Л.Н. Белобородова:Доброе утро. У микрофона Лариса Белобородова. Сегодня первое утро новой недели, и мы посвятим его такой жизненно важной отрасли как здравоохранение. Рядом со мной в студии первый заместить председателя Правительства Омской области А.В. Бесштанько и представитель медицины – лауреат областного этапа конкурса всероссийского конкурса "Лучший врач года – 2010" и главный врач Клинического медико-хирургического центра Министерства здравоохранения Омской области (бывшая МСЧ-10) В.Г. Бережной.
Андрей Владимирович, последние месяцы очень активно обсуждается инициатива создания единой областной системы здравоохранения, которая подразумевает передачу муниципальных лечебно-профилактических учреждений в региональное управление. Первый вопрос, который возникает: зачем? Второй: не станет ли сложнее попасть на прием к врачу?
А.В. Бесштанько: Отвечая на первый вопрос, можно было бы просто ограничиться выдержкой из 313-го федерального закона, который был принят в конце 2010 года. Это решение, на мой взгляд, очень серьезно повлияет на структуру управления здравоохранением в регионе, начиная от министра и заканчивая фельдшером ФАПа. Много сложностей возникает, когда существует два уровня бюджетного регулирования, два уровня административной вертикали. Любая система в рамках этой модели, заданной еще в 1992 году принятием основ законодательства об охране здоровья граждан. Деление таким образом было прописано между региональным сектором и муниципальным. С учетом принятия закона об обязательном медицинском страховании, где четко устанавливается режим перехода на одноканальное финансирование, на концентрацию вопросов ответственности именно на региональном уровне. С развитием информатизации отрасли разделение на уровни власти и на бюджетные уровни в принципе неприемлемо. Те отрасли, которые имеют четкую административную вертикаль, сейчас впереди по информатизации, чем те отрасли, которые разделены на уровни власти. В итоге это решение будет способствовать улучшению качества оказания медицинской помощи, более серьезным и действенным стандартом контроля за эффективностью управления, создаст предпосылки для того, чтобы информатизации в здравоохранении давала свои результаты. Потому что когда каждый человек заходит в поликлинику и видит эти крутящиеся ящики с карточками, и когда ставятся задачи по информатизации здравоохранения – здесь нужно выходить на другой уровень. Поэтому очереди возникать не будут, и проблем с тем, чтобы еще была очередь записи к врачу после принятия муниципальных учреждений в областную собственность, возникать не будет.
Л.Н. Белобородова:Раз Вы сказали про информатизацию… Она действительно позволяет омичу, живущему в любой точке региона получить подробную информацию о любых медицинских услугах, которые оказывает любое медицинское учреждение.
А.В. Бесштанько: Совершенно верно. И не нужно будет человека "гонять" из одного лечебного учреждения в другое за документами. Это способствует и объединение всех лечебных учреждений в единую систему, единую информационную базу данных по оказанию медицинской помощи.
Л.Н. Белобородова: Да, кстати, все ЦРБ области уже подключены к этой системе.
А.В. Бесштанько: Да, там, где электронная запись к врачу, система информационных справочных терминалов уже сейчас работает. Поэтому это проект не может быть приостановлен или сверстан в другом режиме.
Л.Н. Белобородова: Давайте уточним, все ли муниципальные поликлиники и стационары станут областными, сколько их?
А.В. Бесштанько: Все. Решение принималось без каких либо исключений. 92 учреждения. 60 – в городе и 32 – в муниципальных районах. Все учреждения, в том числе и те, которые обеспечивают деятельность городского здравоохранения, перейдут в областную собственность с 1 января 2012 года.
Л.Н. Белобородова:У нас есть первый звонок. Здравствуйте.
Радиослушатель: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я живу в Омске, в Центральном районе. Мой ребенок получает медицинскую помощь в детской клинической больнице им. Бисяриной. Она находится в очень плачевном состоянии. Планируется ли ремонт этой больницы?
А.В. Бесштанько:К сожалению сейчас, после проведения анализа технического состояния больниц именно детский сегмент вызывает больше вопросов. Больница № 2 еще ничего, если мы посмотрим ДКБ № 3… Решение Губернатором по ДКБ № 3 принято, мы готовим документы на производство строительных работ. Что касается больницы, о которой Вы задаете вопрос, действительно, она в очень плохом состоянии. И она уже была предусмотрена нами в программе модернизации здравоохранения, уже в текущем году там должны производиться ремонтные работы, сейчас заключен государственный контракт на проведение этих работ. И в сентябре эти работы по второй детской клинической больнице начнутся. Надо сказать, что только в 2011 году у нас порядка 29 лечебных учреждений включены в перечень ремонтных работ по программе модернизации. Порядка 30 учреждений у нас запланировано. Но я думаю, что их будет больше, учитывая то, что материально-техническое состояние городских больниц вызывает больше всего вопросов. Поэтому плотно этими вопросами мы будем заниматься. Не скажу, что все мгновенно решится, таких возможностей ни у бюджета регионального, ни у бюджета ОМС нет, но постепенно больницы Омска мы будем приводить в порядок и начнем с детских клинических больниц, где условия самые неблагоприятные.
Л.Н. Белобородова:Вадим Григорьевич, я предлагаю Вам подключиться к нашему разговору, хоть напрямую Вы и не имеете отношения к детскому здравоохранению. Давайте уточним, сколько жителей ежегодно и ежедневно получают у Вас медицинскую помощь.
В.Г. Бережной: Ежедневно в клинике выполняется свыше 30 высокотехнологичных сложных операций в области травматологии, хирургии, гинекологии, урологии. В год число этих операций превышает 7,5 тысяч. Ежедневно в поликлинику обращаются около 400 человек, в консультативную поликлинику нашего центра. И ежедневно в стационаре у нас лечится около 600 пациентов.
Л.Н. Белобородова:Объем достаточно большой, а это не отражается на качестве? Не снижается уровень? Ведь поток может просто захлестнуть…
В.Г. Бережной: Вы знаете, мы оцениваем свои возможности. И я считаю, что в нашей отрасли качества плохого просто быть не может. Это поставлено во главу угла. Так мы ведем работу со своими сотрудниками, со средними медицинскими работниками. Я считаю, что мы справляемся с нагрузкой, которая сейчас в клинике существует, я бы даже сказал – с увеличением качества. Для этого мы много делаем.
Л.Н. Белобородова:Я имею ввиду не только качественное оказание медицинских услуг, но и доброе отношение. Я не знаю, практикуется ли это в других лечебно-профилактических учреждения, но у Вас уже больше года работают психологи. Работают они со всем медицинским персоналом: и с младшим и со средним.
В.Г. Бережной: Вы знаете, когда я пришел в эту больницу, мне казалось очень важным, чтобы традиция МСЧ-10, традиция гуманного отношения к пациентам продолжала развиваться. Действительно, мы создали отдел медицинских психологов, которые изначально работали только с пациентами, которым предстояли сложные операции. Позже этой помощью стали пользоваться и сотрудники больницы, их родственники. И из-за работы этой службы у нас перестали по утрам отменяться сложные операции из-за повышенного давления у волнующегося пациента из-за тревоги и неуверенности в том, что все пройдет благополучно. Эта служба себя оправдала, и сейчас она увеличивается. Теперь психологической помощью пользуются не только хирургические пациенты, но и родственники пациентов, перенесших сложную операцию. На западе это широко практикуется.
Л.Н. Белобородова: Ну да, и Ваши подчиненные, наверное, стали более спокойно переносить стрессовые ситуации. Ведь и для них операция – это стресс.
В.Г. Бережной:Мы воспользовались возможностями областной психиатрической больницы, где на кафедрах медицинской академии существует тренинг для врачей и средних медицинских работников по развитию гуманного отношения к пациенту. Уже десятки медицинских сестер посетили этот тренинг. И они возвращаются оттуда изменившимися. Они еще более четко понимают, что главное в нашей повседневной работе – это пациент с его проблемами. Мы существуем для него. И он должен выйти из больницы с добрыми воспоминаниями не только о высоком уровне врачей, но и о том отношении, которое он встретил.
Л.Н. Белобородова: А у нас есть очередной звонок. Здравствуйте.
Радиослушатель: Здравствуйте, меня зовут Наталья Петровна. После 1 января 2012 года, когда медицина перестанет делиться на городскую и областную, не попадут ли медицинские работники городских учреждений под сокращение.
А.В. Бесштанько: В соответствии с 313-м законом, в соответствии с бюджетом, никакого сокращения численности медицинских работников не планируется. Мы будем смотреть, чтобы структура штатной численности лечебных учреждений соответствовал функционалу. Безусловно, нужно очень внимательно развираться с административно-техническим персоналом – насколько он адекватен тем потребностям, которые есть у учреждения. Но что касается врачей, среднего и младшего медицинского персонала, никаких сокращений не будет. Если из радиослушателей кто-то будет слышать разговоры о том, что касается сокращений в городском здравоохранении, это будет касаться исключительно чиновников, но не медицинских работников. Один из индикаторов проведения реформы – ситуация, когда пациент не почувствует никаких изменений вообще. Когда не почувствует этих изменений врач, у которого будет каждый день возможность вести прием, каждый день проводить плановые операции с необходимым количеством расходных материалов. Когда каждый день будет реализовываться программа модернизации здравоохранения.
Л.Н. Белобородова:У нас есть еще один звонок. Здравствуйте!
Радиослушатель: Здравствуйте. Меня зовут Елена Ивановна. Я знаю, что смертность от онкозаболеваний в Омской области на одном из первых мест. Какие-то меры будут предприниматься по улучшению ситуации.
А.В. Бесштанько:Эту тему Губернатор обозначил еще в 2010 году. В июле 2010 года была принята долгосрочная целевая программа по борьбе с онкологическими заболеваниями. Она носит долгосрочный характер. Там множество факторов. От отношения человека к профилактике заболевания до строительства крупных хирургических центров. В 2011 году увеличена служба первичных онкологических кабинетов на базе муниципальных учреждений. Более 53 тысяч человек прошли обследование по онкологии на базе этих кабинетов. Более 5 тысяч прошло дообследование. И у 2,5 тысяч диагноз был вовремя подтвержден. И люди получили своевременное лечение. В этом году будет серьезная подвижка в материально-техническом обеспечении самого главного нашего крейсера, который ведет борьбу с онкологическими заболеваниями. С 1 декабря такое решение просматривается. 1 декабря будет построен хирургический корпус диспансера и с 1 января уже будет введен в эксплуатацию. Один месяц дается на все. корабль большой, вы съездите посмотрите на Завертяева. Сейчас ведется настройка оборудования, поиск персонала. Поэтому в рамках модернизации здравоохранения не заниматься онкологией – значит, получать результаты, которые были еще 10 лет назад.
Л.Н. Белобородова: У нас очередной звонок. Здравствуйте!
Радиослушатель: Здравствуйте, меня зовут Валентина Андреевна. У меня вопрос, когда сельским медикам вернут льготы по жилищно-коммунальным услугам?
А.В. Бесштанько:Валентина Андреевна, с 1 января 2012 года эти льготы в рамках бюджетных назначений будут действовать. И не только здравоохранения они будут касаться, там культура еще, например. Порядка 90 млн. рублей на эти меры заложено.
Л.Н. Белобородова:А мы слушаем очередной вопрос. Здравствуйте.
Радиослушатель:Здравствуйте, меня зовут Анна Ивановна. Я живу на Левом берегу и хотела бы задать такой вопрос. За медицинской помощью я обращаюсь в кабинет общей практики. Такая форма меня очень устраивает: близко к дому, всегда обращаюсь в удобное для себя время. А такие офисы есть в районах области? Планируется л их открытие?
А.В. Бесштанько:Анна Ивановна, они открылись сначала в сельских районах. Потом в городу. В Исилькуле, в Большеречье, в Калачинском районе они уже действуют. С точки зрения приближения медицинской помощи к жителю, когда врач приходит в дом, когда есть возможность использовать площади поликлинические, в том числе и офисы врача общей практики, нужно анализировать структуру заболеваемости в каждом административном округе, муниципальном районе. В Омске эти позиции точечно продвигаются. Я бы не сказал, что мы получили мгновенный эффект, но снижение нагрузки по очереди в поликлиниках такие офисы дают. Региональной программой модернизации здравоохранения запланировано порядка 15 офисов врача общей практики в муниципальных районах открыть, поэтому взвешенно этой проблемой мы будем заниматься.
Л.Н. Белобородова:Вадим Григорьевич, Вы только что вернулись из командировки в северные районы, как там работают такие офисы?
В.Г. Бережной: Соглашусь с Андреем Владимировичем. Это нужно там, где это нужно. В ряде сельских районов, где отдалены населенные пункты, до районных поликлиник и 100, и 150 километров порой. В таких ситуациях эта форма работы точно обоснована. Сами медики относятся к этой форме работы положительно. Действительно, в этом случае врач становится семейным врачом.
А.В. Бесштанько:Как до революции. Земский сельский врач. А по-современному мы назвали офис врача общей практики.
В.Г. Бережной:И мне нравится в этой работе то, что кроме организационной ответственности за подчиненную тебе семью, детей и взрослых, какая-то ответственность человеческая за то, что ты делаешь. Врач знает лучше семью, знает много лет, а во врачебной деятельности это очень важно. И когда тебе приходится ходить потом среди этих людей и отвечать за свои ошибки, смотреть в глаза тем, кто оказался от тебя зависим, это один из самых важных факторов мотивации. Непосредственно по Калачинску знаю ситуацию, бывал в этих пунктах врачебной практики, пациенты, конечно, "голосуют" за эту форму, за то, чтобы не быть в шумной большой поликлинике, где ты один из сотен… Но возникают сразу значительные вопросы к уровню подготовки таких врачей. Действительно, быть большим универсалом – лор-врачом, педиатром, хирургом, кардиологом – способен не каждый врач. Подготовка этих специалистов – это ответственный раздел работы. Можно подготовить пятерых-шестерых специалистов, из них может получиться один-два врача общей практики такого класса, что их можно отправлять в свободное плаванье. Но этим успешно занимается наша медакадемия.
Л.Н. Белобородова:Уважаемые гости, у нас есть еще один звонок. Здравствуйте.
Радиослушатель: Здравствуйте, меня зовут Тамара Николаевна. Сейчас ввели в стационарах такую норму, что держат человека только по 10 дней. За 10 дней чем можно помочь? Только пройти анализы. А с серьезными заболеваниями что за 10 дней можно вылечить?
В.Г. Бережной: Я хочу сказать, что в эффективных больницах число дней в стационаре практически не играет никакой роли. В областных учреждениях наши доктора ориентируются прежде всего на тяжесть состояния. Нас нормами никто не заковывает, чтобы пациент при сложном заболевании провел в стационаре 10 дней. Мы обязаны выписывать пациента, способным лечиться уже амбулаторно. Если для этого требуются 20 или 25 дней, то так и будет. Если, к сожалению, у Вас случилась беда, и пациенту приходится лечиться в какой-либо больнице, а Вы считаете, что Вашего близкого выписывают необоснованно рано, надо идти и общаться с заведующими отделениями, начмедами, главными врачами. Чиновники существуют в медицине в том числе для того, чтобы регламентировать эти вещи. Пациент недолеченный выписываться не должен. Но понимаете, врач заинтересован в том, чтобы пациент через 5 дней с обострением не вернулся на больничную койку, чтобы с ним не случилось осложнений. Поэтому врачи заинтересованы пациента качественно долечить. Жестких федеральных нормативов для тяжелых заболеваний не существует. Каждый раз все определяет случай с конкретным пациентом.
Л.Н. Белобородова:И у нас еще один звонок. Здравствуйте.
Радиослушатель:Меня зовут Надежда Иосифовна. Говорят, что сейчас можно обращаться в поликлинику не именно по месту жительства, а в какую хочешь. Я, например, живу по адресу в поликлинику № 11, а я хотела бы в 8-ую перейти. Какой порядок. Это первый вопрос. И второй. Я ногу поранила и хожу в травматологию на Музейной. Врачи и медсестры очень внимательные, но все бинты приносят с собой. Мне не жалко 10 рублей, но все равно унизительно.
А.В. Бесштанько:По первому вопросу с 1 января 2012 года такой порядок участия, не конкурсный, а заявительный вступит в полную силу. Не будет никаких ограничений по участию частной медицины, либо государственных учреждений в системе обязательного медицинского страхования. Если Вы хотите с 11-й поликлиники перейти на 8-ю, то Вы должны написать заявление на главного врача 11-й поликлиники. И документы, которые на Вас заведены, будут переданы Вам. Потом Вы обратить в 8-ю поликлинику с соответствующим заявлением, где эту карточку примут к учету.
По бинтам – это сложность серьезная, все, что касается мягкого инвентаря и расходных материалов, все эти средства закладываются в текущем финансировании по линии бюджета муниципального, по линии бюджета обязательного медицинского страхования. Конечно же, все эти поборы незаконны. И необходимо требовать полное обеспечение перевязочными материалами в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Спасибо за информацию, мы сейчас в рамках принятия муниципальных учреждений, к которым относится и это, проверим этот момент.
Л.Н. Белобородова:Вадим Григорьевич, а к Вам приходят со своими бинтами, у Вас же очень дорогие высокотехнологичные операции?
В.Г. Бережной: ВЫ знаете, правительство омской области нам как региональному учреждению дает такие возможности, чтобы наши пациенты ни в чем не нуждались. Во время обходов не было жалоб пациентов, что им приходилось что-то принести: медикаменты или расходные материалы. Это ушло уже в прошлое, в 90-е годы.
Я хотел бы к началу этого вопроса вернуться чисто практически. Сталкиваемся со случаями, когда пациенты, которые проживают, например, в Нефтяниках, хорошо знают доктора, который работает в поликлинике на Московке, пользуясь своими законными возможностями, обращаются в эту поликлинику на Московке, обслуживаются там, имеют на это полное право. Но возникают сложности, которые еще предстоит решать, например, если нужно вызвать участкового доктора домой. Надо задумываться об этом, когда вы выбираете поликлинику, договариваетесь со своим лечащим врачом, надо подумать о практических вещах. Хорошо, если эти поликлиники находятся недалеко друг от друга и не придется лечащему врачу ехать через весь город, чтобы обслужить пациента.
Л.Н. Белобородова: В Ваш центр легко попасть, большая очередь?
В.Г. Бережной:В результате тех мер, которые мы принимали последние годы, очередность на госпитализацию в стационар у нас сократилась с 8 месяцев до 2-3 недель в настоящее время. По ряду специальностей очередь ликвидирована полностью. В поликлинику пациент может попасть в тот же день, кстати, этому очень способствовало внедрение системы электронной регистратуры, у нас за последние полгода записались из сельских районов больше 4,5 тыс. пациентов.
Л.Н. Белобородова: Горожане к вам могут попасть?
В.Г. Бережной:Безусловно. Наше учреждение в равной мере обязано обеспечивать помощью как сельских жителей, так и городских. Другое дело, что за последние два года нам много усилий пришлось приложить, чтобы увеличить доступность для сельских жителей. Вот 2 года назад процент сельских пациентов больницы не превышал и 30-ти. По результатам первого полугодия этого года процент сельских жителей-пациентов нашего центра уже превысил 52 процента. Это выездная работа, которую бригады врачей в сельских районах ведут, это электронная регистратура, эта популяризация, которой занимается наш отдел маркетинга.
Л.Н. Белобородова: Андрей Владимирович, я предлагаю вернуться к звонку слушательницы, которая спрашивала, не будут ли сокращены медицинские работники. А муниципальные учреждения будут сокращены, перепрофилированы?
А.В. Бесштанько: Никаких резких решений по учреждениям не произойдет. В 2012 году учреждения, которые функционируют, перейдут в областную собственность и будут функционировать в рамках своих лицензий. Никаких резких изменений не произойдет. Мы примем их в собственность, проведем техническо-хозяйственный аудит, а там посмотрим. Направленность здесь будет именно на обеспечение прав пациента. Это самое главное в реформе здравоохранения.
Л.Н. Белобородова: Спасибо за участие в программе. До свидания!
А.В. Бесштанько: Всего доброго.
В.Г. Бережной:До свидания.