• Авторизация


Закон о сборе 3% с дохода от рекламы уже действует 29-06-2025 18:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


С 1 апреля в законе №38-ФЗ «О рекламе» появилась статья 18.2. Теперь с доходов от распространения интернет-рекламы нужно уплачивать дополнительный сбор 3%.

[700x390]

Правила только вступили в силу, и пока вопросов по ним больше, чем ясности. Мы поговорили с юристом и участниками рынка интернет-рекламы и постарались разобраться, как будет работать новый механизм сборов. В этой статье редакции «Маркетинг» Skillbox Media рассказываем:


Кто должен уплачивать новый сбор с рекламы: все участники цепочки или кто-то один

Согласно разделам 1, 5 и 10 статьи 18.2 закона №38-ФЗ «О рекламе», новые отчисления от дохода с рекламы должны платить:

  • Рекламораспространители — например, блогеры, медиа, владельцы сайтов, каналов, пабликов, которые размещают рекламу.
  • Операторы рекламных систем — например, «Яндекс Директ» и «VK Реклама».
  • Посредники — например, рекламные и маркетинговые агентства, фрилансеры, которые распространяют рекламу в интересах заказчиков или по их поручению.
  • Российские рекламодатели, которые размещают рекламу, направленную на привлечение потребителей из России, через иностранную компанию, иностранных граждан или лиц без гражданства.

Критерии отнесения к рекламе — то есть что считается рекламой, а что нет — определяет правительство РФ.

Есть исключения — они перечислены в части 12 статьи. Например, отчисления от дохода с рекламы не должны платить сайты, которые принадлежат теле- и радиовещателям, инфоагентствам и крупным федеральным изданиям. Также сбором не облагается реклама, которую запустили через зарубежных операторов (Google Ads, YouTube, TikTok и другие), не транслирующих рекламу на территории РФ.

Сейчас у многих возникает вопрос: если в рекламной цепочке есть, например, и рекламораспространители, и посредники, платить сбор должны они все или кто-то один? Мы задали этот вопрос юристу. Вот что она ответила.

Карина Маргарян

Старший IT- и IP-юрист RTM Group


— Сейчас разработан проект постановления, которое устанавливает особенности исчисления и уплаты обязательных отчислений. Согласно ему, возможны такие варианты уплаты:

  • Если отчисления заплатит рекламораспространитель, оператор рекламной системы или посредник, заключивший договор с рекламодателем, другие участники цепочки их платить не будут. То есть платит кто-то один.
  • Если отчисления уплатит агентство — только со своего вознаграждения как агента, — то все остальные участники цепочки, заключившие с ним договор, тоже должны будут уплатить сбор со своих доходов (информацию о них Роскомнадзор возьмёт из ЕРИР).

Во втором варианте агентство сможет внести все обязательные отчисления в полном объёме за всех участников цепочки. В таком случае иных плательщиков от этой обязанности планируют освободить. Но пока не ясно, как эта схема будет работать на практике, — учитывая, что рекламный сбор рассчитывают не участники цепочки, а Роскомнадзор. Возможно, позже появятся дополнительные разъяснения.

При размещении рекламы через иностранного рекламораспространителя российский рекламодатель обязан сам удержать и уплатить отчисления, а также уведомить об этом иностранного контрагента.

Какой размер сбора и как его рассчитать

Размер сбора — 3% от базы расчёта обязательных отчислений. База расчёта — доход, полученный в течение квартала от реализации услуг по распространению интернет-рекламы, которая направлена на потребителей, находящихся на территории России.

К такому доходу относятся: плата, полученная за услуги по распространению рекламы, вознаграждение за размещение рекламы, а также доход от услуг по ведению рекламных кампаний. То есть если, например, блогер заработает на размещении рекламы 1 миллион рублей за квартал, он должен будет заплатить 30 тысяч рублей сбора. Если таргетолог ведёт кампанию за 50 тысяч рублей в месяц, то из этих 50 тысяч на сбор будет уходить 1500 рублей.

Вот что Карина Маргарян говорит об особенностях расчёта отчислений.

Карина Маргарян

Старший IT- и IP-юрист RTM Group


— Отчисления уплачивают рекламораспространители, операторы рекламных систем, посредники, агенты, заключившие:

  • договор с рекламодателем;
  • договор с агентом, который заключил договор с рекламодателем.

Отчисления будут рассчитывать с учётом:

  • Доходов от услуг по распространению интернет-рекламы, полученных рекламораспространителями, операторами рекламных систем, а также посредниками при исполнении договора с рекламодателем.

Так, по договору оказания услуг отчисления будут рассчитывать со всей суммы договора. Допустим, рекламодатель заплатил рекламораспространителю 20 000 рублей по договору оказания услуг за размещение рекламы. Сбор 3% будет рассчитываться с суммы 20 000 рублей и составит 600 рублей.

  • Доходов агентов, полученных при исполнении договора с рекламодателем.

Например, рекламодатель заплатил рекламному агентству за организацию размещения рекламы 20 000 рублей по агентскому договору. Вознаграждение агента составляет 5000 рублей из этой суммы. Сбор 3% будет рассчитываться с суммы 5000 рублей и составит 150 рублей.

Согласно проекту постановления, при расчёте отчислений планируют учитывать доходы по бухучёту.

Участникам рекламного рынка не нужно самостоятельно рассчитывать размер отчислений. Согласно части 6 статьи 18.2 ФЗ «О рекламе», рассчитывать размер отчислений будет Роскомнадзор — на основе данных, полученных от операторов рекламных данных (ОРД).

Как и в какие сроки платить отчисления с интернет-рекламы

Взаимодействие плательщиков сбора с регулятором, как и в случае с маркировкой интернет-рекламы, будет происходить через личный кабинет ЕРИР, разъясняет старший IT- и IP-юрист RTM Group Карина Маргарян.

Отчисления нужно будет производить раз в квартал. Точные сроки в законе пока не указаны. Но согласно проекту постановления, механизм будет работать так:

  • Роскомнадзор не позднее 15-го числа второго месяца квартала, следующего за платёжным периодом, рассчитывает сумму отчислений.
  • Плательщик отчислений проверяет расчёт суммы в личном кабинете и подтверждает его в течение 10 календарных дней со дня формирования. Если плательщик не согласен с расчётом, он может уточнить сведения о рекламе.
  • Роскомнадзор в течение 5 календарных дней со дня представления уточнённых сведений повторно проводит расчёт размера отчислений и направляет его плательщику.
  • Плательщик подтверждает расчёт. После этого подписанному расчёту присваивается уникальный идентификатор начисления. Если плательщик не подтвердит расчёт в указанные сроки и не представит уточнённые сведения, первоначальный расчёт размера отчислений будет считаться подтверждённым.
  • Плательщик отчислений не позднее 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за платёжным периодом, перечисляет рассчитанные суммы. Так, отчисления за второй квартал нужно будет уплатить не позднее 5 сентября.

Также, согласно проекту постановления, излишне уплаченные суммы можно будет вернуть или зачесть в счёт будущих платежей.

Кто будет контролировать и какие штрафы предусмотрены

Согласно разделу 7 статьи 18.2 закона №38-ФЗ «О рекламе», отслеживать уплату отчислений, их полноту и своевременность будет Роскомнадзор.

Штрафы за нарушение законодательства о рекламе установлены статьёй 14.3 КоАП РФ — вероятно, на статью 18.2 они тоже будут распространяться. Размеры у этих штрафов такие:

  • для физлиц — от 2000 до 2500 рублей;
  • для должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей;
  • для юрлиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Механизм контроля за соблюдением нововведений пока не утверждён, но по этому поводу есть разъяснения в Приложении №2 к проекту постановления. Вот как это комментирует юрист.

Карина Маргарян

Старший IT- и IP-юрист RTM Group


— Роскомнадзор будет следить за полнотой и своевременностью уплаты сбора с использованием автоматизированной системы. Если в ходе мониторинга будет обнаружена неполная уплата или отсутствие платежа, порядок действий будет таким:

  • Роскомнадзор направит плательщику уведомление с просьбой предоставить пояснения. Своё обоснование плательщик должен дать в течение семи рабочих дней.
  • Если обоснования не будет или если оно окажется недостаточным, плательщику направят повторное уведомление с требованием уплатить недоимку.
  • В случае неуплаты в течение 10 календарных дней после получения повторного уведомления, Роскомнадзор начнёт взыскание недоимки в судебном порядке.
  • Роскомнадзор будет мониторить исполнение закона на основании данных, предоставляемых ОРД. Исходя из этого, можно предположить, что участники рынка, которые не передают данные в ОРД (не маркируют рекламу), рискуют получить двойной штраф: за нарушение законодательства о маркировке и за нарушение законодательства об отчислениях с доходов от интернет-рекламы.

    Как изменения в законе повлияют на рынок интернет-рекламы

    Мы поговорили с участниками рынка интернет-рекламы — спросили у них, какие изменения, по их мнению, будут неизбежны. Почти все они сошлись на том, что интернет-реклама подорожает: минимум на размер сбора, а с учётом других изменений — ещё сильнее. Также ожидают такие изменения:

  • Рекламодатели начнут сокращать бюджеты или перераспределять их в пользу каналов, на которых можно сэкономить.
  • Агентства и площадки будут пересматривать договоры и искать разные способы оптимизации.
  • Малому бизнесу и блогерам станет сложнее, — кто-то может уйти в серую зону.

Вот как опрошенные спикеры комментируют изменения.

Что делать участникам рынка прямо сейчас

Мы попросили директора по стратегическому развитию в INET Studio Татьяну Константинову дать участникам рынка практические рекомендации: что делать, чтобы быстрее адаптироваться к изменениям. Вот что она рекомендует делать рекламодателям, блогерам и инфлюенсерам, агентствам и фрилансерам.

Рекламодателям:

  • Включите 3%-й сбор в финансовое планирование. Например, если ваш ежемесячный рекламный бюджет — 1 миллион рублей, начните закладывать 1,03 миллиона рублей.
  • Пересмотрите договоры, убедитесь, что в них есть пункт о распределении налоговых обязательств. Например: «Все налоги, сборы и комиссии, связанные с исполнением договора, включены в стоимость услуг». Если такой формулировки нет, инициируйте дополнительные соглашения.
  • Увеличьте долю контент-маркетинга и выходите в офлайн. Заведите блог компании, начните выпускать экспертные статьи, инвестируйте в SEO-оптимизацию сайта или проведите серию офлайн-ивентов, чтобы взаимодействовать с аудиторией напрямую.

Блогерам и инфлюенсерам:

  • Легализуйте отношения с заказчиками. Даже для разового сотрудничества подписывайте официальные договоры, где будет чётко прописано, кто компенсирует 3%-й сбор. Если вы работаете через платформы вроде «Дзена», запросите у них документ с разъяснениями по новому сбору, чтобы понять, кто будет его компенсировать.
  • Создайте «финансовую подушку». Откладывайте 3% от каждого гонорара на отдельный счёт — это поможет безболезненно сделать отчисления в конце квартала.
  • Расширьте источники дохода. Например, можно запустить платную подписку на эксклюзивный контент, продавать мерч с авторским дизайном или организовать сбор донатов.

Агентствам и фрилансерам:

  • Реструктурируйте цены. Вместо того чтобы повышать ставки, добавьте в сметы отдельную строку «Отчисления 3%», — это усилит доверие клиентов.
  • Поменяйте шаблоны договоров. Включите в них такой пункт: «Исполнитель обязуется осуществлять обязательные отчисления от суммы дохода, полученного от реализации услуг распространению рекламы в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ в соответствии со статьёй 18.2 ФЗ „О рекламе“».
  • Объясните изменения клиентам. Например, можно провести вебинар или подготовить памятку о том, как новый сбор повлияет на их бюджеты. Такой подход будет позиционировать вас как эксперта и укрепит лояльность заказчиков.

Главный совет Татьяны Константиновой: начните адаптацию уже сегодня. Те, кто оперативно настроит чёткие процессы и юридические механизмы, не только минимизируют риски, но и укрепят свои позиции в новой реальности.

Например, в Бразилии после введения аналогичного сбора в 2021 году 22% малых агентств прекратили деятельность. Но за два года рынок консолидировался — в результате крупные игроки увеличили доход на 15%. Этот пример показывает, что своевременная адаптация критична для выживания на рынке.

А вот как рекомендует организовать документооборот юрист.

Карина Маргарян

Старший IT- и IP-юрист RTM Group


— Отсутствие чёткого регулирования в настоящее время создаёт риск многократного денежного сбора — особенно для участников длинных цепочек взаимодействия, которые используют договоры оказания услуг. Однако не стоит бежать и переоформлять все договоры оказания услуг и заменять их агентскими, несмотря на то, что на первый взгляд схема с агентскими договорами выглядит выгоднее и прозрачнее.

Участники рынка будут закладывать в стоимость не только обязательный сбор, но и риски, связанные с ним. Вероятно, вместо полного отказа от договоров оказания услуг участники рекламного рынка начнут применять смешанные конструкции — например, использовать агентский договор для урегулирования взаимоотношений «рекламодатель — рекламораспространитель», чтобы минимизировать обязательный рекламный сбор, а договор оказания услуг — чтобы организовать процесс размещения рекламы.

В договоре оказания услуги следует отделить перечень услуг по распространению рекламы от иных услуг по организации рекламной кампании и размещению рекламы. А для агентского договора важно отдельно прописывать агентское вознаграждение за организацию распространения рекламы, так как именно эта сумма будет служить ориентиром при расчёте рекламного сбора.

Источник: https://skillbox.ru/media/marketing/zakon-o-sbore-...he-deystvuet-chto-nuzhno-znat/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Закон о сборе 3% с дохода от рекламы уже действует | -_Solo_- - Записная книжка | Лента друзей -_Solo_- / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»