В 2007 году, когда впервые в силу федерального закона появились показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов, их насчитывалось чуть меньше пятидесяти. Год за годом их количество росло – в итоге к 2012 году их стало более трехсот. Такая детализация во многом изменила суть самой идеи оценки ключевых, а не второстепенных показателей эффективности, на которые регионы в состоянии повлиять.
В августе этого года Указом Президента РФ № 1199 количество базовых показателей сократилось более чем в три раза: 11 позиций. В него вошли - ожидаемая продолжительность жизни при рождении; численность населения; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств); оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, соотнесенный с показателем численности населения; объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; уровень безработицы в среднем за 1 год; реальные располагаемые денежные доходы населения; удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда; доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших ЕГЭ, в общей численности указанных выпускников; смертность населения (без показателя смертности от внешних причин); оценка населением деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Все эти показатели были и в прежнем так называемом списке "топ40", которые непосредственно использовали при определении рейтинга.
Но законы диалектики вечны и лишнее тому подтверждение постановление Правительства РФ от 3 ноября 2012 года № 1142 "О мерах по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" - к основным "президентским" показателям добавляются еще 36 специальных показателей, из которых ежегодно два будут определяться каждому региону индивидуально. И какие два показателя достанутся Омской области – это можно будет узнать только к концу года, не раньше. При чем в ходе оценки, как основного перечня показателей, так и индивидуальных показателей будут браться период не только за отчетный год, но и за два предшествующих года. Конечный приз – попадание в перечень двадцати регионов с наилучшими показателями динамики развития и получение бюджетного гранта.
Наверное, для обычного жителя эти рейтинги не имеют первостепенного значения, но значение указанных рейтингов для региональной власти в работе с федеральным центром сложно переоценить. При этом "имиджевая" составляющая, безусловно, важна, но не первична. Не первично и то, что данные этого рейтинга "кочуют" из справки в справку на самом верхнем уровне власти при решении тех или иных вопросов федерального участия (в том числе и финансового) в региональных проектах. В этом главный эффект от борьбы за попадание в двадцатку.
[640x638]