Очень странная вещь - опера. Совершенно искусственный, придуманный жанр, где люди зачем-то поют то, что можно сказать, причём поют не естественными, а специально "сделанными" голосами. Где всё противоречит реальности, жизненной правде и здравому смыслу.
Рациональным и трезво мыслящим натурам трудно с этим смириться. Но остальные уже четыреста лет возводят в честь оперы прекрасные храмы, приносят на её алтарь жертвы (в эту печальную тему лучше не углубляться), соблюдают оперные ритуалы и находят в ней источник особого, ни с чем не сравнимого наслаждения.
Опера - очень хрупкая вещь. Она легко превращается в карикатуру, поскольку нет ничего более отталкивающего, чем плохое пение. Зато если пение прекрасно, её эффект ни с чем нет сравним. Хорошая музыка плюс прекрасное пение (bel canto) - это и есть блаженство оперы.
Добавим - старой оперы. За последние сто лет опера уже перестала быть источником абсолютной музыкальной красоты.
Такой, какая есть, например, в этих трёх ариях-молитвах.
Итальянский мастер бельканто Николо Порпора в первой половине 18 века был крупным авторитетом в области оперного вокала: педагогом и композитором.
Его легендарную личность очень ярко описала Жорж Санд в своём приключенческом романе "Консуэло".
Недаром юный Гайдн нанялся к нему камердинером. Он чистил сапоги Порпоры за возможность хотя бы краем глаза наблюдать за его уроками.
Эту арию Николо Порпора написал для своего ученика - знаменитого кастрата Фаринелли.
Юный Ацис, возлюбленный Галатеи, убит циклопом Полифемом. По просьбе Галатеи Зевс возрождает его к жизни. В этой арии Ацис возносит ему благодарственную молитву.
Немецкое сопрано Симона Кермес.
А здесь мужской вариант: аргентинский контртенор Франко Фаджоли:
Во времена Россини (1 половина 19 века) бельканто достигло своей высшей точки, а потом постепенно вышло из оперной моды. Вот для чего нужно хранить классику: чтобы наслаждаться тем, чего уже не делают.
⭐Что нужно знать о Джоаккино Россини
Молодая гречанка Памира попала в ситуацию, из которой нет выхода. Эту арию-молитву она поёт прежде, чем заколоть себя кинжалом.
Российская звезда бельканто Юлия Лежнева - неотразимо красиво.
Природа наделила Винченцо Беллини чудесным мелодическим даром, умением рисовать звуками линии идеальной красоты. Эта Каватина настолько знаменита, что фактически стала воплощением самого жанра оперы и эталоном бельканто.
Спеть эту арию - задача ювелирной точности, но техника - только полдела. Слишком сложные чувства вкладывает в свою молитву жрица Норма.
Первая исполнительница этой партии Джудитта Паста сначала вообще отказалась её петь.
Вообще в этой каватине есть ещё быстрая кабалетта. Но в концертах её обычно опускают.
⭐Ария, ариетта, ариозо, каватина, каблетта … В чём разница?
Мария Каллас спела эту Каватину в 89 спектаклях, не считая концертных выступлений.