• Авторизация


Шедевры мировой живописи 15-05-2010 12:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 


Во втором выпуске серии «Шедевры мировой живописи» мы поговорим об иконе Андрея Рублева «Троица», фреске Рафаэля «Афинская школа», «Притче о слепых» Питера Брейгеля Старшего и других известных произведениях искусства.

Картина с обложки - Бар в «Фоли-Бержер», последний холст Эдуара Мане, написанный в 1882 году.

***


Рафаэль - Афинская школа, 1509-1511 г.
Ватикан

Фреска «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом.

На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках, Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля). По замыслу мастера, проникнутого идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии.

***


Клод Моне - Впечатление. Восходящее солнце, 1872 г.
Музей Мармоттан, Париж

Название этого полотна «Впечатление. Восходящее солнце», написанного в 1872 году, послужило именем художественному направлению импрессионизма с легкой руки журналиста Л. Леруа благодаря его статье «Выставка импрессионистов». В 1985 году картина была украдена вместе с другими работами Моне, а также Ренуара и Моризо и была найдена лишь через 5 лет. С 1991 года картина выставляется вновь в музее Мармоттан в Париже.

***


Ян Вермер - Девушка с жемчужной серёжкой, ок. 1665 г.
Маурицхёйс, Гаага

«Девушку с жемчужной серёжкой» нидерландского художника Яна Вермера часто называют северной или голландской Моной Лизой. О ней известно очень мало. По одной из версий художник изобразил собственную дочь Марию. Вермер попытался запечатлеть момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя к кому-то, кого она только что заметила. В соответствии с названием внимание зрителя фокусируется на жемчужной серёжке в ухе девушки.

***


Андрей Рублёв - Троица, 1411 г. или 1425-1427 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке - самое знаменитое из его произведений и одна из самых прославленных русских икон. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет повествующий о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил трех таинственных странников. Явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.

Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.

***


Михаил Александрович Врубель - Демон сидящий, 1890 г.
Третьяковская галерея, Москва

В 1891 году Михаил Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон». Врубель так писал о своей работе: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый..»

Демон - образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

***


Уильям Блейк - Великий архитектор, 1794 г.
Британский музей, Лондон

«Великий архитектор» — картина английского художника и поэта Уильяма Блейка. Бог-отец в момент творения предстаёт как воплощение зла, жестокий создатель законов и ограничений. Мистик Блейк презирал все инструменты, так почитаемые последователями Ньютона и всеми теми, кто по мнению Уильяма Блейка создал заговор с целью уничтожить всю поэзию в жизни. Поэтому Бог на его картине не устанавливает порядок, а ограничивает и обозначает пределы воображения. Блейк изображает самого Бога ограниченным, заключённым в пространство внутри солнца. Только развивающиеся локоны волос и бороды, вырывающиеся из зловещего красного круга, говорят о возможности вырваться в загадочную темноту — мир духа, освобождённого воображения, в котором, как считал Блейк, можно обрести истинное счастье.

***


Питер Брейгель Старший - Притча о слепых, 1568 г.
Музей Каподимонте, Неаполь

На картине «Притча о слепых» изображено шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Идущие вконце ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Сюжет основан на библейской притче о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

***


Рембрандт - Ночной дозор, 1642 г.
Государственный музей, Амстердам

«Ночной дозор» - более известное название картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга», которая была написана в 1642 году по заказу Стрелкового общества - мушкетёрского отряда гражданского ополчения Нидерландов. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет, и изобразил роту идущей в сторону зрителя. В результате часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц. Плату Рембрандту выдали с большой задержкой.

Картина три раза подвергалась попыткам уничтожения. Первый раз был вырезан кусок холста, при второй попытке картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.


***


Михаил Васильевич Нестеров - Видение отроку Варфоломею, 1889—1890 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Видение отроку Варфоломею» - первая и самая значительная работа Нестерова из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры.

***


Тициан - Любовь земная и Любовь небесная, ок. 1515—1516 г.
Галерея Боргезе, Рим

Картина «Любовь земная и Любовь небесная» была заказана Тициану секретарём Совета десяти Венецианской республики Николо Аврелио в качестве свадебного подарка своей невесте. Женщины, изображенные на полотне, похожи друг на друга и вызывают впечатление, что речь идёт о том же человеке. Одна из девушек роскошно одета и держит в руке наполненный золотом и драгоценными камнями сосуд, который символизирует эфемерное земное счастье. Вторая девушка, нагая, олицетворяет богиню Венеру и держит сосуд с огнём, символизирующим вечное небесное счастье.

***

Картина с обложки - 11-я бонусная


Эдуар Мане - Бар в «Фоли-Бержер», 1882 г.
Институт искусства Курто, Лондон

«Фоли-Бержер» — варьете и кабаре в Париже. В конце XIX века это заведение пользовалось большой популярностью. Мане часто посещал это место и в итоге написал картину — последнюю, которую он представил на Парижском салоне перед своей смертью в 1883 году.

Мане делал наброски к картине прямо в баре, находившемся на первом этаже варьете справа от сцены. Потом он попросил барменшу Сюзон и своего друга, военного художника Анри Дюпре, позировать в мастерской.

На заднем плане видно зеркало, в котором отражается огромное количество людей, заполняющих помещение. Напротив этой толпы, за стойкой стоит поглощённая собственными мыслями барменша. Мане удалось передать чувство невероятного одиночества посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы. Если взглянуть на бутылки, стоящие на мраморной стойке бара, можно заметить, что в их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение барменши тоже нереально. Она смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия заставляют зрителя задуматься, реальный или воображаемый мир изобразил Мане.
По материалам Wikipedia
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шедевры мировой живописи | Мамина_Сказка - Лукоморье Маминой Сказки | Лента друзей Мамина_Сказка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»