[700x585]
2/2
Религия, нравственность и боевые искусства
И, наконец, последнее популярное заблуждение. Часто в книгах и статьях пишут о «даосских воинских искусствах» или о «буддистских воинских искусствах», подразумевая некоторую связь между религией, философией и боевым искусством. Например, тайцзицюань часто называют «даосским боевым искусством», рассматривая его в связи с религией, как воплощение даосской философии. В этом же ключе, различные шаолиньские стили рассматриваются через призму религиозного тренинга, как вид медитации в движении.
Это новая, европейская, очень притягательная идея, которая лежит в основе большинства ньюэйджевских боевых искусств. Во время правления династии Цин, владение боевым искусством рассматривалось просто как ремесло или профессия, такое же, как профессия каменщика. Я точно уверен, что если вы подошли бы к цинскому бойцу и спросили бы его буддистское или даосское его искусство, он посмотрел бы на вас как на сумасшедшего. И ответил бы в духе : «боевое искусство - это боевое искусство, религия - это религия, и они не связаны». И был бы прав.
По аналогии, представьте себе стрелка в охотничий сезон, подойдите и спросите его: этот винчестер .30-.30, что у вас в руках, это католическое или протестантское ружье? Как и цинский боец, он посчитает вас ненормальным. Существует масса видов ружья: гладкоствольное, пневматическое, автоматическое, полуавтоматическое. Группировать их с точки зрения религии или философии будет напрасным трудом, также как и китайские боевые искусства, а между тем совсем недавно так и было сделано.
Идея того, что боевое искусство связано или с даосской, или с буддистской философией родилась, когда боевые искусства перестали быть профессией, и стали формой развлечения для высшего и среднего класса китайского общества. Процесс начался в последние годы 19 века и развился к началу становления республики (1912).
Для повышения престижа своего боевого искусства, преподаватели стали соединять китайскую философию со своим учением и практикой. Они привнесли элемент интеллектуальной игры в то, что прежде было просто профессией. Смесь философии и упражнений для здоровья сделало боевые искусства интересными и привлекательными для среднего класса китайского общества начала двадцатого века. Тоже самое можно увидеть в современной Америке. Западный бокс все еще остается профессией, потому что зарабатывает деньги, просто уча бить другого по голове, без всякой эзотерики. Поэтому это не совсем популярное времяпровождение для среднего американского класса. А #тайцзицюань же имеет более широкий и теплый прием, так как это развлечение связано с экзотичной и эзотеричной философией.
Конечно, цинский инструктор боевых искусств использовал такие термины как «Инь» и «Ян», «пять элементов», или «ци» или «цзынь», когда обсуждал свое искусство. Но от большинства западных людей ускользает, что эти термины не связаны напрямую с даосской философией или религией. Такие концепции как «Инь-Ян» или «ци» просто часть традиционного китайского мировоззрения. Использование в лексиконе этих терминов не позволяет сказать, что этот человека - даос, а просто показывает, что он или она - китайцы.
В том же ключе, многие полагают, что занятия боевыми искусствами воспитывает в человеке нравственность и «чтобы быть мастером, надо быть мастером над собой, все великие бойцы имели воинскую добродетель» (по-китайски «wu de»). Предположение, что бойцовские навыки каким-то образом воспитывают личную нравственность, или, что никто не может достичь высокого уровня мастерства в боевых искусствах пока не станет добродетельным, конечно же, абсолютный нонсенс. Беглый просмотр биографий искусных бойцов прошлого и настоящего похоронит любые сомнения, что боевое искусство равно нравственной добродетели. Хорошо известный пример - Майк Тайсон. Опытный боец и опасный противник, он совсем не святой. Так же как и Ли Цу И (Li Cun Yi ) выдающийся китайский боец, мастер Синъи и Багуа, но его нравственность оставляет желать лучшего. Во время «боксерского» восстания он собственноручно убил безоружных миссионеров и публично этим хвастался. Никто не сомневается в его воинском искусстве, но его нравственность под серьезным вопросом. Есть, конечно, в любом поколении процент искусных мастеров, которые к тому же еще прекрасные и честные люди, но нет никакой связи между их нравственностью и их занятиями боевыми искусствами.
Идея того, что воспитание нравственной личности каким-то образом является неотъемлемой частью занятиями китайскими боевыми искусствами, по большей части происходит из китайских рыцарских рассказов (wu xiao). Как и западные, китайские новеллы о рыцарстве, они повествуют о смелых и опытных бойцах, чья нравственность и добродетель безупречны. Подразумевается, что это они достигли как результат изучения боевых искусств. Так же как и на Западе wu xiao имели мало отношения к реальности.
Но это не значит, что нельзя использовать боевые искусства как путь самовоспитания. Одна из основных причин, почему в Китае родители отдают детей в школу боевых искусств, проста: воспитание. Занятия дисциплинируют и обеспечивают детей необходимой физической нагрузкой. Большинство современных китайских боевых программ были созданы именно с этой целью. Это оказалось возможным, только когда воинское искусство перестало быть искусством профессионального владения оружием и стало формой развлечения и хобби.
Перевод: Н. Чижова