Горячий характер Караваджо был так же известен, как и его полотна. Он был жестоким человеком, но он жил в жестокие времена. Его противоречивость раскрывается в биографии (он часто принимал участие в преступных действиях и попадал под тюремный срок) и продолжается в его работах (глубокая реалистичность и крайняя жестокость проявлялась даже в религиозных работах, что приводило к неоднозначной оценке церкви как заказчика этих картин).
Микеланджело Мериси да Караваджо (29 сентября 1571–18 июля 1610) - противоречивый и один из наиболее влиятельных художников XVI века.
Говоря о биографии, важно отметить что все драматические события находили отражение в цветах и сюжетах его полотен. Драматичность началась практически сразу после рождения художника, которое произошло за неделю до битвы при Лепанто, кровавого конфликта, в котором турецкие захватчики были изгнаны из христианского мира. Когда Караваджо было шесть лет, бубонная чума прокатилась по его жизни.
Хотя художник и его семья отступили в деревню Караваджо, к октябрю 1577 года его отец, дедушка, бабушка по отцовской линии и дядя умерли от чумы. К 1592 году в возрасте 21 года Караваджо также потерял свою мать и младшего брата. По словам писателя Эндрю Грэхема-Диксона, автора биографии 2011 года «Караваджо: «Он будто не может избежать преступления. Как только его покровительствует знатное лицо, приветствует Папа, приглашают рыцари Мальты, он должен что-то сделать, чтобы все испортить. Это почти роковая ошибка». Действительно, несмотря на свой талант и гениальные работы, Караваджо многое пришлось преодолеть. После смерти всех родных художник переехал работать в Милан и зарабатывал на жизнь с помощью портретной живописи.
Он переехал в Рим, Его карьера, однако, была недолгой. Караваджо убил человека во время драки и сбежал из Рима. Он умер вскоре после этого, 18 июля 1610 года. Милан в конце XVI века был опасным, жестоким местом. Он был обстановкой, созревшей для искушения и провокации молодого и уже травмированного темпераментного художника. После участия в убийстве художник бежал в Рим в 1592 году и оставался там до 1606 года. Здесь Караваджо провел несколько месяцев в качестве помощника художника Джузеппе Чезари, популярного художника фрески. У Чезари Караваджо научился изображать фоновые цветы и фрукты, что позволило ему обращать внимание на детали и нюансы натюрмортов.
Также в Риме его работа стала популярной благодаря технике тенебризма - использование тени, чтобы подчеркнуть светлые области. Время Караваджо в Риме закончилось драматическим образом. Караваджо был замешан в многочисленных преступлениях и несчастных случаях насильственного характера, часто защищался от судебного преследования. В одном из наиболее ярких эпизодов, 24 апреля 1604 года, Караваджо начал драку с официантом, в ходе которой разбил его лицо тарелкой. Эмоциональный характер Караваджо и проблемы с законом достигли своего апогея 28 мая 1606 года, когда Караваджо убил своего бывшего друга Рануччо Томассони, возможно, в контексте дуэли из-за супруги второго. Караваджо бежал из Рима до того, как против него были выдвинуты официальные обвинения в убийстве: он был приговорен к бессрочному изгнанию, осужден как убийца и в последующем приговорен к смертной казни.
Затем художник провел девять месяцев в контролируемом испанцами городе Неаполе, прибыв туда к сентябрю 1606 года. В этот период Караваджо начал больше экспериментировать с цветом и контрастом. В 1607 Караваджо переехал на Мальту и получил покровительство генерала Фабрицио Сфорца Колонны. За время своего пребывания на Мальте Караваджо добился больших успехов и выдающегося положения, и 14 июля 1608 года он был призван в Орден Рыцарей Мальты. Его работы этого периода являются отличительными (опять же сказываются изменения в жизни) - он начал рисовать более быстрыми мазками и использовал более красно-коричневые оттенки. Художник вернулся на Апеннинский полуостров только для того, чтобы умереть.
Хотя только 21 работа была приписана художнику, Караваджо оказал огромное художественное влияние на своих коллег в те года и сегодня. К 1605 году другие римские художники начали подражать его фирменному стилю. Рембрандт и Диего Веласкес, включили драматические световые эффекты Караваджо в свои собственные работы. Стиль Караваджо быстро приобрел преданных последователей «караваджистов», которые наполнили свои композиции его принципами живописного искусства. Работа Караваджо сформировала работу многих более поздних художников: от Рембрандта в Голландии и Диего Веласкеса в Испании до Теодора Жерико во Франции. Его драматическое чувство постановки и инновационная обработка света и тени также непосредственно вдохновили многих ведущих деятелей кино, в том числе Пьера Паоло Пазолини и Мартина Скорсезе. Караваджо был идентифицирован как образец стиля позднего маньеризма или как предвестник эпохи барокко.
Караваджо очеловечил божественных личностей, сделав их людьми низшего класса. Таким образом, Караваджо критиковал и идеализированные фигуры итальянского ренессанса и римских классических традиций. Временами его «натурализм» был слишком велик для его покровителей. Чувствовалось, что его изображение религиозных деятелей иногда граничило с «вульгарным». Но передавая правду, его картины смогли передать глубокие эмоции и духовность. В течение 5 лет его религиозные картины считались самыми захватывающими в Риме. Его натуралистический стиль должен был хорошо соответствовать потребностям католического контрреформационного искусства, как это было установлено Советом Трента, но некоторые из них считались церковными властями слишком жестокими и отвергались.
Кровавые драмы далекого священного прошлого художник изображал так реалистично, будто они происходили в наши дни. Он подчеркивал бедность и общую человечность Христа и его последователей, апостолов, святых и мучеников. Подчеркивая их рваную одежду и грязные ноги. Он также разработал оригинальную технику кьяроскуро, используя экстремальные контрасты света и темноты, чтобы подчеркнуть детали жеста или выражения лица: вытянутая рука, выражение отчаяния или тоски.
Полотно «Обращение Савла» - одна из двух картин, заказанных Тиберио Серази, казначеем Климента VIII (правил в 1592-1605) для его часовни в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Другой картиной было "Распятие Св. Петра". Эти работы - обе из которых до сих пор висят в часовне - были вторыми версиями, поскольку первые версии Караваджо были отклонены. Другая версия говорит о том, что сам Караваджо, обнаружив, что капелла, для которой предназначалась первая картина, перестроена, счел его неподходящим к новому архитектурному пространству и решил изобразить сюжет иначе. Картина описывает эпизод, произошедший с Савлом (будущим апостолом Павлом) на пути из Иерусалима в Дамаск и описанный в Новом Завете (Деяния святых апостолов: Деян. 9:3—7).
Караваджо запечатлел момент, когда на земле лежит Савл, свалившийся с коня, оглушенный падением и ослепленный слепящим сиянием. Этот свет символизирует Глас Божий. И именно этот свет, превосходящий солнечное сияние, прежде всего опишет Караваджо. Свет такой интенсивности, что вне его - все тьма. Самой поразительной выглядит фигура коня: занимая всю верхнюю и среднюю часть картины, она нарушает классический канон искусства, который возбраняет на исторической или религиозной картине животное. Как всегда, Караваджо демонстрирует свое мастерство кьяроскуро - затенение, используемое для придания объема фигурам, а также тенебризм - драматическое использование тени и света, чтобы сфокусировать внимание зрителя на ключевых областях работы. После его смерти эти живописные элементы станут отличительными чертами «караваджизма», и вдохновят художников по всей Европе.
В архиве церкви Санта-Мария дель Пополо хранится запись любопытного диалога между настоятелем церкви и художником:
— Почему у вас лошадь посредине, а Савл, будущий апостол Павел, лежит на земле?
— Так надо.
— Значит ли это, что лошадь должна заменить у вас Бога?
— Нет, она лишь освещена божественным светом.
Несмотря на то, что Караваджо был забыт после его смерти, он в конечном итоге стал признанным отцом-основателем современной живописи. Он был ключевым художником в переходе искусства от сухого маньеризма к новому стилю барокко, который повлиял на период Ренессанса и на многих будущих мастеров, от Диего Веласкеса до Рембрандта.
Микеланджело Караваджо – итальянский художник, прославившийся своим творчеством в период между 1590-ми и 1610-ми годами. Он сыграл значительную роль в вдохновении живописи барокко и его произведения искусства значительно изображали физическое, а также эмоциональное состояние человека. Легендарный живописец использовал технику светотени, отмеченную сказочным взаимодействием света и тьмы, которое называлось тенебризмом.
Это один из шедевров Караваджо, где изображена тема Иисуса, вдохновляющего Матфея идти по его стопам. Благодаря представлению этой картины, художнику удалось запечатлеть бессмертные и мирские миры в одной рамке. Произведение было написано для капеллы Контарелли или часовни Контарелли, и в настоящее время оно висит рядом с мученичеством Святого Матфея.
Знаменитая картина маслом, представляющая чувственный образ молодого мальчика, одетого как Вакх, лежащего в головном уборе из виноградных листьев и винограда, откинувшись в уникальной позе, возясь со своим платьем. Перед ним лежали фрукты и красное вино, а в руке он держал кубок, возможно приглашая своих зрителей принять участие в празднике. В изображении могут быть следы гомоэротизма, и, как утверждают многие критики, а вместе с ними и искусствоведы, Караваджо мог выражать свои собственные романтические чувства через этот образ. Помимо всего этого, ходят слухи о том, что моделью является сам художник.
Две версии этой картины были созданы в 1596 и 1597 годах, где был выдвинут момент казни Медузы Персеем. Картина имеет ужасную привлекательность, поскольку Караваджо проектирует обезглавленную голову Медузы и ставит своё собственное лицо, чтобы захватить все эмоции женского монстра. Ужасный и странный взгляд на лике подчёркивает увлечение художника реализмом и насилием. Поговаривают о том, что сам кардинал Франческо Мария дель Монте поручил художнику написать эту картину, которую он намеревался подарить Фердинандо I Медичи, герцогу Тосканы. Техника тенебризма, включающая тонкий контраст тёмного и светлого наряду с реалистическим подходом, придаёт картине трёхмерную привлекательность, делая её поистине ужасающе прекрасной и пугающе привлекательной.
Эта работа вместе с другой картиной, а именно распятие «Святого Петра», была заказана Тиберио Серази, который в итоге отверг оба произведения в первом случае. И несмотря на то, что картины не одержали одобрения, в скором времени были сделаны их вторые версии, которые находятся в часовне Cerasi в настоящее время. В этой работе зафиксировано событие, когда апостол Павел (Савл из Тарса) направлялся в Дамаск, чтобы уничтожить христианскую общину, но изменил свою миссию после того, как увидел Христа. Неровные формы и бессвязные узоры освещения создают ауру кризиса, полностью отражая созданную художником атмосферу.
«Нарцисс» – популярная тема классической мифологии, сосредоточенная вокруг красивого юноши, который влюбляется в своё собственное отражение и умирает после того, как его переполняют страсть и одержимость, был отчетливо представлен Караваджо. Здесь видно, как юный паж страстно вглядывается в своё собственное изображение, искаженное и разбитое. Здесь во всей красе реализована концепция тенебризма, где художник резко контрастирует между светлыми и тёмными пространствами, придавая некоторым деталям и элементам невероятную глубину. Кроме того, темнота, царящая вокруг центрального персонажа, добавляет ощущение меланхолии, навевая тоску и состояние необоснованной тревоги.
Ещё один шедевр Караваджо и значительное произведение в мире западной живописи, где главной темой является казнь Иоанна Крестителя. Пока жертва занимает мэйнфрейм, рядом с ним также присутствует Саломея с золотым блюдом в руке для получения головы. Как оказалось, помимо Саломеи, есть ещё один свидетель этого ужасного происшествия. Изображение обладает пустым пространством, хотя из-за большой площади холста персонажи изображены в натуральную величину. Контраст между светом и темнотой, помимо использования красного и жёлтого, придают живой и реалистичный вид всему произведению искусства.
Пожалуй, это один из самых живописных натюрмортов художника, на котором изображена плетёная корзина, наполненная летними фруктами, стоящая на краю уступа. Караваджо намеренно представляет детали так замысловато, что червивое яблоко, высушенный лист и запылённый виноград тут же бросаются в глаза, акцентируя на них внимание.
Здесь представлена одна из ранних картин Караваджо – библейская тема Давида и Голиафа. Давид, юноша, как видно, схватил Голиафа за волосы. Взаимодействие между светом и тьмой было сказочно изображено здесь. Только посмотрите на то, как художник мастерски создал контраст, подчёркивая ноги, плечи и руки Давида яркими бликами, в то время как темнота преобладает повсюду. Первоначально картина была перегружена мелодрамой, где было спроецировано ужасающее и паническое лицо Голиафа. Он изменил это позже, сосредоточив основное внимание на Давиде, чьё лицо было скрыто в темноте.
Это один из лучших алтарей Караваджо, сделанных для часовни в Chiesa Nuova. Группа из шести человек видна в кадре с Иоанном евангелистом, держащим верхнюю половину тела Христа. А Святой Никодим, который выдёргивал гвозди из его ног, поддерживает нижнюю часть тела Христа. Форма и движение в картине диагональные, а её реалистичность вызывает неподдельный интерес у зрителя. В нижней левой части изображено растение под названием коровяк, которое, как говорили, обладает целебными свойствами, а также защищает от злых духов, символизируя таким образом победу над смертью и Воскресение. Это произведение искусства послужило вдохновением для Рубенса, Жерико, Сезанна и Фрагонара.
Ещё одна увлекательная картина Караваджо сосредотачивается вокруг времени, когда после Воскресения Иисус становится видимым для своих учеников Клеопы и Луки, в Эммаусе (город, о котором говорится в Новом Завете), но исчезает из их места в кратчайшие сроки. Изображение персонажей в натуральную величину на тёмном фоне создаёт необычную ауру.
Художник придаёт этой работе реалистичный оттенок, изображая голову Голиафа, свисающую с руки Давида, с кровью, капающей повсюду.
Эта работа проливает свет на библейское событие Юдифь, молодой, очаровательной вдовы, обезглавившей ассирийского генерала Олоферна путём обмана. Моделью в роли Юдифь считается Филлида Меландрони, которая даже позировала для большинства других работ Караваджо. Ходят слухи о том, что художник, сделал и вторую версию этой картины, которая была обнаружена в 2014 году в Тулузе, хотя её подлинность всё ещё под вопросом.
Есть две версии этой картины, сделанные в 1594 и 1595 годах соответственно, хотя даты были оспорены в обоих случаях. Бедно одетый мальчик занимает центральную рамку вместе с цыганской девочкой, которая читает его ладонь. Есть чувство удовольствия, когда они оба смотрят друг другу в лицо. При внимательном осмотре картины замечено, что девушка лукаво снимает с мальчика кольцо, нежно поглаживая его руку. Джованни Петро Беллори, который написал биографию Караваджо, упоминает, что женская модель – это прохожий, которого художник выбрал, чтобы сохранить оригинальность в своей работе, а не черпать вдохновение у своего мастера.
Картины с музыкантами за работой, казалось, были популярной темой в то время, как Церковь начала поощрять возрождение в области музыки. Говорят, что до сих пор эта группа была самой сложной и амбициозной из работ Караваджо, поскольку ему было трудно чётко представить четыре фигуры, что придавало ей неуклюжий эффект. В настоящее время картина находится в плачевном состоянии, хотя её оригинальность сохранилась.
Источники: https://kulturologia.ru/blogs/131019/44256/