ПЁТР ЛЕЩЕНКО О ТОМ, ЧТО БЫЛО...
Москва, октябрь 2013 год
В отличие от многих «знатоков биографии Петра Лещенко», на нашем же сайте набравшихся сведений о певце и теперь загибающих пальцы и перечисляющих ошибки, ляпы и неточности в фильме, я анатомировать фильм не буду. Хотя, смею напомнить, что долгие годы общения с Верой Лещенко дают мне такое право. Несмотря ни на что, мне дорог этот фильм. Мне стали близкими и родными его создатели. Я хочу им сказать спасибо за любовь к Петру Лещенко и за возвращение его имени новым поколениям. Спасибо артистам, всей съемочной группе.
Всем, кто в кадре, и кто за кадром остался. СПА-СИ-БО!.
Много было проектов на тему «Петр Лещенко». Одни состоялись, другие в свисток ушли и мне по сей день жаль потерянного времени. Кстати, среди состоявшихся было несколько документальных фильмов, книжек и радиопередач с участием историков, очевидцев, коллекционеров, в которых вымысла и неточностей побольше, чем в обсуждаемом фильме. Как говорила Вера Георгиевна: «Не злюсь, когда врут с симпатией и любовью к Петру Константиновичу, но ведь чаще болтают, что левая пятка захочет».
Договор Веры Георгиевны Лещенко с очередной кинокомпанией, а это была «Централ Партнершип», я всерьез не восприняла и просто забыла о нем. Тогда речь шла о телевизионном, художественном фильме, но, кроме технических данных, имен продюсера и сценариста – Дениса Фролова и Эдуарда Володарского, другой информации не было. Вера Георгиевна периодически вспоминала о том проекте, но ее волновало не когда начнется работа над ним, а кого пригласят на роль Петра Константиновича. Актрис на женские роли, она считала, что
И снова «Синий платочек»…
Мне казалось, что мы эту тему закончили и разобрались в ней,
но неожиданно я получил письмо,
которое не могло не вернуть нас к теме песни «Синий платочек».
Я получил письмо от дочери Михаила Максимова,
одного из авторов «Синего платочка». Завязалась переписка.
Знание фактографического материала, да еще «из первых рук»,
меняет наши взгляды на события.
Теперь я иначе отношусь к военному варианту «Синего платочка»,
было приятным и знакомство с ЕЛЕНОЙ МИХАЙЛОВНОЙ ПЕТРОВОЙ.
Военный оркестр только что исполнил «Синий платочек» перед Большим Концертным залом. 9 мая 2012 года
Елена Михайловна Петрова (в девичестве Максимова) студенткой вышла замуж за болгарина и с 1961 года живет в Софии. Занимается техническими переводами. Помнит, как выбирались с мамой и бабушкой из блокадного Ленинграда. Недавно была в Москве, встречалась с сыном Клавдии Шульженко. Как пишет Елена Михайловна, ее мечта сбылась, это была "встреча поколений":
«Вы даже не представляете, с каким нетерпением я ждала от Вас ответа. И вот наконец-то! Переслала его сразу в Петербург своему большому другу, писателю Юрию Николаевичу Кружнову.
Пару лет назад читала о Петре Лещенко, и о Вас давно знаю. Ваша любовь и увлечение Лещенко понятны.
С Польшей меня связала сначала моя тетя, которая много лет жила и работала во Вроцлаве. Потом у меня появилось много польских друзей, они приезжали в Болгарию на научно-технические конференции.
В мае этого года я была в Москве и осуществила свое давнее желание – встретилась с сыном Шульженко (Прим. GS. Сын Шульженко - Игорь Кемпер), который живет в Москве. Это была встреча поколений.
Папа упоминал о знакомстве с Петерсбурским-папой и его сыном Ежи - тот был тогда еще маленький, но год их встречи не помню. Зная из публикаций о Вашем неприятии военного текста, признаюсь, даже чуточку беспокоилась, ответите ли на мое письмо. Да, так случилось, что потребовались другие строчки для песни Ежи Петерсбурского. Папа был военным корреспондентом на Волховоском фронте, куда приехала Шульженко (об этом Вы знаете). Кстати, в начале марта на этот же фронт папа привез нас - меня, маму и бабушку, перевез нас из блокадного
В ГОСТЯХ У СЫНА ЕЖИ СЕМЁНОВА
Впервые о существовании Хора Семёнова я узнал из книги графини Анны Браницкой-Вольской «Неотправленные письма», изданной в 1994 году. Автор мемуаров опубликовала письма, которые писала своему жениху, пребывающему в немецком плену. Шел 1945 год. Анне Браницкой было двадцать лет, когда её с родителями и другими семьями уцелевшей польской аристократии, как социально-опасных лиц, интернировали из Польши в Особый оперативно-пересыльный лагерь для военнопленных, расположенный в подмосковном Красногорске. Автор «Неотправленных писем» вспоминает:
«Солдаты, сопровождающие нас, или дремали, или пели. Ах, как они прекрасно пели! Пусть спрячется хор Семёнова в руинах "Максима"! Пели вчетвером на голоса. Многие из их песен я знала…».
Упоминание, конечно, не в пользу Хора Семенова, но именно это привлекло мое внимание. Что за хор? Что за ресторан "Максим"? Если молодая девушка о коллективе знает, слышала их, помнит, что пели, значит, этот Хор, как и ресторан «Максим», был очень популярный. Я об этом вокальном ансамбле тогда не знал ничего, хотя уже несколько лет интересовался эстрадой 30-х годов и мне были известны многие коллективы благодаря замечательной передаче "Люблю шум старой грампластинки" Яна Загозды на Польском Радио.
В 2004 году имя Ежи Семёнова мне попалось в книге Томаша Лерского о фонографической фабрике «Сирена Рекорд». Несколько лет собирал Лерский матерал для своего капитального издания. В его исследовании, кроме дискографии фирмы «Сирена Рекорд» было около 900 биографий исполнителей, записавшихся на "Сирене" в 10-30-х годах прошлого века. В этой книге я и нашёл сведения о жизни Ежи Семенова, о его хоре и о песнях, которые Хор записал на пластинки. Всего несколько строк довольно приблизительной информации:
«Ежи, (Григорий) Семёнов. Дирижёр хора. Родился около 1890 года в России. (родом из Киева). Прибыл в Польшу после Октябрьской революции. Около 1930 года основал хор, имеющий в репертуаре русские песни. Ансамблем этим руководил до 1940 года. (...) Незадолго до начала немецко-советской войны выехал в Россию (1941). Более точные сведения о нём отсутствуют».
Послушать Хор Ежи Семёнова удалось только с появлением Интернета. В Польше записи многих довоенных исполнителей, песни Хора Дана, Хора Юранда, Хора Варса часто звучали на Польском Радио, а вот песни Хора Семёнова почему-то упорно не допускались до эфира. Партийная цензура не дремала. В Хоре Семёнова были, в основном, русские белоэмигранты, об этом я узнал из книги Томаша Лерского. Ежи Семёнов заинтересовал меня своим репертуаром. У хора Семенова было много записей песен, которые пел мой любимый певец Петр Лещенко. Видимо, его записи были хорошо известны Семёнову. Позже я узнал, что до войны в Польше Семенова называли "польским Лещенко". Не случайно имя Петра Лещенко, как аранжировщика, появилось на некоторых пластинках "Сирены Электро" с
http://petrleschenco.ucoz.ru/load/ezhi_semjonov_polskij_leshhenko/1-1-0-94
Сергей ПЕСТОВ
ЕЖИ СЕМЁНОВ – «ПОЛЬСКИЙ ЛЕЩЕНКО»
Все немногочисленные, доступные в СМИ и Сети материалы о Ежи Семенове —
певце, музыканте, создателе и руководителе знаменитого хора, полны ошибок,
измышлений и искажений. В этом можно убедиться, читая польские газеты 1930-1940-х годов.
Поистине царский подарок мы получили от Андрея (Анджея) Георгиевича Семёнова —
сына артиста, живущего в Варшаве.
Теперь у нас есть более верная информация, а также фотографии Ежи Семёнова.
Оставшийся после отца архив (личные документы, заметки, газетные вырезки, письма, некоторые фотографии)
Анджей Семёнов передал на хранение в Калифорнийский Институт войны,
революции и мира Гувера при Университете в Стэнфорде, США.
Из этого института мы также получили некоторые материалы.
ЕЖИ СЕМЁНОВ (Георгий Васильевич Семёнов) (1898-1948) — выдающийся музыкант, певец, основатель знаменитого русского "Хора Ежи Семёнова".
Родился 25 октября 1898 года в крепости Модлин (Новогеоргиевск) Плонского уезда Варшавской губернии в семье Василия Семёнова – офицера высокого ранга Российской Императорской Армии, служившего в то время в Новогеоргиевской крепости, происходившего, скорее всего, из дворянского рода Семёновых, имевшего 5 ветвей. Мать - Берта Газенъегер происходила из старинного обрусевшего немецкого рода. У Георгия было два брата. Старший, Герман, стал позже морским офицером, о среднем брате в семейном архиве не осталось никакой информации.
28 июля 1914 года началась Первая Мировая война. В глубину России из Царства Польского, бывшего в то время частью Российской империи, было эвакуировано около 1 млн. православных граждан. Так семья Семёновых попала в Москву. Жили они в Замоскворечье. С 1915-1921 годы Семёнов учился: окончил гимназию им. Ломоносова и в 1919 г. поступил в московский Университет им. Ломоносова (окончил два курса).
Первые появления в обществе Ады Августы Байрон произвели фурор.
Она была красива, изящна и таинственно бледна.
Но не это главное, юная девушка была потрясающе умна.
С обворожительной улыбкой она могла своими вопросами заставить любого
самого невозмутимого джентльмена краснеть, бледнеть и заикаться.
К тому же, она была дочерью самого лорда Байрона и, если верить слухам, зналась с нечистой силой,
иначе откуда такой ум и логика, ставившая в тупик лондонских денди,
за плечами у которых был Оксфорд или Кембридж?
В то время, кстати, в обществе разговоры на научные темы были весьма модны.
1) Очень повезло погулять вокруг Несвижского замка в 7 утра, когда там ещё никого не было,
только рыбачившие местные жители на Замковом Пруду.
До Несвижа добирался из Баранович на дизеле до города Городея, а оттуда сразу автобусом до Несвижа.
|
АРТИСТ ТЕАТРА И КИНО О ВЕРТИНСКОМ
По страницам дневника Виктора Ключарева.
Не претендую на открытие неизвестных страниц из биографии
Александра Вертинского, но, что найденные мной воспоминания
Виктора Ключарева ранее не публиковались, гарантирую.
Виктор Павлович КЛЮЧАРЕВ (1898, Александров – 1957, Москва) – артист.
[показать]
[показать]
[показать]
Виктор Ключарев в фильме "Ошибка инженера Кочина",
Виктор Ключарев о себе:
«Лет 7-8-ми от роду первый раз играл в пьесе «Кукольный переполох», потом гимназические спектакли, где играл все, начиная с женских ролей, кончая 80-летними стариками... В 1918 г. поступил в школу Художественного театра, а в 1919 г. был принят в 1-ю студию МХАТ».
Родился Виктор Ключарев в 1898 году.
В 1919 окончил школу МХАТ.
В 1919-1924 годах - актер 1-й студии МХАТ.
В 1924-1927 годах - актер 2-го МХАТа
В 1927-1943 годах - актер театра Революции
С 1945 года - в театре-студии Киноактера.
Занимался дубляжем иностранных фильмов.
Ушел из жизни - в 1956 году, похоронен на Новодевичьем кладбище
Любимой называл роль Кристи в «Герое» Дж.Синга, поставленном А.Д.Диким в студии в 1923 году.
«Сколько раз этот прекрасный герой Кристофер Мегон свергается со своего шуточного трона, становится снова жалким и смешным и потом снова прекрасным и обольстительным. Надо отдать справедливость Ключареву, он делает все эти опасные переходы очень изящно и легко, без всякого напряжения...» (С.Ауслендер. – «Театр и музыка», 1923, № 4, с. 524-525).
В сборнике «Актеры и режиссеры» (М., 1928), Ключарев написал: «В 1922 году я был за границей и там очень крепко с большой гордостью осознал, что я гражданин Страны Советов... В жизни я видел много дурного. Видел много
В репертуаре Петра Лещенко одна лишь песня Ежи Петерсбурского "Ты и эта гитара" и у его жены Веры Лещенко "Синий платочек".
Материала об авторе этой песни в Сети достаточно. Но ни с одной биографией, даже малоизвестной, мы столько не возились, сколько с жизнеописанием Ежи Петерсбурского. И все же разобрались и выбрались из паутины путаницы в Сети. Посудите сами, какая несуразица царит в публикациях о польском композиторе Ежи Петерсбурском:
Это малая часть недоразумений, которая рассеяна по всей Сети.
Я получил письмо от сына композитора - Ежи Петерсбурского, который поддерживает публикации об отце на нашем сайте и возмущен перевиранием фамилии отца и других фактов его биографии на различных сайтах и в некоторых печатных изданиях.
Несколько лет назад один из ведущих музыковедов Ришард Волянский (Ryszard Wolański), автор книг по истории польской эстрады, принес Ежи-младшему извинения, которые были опубликованы в варшавской газете "Gazeta wyborcza" (Избирательная газета) от 5 марта 2009 года. Привожу вырезку из нее и перевод той заметки:
МЫ ПОХОРОНЕНЫ ГДЕ-ТО ПОД НАРВОЙ...
Эту запись никто из нас никогда не слышал… Эта запись лежала в семье Леонида Борисовича Пастернака все эти годы ожидая нас. Никто уже не помнил о ней и ее почти что не было на свете, как не стало на свете ни Леонида, ни Александра… А запись эта – прощание.., тяжелое, хмельное прощание Александра Аркадьевича Галича с близкими друзьями, которых он покидает навсегда. Покидает, зная, что больше они никогда не увидятся, и не созвонятся, и не спишутся, потому что он будет на том свете, а они на этом. И хотя едет он на семинар по Станиславскому в Норвегию, и ни по какой не израильской визе, а как литератор. Все знают, что этот полёт, с билетом в один конец. (1974год)
...А через два года, в Москве, в 1976 году, в возрасте 38 лет не стало Леонида Пастернака, еще через год, в Париже, не стало Александра Галича.
...Меня часто спрашивают, почему я, будучи популярным артистом, который хорошо зарабатывал, имел прекрасную трехкомнатную квартиру в центре Москвы, машину, дачу и пр., уехал?
— Какое-то время я очень активно ходил на всякие демонстрации, а потом я понял, что начал много злиться, много про это говорить. А когда человек вот так эмоционально о чем-то думает, то, мне кажется, теряются нюансы и чувство реальности, люди становятся диссидентами, фанатиками. Мне же совсем не симпатична идея диссидентства.
Борис Хлебников, режиссер
05.09.2014 |
Коренной москвич, Борис Хлебников — один из редких людей, по-настоящему чувствующих и знающих российскую провинцию, которую, наряду с ее обитателями, можно назвать самостоятельным героем его фильмов. Мы поговорили с режиссером о сегодняшнем настроении в обществе, приметах времени и микрогосударствах большой страны.
— Вы много ездите по стране, общаетесь с людьми. Каким вам сегодня видится настроение в обществе? Я говорю не о Москве — понятно, что это отдельный мир.
— Москва и вся остальная страна действительно очень разные вещи, в этом вся и проблема. В последние года четыре, мне кажется, на Москву перестали смотреть как на солнце, место, куда можно сбежать из своей жизни — из поселка, из деревни, даже из города-миллионника. Там, в регионах, приходит какое-то понимание возможности жизни без Москвы. У них сейчас наступило такое замечательное безверие. Они не верят ни в Путина, ни в Навального, ни в кого бы то ни было. Не верят ни в то, что им помогут, но в то, что навредят. Люди устали во что-то верить, ждать каких-то пенсий, надбавок, зарплат, рабочих мест. Возникло ощущение, что надо делать самим свое — такое абсолютно партизанское — хозяйство, максимально отстраненное от государства.
И это не имеет никакого отношения к теории малых дел, о которой так много говорит интеллигенция, — на мой взгляд, смешной, наивной и идиотской идее. Здесь другое. Людям совсем осточертело во что-то верить, и они начинают организовывать свое микрогосударство — из шести, десяти, тридцати, ста человек — живущее по своим законам и ни от кого не зависящее. При этом они могут заниматься как браконьерством и вырубкой леса, так и производством.
Кому нужнее война на Украине — абстрактным фашистам, НАТО, или тем, кто, прикрываясь чужой трагедией, стремится ввести полное единомыслие в России
Диане Арбениной запрещают выступать, отменяют уже анонсированные концерты, сворачивают гастроли по России. Все это — после фильма НТВ «13 друзей хунты», где 13 друзей, правда, не набирается, но кто вам считает? Думаю, через полгода мы увидим фильм «365 друзей хунты», потому что если пропаганда не усиливается — на нее перестают обращать внимание. Так что количество друзей хунты будет возрастать — пока на том же канале НТВ, силами тех же анонимусов не состряпают фильм «86 процентов друзей хунты». Нечто подсказывает мне, что никакие политические перемены не изменят политику и стилистику этого телеканала.
Но я не о том. Я о том, что во многое можно поверить под напором массированной телепропаганды — слаб человек. Можно поверить и в то, что Россия не воюет на Украине (а вдруг действительно не воюет?!), и в то, что российские военные поехали туда в отпуск, и техника тоже поехала в отпуск, и весь Майдан был спровоцирован американцами и окормлялся ими же. И затеяна вся украинская революция только для того, чтобы привести НАТО на российские границы. Даже в то можно поверить — это уж кажется просто очевидным, — что без Майдана было бы Украине лучше. Она была бы, так сказать, более суверенна. И в том, что Крым отобрали и на юго-востоке воюют, вина исключительно Майдана. Потому что без Майдана разве кто-нибудь посягнул бы на Крым? Никогда в жизни. Легко поверить, что Америка везде в мире дестабилизирует обстановку, чтобы разжиться сырьем или получить предлог для своего военного присутствия. Вы не поверите, но даже еврейский заговор — или масонский, или жидомасонский, — доказывается
http://www.profile.ru/eks-sssr/item/83857-kunadze-o-shevardnadze
08.07.2014 |
Бывший замминистра иностранных дел России Георгий Кунадзе об успехах и промахах Эдуарда Шеварднадзе
В чьих интересах проводил внешнюю политику глава МИД СССР Эдуард Шеварднадзе? Справедливы ли упреки в его адрес о сдаче геополитических позиций страны? Своей точкой зрения на эти вопросы с «Профилем» поделился известный дипломат, бывший в начале 1990-х замминистра иностранных дел России Георгий Кунадзе.
— Как считаете, справедливо будет сказать, что Эдуард Шеварднадзе на посту главы МИД СССР сдавал интересы страны Западу?
— Во-первых, ни один министр иностранных дел ни одной страны не может просто по своему желанию что-то взять и сдать. Тем более в такой жесткой системе принятия государственных решений, которая существовала в Советском Союзе. Во-вторых, Эдуард Амвросиевич, разумеется, никогда ничего никому не сдавал. Это я могу заявить совершенно ответственно. Кроме того, надо понимать, в каких условиях он стал министром. В условиях, когда Советский Союз фактически оказался проигравшей стороной в холодной войне. Так случилось исторически, никакой персональной вины Шеварднадзе или кого-то еще здесь нет. СССР надорвался в гонке вооружений и в довершение всего совершил роковую ошибку, введя войска в Афганистан. Шеварднадзе пришел практически на развалины, и вот в этих условиях он проявил и огромное мужество, и огромную мудрость, сохранив и внешнюю политику в ее основах, и профессиональный состав министерства. Я его роль оцениваю исключительно положительно.
— Решение об объединении Германии, в выработке которого принимал участие Эдуард Шеварднадзе, тоже следует оценивать положительно?
— Решение принимал непосредственно Горбачев, хотя Шеварднадзе и по должности, и как ближайший соратник советского лидера в этом участвовал. Ясно, что это решение, как и многие другие тогда, принимались в спешке и наверное какие-то упущения были. Но то были упущения не конкретного человека, они были вызваны обстоятельствами и неповоротливостью советской системы. Главное, что удалось исполнить, — объединение Германии произошло без крови, и оно пошло на пользу не только немецкому народу, но и на пользу общему политическому климату в Европе.
http://www.profile.ru/rossiya/item/83116-poslednie-kadry
18.06.2014 |
Российские журналисты, погибшие в зонах боевых действий
17 июня в Луганской области Украины под минометным обстрелом погибли корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк и видеоинженер Антон Волошин. «Профиль» вспомнил и других российских военных корреспондентов, погибших в горячих точках за последние 20 лет.
Валентин Янус, (1940-1995)
Телеоператор и режиссер. Окончил Ленинградский институт режиссеров, работал на псковском телевидении. После начала первой чеченской кампании поехал снимать действия псковских десантников в Чечне. 14 января 1995 года вместе с двумя офицерами попытался дойти до президентского дворца Джохара Дудаева, где в те дни шли самые напряженные бои. Был убит снайпером. Собственную смерть заснял на видеокамеру. Из его материалов впоследствии был смонтирован фильм «Необъявленная война». Он стал первым фильмом о чеченской войне, показанным в эфире российского телевидения.
Рамзан Межидов, (1967-1999)
Внештатный корреспондент телекомпании «ТВ Центр». 29 октября 1999 года ехал из Грозного в Назрань, чтобы передать в Москву отснятый материал, встретил колонну из нескольких машин с чеченскими беженцами. Колонну по ошибке атаковали два российских штурмовика СУ-25, и Меджидов начал снимать происходящее. Корреспондент попал под огонь бортовой пушки одного из самолетов, ему оторвало ногу. Через несколько часов скончался в больнице Урус-Мартана от кровопотери и болевого шока.
Рамзан Хаджиев, (1955-1996)
Заведующий корреспондентским пунктом ОРТ в Грозном. Был убит 11 августа 1996, когда его машину, где также находились его жена и пятилетний сын, обстреляли возле военного блокпоста на выезде из Грозного. В СМИ транслировались две версии его гибели. По одной из них, Хаджиев попал под обстрел чеченских сепаратистов, по другой – выстрелы были сделаны из БТР федералов, стоявшего на блокпосту.
Виктор Ногин и Геннадий Куренной
Журналисты советского Центрального телевидения. Работали в зоне сербско-хорватского военного конфликта на территории бывшей Югославии. 1 сентября 1991 года Виктор Ногин и Геннадий Куренной поехали из Белграда в Загреб. На выезде из хорватского местечка Костайница их машина попала в засаду сербского милицейского спецназа. Оба журналиста были убиты. Спецназовцы попытались скрыть следы преступления и спрятали машину и трупы. Через год машину удалось найти, но где находятся тела погибших, до сих пор неизвестно. Не установлены также и мотивы убийства.
http://www.profile.ru/mir/item/83866-kakoj-budet-blokada-donetska
09.07.2014 |
Как будет жить и выживать Донецк, если он окажется в осаде, размышляет очевидец, прошедший окружение в заблокированном Сараеве
Что такое блокада крупного города, мы можем судить из книг и фильмов о блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны. О том, что такое блокада современного города, рассказывает журналист Сергей Грызунов, который в начале 90-х годов прошлого века руководил югославским бюро РИА «Новости» и был свидетелем блокады Сараево.
— Блокада Сараево стала одной из наиболее драматичных страниц югославского конфликта начала 90-х. Чем она вам запомнилась?
— Это была блокада, которую я видел своими глазами. Блокада Сараево, которая длилась с апреля 1992 по конец февраля 1996 года. После распада Югославии многонациональная Босния и Герцеговина раскололась на два лагеря. Боснийские сербы, которые превосходили по численности как мусульман, так и хорватов, проживавших на этой территории, блокировали Сараево. Как известно, город находится в котловине между горами, и с высот сербы простреливали почти весь город. Обстреливались все — и военные, и мирные жители, те, кто просто шел или ехал по улице. Я до сих пор храню номер от моей сараевской машины с двумя пулевыми отверстиями.
В военно-техническом смысле особенностью блокады было то, что она осуществлялась при помощи легкого стрелкового и среднего калибра оружия. Стрельба велась прицельно. Выглядело это достаточно мерзко — фактически целенаправленно убивали мирных жителей. Передвигаться по городу можно только по специально проложенным дорожкам, которые были огорожены металлическим щитами — их называли «дорогами жизни». Это были ходы, по которым можно было выходить из зоны обстрела.
Руководили блокадой лидер боснийских сербов Радован Караджич и генерал Ратко Младич, которые, на мой взгляд, вполне заслуженно находятся сейчас в Гаагском трибунале. Лично для меня их преступления доказаны, потому что я видел своими глазами, что они творили, расстреливая мирных людей. Конечно, на войне все были хороши, но по числу жертв боснийские сербы превзошли всех остальных участников конфликта. Тот конфликт до сих пор сказывается на жизни Боснии и Герцеговины — это государство, которого практически не существует.
— Получается, что весь город был на линии огня?
— Так и было. Город простреливался полностью. Причем без какого-то военного смысла — это было настоящее убийство мирных жителей. Я вспоминаю, как однажды мы с оператором Первого канала Толей Кляном (он как раз сменил убитого незадолго до этого в Югославии оператора Геннадия Куренного) приехали на позиции боснийских сербов. Этот был тот самый Анатолий Клян, который неделю назад погиб под