Л.Н. Белобородова: Доброе утро. У микрофона Лариса Белобородова. В аппаратной Наталья Боброва. До конца календарного лета ровно полторы недели. Это время практически для всех омских семей связано с приятными хлопотами. Я имею в виду не сбор урожая на даче, а подготовку к новому учебному году. Около двух тысяч образовательных учреждений региона, в том числе и две новые школы – в Кормиловке и в селе Дробышево Нововаршавского района – гостеприимно распахнут двери для омских школьников. Особенно волнительные эти хлопоты, если в семье есть первоклассники. С 1 сентября в 1 классах всех образовательных учреждений вводится новый образовательный стандарт. Про него мы говорили не раз, напомню, что его главный тезис: не просто вложить в ребенка знания, а заставить самого школьника добывать информацию. Без образованных грамотных молодых людей любое государство обречено на гибель. Эту аксиому давно доказала история. Поэтому повышению качества образования, поиску новых способов обучения уделяется повышенное внимание. И одна из таких попыток усовершенствования образовательного процесса – разработка закона об образовании. Этот проект мы и обсудим сегодня с первым заместителем Председателя Правительства Омской области Андреем Владимировичем Бесштанько. Доброе утро, Андрей Владимирович!
А.В. Бесштанько: Доброе утро!
Л.Н. Белобородова:Уважаемые радиослушатели, если у вас есть вопросы, если вас интересует, какой будет школа в будущем, звоните, работают контактные телефоны. Андрей Владимирович, тема чрезвычайно интересная и актуальная практически для всех россиян, потому что мы не можем представить свою жизнь без образования. Это и в Конституции записано. Так вот чем вызвана необходимость разработки проекта нового базового федерального закона. Ведь та система, которая существует сейчас, она прописана в действующем законе Российской Федерации "Об образовании" 1992 года, который сохранил лучшее от советской модели образования и сформулировал принципы демократического развития отрасли.
А.В. Бесштанько: Я напомню, что действующий закон об образовании был принят практически 20 лет назад, когда формировалась система совершенно иных экономических отношений. Когда рыночные отношения становились основой для развития социальной сферы. И сохранить гарантии бесплатного образования советского типа - была основная задача этого закона. С тем, чтобы с увлечением рыночными гарантиями не ушла в сторону конституционная гарантия бесплатного образования, будь то школьное образование или основное общее. И за эти без малого 20 лет изменились экономические отношения. Появились отношения в негосударственном секторе образования. Четко обозначились проблемы, касающиеся государственного планирования финансирования в развитие системы образования. Вскрылась масса проблем распределения ответственности участия в финансировании учреждений образования государства и муниципалитета. И действительно, закон, который сейчас обсуждается, с декабря 2010 года вынесен на площадку www.zakonoproekt2011.ru. Сейчас он находится в стадии обсуждения. И уже третья версия этого закона представлена, о нем, конечно, ходит очень много инсинуаций, мифов, но это обсуждение очень активное и интересное. Потому что только за первые три месяца с того момента, как этот закон появился в Интернете, буквально к каждой его статье, каждому пункту пришло несколько сотен замечаний и предложений. По-разному этот закон можно воспринимать. Некоторые говорят, что этот закон только упорядочивает отношения в сфере образования, фиксирует то, что сейчас сложилось. Некоторые считают, что этот закон действительно новаторский, несет изменения кардинального порядка. Мое мнение, что не правы ни те, ни другие. Закон совмещает в себе изменения, которые необходимы для системы образования. Этот закон закрепляет гарантии получения бесплатного образования в дошкольной сфере, в сфере общего основного образования, в сфере высшего образования. Помимо этого закон уделяет пристальное внимание вопросу малокомплектных школ в сельской местности. Это те демографические реалии, которые накопились с 1992 года и вылились в существующие проблемы. То есть этот закон и новаторский, и в то же время упорядочивает эти отношения, которые сложились в настоящее время в системе образования.
Л.Н. Белобородова: А этот законопроект не приведет к кардинальному изменению статуса образовательного учреждения?
А.В. Бесштанько: Этот законопроект не влечет изменения статуса. Когда мы говорим о приватизации образовательных учреждений, то мы должны сразу представлять, что приватизация образовательных учреждений в контексте действующего закона обременена различными ограничениями, которые делают невозможным тотальное обвальное преобразование государственных и муниципальных образовательных учреждений в частные. Например, возмещение затрат по нормативу. Да, действительно, этот закон предоставляет возможность негосударственным образовательным учреждениям получать так называемый социальный заказ на оказание образовательных услуг, будь то дошкольное образование, чем практически в Омской области мы занимаемся, будь то основное общее образование. Но там будет два сдерживающих фактора, которые нельзя не учитывать. Это платежеспособность населения и норматив обеспечения. В любом случае это будут параллельные типы образовательных учреждений. Никто не переведет всех как по плану либо в автономные, либо в частные образовательные организации. Никто таких условий из этого закона не выводит. Важно понимать, что конституционные гарантии бесплатного образования полностью отражены в представленном проекте закона.
Л.Н. Белобородова: В настоящее время финансирование малокомплектных школ осуществляется вне зависимости от числа обучающихся. Как будет реализован принцип нормативно-подушевого финансирования таких школ? Там же прописано, что финансирование образовательных учреждений будет по нормативно-подушевому принципу. То естьпо принципу: деньги за учеником.
А.В. Бесштанько: Да, это общий принцип, но есть исключения. Главный же смысл закона – обеспечение гарантий на получение бесплатного основного общего образования вне зависимости от территориальных особенностей субъекта Российской Федерации. Вы спросили о статусе бюджетных муниципальных учреждений, государственных учреждений образования. Они в большинстве своем станут бюджетными с 1 января 2012 года, какая-то часть – казенными. Ни одно учреждение, по информации, которую мы сейчас имеем, не будет иметь статус автономного. Более того, если раньше выделяли средства в действующем статусе по смете – определенная строчка закладывалась на заработную плату, то в новом статусе бюджетных учреждений предусматривается предоставление субсидий под госзадание общей суммой, мешком. По проекту закона, который сейчас обсуждается, бюджетное учреждение вправе само определять ту долю, которую оно будет направлять на заработную плату. Конечно, это будет сдерживаться количеством классов, нормативами. Гарантии есть, и эта норма, что касается изменения статуса, вызывает очень много вопросов, как положительных, дескать, правильно, мы сами будем определять, сколько тратить на зарплату, так и определенные опасения, потому что вопрос, связанный с финансированием, имеет четкие нормативы и будет привязан к госзаданию, к численности обучающихся в общей школе, не в малокомплектной. Чтобы весь объем средств, направленных на заработную плату, позволил решать иные вопросы образовательного процесса, содержание школ. Но, что касается, малокомплектных школ, в законе есть специальная норма, исключение из общего правила подушевого финансирования, что норматив финансового обеспечения образовательной деятельности для малокоплектных школ должен учитывать все затраты на осуществление хозяйственной деятельности вне зависимости от количества учащихся. Этот миф № 1, которым постоянно определенные представители Государственной Думы, в том числе и от Омской области, пытаются взбудоражить учительскую общественность и рассказать о том, что малокомплектные школы, если там 4 ученика, на этих 4-х учеников средства и будут получены. Ничего подобного. Финансирование будет осуществляться полным рублем, более того – в законе прописаны отдельной статьей гарантии доступности образования с точки зрения транспортного аспекта, организации подвоза учащихся в школы. Поэтому если какие-то изменения и будут происходить по реорганизации, я могу сказать, что проект закона по сравнению с действующим законом предоставляет бОльшие гарантии по защите прав на обучение в малокомплектных школах.
Л.Н. Белобородова:То есть малокомплектные школы будут в любом случае получать государственную дотацию, для того, чтобы они могли обеспечить достаточный уровень оказания образовательных услуг, вне зависимости от того, в какой глубинке они учатся.
А.В. Бесштанько:Да, объявляя о начале программы модернизации общего образования, Премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал о том, что эта программа будет реализовываться очень осторожно, исходя из принципа обеспечения доступности образования в сельской местности. Такую возможность сейчас предоставят именно малокомплектные школы.
Л.Н. Белобородова:Андрей Владимирович, законопроект допускает, что ликвидация сельского образовательного учреждения возможно только с согласия схода сельских жителей, либо с согласия представительных органов сельских поселений. Не получится ли так, что при такой редакции законопроекта ликвидация сельских школ будет возможно только по согласию представительных органов власти, а сельские сходы собираться не будут.
А.В. Бесштанько:Что касается ликвидации малокомплектных школ, то в действующем законе истребование согласий касается только схода граждан. В действующей редакции это представительный орган местного самоуправления. Я думаю, что так не произойдет. Сходы граждан по законодательству о местном самоуправлении проводятся в сельском поселении с численностью граждан, обладающих избирательным правом, не более ста человек. То есть сход в данном случае заменяет представительный орган. В Омской области таких поселений почти нет, но существуют механизмы контроля за принятием этих решений со стороны органов государственной власти органами управления образования. В любом случае вне поля зрения эти вопросы никогда не остаются. Даже в том случае, если речь идет не о ликвидации образовательного учреждения. Много вопросов поступает, когда малокомплектные школы становятся филиалами одной школы. Тогда филиал ликвидировать исходя из буквы закона, возможно даже без схода, даже без решения представительного органа. Поэтому здесь есть установка регионального правительства и внимательная работа с родителями, потому что мы прекрасно понимаем, что такое закрытие школ, сразу встает вопрос о переезде, о транспортной доступности образования. Поэтому в любом случае согласование о закрытии школы будет происходить либо на сходе граждан, либо на заседании представительного органа, либо на собрании родителей, которые проживают в конкретном населенном пункте. Сейчас мы готовимся к августовскому собранию, традиционному учительскому собранию, в четверг 25 августа в ДК Лобкова мы планируем его провести, и эту позицию закона в обсуждении в соответствующей секции мы предлагаем усилить, чтобы реорганизация этих школ проходила в тесном контакте с родительским сообществом, чтобы родители знали перспективу для своего ребенка, где он будет учиться. Мы не сможем изменить настрой людей, которые хотят, чтобы ребенок учился в своем населенном пункте. Эта позиция закона будет усилена, потому что практика показала, что эта гарантия не везде стопроцентно действует.
Л.Н. Белобородова:У нас есть первый звонок. Здравствуйте.
Радиослушатель: Меня зовут Демин Владимир Васильевич. Доброе утро. Все же меня интересует вопрос про подушевое финансирование. А у нас обычно в сельских школах мало детей, и это финансирование будет никуда не годное. Второе. Уже сейчас в школах вводятся необязательные предметы. То есть, чтобы его изучать, родители должны заплатить деньги за этот предмет, он как бы факультативный. Сейчас будет обсуждение этого закона. Но дело в том, что когда обсуждался закон "О полиции", то большинство народа было против переименования. Потому что там нужно очень большие деньги, чтобы переименовать вот это все. но почему-то Медведев не прислушался к народу. Он свое мнение как сказал, что будет вместо милиции полиция. И мне кажется, что обсуждение этого закона будет такая же фикция.
А.В. Бесштанько:Насчет фикции я бы с Вами не согласился. Вы просто не совсем внимательно изучили содержание сайта www.zakonoproekt2011.ru. Когда впервые там был размещен закон "О полиции", к нему поступило порядка пятисот замечаний и предложений. И половина из них были учтены. Сейчас на этом сайте размещен закон "Об образовании", и к нему поступило порядка 600 предложений и замечаний. И многие из них в настоящее время обсуждаются, и Президент интересуется, каким образом идет обсуждение этого закона.
Л.Н. Белобородова:Извините, я Вас добавлю, в декабре прошлого года, как только был опубликован проект закона, Президенту было направлено письмо, под которым подписались около 20 тысяч человек, в том числе несколько сотен академиков и докторов наук. Поэтому дискуссия очень бурная.
А.В. Бесштанько: Да, закон вызвал очень большой интерес. Что касается закона "О полиции", то это отдельная тема для разговора. Вы, наверное, не очень внимательно следили за этими событиями: цифры, которые потрачены на переименование этих структур, абсолютно несопоставимы с теми объемами денежных средств, которые сейчас будут добавлены на финансирование социальных гарантий работников органов внутренних дел. То же самое и по закону "Об образовании" я хотел сказать. Самый главный вопрос, который беспокоит родительское сообщество, учителей – это уйдет ли государство от планирования финансирования и развития государства. То, что Вы сказали о факультативных предметах… Если это факультативные предметы, дополнительные платные услуги в школе, то они могут и будут взиматься и по действующей редакции закона и по новому проекту. За рамками образовательных стандартов они позволят максимально задействовать этот ресурс – привлечение внебюджетных средств, которые, кстати, в силу новой редакции законы не должны влиять на объем бюджетных средств, которые направляются в школу. То есть, если какие-то платные услуги осуществляются, то нельзя уменьшить субсидию. Вы конкретной школы никой не назвали, а если говорить в целом о факультативных предметах – они были всегда. Они были и в советское время, за них платили, поэтому не вижу я здесь серьезных проблем для системы образования. Есть понятие конституционной гарантии права на бесплатное образование. Есть обязанность органов государственно власти обеспечить норматив, по новому закону четко разграничена зона ответственности органов власти и муниципалитетов. В 14 статье проекта закона четко обозначено: за что отвечает муниципалитет – за содержание зданий, за благоустройство зданий и образовательных учреждений, за транспортную доступность и так далее. Я считаю, что лучший ответ Владимиру Васильевичу – это результаты обсуждения в сети Интернет, на учительских собраниях, которые проводились в регионах в течение этих 8 месяцев.
Л.Н. Белобородова: Да, ну а если он имеет в виду концепцию так называемого полного учебного дня, которая вводится в связи с новым образовательным стандартом, то там да. Помимо пяти обязательных уроков школьники должны будут получать два часа дополнительного образования на базе школы: это и кружки, и секции. То есть вот эти 10 часов дополнительного обучения позволят ребятам проводить время не только с пользой, но и в то же время немножко отдыхать. И в то же время опять же с учетом своих образовательных потребностей.
У нас есть звонок. Давайте послушаем. Здравствуйте!
Радиослушатель: Добрый день. Меня зовут Сергей Владимирович. У меня такой вопрос. У нас в России через год, может, через два, три, происходят постоянные реформы. Ученики только успевают привыкнуть к одной системе, начинается другое. Книжки меняются. Они не успевают, как мне кажется, перестраиваться. И второе. Вот передо мной спрашивал Владимир Васильевич. Я тоже при Советском Союзе учился, но у нас факультативные занятия были бесплатные.
А.В. Бесштанько:Нет, факультативные занятия были и за плату, были и бесплатные в советское время, они были разные.
Отвечая на Ваш вопрос, касающийся реформы: да, сейчас система образования в поиске. Да, выбирается наиболее оптимальная модель для развития, с одной стороны, с другой – для обеспечения гарантий, касающихся образования. Режим изменения законодательства об образовании достаточно постепенный, осторожный. Действующая редакция закона подразумевает вступление в силу не мгновенно, а с 1 января 2013 года, отдельные положения вступают в силу с 1 января 2013 года. Трехлетний период с 2013 по 2016 год предусмотрен как переходный. Но, на мой взгляд, изменения, которые сейчас в стране происходят, создают необходимость для упорядочения отношений, которые сложились в бюджетной сфере образования, в коммерческом секторе. Конечно, требуют более серьезного регулирования гарантии бюджетного финансирования. Изменение закона самого по себе проблемы не решит. Мы можем написать самый совершенной закон об образовании, но если на практике не будет обеспечен самый главный результат – это доступность образования, тогда любой качественный закон своей цели не добьется. Для этого обсуждение этого закона и происходит. Стремление урегулировать те или иные отношения исходя из принципа "Не навреди" очень важно. Любое законодательное регулирование должно лишь развивать систему, а не сковывать ее, в какие-то рамки. Поэтому закон предоставляет широкий выбор для получателя образовательных услуг – впервые образовательные негосударственные учреждения получат доступ к финансовому обеспечению образовательной деятельности, с одной стороны. С другой стороны очень жесткие гарантии для доступности образования дошкольного, школьного, вузовского образования.
Л.Н. Белобородова:У нас еще один звонок. Здравствуйте.
Радиослушатель: Здравствуйте. Я пенсионерка Алексеева Анастасия Кирилловна. Я не поняла, какое будет образование детям, если сейчас, чтобы получить образование, нужно полторы тысячи отдать за книги, через два года поменялись – еще полторы тысячи надо отдать.
А.В. Бесштанько:А кто требует за учебники, какая школа, давайте проверим.
Радиослушатель: В 134 школе, в 45 школе - там внуки учились, и все требуют деньги за учебники.
А.В. Бесштанько:Все сборы, которые требуют образовательные учреждения за учебники, являются незаконными. Если Вы зафиксировали такие действия, то нужно обращаться в органы управления образованием, в министерство образования Омской области, чтобы мы совместно с прокуратурой принимали соответствующие решения. Поскольку это действия незаконные, имеющие целью сэкономить, получить какой-то бюджет…
Л.Н. Белобородова:В таком случае, я думаю, звонков будет немало. Потому что практически во всех школах есть сборы на учебники, так называемый библиотечный фонд. Просто суммы разные, в одной школе 650, в другой 800, в третьей полторы тысячи.
А.В. Бесштанько:Нет, один вопрос, если это сбор не на учебники, а на учебные материалы по специальным программам, если они реализуются в школе. Но что касается учебников, то никаких средств школа собирать не в праве. Если это делается с молчаливого согласия родителей, чтобы меньше было проблем у детей, мы должны сами определяться. У меня дочь в этом году идет в первый класс. Мы можем давать денег, а можем требовать, что школа должна делать это самостоятельно за счет средств бюджетного финансирования. Вот такой у нас выбор. Я считаю, что выбор, касающийся требования и отказа этим сборам – правильный. Потому что мы потворствуем и дальнейшим сборам, которые школа может осуществлять.
Л.Н. Белобородова: Ну а с другой стороны родители не всегда знают свои права – что они вправе требовать от образовательного учреждения.
А.В. Бесштанько: Вы знаете, есть такой "крючок" – в школе говорят: "А вот этот учебник лучше". И родители думают, что раз так сказали, то, может, чтобы по нему учился мой ребенок. А бесплатный – он так себе. Нужно делать так, чтобы те учебники, которые на взгляд руководства общеобразовательной школы лучше, и должны войти в бесплатный комплект.
Л.Н. Белобородова: Другая тема. В последнее время и Президент и руководители крупнейших отраслей, которые обеспечивают стабильное экономическое развитие всей страны, говорят о дефиците профессиональных рабочих кадров. Как это отразится на системе подготовки квалифицированных рабочих. По сути, ликвидация ступени начального профессионального образования. Что закон объясняет?
А.В. Бесштанько: Это еще одна страшилка: "Все, в законе нет понятия начального профессионального образования". Уже появились высказывания о том, что система профессионального образования будет ликвидирована, и этот закон – могильщик для этой системы, больше никаких не будет перспектив для профессионального образования в России. Никоим образом. Действительно, в России ступень начального образования не названа, но в системе неспециального среднего профессионального образования эти учреждения найдут свое место. Они будут обеспечены и бюджетным финансированием. С 1 января 2012 года в системе образования происходят изменения – с федерального уровня на региональный переходит немало учреждений этой системы. Здесь проблема очень серьезная. И текстом закона проблему не решить. Мы должны прекрасно понимать, что в этой части образования образовательные стандарты, по которым работают эти учреждения, должны соответствовать профессиональным стандартам для людей, которые выходят на рынок. В системе образования останется место этим учреждениям – профессионального начального образования, поскольку соответствующий статус в Конституции Российской Федерации определен. И реорганизация этих учреждений, и вхождение в новые условия работы будет диктоваться тем заказом, который даст рынок. Создание Ресурсный центров подразумевает такой подход, создание специальных образовательных центрах при предприятиях - на мой взгляд, это будет очень перспективно. Это не разрушит статус этих учреждений, это, наоборот, придаст возможность получить качественное среднее профессиональное образование.
Л.Н. Белобородова: Да, и такие центры появляются уже сейчас при высших учебных заведениях, и это тоже один из вариантов решения вопроса. Время нашей программы заканчивается. Сохраняет ли этот законопроект право граждан на семейное образование?
А.В. Бесштанько: Сохраняет право граждан и на семейное, и на дошкольное образование. Много нововведений, которые мы не успели сегодня обсудить. Сохраняет и гарантии, касающиеся дошкольного образования. Впервые вводит такую услугу, как присмотр и уход за детьми, позволяет негосударственному сектору активно в этом участвовать, позволяет заниматься, например, по дошкольной образовательной деятельности индивидуальной педагогической деятельностью, усиливает льготы для учителей, мы об этом не говорили, сохраняются льготы по жилищно-коммунальным услугам в сельской местности и вводится важнейшая гарантия по заработной плате, предусматривающая обязанность органов власти субъектов при финансировании вопросов, касающихся вопросов заработной платы, обеспечивать выплату заработной платы учителям в образовательных организациях до уровня не ниже средней заработной платы по региону. Эта гарантия вводится этим законом. Это, безусловно, усиление социальных гарантий педагогическим работникам. Это уже помимо тех социальных программ, которые закон усиливает, в отношении повышения квалификации, компенсаций, отпусков и так далее.
Л.Н. Белобородова: Да, к сожалению, мы не сможем затронуть все проблемные моменты этого законопроекта, но мы к этому еще вернемся. Спасибо за участие в программе. До свидания!
А.В. Бесштанько: Всего доброго.