• Авторизация


Практикум для родителей "Права ребенка. Что это такое?" 24-03-2016 23:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


I. Теоретическая часть. Безопасность ребенка в семье и социуме
К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребенка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение как перед ребенком, так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990г. В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечение здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого обращения с ребенком. Закон РФ "О защите прав детей" гласит: "жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены". Закон РФ "Об образовании" также утверждает право детей, обучающихся в образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства", предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника".
Понятие "жестокое обращение с ребенком" меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает - это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.
Итак, согласно Конвенции ООН, под жестоким обращением с ребенком понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или других взрослых, в результате чего нарушаются здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
Различают четыре вида жестокого обращения:
1) физическое,
2) сексуальное,
3) психологическое (эмоциональное)
4) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).
Каков возраст детей, которые могут подвергнуться подобной опасности? Как это ни ужасно, - от 0 до совершеннолетия.
Как часто и где это может произойти с ребенком?
С разными видами жестокого обращения дети могут столкнуться:
1) По месту:
В кругу семьи - со стороны самых близких людей - матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, знакомых семьи.
Вне семьи - во дворе, на улице, в компании, в образовательных учреждениях, спортивных и т.д. (от старшеклассников, взрослых, ровесников, незнакомых взрослых).
2) По времени: случайно, один раз, периодически, регулярно.
По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется психологическое и физическое насилие?
Чаще всего такие дети ни с кем не делятся своими переживаниями, испытывают страх, боятся раздеваться (скрывая свои синяки), замыкаются в себе, реже - бывают агрессивны по отношению к сверстникам. Здесь важен не один признак, а их сочетание.
Общие и конкретные признаки психологического и физического давления для детей дошкольного возраста, которые должны насторожить педагогов:
Эмоции - низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение.
Поведение - гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость, чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность, сексуализированное поведение (чрезмерное кокетство, рассказы о сексуальных домогательствах, якобы происшедших с другими детьми).
Интеллект - задержка развития речи, памяти, трудности при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития.
Отношения со сверстниками - замкнутость, агрессивность или роль "козла отпущения", неумение строить игру с другими детьми.
Физическое состояние - при интенсивных физических наказаниях и пренебрежении ребенком нередко наблюдаются снижение веса, роста, неопрятный вид.
Кроме того, к этим общим нарушениям могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок может испытывать отвращение к физическим контактам со взрослым, судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать чувство страха перед возможным порицанием.
Психологическое насилие также вредно для ребенка,
как и физическое!
Это происходит потому, что многие взрослые свои негативные высказывания в адрес ребенка совсем не склонны расценивать как эмоциональное насилие над ребенком. Тем не менее специалисты выделяют пять видов психологического насилия:
1) игнорирование - отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности;
2) отвержение - чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков;
3) угрозы, запугивание;
4) изолирование - установление ограничения контактов со значимыми для него людьми - бабушкой, отцом;
5) развращение - поощрение саморазрушающегося поведения, употребления алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.
Такое поведение со стороны взрослых является причиной неразвитого познавательного интереса, нормального детского любопытства, отсутствия непосредственности поведения.
Применяя к ребенку наказание, следует помнить о некоторых разумных правилах:
1) наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;
2) никаких наказаний для "профилактики", впрок;
3) наказание не должно производиться за счет любви, нельзя лишать ребенка заслуженной награды и похвалы;
4) лучше не наказывать, если наказание запоздало;
5) после наказания ребенок должен быть прощен, и упоминать его прежние грехи некорректно. Предвзятость отношения к ребенку недопустима;
6) наказание не должно унижать человеческое достоинство ребенка.
Нельзя наказывать из-за желания самоутверждения, превосходства над ребенком. Наказание должно быть понятно ребенку и приниматься им как справедливое, иначе результат будет обратным.
[700x525]
Приведем некоторые важные причины жестокого обращения с детьми:
1. Влияние особенностей семейных отношений, супружеских, родительско-детских; перенос родителями негативных способов воспитания, которым они подвергались в детстве (физическое наказание, психологическое давление, эмоциональное отвержение, пренебрежение), на процесс воспитания собственных детей.
2. Особенности личности родителей и детей, степень стрессоустойчивости взрослых, их желание изменить привычные способы воспитания на более эффективные.
3. Увеличение роста насилия над детьми в периоды резких потрясений в обществе.
4. Отсутствие своевременной профессиональной помощи (юридической, психологической, медицинской и т.д.) жертвам насилия и их семьям из-за нежелания обращаться или отсутствия информации о специализированных центрах помощи пострадавшим от насилия (а также о психологических службах, районных социальных и правоохранительных органах).
5. Уровень жизни семьи (хотя замечено, что сексуальное и психологическое насилие с одинаковой частотой встречается и в бедных и богатых семьях).
Если говорить о последствиях психологического и физического насилия, то главное - это нанесение ребенку глубокой психологической травмы, которая не заживает особенно долго, если нанесена близкими людьми. Ребенок, как правило, испытывает чувство беспомощности, униженности, собственной малоценности и беззащитности. Чувство вины за происходящее с ним он обращает на себя, а не на обидчика, нередки провалы в памяти из-за желания ребенка забыть о неприятном, различные эмоциональные реакции и нарушения поведения (вплоть до попытки самоубийства).
Неоднократное насилие свидетельствует о высокой вероятности его повторения. Особенно в тех семьях, где один из членов семьи страдает хроническими заболеваниями - алкоголизмом, наркоманией.

II. Практикум для родителей
Задание 1. Законы о правах ребенка
1. Как называется основной документ по правам ребенка? (Конвенция о правах ребенка.)
2. В каком возрасте человек считается ребенком? (О-18 лет.)
3. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей.)
4. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью.)
5. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения. (С 3-х лет.)
6. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка?
(Авторитарный.)
7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя.)

Задание 2. О нарушении прав в сказках
1. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)
2. Почему обитатели двора в сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка, какое право они этим нарушали? (Он был не похож: на других, нарушено право на сохранение индивидуальности.)
3. Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение.)
4. Вспомните сказку СТ. Аксакова "Аленький цветочек". Какое право меньшей дочери было нарушено? (Право встречаться с другими людьми, свобода передвигаться без ограничений.)
5. Какое право нарушила злая волшебница, украв малолетнего принца и превратив его в чудище? (Право ребенка жить со своими родителями.)
6. Приведите примеры из детской художественной литературы, где нарушены права детей на имя (Золушка, Красная Шапочка)

Задание 3. Правоприменение и преступление
1. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей.)
2. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик"? (Правом на бесплатное образование.)
3. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную неприкосновенность.)
4. Какое право нарушили лиса Алиса и кот Базилио, хитростью выманив у Буратино пять золотых монет? (Право на личную собственность.)
III. Просмотр мультфильма «Угол. Нарушение прав ребенка»
Спасибо за внимание!

[700x525]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Практикум для родителей "Права ребенка. Что это такое?" | s-olga-p - Дневник s-olga-p | Лента друзей s-olga-p / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»