Юбилеем! Крепкого здоровья, добра, внимания, цветов и улыбок! А советы детям, думаю, надо давать на предупреждение неких действий, а не после их, главное, вовремя. Будьте счастливы!
Paganelka 18-04-2026-10:31 удалить
Оля, с днем рождения, с юбилеем! Здоровья и оптимизма!!!
По теме. Согласна полностью про образование - это очень важно. Про советы - для взрослых желательно под запрос, и - главное - тактично. Лезть в душу в грязных сапогах и учить взрослых детей как им жить - ну...
Я, например, минимизировала папу для себя и своей семьи после долгих попыток договориться по-хорошему. Не понял - в сад. Папы нет 5 лет уже, но я знаю, что это было правильное ограничение.


Комментарии (52): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Философско-воспитательный спор | Пипетища - Вяжем, готовим и рукодельничаем с любовью. Пипетища | Лента друзей Пипетища / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»