Почти реклама :) Два раза в месяц по понедельникам на Омском радио - программа "55-ый регион" с участием вашего покорного слуги. Вопросы можно направлять на блог. На все вопросы отвечать не обещаю, сразу говорю, :) так как правило - как в редакции газеты (ответы не гарантируем...). Прямой эфир, много неожиданных вопросов, утром с 7.10 до 7.45. Звоните, кто не спит. Текстовые версии программ буду выкладывать на блоге. Так что пишите, звоните в прямой эфир - 652233, 652422. Следующий эфиры - 28.02., 14.03, 28.03. Ну а там посмотрим...
Эфир 14.02. 2011
Л.Н. Белобородова: Подводка. Основная тема сегодняшнего эфира: Социальная политика в Омской области в 2011 году. Гость в студии А.В. Бесштанько. Один из индикаторов социальной политики – заработная плата. В январе на заседании Правительства было принято решение о повышении оплаты труда медицинских и социальных работников Омской области. Согласно ему с 1 апреля увеличится заработная плата на 10 процентов. Мы говорили, что эта мера – опережающая федеральные решения. Так вот насколько возрастет заработная плата, и коснется ли она всех категорий: учителей, врачей…
А.В. Бесштанько: Лариса, небольшое уточнение: с 1 апреля вырастет на 10 процентов заработная плата медицинских и педагогических работников Омской области. Это действительно мера опережающего регулирования по заработной плате в дополнение к федеральному решению, которое сформулировано таким образом: повышение заработной платы с 1 июня 2011 года на 6,5 процентов. И конечно же тема заработной платы особенно в социальной сфере особенно в отраслевой системе оплаты труда, когда ситуация усложняется. Это не просто принял решение, как кубик сложил тарифную ставку – ввел тарифную ставку и все автоматически рассчитывается. При отраслевой системе оплаты труда выделение дополнительных средств на заработную плату, а только в 2011 году в отношении педагогических работников, если взять тему оплаты труда педагогических работников, выделяется 234, без малого 235 миллионов рублей, из них только по школам, если брать общеобразовательный уровень, порядка 190 миллионов рублей. Это позволит уже с апреля 2011 года позволит обеспечить средней уровень заработной платы учителей города Омска до уровня 13,5 тысяч. Здесь, конечно, нужно понимать, что каждый не получит увеличение на сто процентов, ушла система уравниловки с единой тарифной сеткой. Данные средства будут направлены на выплату стимулирующих в зависимости от вклада каждого работника. Мы провели анализ систем оплаты труда за 2010 год по трем основным критериям важнейшим для показания эффективности. Это темпы роста заработной платы. По нему идет повышение, есть, конечно, перекосы. Мы ими занимаемся. По соотношению общей штатной численности к численности основного персонала. Это тот перечень работников, по которым определяется заработная плата директора. Это самый такой основной, больной вопрос в отраслевой системе оплаты труда. Это соотношение стимулирующего фонда и тарифного фонда в фонде оплаты труда в той или иной сфере. Он также увеличивается. Не все отрасли показывают такой необходимый темп, не вес муниципалитеты. Мы не раз поднимали эту тему по городу Омску. У нас рост заработной платы по административно-управленческому персоналу общеобразовательных учреждений города составил 36 процентов по сравнению с 2009 годом. Это на фоне того, что заработная плата учителей выросла всего на 20 процентов. Поэтому очень серьезная предстоит работа здесь. А в части перераспределения этих финансовых потоков, это на фоне вот такого дисбаланса по заработной плате между муниципальными районами и городом Омском. Не все здесь просто, поэтому и учительскому корпусу нужно пожестче спрашивать и отстаивать свои позиции в распределении стимулирующего фонда, продолжать вести работу, связанную с выведением за рамки субвенций, которые выплачиваются из областного бюджета вспомогательного персонала. Это позволит нам увеличить оплату труда педагогическим работникам прежде всего в городе Омске. Это серьезная проблема, потому что средняя зарплата меньше, чем в муниципальных районах. И конечно же эта тема оплаты труда педагогических работников в последнее время очень тиражируемая нашими псевдонезависимыми СМИ, что, дескать, где вы видели такую зарплату в 12,5 тысяч. Вы знаете, в отношении сельского учителя, который не участвует в программах "Новая школа", не участвуют в реализации новых образовательных программ, такой зарплаты может и не быть, а стимулировать педагогического работника на поиск новых форм образовательной деятельности, повышение эффективности образовательного процесса, позволит выйти именно на такие показатели – 13,5тысяч. И уже сейчас по многим районам мы такой показатель по декабрю – январю наблюдаем. Поэтому заработная плата будет постоянно находиться в поле зрения Правительства Омской области, отраслевых министерств, потому что здесь, еще раз повторяю, не единая тарифная сетка. Один раз вожжи ослабишь, все это может быть чревато такими вот междусобойчиками с рамках каждого учреждения, когда фонд оплаты труда распределяется произвольно, и органом управления здравоохранения или образования ситуация не контролируется. В целом еще хотел сказать бы, что введение отраслевой системы оплаты труда в ситуации 2008-2009 годов позволила сохранить темпы социальной инфраструктуры, направлять средства и на заработную плату и на стимулирование наиболее активных работников, и на строительство школ, больниц на территории Омского региона.
Л.Н. Белобородова: Андрей Владимирович, у нас есть звонок, может он тоже как-то связан с этой темой. Здравствуйте.
Звонок: Доброе утро. Меня зовут Раиса Константиновна. У меня два небольших вопроса. Первое: меня интересует организация социальных рынков. Вы, наверное, поняли, о чем я говорю. Не губернские ярмарки, а социальные рынки. Нет нигде информации о том, где эти рынки организованы. Можно было бы хотя бы в тех газетах, которые покупаются населением больше всего, допустим Ореол, Четверг, написать, где они проходят. Я обратилась в Министерство экономики, сказали – в 11 микрорайоне. Я туда пошла. Организовано ужасно, эту ярмарку заткнули в самый угол, я ходила-ходила по этой площади, еле нашла. Стоят там три калеки, никакой вывески, никакой организации, вы меня извините, я работала директором магазина, если бы я вот так организовала ярмарку, меня бы выгнали к чертовой матери при советской власти. Это первый вопрос. Второй вопрос у меня по льготному проезду в транспорте. Нам дали 30 поездок на месяц. Почему вы нас так обижаете. Допустим, у меня в месяц не хватает одной-двух поездок. Почему у меня не могут поездки перейти с января на февраль.
А.В. Бесштанько: Раиса Константиновна, а какой у Вас статус льготника?
Звонок: Я инвалид 2 группы.
А.В. Бесштанько: По первому вопросу. Я совершено с вами согласен в части организации ярмарок и тех условий, которые администрация города Омска предоставляет для этих рынков. Очень многих сотрудников муниципальных служб, обеспечивающих эти ярмарки, а эти ярмарки именно носят статус муниципальных, нужно выгнать с работы, как вы выразились, к чертовой матери. Мы информируем население о местах проведения социальных ярмарок… Раиса Константиновна, включайте, может быть, Вам 12 канал не нравится, может быть вам больше нравится псевдонезависимая газета Ореол, которая в принципе тему ярмарок не освещает, в газете Четверг были материалы по ярмаркам, в ближайшее время все это будет еще раз продемонстрировано. Но ежедневно идут материалы по социальным ярмаркам по телевидению. Включите телевизор, Раиса Константиновна. По телевидению, в печатных периодических изданиях информация идет постоянно об этих ярмарках. Другое дело, что те примеры организации социальных ярмарок, которые идут, они действительно демонстрируют примеры безобразного отношения к этому вопросу. Когда Министерство экономики договаривается с соответствующими сельхозпроизводителями, а городские власти не могут даже площадку расчистить под соответствующую социальную ярмарку. Таких примеров очень много можно привести и найти в том числе по улице Звездова возле Сити-центра, вот Вы сказали про 11 микрорайон. Я думаю, что здесь все источники, чтобы найти информацию про эти социальные ярмарки, есть, про те 13 точек, которые в городе Омске существуют, они будут развиваться, летом этих точек будет еще больше.
Второй вопрос про 30 поездок.
Л.Н. Белобородова: Да, я хотела добавить, что ГТРК Иртыш – и радио и телевидение – еженедельно информирует о том, где будут проходить такие ярмарки, о местах и о часах работы. Пожалуйста, информацию вы можете получить.
А.В. Бесштанько: И кстати, какие там вывески и сколько там участников, все в этих сюжетах было показано, поэтому, Раиса Константиновна, неправда Ваша. Что касается 30 поездок в части переноса части поездок с одного месяца на другой. В 2011 году технологию помесячного суммирования мы "катаем" на нескольких категориях. Это участники Великой Отечественной войны, это труженики тыла. По мере того, как это у нас технически пройдет, мы рассмотрим вопрос, как расширить суммированный учет на другие категории. Я должен сказать, что две категории льготников составляют 85 процентов всего объема перевозок. Это инвалиды – федеральные льготники (но мы здесь не делим на федеральных, региональных) и ветераны труда. Поэтому если бы мы массово включили вот этот суммированный учет, у нас бы возникли технические проблемы общего порядка и муниципальный транспорт просто-напросто недополучил денег за льготников. Поэтому здесь нужно спешить на медленных тормозах, постепенно решая все эти вопросы.
Л.Н. Белобородова: Андрей Владимирович, я еще хочу вернуться к первому вопросу, связанному с заработной платой. Давайте напомним, что с 1 ноября 2010 года в Министерстве образования работает горячая линия по вопросам заработной платы.
А.В. Бесштанько: Да, что касается заработной платы. Очень важный вопрос. Обращаюсь и к городским учителям и к работникам здравоохранения, и к сельским учителям. Очень многое зависит от того, как активно задаются и решаются вопросы определения заработной платы. Как на местах – в образовательных учреждениях, в лечебных учреждениях система администрирования стимулирующих выплат выстроится. Если есть какие-то вопросы, непонимания, сложности – работает горячая телефонная линия по вопросам начисления заработной платы работникам учреждений образования. Телефон: 24-65-80. Ежедневно с понедельника по пятницу можно эти вопросы задавать. Они будут не просто записываться, будут организовываться проверки по соответствующим учебным заведениям. Поэтому милости прошу и пожаловаться и задать вопрос, потому что для нас важен отклик педагогического сообщества на введение отраслевой системы оплаты труда, потому что проблема такая многогранная. Еще раз повторю: это не такая простая математическая формула. Здесь все зависит от того, насколько активен педагогический работник, насколько активно решаются вопросы совершенствования его практической деятельности, поиска каких-то новых форм преподавания предметов, вот это очень важно. Л.Н. Белобородова: Да, внедрение инновационных технологий, применение новых технологий, естественно, творческий подход – все это должно учитываться. Немало вопросов по заработной плате и у представителей других сфер, поэтому я напомню еще телефон Министерства труда и социального развития, по которому тоже омичи могут задать свои вопросы и высказать жалобы: 24-87-68.
А.В. Бесштанько: Да, кстати, туда и по долгам по зарплате можно обращаться.
Л.Н. Белобородова: Да, кстати, а долги по заработной плате у нас по сравнению с прошлым годом сократились еще и эта тенденция сохраняется.
А.В. Бесштанько: Да, цифра в 30 – 40 миллионов, она фиксируется, но она одна из самых низких в Сибирском федеральном округе. И она постоянно находится в поле зрения Правительства Омской области, федеральных структур, которые занимаются этим.
Л.Н. Белобородова: У нас еще звонок есть. Здравствуйте.
Звонок: Здравствуйте, меня зовут Николай Иванович, я живу в Омске. В конце прошлого года состоялось заседание политсовета партии Единая Россия. Насколько я знаю, мэру Омска, Виктору Филипповичу Шрейдеру было вынесено предупреждение. Я читал в Вашем блоге речь, Вы тоже дали достаточно резкую оценку мэру Омска. Дали ему, насколько я знаю, 3 месяца на исправление ситуации. На Ваш взгляд, ситуация в Омске меняется и Ваш прогноз на дальнейшее развитие событий.
А.В. Бесштанько: Немножко, Николай Иванович, не по теме вопрос. Мне здесь говорить многое смысла нет, я все в блоге изложил о заседании политсовета. Вы знаете, моя позиция не изменилась, какой-то тумблер у Виктора Филипповича включился, который не предусматривает никакого конструктивного диалога с Правительством Омской области. И сейчас мы пристально наблюдаем за ситуацией, срок этот истекает в марте. Сейчас, когда мы готовим заседание Правительства по отчету Администрации города Омска по итогам социально-экономического развития и итогам работы Администрации города Омска за 2010 год. К сожалению, никаких подвижек мы не наблюдаем. Очень много идет каких-то инсинуаций, местные политологи тут пытаются выстроить какие-то конструкции, фантазии по поводу что, что исключение из партии человека, который работает исключительно на собственный рейтинг, уменьшит рейтинг Единой России. Я об этом писал и говорил, вы знаете, это все инсинуации и фантазии местного разлива. Я считаю, что если такое решение до конца будет принято, если в оставшееся время Администрация города Омска никаких серьезных шагов по устранению тех замечаний, которые политсовет высказал, не будет предпринято, и если региональный политсовет не примет окончательного решения, то тогда действительно рейтинг Единой России упадет в Омске ниже плинтуса, если же решение будет принято то, о котором я говорил в декабре, то рейтинг Единой России только вырастет, в этом я убежден. Но время покажет, поэтому давайте, Лариса Николаевна, пойдем дальше по нашим вопросам.
Л.Н. Белобородова: Вернемся к основной теме нашей программы. Это реализация социальной политики в Омской области в 2011 году. И у нас есть очередной вопрос. Здравствуйте.
Звонок: Меня зовут Светлана Владимировна, я хотела спросить, если вдруг будут меняться лифты в домах, то за чей счет это будет делаться. Неужели за счет людей, которые имеют маленькие зарплаты.
А.В. Бесштанько: Светлана Владимировна, Вы Виктора Филипповича и спросите об этом, сколько раз ему задавался вопрос, были какие-то вбросы, что люди должны собирать деньги, что деньги муниципалитет не будет выделять. Я знаю, что принято сейчас решение городским муниципалитетом о разработке программы в части решения вопросов лифтового хозяйства, тем более что 85-й закон о реформировании жилищно-коммунального хозяйства, он продлил свое существование. Ремонт лифтового хозяйства подразумевает в том числе и общий капитальный ремонт дома. Поэтому посмотрим до середины февраля, по-моему, такое поручение дано. Какое решение муниципалитет примет – посмотрим. Я могу свою точку зрения высказать, что мы категорически против такого вот на фоне их совершенно безумных трат в отношении городского муниципалитета и таких подходов к реализации муниципального имущества, привлечение ресурсов жителей, которые проживают в этих домах, в приоритетном смысле. Может быть, какую-то денежку они и должны собирать посильную. Потому что мы должны понимать: Первомайский рынок. Кто там вокруг него живет. Рядышком там у меня теща живет на Заозерной, 17. Я постоянно там бываю, там пенсионеры живут, у них доход просто не позволяет решить вопрос, касающийся замены лифтового хозяйства. Поэтому я считаю, что муниципалитет должен взять подавляющую часть расходов на себя. Об этом говорит судебная практика соответствующая, когда горожане подают в суд на муниципалитет о замене лифтового хозяйства. И на мой взгляд, это будет справедливо.
Л.Н. Белобородова: Одна из первоочередных задач на 2011 год – строительство жилья в сельских районах. Люди должны не просто жить, а жить комфортно и безопасно. При этом должны соблюдаться требования эффективной экономии. Об этом в последнее время говориться на федеральном уровне достаточно много. Что планируется делать в этой области? Какие объемы строительства заложены на этот год?
А.В. Бесштанько: Совершенно правильно Вы подметили, первостепенная задача на этот год поставлена перед всеми службами Правительства на этот год: это обеспечить в этом году строительство не менее 450 тысяч квадратных метров жилья именно в муниципальных районах, пусть не обидятся горожане, потому что, действительно, городская тема ушла. В городе есть ресурсы и огромный объем жилья, которое находится в строительстве, и здесь особого административного управленческого нажима не требуется. Тем более, что это муниципальная, городская задача и здесь затраты по инфраструктуре, затраты, связанные с привлечением оборотных средств в строительстве, несопоставимы с теми сложностями, которые есть в сельской местности. Но именно для региона тема строительства жилья на селе имеет важнейшее значение. Мы должны не просто выдать квадратные метры, сказать о том, что переселили столько-то семей. Это новое качество жизни. Где появляется благоустроенный дом, там решаются вопросы занятости, образования, здравоохранения. В конце концов это будущее омского села. За этим демография, за этим решение создать семьи, потому что в каком-то неблагоустроенном жилье для молодого человека мало перспектив создать семью, поднять на ноги детей. И здесь идея малоэтажного строительства в муниципальных районах красной нитью проходит через весь план действий Правительства на 2011 год. Все возможности мы используем. В 2010 году в рамках областной целевой программы "Жилище" было привлечено 2 миллиарда 600 миллионов рублей. И здесь только областных средств больше миллиарды из этой суммы было привлечено, это позволило только по селу ввести в эксплуатацию 356 тыс. кв. м жилья. И приоритет, конечно, отдается, индивидуальному жилищному строительству. В текущем году планируется из всех источников финансирования построить не менее 4 тыс. индивидуальных жилых домов. То есть в каждом районе должно быть введено в эксплуатацию от 90 до 130 жилых домов. Это минимум. Как сказал Губернатор на последнем заседании Правительства, эти все шаги для того, чтобы этот механизм заработал. Есть такие примеры, когда молодые семьи ко мне обращаются через интернет, через другие средства коммуникации: "Мы не знаем с чего начать, мы не знаем, куда обратиться". Начинать, конечно, нужно с решения вопроса по земле, с проектных вопросов. Для начала нужно обратиться в поселковую администрацию. Но здесь не всегда получается должный эффект. Или не успевают, то ли нет желания. И мы по решению Губернатора в этом году будем реализовывать программу в общении с людьми напрямую, то есть не в общении с чиновниками по отчетам, а напрямую с людьми, поэтому многие не знают об этих программах, поэтому мы вывели постоянно действующую телефонную линию по вопросам жилищного строительства в Министерстве строительства: 23-19-05. Поэтому здесь можно задавать любой вопрос, с чего начинать, это и материнский семейный капитал, и региональный семейный капитал, и средства ипотечного кредитования, и меры, которые предпринимает Правительство по погашению ипотечного кредита. На каждую конкретную жизненную ситуацию там будет дан ответ. Что особенно касается сельских жителей. Мы планируем создать такие мобильные информационные группы в районах. Такие вот молодые семьи обязательно будем в программу включать, чтобы удержать молодежь на селе, чтобы дать возможность построить собственный дом.
Л.Н. Белобородова: Ну не только молодые семьи?
А.В. Бесштанько: Конечно, список участников не ограничен только многодетными семьями, здесь и участники Великой Отечественной войны, это очень широкий спектр людей, которые хотят строиться.
Л.Н. Белобородова: Да, действительно, когда у человека есть дом, добротный, комфортный, построенный собственными руками, уехать будет сложно, да и просто не захочется. А что касается поддержки, я напомню, что только в прошлом году ипотечные жилищные кредиты омичам были выданы почти на 5,5 миллиардов рублей. Более 110 семей получили такую помощь.
А.В. Бесштанько: Да, ипотека ожила, эти темпы начинают нарастать, и мы в этом видим такой позитивный сигнал в целом роста рынка жилищного.
Л.Н. Белобородова: У нас еще один звонок.
Звонок: Здравствуйте, меня зовут Антонина Евлампиевна. У меня к Вам 2 вопроса. Я инвалид 1 группы по зрению. Мне приходится в день, чтобы доехать до 11 медсанчасти, пользоваться двумя-тремя автобусами, я покупала проездной, но сейчас он подорожал. Это первый вопрос. Что делать. Второй вопрос. Мне как инвалиду первой группы по зрению всегда выдавали путевку в санаторий, теперь же только то, что написано в справке – по зрению. А по зрению у нас нет санаториев. И вот меня гоняют, раньше мне давала терапевт, теперь к офтальмологу. Офтальмолог сказала, что мы таких справок не выдаем. Я обращалась в Минтруда, мне ответили, либо вы берете 84 рубля и покупаете за свой счет. Так мне ответили в вашем Минтруда.
А.В. Бесштанько: Антонина Евлампиевна, в нашем Минтруда отвечают в соответствии с теми документами, которые приняты в развитие переданных полномочий. Но перечень лечебных учреждений меняется, мы смотрим в течение года, как они участвуют в конкурсах, как исполняют свои обязательства… Оставьте телефон, мы еще раз внимательно посмотрим ситуацию по вашей путевке и примем решение. Мы берем на решение проблемы инвалидов в рамках тех федеральных средств, которые передаются на осуществление переданных полномочий. Я возьму этот вопрос на свой личный контроль, насчет того, насколько быстро это решиться.
Что касается первого вопроса по поездкам. Я еще раз повторюсь, такое решение по 30 поездкам принято, сейчас по суммированным поездкам в части отдельных категорий в 2011 году мы посмотрим, цены на проездной, действительно, выросли, но это было решение Омского городского совета. Поэтому здесь все обязательства, касающиеся транспортного обеспечения, Правительство Омской области выполняет. По 30 поездкам, эта практика нормирования, в независимости от федеральной или региональной льготы принимается другими регионам. Как вы знаете в Новосибирской области, с 1 января постановление Губернатора принято решение о 30 поездках, об ограничении бесплатных поездок в городе Новосибирске. Там правда судебные разбирательства шли. И в Красноярске действует это ограничение. Еще раз говорю: это дополнительная мера социальной поддержки, которая предоставляется с 2005 года со вступления 122 закона. И, кстати, в Новосибирске прокурору отказали в удовлетворении его требования о признании ограничения в 30 поездок недействительным. Поэтому здесь Правительство Омской области действует строго в рамках действующего федерального законодательства, не разделяя льготников на федеральных и региональных. Хотя задавали такие вопросы: зачем мы тратим средства на федеральных льготников, давайте все на региональных направим на ветеранов труда. В 2011 году мера по накоплению поездок будет апробирована на отдельных категориях. Дальше посмотрим.
Л.Н. Белобородова: У нас еще один звонок. Здравствуйте.
Звонок: Здравствуйте, меня зовут Ираида Аркадьевна. Я ветеран труда и репрессированная. У меня вопрос: почему не индексируются льготникам региональным ежемесячные выплаты согласно закону 122. у нас было один раз проиндексировано в 2006 года, потом убрали эту индексацию и больше не индексировали.
А.В. Бесштанько: В части ежемесячных денежных выплат, учитывая тот объем льгот, который идет по линии жилищно-коммунального хозяйства, по линии транспортных льгот, размер детских пособий и выплат по материнству и детству, по ежемесячным денежным выплатам, а в Омской области относительно других регионов действительно на первый взгляд может показаться, что он меньше, но еще раз повторю, многие регионы выполнили формально 122 закон, увеличили формально на 200 рублей ЕДВ и это дало очень большой рост на 200 процентов, отчитались на федеральный уровень, вот и все счастье. А на самом деле люди оказались без льгот. а что касается ЕДВ: размеры ЕДВ у нас определяются ежегодно Законом о бюджете, на 11 год они уже определены. Посмотрим при определении бюджета на следующий год, какие будут возможности. Размер ЕДВ по моему мнению нужно рассматривать в сопоставлении с теми деньгами, которые бюджет тратит на транспортные льготы, на льготы жилищно-коммунальные, федеральное финансирование которых, кстати, сокращается ежегодно. По транспортным льготам мы ничего не получаем уже года два, по жилищно-коммунальной сфере мы не получаем. В методике федеральных средств с этого года ввели коэффициент на неблагоустроенное жилье, что фактически серьезно уменьшает дотацию, а все это возмещается из областного бюджета. Поэтому этот вопрос у нас на заметке, посмотрим, как сложится бюджетная составляющая на следующий год.
Л.Н. Белобородова: У нас еще один звонок.
Звонок: Меня зовут Валентина Андреевна, я хотела узнать, когда вернут льготы по жилью сельским медработникам. Омский район.
А.В. Бесштанько: Льготы по оплате жилья в 2011 году будут действовать исключительно для работников образовательных учреждений. Это норма федерального закона. Что касается льгот для медицинских работников, то действие этих льгот приостановлено пока на 2011 год, бюджет уже сверстан, идет строительство многих учреждений здравоохранения, идет программа реформирования здравоохранения с объемом финансирования более 2 миллиардов рублей. На 2011 год такое решение принято, льгота эта приостановлена, но это не означает, что не будут действовать другие меры социальной поддержки в жилищно-коммунальной сфере. Мы все почему-то забываем про жилищные субсидии, которые действуют независимо от того, льготник человек или не льготник, работает он или не работает, в городе или в селе живет, эта система жилищных субсидий действует везде. К сожалению, не всегда получается информировать досконально о мерах социальной поддержки на муниципальном уровне. Мы эту работу усилим. В этом году по жилищно-коммунальным льготам у нас объем финансирования на 15 процентов больше. Да, есть, конечно, рост тарифов, но тем не менее, все это позволяет для человека эту помощь находить.
Л.Н. Белобородова: Кстати, раз мы затронули субсидии, с 1 января выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги, и увеличилось количество получателей этих субсидий. Чаще всего обращаются с вопросами о перерасчете платежей, о сроках доставки, и о том, нужно ли вообще делать перерасчет, и какие документы нужно предоставлять.
А.В. Бесштанько: В середине прошлого года произошло значительное изменение в части монетизации жилищно-коммунальных льгот, но есть непонимание, что льгота осталась в действующем режиме, деньги в бюджете на льготу есть…