фотограф
Константин Краснобаев
«Сейчас это зовут роком, раньше это называлось буги-вуги, блюзом, ритм-н-блюзом… Названия могут меняться, но музыка, вдохновляющая разум и сердце, и даже твое притоптывание ногой в такт – все это здесь. Зови эту музыку рок, зови ее джаз, зови ее как хочешь. Если она заставляет тебя двигаться, или ты просто кайфуешь, она с тобой – навсегда».
(Чак Берри)
[670x923]
[670x1004]
,,Стиляги, это просто добровольцы,
Ушедшие в красивый рай свободы...,,
[670x1004],,Стиляга... Сейчас и слова-то такого в современном молодежном лексиконе нет. Да и старшее поколение его уже изрядно подзабыло. А ведь всего каких-нибудь пятьдесят лет назад (как время-то летит!) оно было очень даже в ходу. Те, кто считал себя представителями передового, прогрессивного отряда советской молодежи, клеймили этим словом тех, кто был убежден, что передовой, прогрессивной молодежью (правда, не очень советской) являются именно они. И гордились своей принадлежностью к многотысячной когорте стиляг.
Стиляжничество как явление появилось в первой половине пятидесятых годов. Естественно, сначала в столичных городах - Москве, Ленинграде, Киеве. Оттуда оно начало постепенно перетекать в провинцию. В Самаре это явление начало проявляться где-то в конце 1954 года.
Сам же термин "стиляга" появился значительно раньше и имел более узкое значение. Когда в конце войны наши доблестные воины вошли в Восточную Европу, они увидели там много нового и интересного. В том числе и особый европейский стиль танцев, резко отличавшийся от сложившегося у нас.
Вернувшись на Родину и скинув гимнастерки, парни быстро внедрили этот стиль на танцевальных площадках. Кстати, из освобожденных стран была привезена и так называемая линда - своеобразная смесь румбы и фокстрота. По сравнению с современными танцевальными телодвижениями линда была танцем совершенно скромным, невинным, однако тогда ее сразу запретили на всех танцплощадках.
Очень скоро вся танцующая публика раскололась на два лагеря - танцующие стилем и танцующие по старинке. Вот тогда-то и появилось производное от слова "стиль" - стиляга, этим термином консерваторы от танцев клеймили новаторов.
В первое время стиляг пытались выдворять с танцевальных вечеров, но вскоре количество их лавинообразно возросло, а приверженцев старого стиля, соответственно, уменьшилось, поэтому борьбу продолжили только с "линдачами".
Со временем у стиляг начала появляться и внешняя атрибутика. Непременными были узкие брюки с широкими манжетами (до этого штанины были шириной не менее 32 см). Галстуки с экзотическими или абстрактными рисунками длиною почти до колен. Туфли на толстой и рифленой по краям подошве. Удлиненный пиджак из букле. Начесанный и набриолиненный кок на голове.
Под стать кавалерам одевались и их подружки - укороченная (не так, как сейчас, а чуть выше колен) юбка, выразительно подчеркивающая рельеф фигуры, кофточка (или платье) немыслимой расцветки, иногда с достаточно глубоким декольте, капроновые чулки с обязательной черной пяткой и туфли на высоком мощном каблуке (шпильки появились позднее).
На голове они делали тоже нечто невообразимое: или взбитая копна волос (позже появилась так называемая бабетта), или, наоборот, короткая стрижка с торчащими во все стороны неровными вихрами (называлась "Я у мамы дурочка").
Как и на все новое, а тем более пришедшее из-за железного занавеса, на стиляжничество обрушился шквал критики со стороны СМИ и эстрады. Правда, в сатире частенько прослушивался подтекст: явление-то, мол, отрицательное, но в общем-то безобидное и... красивое. Хотя партийные идеологи насторожились не зря...
В подавляющем большинстве стиляги были нормальными интеллигентными ребятами - студентами, молодыми специалистами. В душе они почти все были космополитами. Многие из них тогда уже понимали порочность и бесперспективность существующего строя (слова "диссидент" еще не знали). Все они поголовно были поклонниками джаза - музыки "чуждой и тлетворной". Запоем читали Ремарка и Хемингуэя и балдели от ранних стихов Евтушенко, Ахмадулиной и Вознесенского, которые сами были стилягами.
Стиляги своим имиджем и стилем жизни как бы пытались выразить молчаливый протест против серости, усредненности, рабской покорности, которые насаждались идеологическими службами в молодежной среде.,,
(Владимир ЛЕБЕДЕВ)
[670x996]
[670x1004] http://www.photosight.ru/users/31881/
,,... Брюзжали и на нас
Из темного окна:
«Опять идут на джаз
Стиляги и шпана!»
Но языком-пером
Зачеркивали суть:
Не праздный рок-н-ролл
Определял наш путь!...,,
[573x430]