Летали ли вы когда-нибудь быстрее звука и выше неба? Нет,если Ваш папа не пилот сверхзвуковых истребителей.
Всегда человечество стремилось к совершенству,новаторству и покорению неизведанного. Таким образом легендарные братья Wright впервые покорили небо на своем управляемом планере "Флаер-3". Спустя полвека человек совершил прорыв и впервые поднявшись в воздух летел быстрее звука.Невероятно,правда?Но в 2009 году это уже не поражает так,как в 20-ом веке. Но тем не менее даже в наш век не существует сверхзвуковых пассажирских лайнеров, зато в 1971 году был совершен первый запуск первого в мире сверхзвукового пассажирского авиалайнера для регулярных рейсов - Ту-144.
Некоторые данные о нем:
Модификация | Ту-144 |
Размах крыла, м | 28.80 |
Длина самолета, м | 65.70 |
Высота самолета, м | 12.85 |
Площадь крыла,м2 | 507.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 91800 |
нормальная взлетная | 150000 |
максимальная взлетная | 195000 |
Тип двигателя | 4 ТРДДФ НК-144А |
Тяга, кгс | |
нормальная | 4 х 15000 |
форсированная | 4 х 20000 |
Максимальная скорость, км/ч | 2500 (М=2.35) |
Крейсерская скорость, км/ч | 2200 |
Практическая дальность, км | 6500 |
Дальность полета на сверхзвуке, км | 2920 |
Практический потолок, м | 18000-20000 |
Экипаж, чел | 3 |
Полезная нагрузка | 150 пассажиров или 15000 кг груза |
Такого рода чудо не может не привлечь человеческого внимания, ведь мало кто из нас когда-либо находился в авиасудне во время преодоления звукового барьера. А теперь немного о самом самолете:
Ту-144 - первая модификация легендарного сверхзвукового пассажирского самолета ОКБ Туполева.
Генеральным конструктором, разумеется, являлся легендарный Андрей Николаевич Туполев.
Идея этого самолета зародилась во время госпоказа авиационных достижений на красной площади.Туполев непосредственно находился рядом с Хрущевым, и во время показа Никита Сергеевич шуточно шептнул-"Андрей Николаевич, а могли бы твои самолеты вместо снарядов людей перевозить?".
Такого рода высказывание заставило задуматься А.Н.Туполева, но тем это лишь придало очередную стимуляцию к развитию, ведь в то время Ту-144 уже находился в стадии разработки. Таким образом проект "Ту-144" превратился в госзаказ, соответственно пути назад уже небыло. В прочем у создания этого самолета была весьма непростая и длинная история.Не стану Вам о ней рассказывать, но пару фактов приведу.
Ввиду того, что это скорее была гонка с Англо-Французским проектом "Concorde", разработки шли в усиленном режиме. Было задействовано невероятное количество специалистов со всего Советского Союза. И, как в награду, 31 декабря 1971 года в ужасных метеорологических условиях был совершен первый и успешный взлет суперсоника. Конструкторы ликовали, тотчас же радостная новость разразилась по всей планете. Спустя 2 месяца был поднят в небо Конкорд. Но вскоре,на авиасалоне Ле Бурже во Франции наш герой потерпел ужасную катастрофу - во время пикирования самолет разорвало на части из-за перегрузок.
Существует множество версий произошедшего, в итоге так и не решили почему же наш Туполевец пролетев на минимальной высоте и скорости у трибун вдруг резко начал набор вылоты, а потом внезапно стал падать камнем вниз.
Зато было замечено, но тщательно засекречено что во время набора высоты вразрез Ту пролетел французский сверхзвуковой фоторазведчик. Их цель была заснять работу головного оперения самолета. Соответственно сами того не желая французские ВВС подрезали наш самолет и способствовали трагедии.
Не уходя от темы хочу заметить,что французы обвинили СССР в краже разработок Конкорда и прозвали Ту-144 "Конкордовцем". Но есть ряд аргументов,которые в корень разрушают эти догадки:
1)Ту-144 имел наиболее совершенную дельтавидную форму крыла
2)Ту-144 был оснащен фронтальным оперением - маленькими крылышками в головной части физюляжа, которые способствовали железной стабилизации полета, благодаря чему Ту чувствовал себя в воздухе значительно комфортнее, нежели Concorde.
3)У Ту-144 2 блока с 2-мя ТРД были сдвоены, а у конкорда они располагались на расстоянии.
4)Ту-144 имел больший практический потолок и максимальную скорость.
5)Ту-144 вмещал 100 пассажиров,то есть вдвое больше чем "француз".
Но не смотря на все плюсы сверхзвуковой авиации вскоре оба проекта были признаны нерентабельными из-за частых катастроф и низкой практической дальности на сверхзвуке, но полетать по регулярным рейсам они успели.
Пусть при сверхзвуковой скорости даже модификация Ту-144д(дальний) имела весьма маленькую дальность полета и "кушала" очень много керосина, но полетать на высоте 20 километров быстрее звука и увидеть грань черного космоса и голубой стратосферы стоит многого. Ту 144 позволял любому увидеть это чудо и достигнуть Парижа всего за полтора часа.
Я искренне надеюсь что производство сверхзвуковых авиалайнеров будет восстановлено и мне, как истинному любителю авиации удастся испытать те же ощущения, что испытывали счастливые пассажиры первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.