• Авторизация


Реформа медицинского страхования. Не страшно. 29-05-2010 19:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На сайте Минздравсоцразвития России появился интереснейший документ, который похоже реально будет принят и вступит в действие с 1 января 2011 года. Обязательное медицинское страхование, основа финансовой устойчивости медицины, сейчас регулируется документом 1991 года, и за последние 19 лет в него были внесены только стилистические изменения. Опять наши веселые тролли-правдолюбцы начинают дуть на воду. "Все пропадет, все окончательно развалится!"
Я почитал проект. По большому счету предлагаемый проект закона – это свод инструкций Фонда обязательного медицинского страхования за последние 15 лет с определенными новеллами. Проект затрагивает напрямую интересы как зарождающегося частного медицинского бизнеса, так и пациентов. Что нового и какие риски несет предлагаемая концепция, как это отразится на простом болеющем за себя и за медицину гражданине? Какие фрагменты проекта, на мой взгляд, должны привлечь внимание?
Фрагмент первый. "Рост амплитуды движений – ради здоровья или просто так?"
Проект усиливает амплитуду движения недовольных конкретным медицинским учреждением пациентов. По аналогии с порядком, который был введен Федеральным законом № 122-ФЗ в отношении выбора социального пакета для федеральных льготников, закон предоставляет право ежегодно самостоятельно выбирать страховую медицинскую организацию. Сомневаюсь, что пациенту будет это очень интересно, поскольку его больше интересует качество медицинской помощи, чем качество работы страховой медицинской организации, указанной в полисе.
Фрагмент второй "Отказать нельзя включить: где поставить запятую?"
Проектом предусматривается упрощение входа в систему обязательного медицинского страхования частного медицинского бизнеса (далее – ОМС). Если раньше перечень медицинских организаций, которые финансируются территориальным фондом определялся решением областного правительства, теперь частной медицинской организации, имеющей все лицензии, необходимо ежегодно до 1 ноября подать заявление в территориальный фонд ОМС. Выйти в течение года нельзя. То есть конкуренция частного и бюджетного сектора медицины в борьбе за государственные деньги фонда ОМС повысится. Надо полагать.
Фрагмент третий. "Универсальная электронная карта гражданина: а почему вам наш почерк не нравиться? "
Очень прогрессивная, но крайне трудоемкая новелла. Все когда ни будь заглядывали в свою карту амбулаторного больного – редкий пациент дочитает ее до половины, из-за постоянной писанины ничего не разберешь (где латынь, где где кириллица). Проект предусматривает введение персонифицированного учета медицинской помощи – все в электронной форме. Робко предусматривается возможность конвертации сведений полиса в электронную карту здоровья гражданина. "Электронная история болезни" – вам УЖЕ плохо? КАК наши медицинские учреждения будут к этому готовы, я пока даже представить не могу… Когда читаю "многокиллограмовые" отчеты наших органов управления здравоохранением об информатизации здравоохранения – видишь только "пазлы" из узкоспециального софта и количество компьютеров. Все. Ни слова про безопасность персональных данных, ни слова про обеспечение врачебной тайны. Любая информатизация – это "цементирование" структуры сети. WiFi в информатизации медицины еще долго не обозначится. Дорогу осилит идущий? Очень надеюсь. И если все это ввести в работу с 2011 года, то надо начинать уже вчера.
Фрагмент четвертый. "Неработающее болеющее население: определим среднюю температуру по больнице"
Деньги территориального фонда ОМС сейчас формируются из двух источников – налоговых поступлений определенного порядка от работодателей (условно говорю) и средств из бюджетов субъектов Российской Федерации оплачивающих определенные виды затраты оказания медицинской помощи неработающему населению (пенсионеры, дети, официальные и неофициальные безработные). Сколько и на скольких "неработающих" должен платить региональный бюджет – очень интересная тема. По действующему порядку каждый регион определяет размер тарифа. По России картина складывается пестрая. Проектом предложено покончить с этим региональным творчеством: согласно положениям проекта не больше ни меньше федеральным законом будет ежегодно утверждаться размер тарифа на неработающее население. Выше – пожалуйста, ниже уже регион будет не вправе рисовать цифры. Нагрузка на расходную часть регионального бюджета увеличится.
Фрагмент пятый. "100 000 рублей. И ни в чем себе не отказывай!"
Проект расширяет перечень статей, на которые можно тратить деньги ОМС: Добавляется то, что и делалось по факту в режиме "вынужденного нарушения" – оплата услуг связи, транспортные услуги , коммунальные услуги, работы по содержанию имущества, расходы на арендную плату, оплату программного обеспечения, приобретение оборудования стоимостью до 100 000 рублей. Регионам на период 2011 года предоставлено право сужать данный перечень. Дело не в видах расходов. Дело в том, что в настоящее время деньги ОМС, закачиваемые в муниципальное здравоохранение умышленно или неумышленно выведено из системы казначейского исполнения бюджета: больницы имеют расчетные счета в коммерческих банках. То есть они уже наполовину автономны. Крайне опасная ситуация – не шутка, это миллиарды рублей. Областное здравоохранение работает со средствами ОМС в казначействе и ничего, а муниципальное почему вне, оно более сознательно, финансово грамотно?
Фрагмент шестой. "Деньги ОМС и пациент – идущие ли вместе?"
Что в итоге? На мой взгляд, глубинной реформы данный проект сразу не принесет. И не такое переживали, знаете. Главный озвучиваемый посыл – "деньги идут за пациентом" только манифестирован. Страховым медицинским организациям остается "не совсем интересно" какое лечебное учреждение как и кому оказало помощь. Страховые медицинские организации будут бороться прежде всего за договоры с медицинскими учреждениями. С прочтением закона мысль о том, а вообще зачем эти прото-комиссары от страхования в этой системе вообще нужны меня не покидала. Эта борьба просматривается. А вот борьбы за пациента и идущие за ним деньги ОМС путем либерализации стартовых возможностей похоже сразу не будет. Готово ли население к этому и сама система здравоохранения, привыкшая получать деньги и их тратить без четкой взаимосвязи с оказанием услуг? Ничего... Справимся. Куда нам деваться?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
02-06-2010-12:57 удалить
Страховая медицина (ОМС) изначально предполагает ПОЛНУЮ ИНФОРМАТИЗАЦИЮ, и это не только ПК и Windows, но БАЗЫ ДАННЫХ и электронные карты болезни пациентов!!! Без ЧЁТКОГО учёта - все потуги просто профанация. Должно быть как в банке- есть счёт, ест движение денег. Так и ОМС - есть гражданини, есть карта (история болезни электронная), есть деньги за каждую оказанную услугу по ОМС...
Увы для наших реалий и нашей медицины - это НЕ НУЖНО. Вот это определяющее...
03-06-2010-15:04 удалить
Не так давно Михаил Плисс, вице-президент по информационным технологиям сети коммерческих медицинских клиник «МЕДСИ» в своем блоге написал, что пути и принципы работы частной и государственной медицины принципиально расходятся (http://www.cio-world.ru/blog/index.php?page=post&blog=sha3&post_id=125) Кто знает, если появится возможность конкурировать за бюджетные деньги, может быть этот разрыв сократится. Хотя, из практики, даже муниципальные учреждения уже давно не совсем государственные, так как вынуждены были в свое время научиться зарабатывать самостоятельно. И с тех пор мало что поменялось.
04-06-2010-06:51 удалить
Высказываясь о финансовых нарушениях в муниципальном здравоохранении прежде всего следует сказать, что бюджетные средства выделяются только на коммунальные платежи и,частично, на заработную плату с начислениями. Единственная возможность выжить для лечебных учреждений-средства ОМС (не во всех ЛПУ реально заработать на платных услугах). Главные врачи являются заложниками данной ситуации-хочешь, чтобы учреждение относительно нормально функционировало-иди на нарушения. Если будет бюджетное финансирование по всем статьям, то средства ОМС пойдут строго в структуре тарифа.
Так почему бюджетные средства не выделяются? Кто нибудь задавал такой вопрос? То что главврачи между двух огней, я знаю. Но нарушения есть и это медицинский факт. Просто я не понимаю, как можно на публичном уровне констатировать, что департамент здравоохранения города "не в состоянии управлять городскими МУЗами". Это что за управлние такое, которое не "управляет"?
04-06-2010-09:00 удалить
Ответ на комментарий Andrey_Besshtanko # На самом деле департамент управляет, причем достаточно жестко и эффективно. Просто руководство департамента не хочет (и его можно понять) брать на себя ответственность за расходование средств с нарушением структуры тарифа. Гораздо удобнее, когда перед фондом ОМС, прокуратурой, финнадзором, министерством, департаменом финансов и контроля и пр. стоит один конкретный человек-главный врач.
Ответ на комментарий # А да... Я забыл, эффективное и жесткое управление это не умение взять ответственность за подведомственные структуры на себя, а искусство мужественно спрятатся() за спины стрелочников. Это апофеоз управленческого ремесла... Насмотрелся я на это, уже не интересно... Для меня это солидарная ответственность. Когда в ЗС рассматривались итоги проверок ФХД Контрольно счетной палаты учреждений соцзащиты я за спины директоров не прятался. Не эффективный и не жесткий управленец, что со мной поделаешь...
04-06-2010-10:36 удалить
Ответ на комментарий Andrey_Besshtanko # К великому сожалению политика департамента здравоохранения-это политика администрации города. В условиях жесткого финансового дефицита проще всего дать поручение или приказ, не подкрепленные средствами, но обязательные для исполнения. Возражения не принимаются т.к. ответ будет один:"не можешь решить проблему самостоятельно-найдем того, кто решит."
04-06-2010-17:09 удалить
Ответ на комментарий # Эта «полная информатизация» - вредная затея, приводящая к идеализации возможностей информационных технологий.
В Омской области созданы многочисленные ресурсные центры, управления информатизации и т.п., а наш регион единственный, наверное, в СФО, кто на предложение Рособрнадзора о том, что «каждый регион МОЖЕТ оперативно проинформировать выпускников о результатах ЕГЭ через Интернет», молча признал – не можем! Что помешало РИАЦ выложить результаты, как раньше, в специальном разделе, где персональные данные защищены индивидуальными для каждой школы логином и паролем?
Ответ на комментарий # разберемся....
07-06-2010-14:12 удалить
Ответ на комментарий # И всё таки я за термин "ПОЛНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ"... просто надо понимать что есть Техзадание, а есть реализация... Это как испечь торт - рецептов и ингредиентов - много... Но не всегда торты вкусны...
Мы, к сожалению, можем приводить в пример только не удачные реализации систем, но кто мешает изучать УДАЧНЫЙ ОПЫТ да хоть бы в США... Просто ВСЁ уже давно пройдено, построено и работает... Но главный вопрос - это ДЕНЬГИ и кому в России это надо? Ведь в мутной воде ....
09-06-2010-19:59 удалить
Андрей Владимирович, почему неофициально неработающие, проживающие в Омской области, не могут получить полис ОМС? В Новосибирской области полис обязательного медицинского страхования неработающим выдаётся в поликлинике по месту жительства. А у нас нарушается Конституция РФ.
17-06-2010-18:16 удалить
Андрей Владимирович. Информатизация медицины это всего лишь частная задача полной информатизации учета населения региона. Причем эта задача на данный момент времени решается структурами УВД и ФМС на основе паспортных столов. Однако еще в начале 90-х имел беседу с начальником паспортного стола Омской области, который пожаловался о том, что учет гражданского населения для УВД достаточно затруднителен и не по теме. Им вполне бы хватило учитывать и отслеживать свой контингент. Моя мысль состоит в том, что бы при Правительстве Омской области была создана структура, которая бы вела учет всего населения Омского региона и тех, кто приезжает, уезжает, проезжает мимо. Данная структура могла бы создать единую "чистую" базу данных а все вопросы по достоверности информации от медицинских учреждений по выданным полисам выдавала бы типа "да" или "нет". Более подробнее можно было бы поговорить при личной встрече. Тем более, что она будет уже не первой
Андрей Владимирович! У меня к Вам два вопроса (пока).
1. Почему на электронный запрос чиновники отвечают ответом на бумажном носителе почтой? В правительстве что многие не дружат с компьютером?
2. По теме поста. Вы пишете, что:"Обязательное медицинское страхование, основа финансовой устойчивости медицины, сейчас регулируется документом 1991 года, и за последние 19 лет в него были внесены только стилистические изменения." Это федеральное законодательство. А вот региональное меняется постоянно. И не всегда в пользу граждан. Так например в 2005 году в Правила ОМС были внесены изменения, по которым некоторые категории граждан не имеют права получить бесплатный полис или получают его на очень короткий срок. Вся переписка по этому поводу с депутатами ЗС и правительством представлена мною в моем блоге http://domohozyaka.blogspot.com/2010/07/blog-post_02.html. Вы, как юрист, прекрасно знаете, что прерогатива изменения законодательства есть только у Федеральной власти.
И еще. Многочисленные встречи с депутатами ЗС и Горсовета натолкнули меня на мысль о том, что мы (народ) с ними (депутатами) живем на разных планетах. К сожалению, иногда наши депутаты даже не знают законов, которые они же принимали.
22-08-2010-08:39 удалить
Полностью с Вами согласна, что пациента "больше интересует качество медицинской помощи, чем качество работы страховой медицинской организации". А давайте как в Германии - чем качественнее лечит врач, тем больше он и больница, в которой он работает - денег от страховщиков получит. Там именно качество важно... Правда как конкретно они это измеряют, я увы, не знаю... Но было бы просто здорово!
25-08-2010-02:10 удалить
Модные ныне "нац проекты" ухудшают доступность граждан к высокотехнологичным методам обследования и лечения Я врач, и знаю как реализуются подобные инициативы: сначала закупка оборудования с высоким откатам чиновникам от медицины, затем за новый аппарат сажают "парня" в белом халате и он начинает коммерцию - проводить платные для пациентов процедуры или обследования. Только платные, причём, за большие деньги, по, так сказать, рыночной цене. Потому что очередь на бесплатное - два три месяца. Кто же из здравомыслящих пациентов будет ждать. Затем деньги делятся между главным врачом, зав отделением и этим парнем. К парню можно подойти и неофициально, - будет немного дешевле.
При этом на корню гибнет здоровая конкуренция в медицине. Смотрите! Госучреждение бесплатно получает оборудование, затем бесплатно расходные материалы к нему, делает ремонт за счёт налогоплательщиков, не платит, большей частью, налоги, имеет множество других льгот от государства. Как на этом фоне может возникнуть негосударственное медицинское учреждение, доступное и оказывающее подобные услуги!
Единственный выход: строго! запретить медицинским государственным чреждениям оказывать платные услуги населению (население налогами уже заплатило за эти современные аппараты) и ... повысить зарплаты медработникам и другим гос служащим.
Вообще государству надо думать не о том каким чиновникам ещё дать на что-нибудь денег, а найти способ дать деньги людям! Тогда только заработает малый бизнес, основанный на услугах и товарах для людей, а не для госкорпораций. Иначе, ещё чуть-чуть и всё рухнет на фоне обнищания, а от этого и бандитизма и алколизации общества.


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Реформа медицинского страхования. Не страшно. | Andrey_Besshtanko - Дневник Andrey_Besshtanko | Лента друзей Andrey_Besshtanko / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»