1 октября день рождения Льва Гумилёва, великого учёного и пророка России, Евразии и всего русско-тюркского мира. Не так много людей в истории человечества дали собственную картину мира и философскую концепцию, которую можно и нужно применить на практике и которая имеет все шансы изменить мир. Ну или как минимум сердце Евразии. Пророк Мухаммед, Иисус Христос, Яса Чингисхана, Маркс и Ленин и.т.д. – список этих людей не так велик. И Лев Николаевич Гумилёв однозначно в него входит.
Мы, русские, молодой этнос, сложившийся вероятно только при Иване Грозном. Мы намного моложе многих народов Европы. А это значит, что у нас всё впереди. Этнос по Гумилеву живет 1-1,5 тыс. лет. На лицо мы чаще больше европейцы, чем азиаты, а вот характер, ментальность... Мы быстрее стреляем, чем думаем. И ценности у нас, мягко сказать, не европейские. Этим мы отличаемся не только от немцев или англосаксов, но и от наших соседей-славян. В том числе от украинцев и белорусов. Для последних всегда была близка идея этнического национализма, часто окрашенная в антисемитские цвета. Для нас близка идея большой страны, многонациональной и многоконфессиональной империи, где вера и национальность далеко не самое главное и сугубо частное дело.
И конечно только в России и шире Евразии мужчина в любой ресторации всегда и везде обязан платить за стол. Продолжать можно и дальше. Мы – не европейцы, мы – другие. Другое дело, что по итогам прошлого века нас, русских, осталось мало. Три революции, гражданская и Великая Отечественная Война, перестройка, перестрелка, экономический кризис 90-х, сопоставимый с потерями военного времени. И без тюркского мира, без казахов, азербайджанцев, татар, башкир, киргизов и.т.д. нам вряд ли удастся не только построить новую империю, но даже отстоять собственный суверенитет. Идея православной романовской империи, как и советской социальной справедливости, мертва. Нельзя войти в одну реку дважды. Да и про романо-германское иго забывать не стоит.
В основе новой империи, как и положено, в ХХI веке экономика. Единый рынок товаров услуг и капитала. Однако деньги очень важны, но для успеха евразийского проекта нужны не только деньги. Нужна философия и мировоззрение. Именно их дал русским и татарам Лев Гумилёв.
С днем рождения, пророк Империи!
Гумилевым, пассионарность – это: «непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели... Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более – жизни и счастья современников и соплеменников.
Гипотеза пассионарности была выдвинута Львом Гумилевым в середине ХХ столетия как результат исследования принципов развития этносов в условиях определенных ландшафтов. Наиболее полно автор изложил ее в своей научной работе «Этногенез и биосфера Земли».
Примерами носителей такой пассионарной энергии могут быть Жанна д’Арк, Ганнибал, Наполеон, испанские конкистадоры и многие другие исторические личности (рисунок 1). Для их бурной деятельности необходимо достаточное количество представителей определенного этноса, готовых вдохновиться идей. Как только среди населения, занимающего некоторую местность, накапливается определенное количество пассионарных личностей, происходит «пассионарный толчок», являющийся движущей силой развития.
По мнению Гумилёва, носители пассионарности занимали весьма заметное место в истории
Согласно пассионарной теории этногенеза Гумилева, развитие любого этноса находится в прямой зависимости от усиления или ослабевания явлений пассионарности. Так, предложенная концепция объясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающей средой. При этом автор подробно размышляет о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов.
Термин «пассионарность» обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира.
По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.
Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:
Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).
Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.
Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов (рисунок 5).
Всего существует 3 способа таких взаимодействий:
Несмотря на то, что теория не была принята научным миром в целом, термин «пассионарность» прочно вошел в обиход различных областей научного знания, и на сегодняшний день концепцию русского ученого Гумилева изучают во многих высших заведениях как одну из самых красивых теорий о взаимодействии этносов.