• Авторизация


Санкт-Петербург: Музей-памятник собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови. (часть-1: История создания и внешнее оформление.) 23-06-2014 02:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщение

Санкт-Петербург: Музей-памятник собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови. (часть-1: История создания и внешнее оформление.)

 

часть-2: Внутреннее убранство - здесь

здесь: Поздняя любовь Александра-II к Екатерине Долгорукой

[показать]

Среди храмов Санкт-Петербурга собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови, выглядит наиболее необычно. При первом рассмотрении может показаться, что он является едва ли не копией собора Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Однако, несмотря на сходство, их отделяют друг от друга заметные отличия и несколько веков непростой российской истории.

[показать]

Более распространенное название храма – Спас-на- Крови – отсылает к событиям, которые послужили причиной его возведения. 1 марта 1881 года при повороте на Екатерининский канал (бывшее название канала Грибоедова) была взорвана карета императора Александра II. Вторым взрывом он был смертельно ранен. Уже через день к Александру III обратились с предложением увековечить память монарха памятником или часовней.

[показать]

Александр Лессер (1814-1884)

 

Покушения на Александра II


На долю Александра II выпало самое большое количество покушений среди всех императоров России. За первым террористическим актом Каракозова 4 апреля 1866 года последовали нападения на Дворцовой площади, попытки подрыва царского поезда и другие. Лишь покушение под руководством Софьи Перовской достигло цели. Быстро сориентировавшись в обстановке (император в тот день сменил маршрут, отказавшись от поездки по Маловой Садовой улице), метальщики бомб устроили засаду на Екатерининском канале.

Убийству Александра II посвящены следующие строки Александра Блока (поэма «Возмездие»):

«…Грянул взрыв

С Екатеринина канала,

Россию облаком покрыв.

Всё издалёка предвещало,

Что час свершится роковой,

Что выпадет такая карта…

И этот века час дневной —

Последний — назван первым марта»

 

[показать]

Софья Перовская, руководившая последним, восьмым, покушением на императора

[показать]

Игнатий Гриневицкий, совершивший террористический акт, завершившийся убийством императора Александра II

[показать]

[показать]

[показать]

Подрыв кареты Александра II на Екатерининском канале 1 марта 1881 года

[показать]

Император Александр II на смертном одре. Фотография С. Левицкого.

[показать]

Часовня на месте покушения (не сохранилась)
 



Уже на следующий день, 2 марта Городская дума на своём чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III "разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник" погибшему государю.
Сразу после получения такого разрешения на месте покушения была освящена временная деревянная часовня работы Л. Н. Бенуа. Эта часовня была построена на средства лесопромышленника И. Ф. Громова. А когда из губерний стали поступать крупные пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.
Был объявлен архитектурный конкурс. Его условием были: ориентация на русскую культовую архитектуру XVII века, включение во внутренний объём собора места трагедии. Проекты рассматривал лично Александр III. Свои проекты предлагали Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, В. А. Шретер, Р. И. Кузьмин и другие архитекторы. Победителем конкурса оказался академик архитектуры Альфред Александрович Парланд. Дальнейшую работу он вёл вместе с другим архитектором - архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым.
Альфред Парланд писал:
"Высочайше утверждённый в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения мною составлен по указанию Его Величества в стиле времён московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве и целая группа храмов в Ярославле, Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приёмы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь, насколько возможно, понять тайну их творчества, я с увлечением принялся за возложенную на меня работу".
Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император - Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату - великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств, и при строительстве храма смог бы воспользоваться своими связями среди архитекторов и художников.
На сохранившихся эскизах можно оценить, насколько отличался предложенный вариант от доработок, которые под руководством императора были внесены позже. В итоге, строительство началось в октябре 1883 года и в общей сложности продолжалось 24 года – собор Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 года.

[показать]

Альфред Парланд

[показать]

Архимандрит Игнатий

[показать]

[показать] [показать]

Конкурсный вариант храма Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия

[показать]

Часовня, возведенная на месте убийства Александра II

[показать]

Спас-на-Крови. Фотограф С.М.Прокудин-Горский 1905-10 г.

[показать]

[показать]

Николай II с супругой у церкви Воскресения Христова. Освящение храма 1907 г.

[показать]

Рота Дворцовых гренадер у храма Спаса-на-Крови.

[показать]

Спас-на-Крови. Фото 1910 г.

Получившиеся здание – это, как и требовал император Александр III, собирательный образ русского православного храма. Черты, которые в него заложены, наследуют образцам московской и ярославской архитектуры XVI–XVII веков. Мы уже упоминали сходство внешнего облика Спаса на Крови и московского Покровского собора – теперь понятно, почему это так.

Особенности строительства


Под Исаакиевский собор, как известно, было забито более 10 тысяч свай. При возведении Спаса на Крови А. Парландом было решено применить новшество и залить фундамент бетоном. Высокая теплоотдача стен быстро поставила вопрос о его отоплении, для чего в подвале были установлены паровые котлы и калориферы. Позже добавили печь, дополнительные двери и заложили кирпичом некоторые окна. К открытию храм электрифицировали, установив без малого 1689 ламп.

Близлежащая территория подверглась существенной перестройке. На данном участке была расширена набережная и создана небольшая площадь, которую оформили оградой со стилизованным растительным орнаментом в духе модерна (проект А. Парланда). Во время строительства напротив Спаса на Крови возвели дополнительную часовню, которая так и осталась стоять на своем месте до наших дней.
Музей-памятник «Спас-на-Крови»

Вид Спаса на Крови со стороны набережной канала Грибоедова

Даже до революции в соборе Воскресения Христова не проводились регулярные службы, если только они не были связаны с именем Александра II. Храм был в ведении Министерства внутренних дел, и потому был закрыт для свободного посещения, вход осуществлялся только по пропускам. Такой особый режим позволил создать особое же оформление, которое иначе, как изумительным и роскошным не назвать.

Во-первых, оформители ушли от опыта многих расписных храмов, где живопись в условиях климата Петербурга начинала быстро разрушаться и портиться. Выбор был сделан в пользу мозаик, по общей площади которых храм стал уникальным как для России, так и Европы. Над ними трудились мастера Академии художеств, немецкие фирмы и частная мастерская Фроловых, получившая самый большой заказ. Любопытно, что мозаики использовались не только для внутреннего, но для внешнего декорирования храма (еще одно новшество в отечественном ритуальном зодчестве). Над эскизами работали В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н.Н. Харламов и другие.

Во-вторых, отделка Спаса на Крови включала богатейшую коллекцию самоцветов, специальной ювелирной эмали, полудрагоценных камней и т.д. В создании внутреннего убранства самое активное участие принимаи мастера известнейших Екатернебургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из общей строительной сметы собора (первоначальные 3,6 млн. и дополнительный 1 млн. рублей.) более 2 млн. рублей было истрачено только на работы по его декорированию.

 

Сень

 

[показать]
Внутри храма с правой стороны при входе находится Сень. Она занимает в нем особое место, поскольку огораживает место бывшей Екатерининской набережной, где была взорвана карета Александра II. Каменный навес и фронтон со стилизованными вазами поддерживается четырьмя колоннами, завершающимися капителями. Богато оформленная драгоценными камнями Сень выполнена в виде восьмигранной пирамиды и креста, на отделку которого ушло более 110 топазовых камней. Пол, прикрытый Сенью, это аутентичный фрагмент булыжной мостовой и часть решетки, ставшие свидетелями рокового покушения.

[показать]

[показать]

 Под сенью сохранена решётка Екатерининского канала, часть тротуара и булыжной мостовой, где был смертельно ранен император.

[показать]

Спас на Крови даже после революции долгое время продолжал действовать, хотя был переведен в статус приходского, что совершенно противоречило его недолгой дореволюционной истории. Тем не менее, в 1930 году и он был закрыт. А уже через год встал вопрос о разборке собора. Когда этот отложенный на долгое время вопрос был положительно решен в 1938 году, храм спасло только начало Великой Отечественной войны. Известно, что во время обстрелов и авианалетов случались ситуации, в результате которых здание могло быть разрушено. Одну из них в деталях приводят экскурсоводы: в ходе восстановительных работ в главном куполе был найден застрявший неразорвавшийся артиллерийский снаряд, чья детонация могла бы нанести невосполнимый урон внутреннему всему убранству. Однако этого, к счастью, не произошло.

[показать]

Спас-на-Крови. Фото нач. 1930-х г.

[показать]

Спас-на-Крови. Фото Эдварда Кларка 1955 г.

[показать]

Спас-на-Крови. Ограда. Фото Эдварда Кларка 1955 г.

Во время блокады в Спасе на Крови располагался морг, куда свозились погибшие жители города. Показательно также, что одно время храм был известен под именем «Спаса на картошке»: в его помещениях в военные годы устроили хранилище овощей. Позже собор служил складом декораций Малого оперного театра (ныне Михайловский театр). Лишь с конца 60-х храм, уже находившийся в аварийном состоянии, был взят под охрану и преобразован в музей (филиал Исаакиевского собора).

[показать]

[показать]

[показать]

Состояние храма Спаса на Крови до начала реставрации

Начатые в 70-е годы восстановительные работы продолжались вплоть до 1997 года. В результате была проделана работа, по объему сопоставимая с той, что изначально стояла перед архитекторами и строителями.
19 августа 1997 года (то есть ровно через 90 лет после освящения) музей-памятник «Спас на Крови» был открыт для посещения.

[показать]

[показать]

Вид Спаса на Крови со стороны набережной канала Грибоедова

[показать]

Купола Спаса на Крови так похожи на купола другого храма - Василия Блаженного в Москве

[показать]

[показать]

Купола Спаса на Крови

[показать]

[показать]

Оформление храма

[показать]

Архитектура храма

[показать]

Мозаичные гербы городов России на стенах храма

[показать]

Мозаика на стене, позади которой - Сень с местом, где было совершенно покушение на Александра II

[показать]

Архитектура собора в русском стиле

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Мозаики во внешнем оформлении собора были применены в строительстве подобных зданий впервые в России

[показать]

Майоликовая роспись на стенах храма

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Внешнее убранство храма Спаса на Крови

[показать]

[показать]

Гранитные плиты с указами реформ Александра II на стенах храма

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...  часть-2: Внутреннее убранство  http://www.liveinternet.ru/users/4386710/post328447416/

Источник текста: http://www.ipetersburg.ru/guide/culture/museums/spas-na-krovi/

 

Серия сообщений "Великие династии":
Великие династии
Часть 1 - Д/ф "Русские цари:правление Анны Иоанновны (1730–1740)" | Шутовство при дворе и интересные факты.
Часть 2 - Последняя из рода Юсуповых. | "Сияние" - Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861 — 1939).
...
Часть 11 - Vladimir Ivanovich Hau (1817–1895) - один из крупнейших мастеров акварельного портрета. (часть-1)
Часть 12 - Виртуальное путешествие в Санкт-Петербург: Дворец Юсуповых на Мойке.
Часть 13 - Санкт-Петербург: Музей-памятник собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови. (часть-1: История создания и внешнее оформление.)
Часть 14 - Санкт-Петербург: Музей-памятник собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови. (часть-2: Внутреннее убранство)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Санкт-Петербург: Музей-памятник собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови. (часть-1: История создания и внешнее оформление.) | Prinzessin_M - Дневник Prinzessin_M | Лента друзей Prinzessin_M / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»