• Авторизация


Мифология реформы бюджетных учреждений 16-05-2010 16:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Караул! Грабят!". Такова в общей формуле реакция наших любимых и профессиональных мифологизаторов, неутомимых борцов за социальную справедливость на содержание Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ о реформе правового положения государственных и муниципальных учреждений (далее – 83-ФЗ). Зачем читать сам закон, можно придумать пару громких лозунгов, позвать на забастовку – и дело сделано, политическое реноме в порядке, власти опять обличены, все довольны, можно выдохнуть.
Какие это лозунги и соответствуют ли они действительности? В бюджетном секторе Омской области работают десятки тысяч человек, эта тема достаточно актуальна. Совокупность данных лозунгов создают своеобразную мифологию реформы, верить в которую проще. Люди вообще склонны верить в простые (а не в сложные) объяснения сложных проблем – классика теории манипуляции сознанием. Предлагаю шорт-лист данных мифов с моими комментариями, относящимися исключительно к требованиям 83-ФЗ.
Миф № 1. "Система бюджетных учреждений тотально переводиться на коммерческую основу".
Полный бред! Смысл происходящего: точечное, а не сплошное появление нового типа "полу-самостоятельных" бюджетных учреждений с расширенными правами. А сейчас их только два: бюджетные и автономные.
В Федеральном законе № 83-ФЗ теперь четко указано на три типа государственных и муниципальных учреждений: казенные учреждения (все как было, так и останется), бюджетные учреждения (финансирование по субсидии на основании разработанного государственного задания, в рамках НОРМАТИВОВ финансирования, которые областное правительство утвердить ПУБЛИЧНО), автономные учреждения (все как было так и останется, это мизер, да и не "модно").
Казенные учреждения, еще раз говорю, остаются намертво на бюджетной смете, в казначейской системе: до 1 декабря 2010 года Правительство Омской области, соответствующая местная администрация утвердит по каждой отрасли перечни данных казенных учреждений. Внимание, бюджетники, родители школьников! Ищите свои учреждения в этих списках – это значит, что никаких изменений в системе платных и бесплатных услуг, оплаты труда не будет. Закон прямо предписывает автоматический режим перевода работников и оформления соответствующих документов. Если в этих "казенных" списках не будет ваших учреждений, то это означает, что ваше учреждение будет преобразовано в бюджетное или в автономное (если присутствует полная самоокупаемость). Скорее всего, я полагаю, этот перечень будет по региональному уровню не очень большим, поскольку по смыслу 83-ФЗ казенные учреждения – это те, которые по специфике своей не могут оказывать платные услуги (например, учреждения социальной защиты несовершеннолетних, центры занятости населения, детские дома, коррекционные школы). По муниципальному – не готов сказать, будем смотреть отдельно каждый муниципалитет (скорее всего, будет создана специальная рабочая группа по реализации 83-ФЗ).
Бюджетное учреждение будет обязано вести счета в казначействе (это важнейшая гарантия!!!), на них будет распространяться система учета бюджетных средств.
В бюджетных учреждениях платные услуги можно будет осуществлять только за рамками услуг, которые финансируются за бюджетные деньги. 83-ФЗ вводит обязательное опубликование в сети Интернет всех государственных заданий всех бюджетных учреждений, где можно будет прямо увидеть ЗА ЧТО учителя, врачи не имеют право брать плату за оказанные услуги.
Миф № 2. "Реформа приведет к закрытию сельских школ, поскольку требование об обязательном проведении сельского схода жителей для согласования этого вопроса отменяется".
Откровенное вранье наших отдельных народных избранников федерального уровня (не ужели журналисты неверно процитировали выступление на конференции?)… Вместо того, чтобы пудрить мозги читателям одной из далеко не поверхностных омских b2b-изданий, не мешало бы еще раз перечитать внимательно редакцию статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции 83-ФЗ. Требование схода граждан при ликвидации сельской школы остается. Как бы кому не хотелось его отменить.
Миф № 3. "Бюджетные учреждения будут не заинтересованы в улучшении качества оказываемых услуг"
Ну так можно любое дело, где есть платный и бесплатный сегмент признать безнадежным. 83-ФЗ предусматривает, что государственное или муниципальное задание будет предусматривать не только цифры, но и показатели эффективности деятельности учреждения, за неисполнение которых руководитель учреждения подлежит дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Так что, это вопрос практики, ваш выход господа общественные контролеры!
Меня тревожит иное… До 15 августа 2010 года по поручению Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин должен подготовить методические рекомендации по определению перечня казенных учреждений регионального и муниципального уровня… Что там будет рекомендовано, ведь в самом федеральном законодательстве много как прямых запретов, так и прямых дозволений по вопросам платности и бесплатности бюджетных услуг…
Миф № 4 "Чиновники будут произвольно определять объем государственного или муниципального задания"
Я уже говорил, объем этого "мешка" не может быть произвольным уже по тому, что на них будет распространяться система счетов бюджетной классификации (как сейчас). Кроме того, 83-ФЗ прямо указывает на наличие, например, региональных нормативов финансирования образовательной деятельности – они будут открыто и публично приниматься областным правительством и местной администрацией (когда такое было – финансисты кривили рот только при упоминании слов "норматив финансирования" – а тут, пожалуйста). Во многих отраслях утверждены нормативы качества социальных услуг – это уже защита от произвола – "идите, уважаемые руководители отраслей и доказывайте свою правоту в финансовых органах, бейтесь за бюджеты отраслей, а вы, дорогие финансисты не спите, фильтруйте все экзотические "хотелки" отраслевиков. Вот формула предстоящего процесса, главное чтобы этой борьбы не почувствовали бюджетники и получатели бюджетных услуг, они тут не причем.
А создаваемая апокалипсическая мифология не причем. Мифом сыт не будешь… Хотя мифологизаторы ими кормятся… Вот только простые люди в стороне.
Так что… Осторожно, миф!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (28):
17-05-2010-06:27 удалить
Спасибо. хоть что-то стало понятнее
17-05-2010-13:14 удалить
А я вот посещаю библиотеку муниципальную и в последний раз библиотекарь с некоторым чувством превосходства завила: "А со следующего года у нас все услуги станут платными, готовьтесь!" Конечно, радует, что они смогут за этот счет повысить себе зарплаты и, будем надеяться, расширить книжный фонд... Но ведь, как озвучила библиотекарь, их будут укрупнять -то есть библиотеке в своем райончике небольшом, можно будет помахать рукой - не будет у нас в шаговой доступности доступных книг - школьникам даже младших классов придется куда-то ездить, вместо того, чтобы дойти после школы в свою библиотеку. Многие скажут, зачем вам книги - в интернете все есть! А я хочу, чтобы мой ребенок привыкал к бумажной версии, понимал, что такое прикоснуться к книге, прочитать ее, понять и осознать прочитанное. Чтобы он мог из книг свой мир взращивать.
17-05-2010-19:07 удалить
Уважаемый Андрей Владимирович! Знаю, что "социалка" для вас - не чужая. Хотел бы задать вопрос: по статистике около половины браком заканчивается разводом. Цифра - неутештельная. Почему в регионе так мало уделяют внимания укреплению института брака, пропаганде традиционных русских семейных традиций? Ведь есть же в нашей истории замечательные примеры - взять хотя бы святых Петра и Февронию Муромских. Молодое поколение о них почти ничего не знает, а рассказать, кажется, и некому.
21-05-2010-07:59 удалить
"Требование схода граждан при ликвидации сельской школы остается."
Андрей, если для этой школы не будет финансирование, что останется жителям села, как не констратировать на сходе о закрытие школы?
Вот Вы оправдываете у себя в болге принятие этой реформы, а почему бы не провести встречи с бюджетниками, не с директорами школ, а просто с учителями, с родителями школьников, да разъяснить доступным языком что и как будет????
21-05-2010-08:03 удалить
Ответ на комментарий # а Вы уверены что МОЛОДЕЖИ это нужно???? знать о "святых"
Молодежи куда более интресно: как можно прожить на оклад в 4000р если ты окончил ПедУнивер и пошел работать в школу, если снять однокомнатную квартиру в Омске стоит 6500р
21-05-2010-10:52 удалить
Ответ на комментарий # Уверена. Иначе нельзя. Да и молодые специалисты в школах получают больше 5000. Знаю по себе. Да и съем жилье обходится дешевле, чем вы назвали. Кроме того, для учителей есть льготная губернаторская ипотека.

ЕРХ (Татарва)
Ответ на комментарий # Финансирования не быть не может, если есть школа. Закрыть ее можно только по сходу граждан. Или закрыть филиал без схода. Эту ПРАВДУ надо разъяснять, а не врать.
Оправдывать или разоблачать Федеральный закон, какой смысл? Его нужно РАЗУМНО исполнить, так думаю...
Еще раз повторяю - должны быть приняты нормативы финансирования образования. Не может в силу бюджетного процесса так - учреждение есть, финансирования нет! Сколько средств выделяется - другой вопрос, денег всегда всем мало...
Сегодня проводил общий сбор с министрами по 83-ФЗ. Кивали. Обещали "организовать информационную работу". Сейчас главное - инвентаризация имущества и подготовка перечня казенных учреждений. Посмотрим. Время есть.
Тему эту в СМИ будем обязательно показывать, хотя времени еще много. Главное, чтобы она не стала поводом для политических спекуляций.
21-05-2010-11:35 удалить
Ответ на комментарий # Когда я решу написать коммент - сделаю это под своим ником, а не анонимно. И Вам советую.
27-05-2010-06:51 удалить
Ответ на комментарий # Хорошо, Ел. Р-вна.
16-06-2010-07:51 удалить
А правда ли, что говорят, что в школе обязательным будет только три основных предмета+православие, остальное - платно? Где гарантия, что такой расклад нам не подсунут у при определении госзадания?
Вы говорите, что все будет ПУБЛИЧНО и т.д. Но мы-то знаем, какой у нас уровень гражданской активности, осведомленности населения. Что нам даст эта "открытость"?Когда кого из органов власти она сдерживала? Про реформу ЖКХ и про многое другое тоже говорили, что все будет хорошо, не волнуйтесь. Что же удивляться, когда народ трясет при слове "реформа"
17-07-2010-07:41 удалить
Подскажите, а как же все-таки библиотеки? Могут ли они себя обеспечивать? И должны ли?
Spicker 21-07-2010-12:32 удалить
Занятно, господа интересующиеся.... Согласен, мифов здесь как у дурака фантиков. И плодят их те, как правило, кто сначала верещал о бесправии бюджетных организаций, затем о засилии органов госуправления, а теперь (НУ ВОТ ЖЕ - НАТЕ ЕШЬТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ!!!) оказались не в состоянии мыслить и работать нормально. Думаю, что реформа хозяйственного статуса обнажит проблемы интересные. Директора за время "отсидки" под централизованными бухгалтериями просто утратили навыки финансово-хозяйственной самостоятельности. А сейчас стало страшно... Вот и славно, может хоть молодежи добавится в управленческом корпусе, а удельные князьки на пенсию уйдут отдохнуть от дел праведных... Поживем, увидим, господа...
22-07-2010-06:23 удалить
Ответ на комментарий Spicker # Если бы... фанатиков от библиотечного дела в молодежной среде - единицы, а засидевшиеся бабушки сидят мертвой хваткой...
22-07-2010-06:29 удалить
Вы знаете, вопрос не в том смогут ли обеспечивать себя сами... проблема в том, что уровень информатизации в библиотеках на доисторической планке, а требования государство, да и сам пользователь предъявляет не шуточные... вот и встает вопрос: "А справятся ли, не уйдут ли в небытие?". Они сильные и просто выжить смогут... здесь вопрос скорее в развитии...
Spicker 22-07-2010-09:36 удалить
Вы ставите вопрос излишне локально.
Следует, по-моему, рассматривать проблему не с точки зрения отдельно взятой библиотеки (пусть и источника информации, но стремительно устаревающего и по форме и по содержанию), а с точки зрения подхода к сохранению ее (библиотеки) "плавучести". Если она не превратится в востребованную необходимость, не станет соответствовать современным потребностям - она умрет. И бесполезно ностальгировать и причитать. Надо развиваться. И ЭТО - проблема. И государству эта проблема до фонаря. Вам оно надо, Вам и трепыхаться. Думаю так...
22-07-2010-22:05 удалить
Боже упаси:) о причитании даже речи не идет... И ностальгия здесь ни при чем. Есть конкретная ситуация в библиотечной отрасли и в отдельно взятой библиотеке, когда необходимость соответствовать требованиям времени продвигается не во имя, а вопреки... когда руководством игнорируются прописные истины и устав от бессмысленного взбивания воды (вместо молока) в один прекрасный момент понимаешь, что масла не будет... столкнувшись с реальностью молодые уходят из библиотеки... уходят с тоской о несбывшейся надежде на изменения...
Да, помощь власти нужна, но нужна, в первую очередь в части кадровой политики. Яркий пример - библиотека для детей и юношества - после смены директора библиотека ожила... ей еще далеко до идеала, но подвижки к изменениям есть, и в ближайшие годы эта библиотека зарекомендует себя и станет потребностью... главное взят курс, он не разрушает огульно традиции и ориентируется на потребности молодых
26-07-2010-09:41 удалить
Замечательное умозаключение, уважаемый.
29-07-2010-06:26 удалить
Ответ на комментарий # просто констатация факта.... наболело
29-07-2010-22:07 удалить
хотя нет, не просто... было бы просто, не было бы так больно от того, что вместо развития ведущая библиотека региона откатывается назад... перемалывая очередную порцию молодых...
02-08-2010-11:24 удалить
Это у психологов называется "сопротивление изменениям", по-моему.
И сопротивление обычно имеет место быть не потому, что нет желания меняться, а лишь потому, что изменения эти в Рассее принято проводить в жизнь коряво, не жалуя интересы тех, кого они заденут. Потому и живут люди по принципу: "Пусть плохо сегодня, чем неизвестно как завтра". В регионах не наработан механизм либеральных изменений отраслей бюджетного сектора. Самого, как не странно, консервативного из всех секторов экономики. И консервативность его, как мне представляется, сегодня - один из способов его самосохранения, невзирая на то, что "мудрецы" от экономики (университет "Высшая школа экономики", идиолог всех реформаций бюджетного сектора, не ко сну будут помянуто) усилено навязывают общественному сознанию, что организации буджетного сектора не государственные функции выполняют, а услуги оказывают. Как парикмахерская или девка на панели. А страдают граждане, конечно. Тут уж к бабке не ходи, достаточно телевизор включить...
07-08-2010-23:35 удалить
могу поспорить... в нашей ситуации важен факт исполнения государственной функции по обеспечению доступа, а будет ли он в виде услуги или это будет названо иначе - не важно... важно осознание исполнителей, что их деятельность оплачена пользователем по механизму 100% предоплаты и каждый входящий в библиотеку, театр, музей, школу, больницу и т.д. и т.п. является тем, кто оплачивает существование бюджетного сектора. Важно так же, чтобы попытка "измерить и взвесить" все-таки дала нашим экономически мыслящим рулевым возможность не сбрасывать с весов не поддающиеся оценке творческое начало ребенка, создание и сохранение культурных ценностей (еще Гёте писал: "Культура должна стать основой для экономики", а не на оборот).
Но говоря о кадровой проблеме я имела ввиду именно ее.. (уж простите за локальную форму рассмотрения вопроса). Интересно было бы посмотреть на состав и текучесть кадров у той же "Пушкинки"... и преломить информацию в спектре возраста, стажа и образования... за последние 5 лет...
А ежели вернуться к бюджетной реформе, то ничего смертельного не происходит... Мы набьем не одну сотню "шишек", но найдем тот вариант, который позволит нам делать любимое дело и быть при этом полезными. Да, наши государственные задания не совершенны, ДЦП и ВЦП не учитывают развития, а формируются по принципу минимализма (как продиктует минфин) и после трех - четырех процедур сиквестирования становятся похожими на мираж (вроде есть, но вот реализовать на эти суммы что-то путнее - не реально). Но это не значит, что опустятся руки и не будет решений, не будет действий...
Прорвемся, сохраним... Плохие законы рождаются от нашего нежелания интересоваться тем, что для нас принимают, а мифы рождаются от нежелания изучать законы и анализировать...
09-08-2010-10:02 удалить
Согласен, государство постепенно расстается с имиджем неэффективного собственника. Да, процессы, который происходят у нас на протяжении последних лет, существенно меняют конфигурацию отношений граждан (социума) и власти (государства).
Существенны следующие соображения - объем полномочий муниципалитетов не сопоставим с их бюджетными возможностями, а ведь именно они (муниципалитеты) выполняют огромное количество государственных функций (образование, культура, здравоохранение...). Очевидно, были оправданы предыдущие этапы налоговых "реформ", которые позволили стабилизировать макроэкономические параметры - курс рубля, социальный стандарт, прирост ВВП и т.п. Однако, мы не можем постоянно жить в рамках "послевоенного" бюджета (под войной здесь понимается силовое преодоление экономических проблем 90-х годов). Федерация, сбрасывая с себя на регионы и муниципалитеты затратные государственные полномочия, должна отдавать себе отчет, что леса будут гореть, школы будут закрываться, зравоохранение хромать, культура прозябать и т.д. до тех пор, пока муниципальные бюджеты не получат в свое распоряжение адекватных финансовых инструментов. Не подачек (в виде нацпроектов, например), а источников бюджетного наполнения. Это позволило бы настроить систему муниципальных финансов подобающим образом, сняв проблемы межбюджетных субвенций , кредитов и т.п..
И еще одно важное, на мой взгляд, соображение: Схема социального государства существует, она опробована и действует в ряде стран. А может быть нам стоит не шишки набивать, а употребить голову для более содержательных вещей? Опыт выстраивания гармоничных социальных отношений подсказывает, что участие государства должно идти по пути создания подобающих экономических и нормативных условий, а не по пути наращивания административного тотального контроля (помните - "тупое администрирование"?). Мы на сегодняшний день имеем картину, когда практически ВСЕ федеральные органы в территориях заняты ТОЛЬКО (или в основном) НАДЗОРОМ И КОНТРОЛЕМ.
Потому и разговоры об инновациях, нано-нунотехнологиях, прочих вещах, о которых говорят, воспринимаются с раздражением. Для жителей огромной страны за пределами Садового кольца это - блуд. Они (жители) судят о государстве (власти) с позиции Ф.Ницше: "Мутят они воду свою, чтоб глубокой казалась она....". И тому, согласитесь, есть причины
10-08-2010-10:03 удалить
согласна... обсуждая результаты реализации 131 закона на уровне специалистов других регионов, я убеждаюсь что картинка у многих еще страшнее... муниципалитеты, брошенные на произвол региональной властью закрыли, сократили, создали видимость существования социальной сферы....
я не предлагаю громко кричать ура и чепчики бросать вверх... проблем хватает и в нашей схеме его реализации...
и к власти есть претензии, но и муниципалитеты "хороши"
Многие муниципалы приняв иждивенческую позицию, плановое сокращение средств бюджетного содержания пропагандировали среди местных жителей как позицию экономии региональной власти за счет муниципалитетов...
я понимаю, что они, зажатые 825 и 607 указом вынуждены расставлять приоритеты в тех крохах, которые им перепадают от налоговой базы... ведь даже наличие на территории завода, мясоперерабатывающего комбината и т.д. не означает, что они зарегистрированы на территории муниципалитета... (в лучшем случае в соседнем районе, но как правило в другом регионе...) пока не будет законодательной базы, которая привяжет предприятия к территориям, на которых расположены - все останется как есть... Да и в отношении непропорционального распределения существующей налоговой базы, особенно с учетом смещения нагрузки и ответственности на уровень муниципалитетов...согласна на все 100
10-08-2010-12:56 удалить
Мы достаточно далеко откатились в своей дискуссии от вопросов реформирования бюджетного сектора и дошли "до руды", перейдя в область политологии.
Муниципалитиеты занимали и будут занимать подобную позицию, поскольку это - позиция регилнальных властей, которые практически дотируют муниципалитеты. На эту схему хорошо играет принцип назначения глав муниципальных образований, который в нашей республике реализован. Попробуй глава администрации сходить пару раз в региональный Минфин с просьбой дать денег на нужды района (настоящие, "безоткатные", животрепещущие нужды) и на него спустят собак. Это уже было.
Принцип клановости не учитывает интересов жителей, а учитывает лишь интересы клана. И не важно - по какому принципу клан формируется: по партийной принадлежности, сексуальной ориентации, родственным связям или личной преданности телу вождя, - важно то, что ВСЕГДА ВЫПАДАЕТ из приоритетов такое качество, как профессионализм. В итоге некоторых руководителей без слёз и смеха и слушать нельзя. Но они в клане, у них охранная грамота (и от глупости тоже, очевидно)
Вот так, коллега...
12-08-2010-12:56 удалить
наивная, но верю, что все в этом мире можно изменить к лучшему... что профессионализм все-таки придет на смену закостенелой клановости ...
мне 35 и жизнь уже не раз доказывала, что я не права, но все равно...на своем рабочем месте буду строить маленькую утопию, основанную на профессиональном опыте и знаниях, которые стараюсь регулярно пополнять...
13-08-2010-09:25 удалить
"...Чтобы пробить стену лбом нужен или большой разбег, или много лбов." /А.А. Азольский/
"Необыкновенные личности делают честь человеческому уму, но не определяют правил его бытия." /Ф. Шатобриан/
"Очень тяжело менять, ничего не меняя, но мы будем!" М. Жванецкий/
16-08-2010-06:55 удалить
Ну так может пора все-таки на соответствующем уровне продавить вопрос о регистрации предприятий по месту мощностей? Что это за балаган - где хочу там регистрируюсь? Понятно, кому это выгодно, но регионы-то что ж молчат в Совете Федерации?! Или в чем там проблема?
16-08-2010-07:34 удалить
Полагаю, что мнение хозяина данного дневника не болжно быть проигнорировано. Как считаете, Андрей Владимирович?

Много разговоров о рейдерских захватах, эмоции, обвинения и т.п. Вместе с тем, перераспределение собственности в регионах идет и вполне лигитимными путями. Жаль, что экономические последствия такого перераспределения на себе испытывают те, кто , казалось бы, должен дыть заинтересован в привлечении инвесторов, оживлени деятельности хозяйственных структур, пополнении бюджетных источников, т.е. муниципалитеты. Не вчитывался в закон об организации местного самоуправления, но полагаю, там должны содержаться некоторые полномочия. Если это не так, - коллега права - запрос представителю в Совете Федерации уместен. Так мне представляется проблема


Комментарии (28): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мифология реформы бюджетных учреждений | Andrey_Besshtanko - Дневник Andrey_Besshtanko | Лента друзей Andrey_Besshtanko / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»