Реформа медицинского страхования. Не страшно.
29-05-2010 19:10
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
На сайте Минздравсоцразвития России появился интереснейший документ, который похоже реально будет принят и вступит в действие с 1 января 2011 года. Обязательное медицинское страхование, основа финансовой устойчивости медицины, сейчас регулируется документом 1991 года, и за последние 19 лет в него были внесены только стилистические изменения. Опять наши веселые тролли-правдолюбцы начинают дуть на воду. "Все пропадет, все окончательно развалится!"
Я почитал проект. По большому счету предлагаемый проект закона – это свод инструкций Фонда обязательного медицинского страхования за последние 15 лет с определенными новеллами. Проект затрагивает напрямую интересы как зарождающегося частного медицинского бизнеса, так и пациентов. Что нового и какие риски несет предлагаемая концепция, как это отразится на простом болеющем за себя и за медицину гражданине? Какие фрагменты проекта, на мой взгляд, должны привлечь внимание?
Фрагмент первый. "Рост амплитуды движений – ради здоровья или просто так?"
Проект усиливает амплитуду движения недовольных конкретным медицинским учреждением пациентов. По аналогии с порядком, который был введен Федеральным законом № 122-ФЗ в отношении выбора социального пакета для федеральных льготников, закон предоставляет право ежегодно самостоятельно выбирать страховую медицинскую организацию. Сомневаюсь, что пациенту будет это очень интересно, поскольку его больше интересует качество медицинской помощи, чем качество работы страховой медицинской организации, указанной в полисе.
Фрагмент второй "Отказать нельзя включить: где поставить запятую?"
Проектом предусматривается упрощение входа в систему обязательного медицинского страхования частного медицинского бизнеса (далее – ОМС). Если раньше перечень медицинских организаций, которые финансируются территориальным фондом определялся решением областного правительства, теперь частной медицинской организации, имеющей все лицензии, необходимо ежегодно до 1 ноября подать заявление в территориальный фонд ОМС. Выйти в течение года нельзя. То есть конкуренция частного и бюджетного сектора медицины в борьбе за государственные деньги фонда ОМС повысится. Надо полагать.
Фрагмент третий. "Универсальная электронная карта гражданина: а почему вам наш почерк не нравиться? "
Очень прогрессивная, но крайне трудоемкая новелла. Все когда ни будь заглядывали в свою карту амбулаторного больного – редкий пациент дочитает ее до половины, из-за постоянной писанины ничего не разберешь (где латынь, где где кириллица). Проект предусматривает введение персонифицированного учета медицинской помощи – все в электронной форме. Робко предусматривается возможность конвертации сведений полиса в электронную карту здоровья гражданина. "Электронная история болезни" – вам УЖЕ плохо? КАК наши медицинские учреждения будут к этому готовы, я пока даже представить не могу… Когда читаю "многокиллограмовые" отчеты наших органов управления здравоохранением об информатизации здравоохранения – видишь только "пазлы" из узкоспециального софта и количество компьютеров. Все. Ни слова про безопасность персональных данных, ни слова про обеспечение врачебной тайны. Любая информатизация – это "цементирование" структуры сети. WiFi в информатизации медицины еще долго не обозначится. Дорогу осилит идущий? Очень надеюсь. И если все это ввести в работу с 2011 года, то надо начинать уже вчера.
Фрагмент четвертый. "Неработающее болеющее население: определим среднюю температуру по больнице"
Деньги территориального фонда ОМС сейчас формируются из двух источников – налоговых поступлений определенного порядка от работодателей (условно говорю) и средств из бюджетов субъектов Российской Федерации оплачивающих определенные виды затраты оказания медицинской помощи неработающему населению (пенсионеры, дети, официальные и неофициальные безработные). Сколько и на скольких "неработающих" должен платить региональный бюджет – очень интересная тема. По действующему порядку каждый регион определяет размер тарифа. По России картина складывается пестрая. Проектом предложено покончить с этим региональным творчеством: согласно положениям проекта не больше ни меньше федеральным законом будет ежегодно утверждаться размер тарифа на неработающее население. Выше – пожалуйста, ниже уже регион будет не вправе рисовать цифры. Нагрузка на расходную часть регионального бюджета увеличится.
Фрагмент пятый. "100 000 рублей. И ни в чем себе не отказывай!"
Проект расширяет перечень статей, на которые можно тратить деньги ОМС: Добавляется то, что и делалось по факту в режиме "вынужденного нарушения" – оплата услуг связи, транспортные услуги , коммунальные услуги, работы по содержанию имущества, расходы на арендную плату, оплату программного обеспечения, приобретение оборудования стоимостью до 100 000 рублей. Регионам на период 2011 года предоставлено право сужать данный перечень. Дело не в видах расходов. Дело в том, что в настоящее время деньги ОМС, закачиваемые в муниципальное здравоохранение умышленно или неумышленно выведено из системы казначейского исполнения бюджета: больницы имеют расчетные счета в коммерческих банках. То есть они уже наполовину автономны. Крайне опасная ситуация – не шутка, это миллиарды рублей. Областное здравоохранение работает со средствами ОМС в казначействе и ничего, а муниципальное почему вне, оно более сознательно, финансово грамотно?
Фрагмент шестой. "Деньги ОМС и пациент – идущие ли вместе?"
Что в итоге? На мой взгляд, глубинной реформы данный проект сразу не принесет. И не такое переживали, знаете. Главный озвучиваемый посыл – "деньги идут за пациентом" только манифестирован. Страховым медицинским организациям остается "не совсем интересно" какое лечебное учреждение как и кому оказало помощь. Страховые медицинские организации будут бороться прежде всего за договоры с медицинскими учреждениями. С прочтением закона мысль о том, а вообще зачем эти прото-комиссары от страхования в этой системе вообще нужны меня не покидала. Эта борьба просматривается. А вот борьбы за пациента и идущие за ним деньги ОМС путем либерализации стартовых возможностей похоже сразу не будет. Готово ли население к этому и сама система здравоохранения, привыкшая получать деньги и их тратить без четкой взаимосвязи с оказанием услуг? Ничего... Справимся. Куда нам деваться?
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote