В день прощания с Петром Тодоровским в метро на Белорусской звучали его музыкальные композиции "Рио Рита" и вальс из кинофильма "Был месяц май"
Пятница, 24 мая 2013
Валентин Гафт о Петре Тодоровском: "Он был честным человеком и огромным Мастером". Фото: Михаил Садчиков-младший
Публикация Виктории Филатовой
Знаменитый актер скорбит об ушедшем коллеге.
[показать]
24 мая на 87-м году скончался замечательный режиссер Петр Тодоровский.
Валенти Гафт, народный артист, актер театра и кино:
Вальс из фильма "Был месяц май"
В 70-х я запомнила Тодоровского по роли Яковенко в этом фильме. Начало творческой карьеры у Марлена Хуциева - май. И вот опять май, май, май... и бесконечность. Грустно.
Соболезнования близким Петра Тодоровского, а ему светлая память.
ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Режиссер Петр Тодоровский – фронтовик. Война – стала темой многих его картин и как признается, 87-летний мастер, до сих пор не отпускает его.
Он закончил Саратовское военно-пехотное училище, с 1944 года был командиром минометного взвода 47-й армии Первого Белорусского фронта, дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. Был ранен, награждён орденами Отечественной войны І и ІІ степени и медалями. После войны до 1949 года служил офицером в военном гарнизоне под Костромой.
Его часто спрашивают – было ли ему страшно на войне?
– Когда первый раз идёшь в атаку, не боишься, бежишь, как телёнок, – рассказывал Тодоровский. – Но после ранения, когда надо ещё раз встать из окопов, ты совсем другой человек. Война – это четыре года жизни в нечеловеческих, противоестественных условиях. Там было всё – жестокость и несправедливость, романы и смерти, храбрость и трусость, бездарность командиров и героизм солдат, предательство и самопожертвование. Я дошел до Эльбы. Был ранен, попадал в госпиталь. Там после крови и грязи было хорошо – санитарки, вечером танцы. Это было уже счастьем. Многие свои картины я посвятил людям на войне. Меня интересует человек. Про войну можно рассказать тихо. Наше поколение с октябрятских лет воспитывалось по-особому. Мы должны были всегда быть готовыми к бою, беззаветно любить Сталина и быть преданными идеалам партии. И я был таким. Я обожал Сталина дольше всех своих товарищей, сомнения появились гораздо позже.
Все в жизни связано. На фронте Петр Тодоровский влюбился в свою будущую профессию – его увлекла работа военных операторов. И он загадал – вернется домой живым, освоит эту специальность. Все сбылось, и в 1949 году он поступил во ВГИК на операторский факультет, в мастерскую Бориса Волчека. Среди его операторских работ известные картины – «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Жажда». А потом Тодоровский стал делать свое кино. «Профессия режиссера – это повседневный, изнурительный труд. Днем снимаешь, а ночью думаешь – что и как снимать» – признавался он.
10:58 24 мая 2013
Зрители любят многие картины режиссера, которые подкупают своей правдой жизни, интересом к человеческой судьбе. Среди самых известных его фильмов: «Военно-полевой роман», «Анкор, еще Анкор», «Верность», «Любимая женщина механика Гаврилова», «По главной улице с оркестром», «Риорита». Тодоровский признается, что каждая картина ему по-своему дорога:
– Если у человека пять детей, то он всех их любит. Я люблю все свои картины, в том числе «Верность», «Военно-полевой роман», «Анкор, еще Анкор». Я люблю армию, в которой провел пять лет жизни. Она меня многому научила. Это были нелегкие годы. Но я до сих пор ощущаю себя военным человеком. И очень бы хотел снять новый фильм о войне. У меня есть сценарий «Оглушенный тишиной». Он рассказывает о последнем дне войны. Я посвятил его своему боевому товарищу, который погиб от снайперской пули и мы похоронили его ночью в степи. Сам я встретил окончание войны на Эльбе. Я помню это удивительное ощущение после окончания боя, когда перестает все взрываться и перестают звучать пулеметные очереди. И тебя обволакивает непривычная тишина. Война меня не отпускает. Я бы хотел снять фильм о ней. Ищу спонсоров. Нужно 2 миллиона долларов. В фильме должно быть много постановочных батальных сцен.
10:58 24 мая 2013
В его картинах снимались замечательные актеры – Инна Чурикова, Николай Бурляев, Елена Яковлева, Валентин Гафт, Андрей Ильин. Есть у Тодоровского и свой взгляд на творчество и ремесло артиста:
– Ум и талант не всегда совмещаются в человеке. Есть хорошая пословица: «Чем глупее фермер, тем крупней картофель». Это часто бывает в искусстве. Я встречал людей, нафаршированных знаниями. Но по жизни – дурак дураком. Плохой актёр иллюстрирует свои чувства, хороший актёр тратится: он живёт, он переживает, он мучается, он плачет по-настоящему. У Смоктуновского был инфаркт, у Жени Леонова был инфаркт, у Евгения Евстигнеева был инфаркт. А плохому актёру капают глицерин в глаза, чтобы он плакал. (последнее интервью Петра Тодоровского "Вечерней Москве")
Вспоминая Петра Ефимовича, мы перебираем в голове кадры из его фильмов. Но почему-то одной из первых начинает звучать песня - его песня. Грустная и мелодичная. Из великолепного фильма. Рио-рита... Фокстрот...
10:58 24 мая 2013
Городок провинциальный,
Летняя жара.
На площадке танцевальной
Музыка с утра.
Рио-рита, рио-рита -
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной
Сорок первый год.
Ничего, что немцы в Польше, --
Но сильна страна:
Через месяц - и не больше -
Кончится война.
Рио-рита, рио-рита -
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной
Сорок первый год.
Городок провинциальный,
Летняя жара.
На площадке танцевальной
Музыка с утра.
Рио-рита, рио-рита ,
Соло на трубе.
Шевелюра не обрита,
Ноги при себе.
Ничего, что немцы в Польше, --
Но сильна страна:
Через месяц - и не больше -
Кончится война.
Рио-рита, рио-рита -
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной
Сорок первый год.
1981, осень
НАСЛЕДИЕ ПЕТРА ТОДОРОВСКОГО
Режиссёрские работы
1962 — Никогда
1965 — Верность
1967 — Фокусник
1970 — Городской романс
1973 — Своя земля
1976 — Последняя жертва
1978 — В день праздника
1981 — Любимая женщина механика Гаврилова
1983 — Военно-полевой роман
1986 — По главной улице с оркестром
1989 — Интердевочка
1992 — Анкор, ещё анкор
1995 — Какая чудная игра
1997 — Ретро втроём
2001 — Жизнь забавами полна
2003 — В созвездии Быка
2008 — Риорита
Сценарии
1965 — «Верность»
1970 — «Городской романс»
1976 — «Последняя жертва»
1978 — «В день праздника»
1983 — «Военно-полевой роман»
1986 — «По главной улице с оркестром»
1992 — «Анкор, ещё анкор»
1995 — «Какая чудная игра»
2001 — «Жизнь забавами полна»
Операторские работы
1956 — «Весна на Заречной улице»
1956 — «Моя дочь»
1958 — «Два Фёдора»
1959 — «Жажда»
Композитор
1960 — «Сильнее урагана»
1965 — «Над нами Южный крест»
1983 — «Военно-полевой роман»
1986 — «По главной улице с оркестром»
1984 — «Мои современники»
1989 — «Интердевочка»
1992 — «Анкор, ещё анкор»
1995 — «Какая чудная игра»
1997 — «Ретро втроём»
2001 — «Жизнь забавами полна»
2001 — «Праздник»
2008 — «Риорита»
Подробнее:http://vmdaily.ru/news/2013/05/24/umer-petr-todorovskij-197767.html