С 1 апреля в законе №38-ФЗ «О рекламе» появилась статья 18.2. Теперь с доходов от распространения интернет-рекламы нужно уплачивать дополнительный сбор 3%.
Правила только вступили в силу, и пока вопросов по ним больше, чем ясности. Мы поговорили с юристом и участниками рынка интернет-рекламы и постарались разобраться, как будет работать новый механизм сборов. В этой статье редакции «Маркетинг» Skillbox Media рассказываем:
Согласно разделам 1, 5 и 10 статьи 18.2 закона №38-ФЗ «О рекламе», новые отчисления от дохода с рекламы должны платить:
Критерии отнесения к рекламе — то есть что считается рекламой, а что нет — определяет правительство РФ.
Есть исключения — они перечислены в части 12 статьи. Например, отчисления от дохода с рекламы не должны платить сайты, которые принадлежат теле- и радиовещателям, инфоагентствам и крупным федеральным изданиям. Также сбором не облагается реклама, которую запустили через зарубежных операторов (Google Ads, YouTube, TikTok и другие), не транслирующих рекламу на территории РФ.
Сейчас у многих возникает вопрос: если в рекламной цепочке есть, например, и рекламораспространители, и посредники, платить сбор должны они все или кто-то один? Мы задали этот вопрос юристу. Вот что она ответила.
Старший IT- и IP-юрист RTM Group
— Сейчас разработан проект постановления, которое устанавливает особенности исчисления и уплаты обязательных отчислений. Согласно ему, возможны такие варианты уплаты:
Во втором варианте агентство сможет внести все обязательные отчисления в полном объёме за всех участников цепочки. В таком случае иных плательщиков от этой обязанности планируют освободить. Но пока не ясно, как эта схема будет работать на практике, — учитывая, что рекламный сбор рассчитывают не участники цепочки, а Роскомнадзор. Возможно, позже появятся дополнительные разъяснения.
При размещении рекламы через иностранного рекламораспространителя российский рекламодатель обязан сам удержать и уплатить отчисления, а также уведомить об этом иностранного контрагента.
Размер сбора — 3% от базы расчёта обязательных отчислений. База расчёта — доход, полученный в течение квартала от реализации услуг по распространению интернет-рекламы, которая направлена на потребителей, находящихся на территории России.
К такому доходу относятся: плата, полученная за услуги по распространению рекламы, вознаграждение за размещение рекламы, а также доход от услуг по ведению рекламных кампаний. То есть если, например, блогер заработает на размещении рекламы 1 миллион рублей за квартал, он должен будет заплатить 30 тысяч рублей сбора. Если таргетолог ведёт кампанию за 50 тысяч рублей в месяц, то из этих 50 тысяч на сбор будет уходить 1500 рублей.
Вот что Карина Маргарян говорит об особенностях расчёта отчислений.
Старший IT- и IP-юрист RTM Group
— Отчисления уплачивают рекламораспространители, операторы рекламных систем, посредники, агенты, заключившие:
Отчисления будут рассчитывать с учётом:
Так, по договору оказания услуг отчисления будут рассчитывать со всей суммы договора. Допустим, рекламодатель заплатил рекламораспространителю 20 000 рублей по договору оказания услуг за размещение рекламы. Сбор 3% будет рассчитываться с суммы 20 000 рублей и составит 600 рублей.
Например, рекламодатель заплатил рекламному агентству за организацию размещения рекламы 20 000 рублей по агентскому договору. Вознаграждение агента составляет 5000 рублей из этой суммы. Сбор 3% будет рассчитываться с суммы 5000 рублей и составит 150 рублей.
Согласно проекту постановления, при расчёте отчислений планируют учитывать доходы по бухучёту.
Участникам рекламного рынка не нужно самостоятельно рассчитывать размер отчислений. Согласно части 6 статьи 18.2 ФЗ «О рекламе», рассчитывать размер отчислений будет Роскомнадзор — на основе данных, полученных от операторов рекламных данных (ОРД).
Взаимодействие плательщиков сбора с регулятором, как и в случае с маркировкой интернет-рекламы, будет происходить через личный кабинет ЕРИР, разъясняет старший IT- и IP-юрист RTM Group Карина Маргарян.
Отчисления нужно будет производить раз в квартал. Точные сроки в законе пока не указаны. Но согласно проекту постановления, механизм будет работать так:
Также, согласно проекту постановления, излишне уплаченные суммы можно будет вернуть или зачесть в счёт будущих платежей.
Согласно разделу 7 статьи 18.2 закона №38-ФЗ «О рекламе», отслеживать уплату отчислений, их полноту и своевременность будет Роскомнадзор.
Штрафы за нарушение законодательства о рекламе установлены статьёй 14.3 КоАП РФ — вероятно, на статью 18.2 они тоже будут распространяться. Размеры у этих штрафов такие:
Механизм контроля за соблюдением нововведений пока не утверждён, но по этому поводу есть разъяснения в Приложении №2 к проекту постановления. Вот как это комментирует юрист.
Старший IT- и IP-юрист RTM Group
— Роскомнадзор будет следить за полнотой и своевременностью уплаты сбора с использованием автоматизированной системы. Если в ходе мониторинга будет обнаружена неполная уплата или отсутствие платежа, порядок действий будет таким:
Роскомнадзор будет мониторить исполнение закона на основании данных, предоставляемых ОРД. Исходя из этого, можно предположить, что участники рынка, которые не передают данные в ОРД (не маркируют рекламу), рискуют получить двойной штраф: за нарушение законодательства о маркировке и за нарушение законодательства об отчислениях с доходов от интернет-рекламы.
Мы поговорили с участниками рынка интернет-рекламы — спросили у них, какие изменения, по их мнению, будут неизбежны. Почти все они сошлись на том, что интернет-реклама подорожает: минимум на размер сбора, а с учётом других изменений — ещё сильнее. Также ожидают такие изменения:
Вот как опрошенные спикеры комментируют изменения.
Мы попросили директора по стратегическому развитию в INET Studio Татьяну Константинову дать участникам рынка практические рекомендации: что делать, чтобы быстрее адаптироваться к изменениям. Вот что она рекомендует делать рекламодателям, блогерам и инфлюенсерам, агентствам и фрилансерам.
Рекламодателям:
Блогерам и инфлюенсерам:
Агентствам и фрилансерам:
Главный совет Татьяны Константиновой: начните адаптацию уже сегодня. Те, кто оперативно настроит чёткие процессы и юридические механизмы, не только минимизируют риски, но и укрепят свои позиции в новой реальности.
Например, в Бразилии после введения аналогичного сбора в 2021 году 22% малых агентств прекратили деятельность. Но за два года рынок консолидировался — в результате крупные игроки увеличили доход на 15%. Этот пример показывает, что своевременная адаптация критична для выживания на рынке.
А вот как рекомендует организовать документооборот юрист.
Старший IT- и IP-юрист RTM Group
— Отсутствие чёткого регулирования в настоящее время создаёт риск многократного денежного сбора — особенно для участников длинных цепочек взаимодействия, которые используют договоры оказания услуг. Однако не стоит бежать и переоформлять все договоры оказания услуг и заменять их агентскими, несмотря на то, что на первый взгляд схема с агентскими договорами выглядит выгоднее и прозрачнее.
Участники рынка будут закладывать в стоимость не только обязательный сбор, но и риски, связанные с ним. Вероятно, вместо полного отказа от договоров оказания услуг участники рекламного рынка начнут применять смешанные конструкции — например, использовать агентский договор для урегулирования взаимоотношений «рекламодатель — рекламораспространитель», чтобы минимизировать обязательный рекламный сбор, а договор оказания услуг — чтобы организовать процесс размещения рекламы.
В договоре оказания услуги следует отделить перечень услуг по распространению рекламы от иных услуг по организации рекламной кампании и размещению рекламы. А для агентского договора важно отдельно прописывать агентское вознаграждение за организацию распространения рекламы, так как именно эта сумма будет служить ориентиром при расчёте рекламного сбора.
Источник: https://skillbox.ru/media/marketing/zakon-o-sbore-...he-deystvuet-chto-nuzhno-znat/