| Газета "Коммерсантъ" | Номер 178 от 17-09-93 |
Концерт Майкла Джексона
Нам страшно не повезло: Майкл Джексон к нам все-таки приехал
Майкл Джексон в Москве. Поверить в это было трудно до последнего момента. Думалось, что этого не может быть — миф конца двадцатого столетия никак не мог стать реальностью для России. Но в начале девятого вечера в среду Большая спортивная арена Лужников разразилась громкими криками и свистом, приветствуя звезду мировой поп-музыки.
Основная особенность этого концерта — в том, что он состоялся. Представить себе Майкла Джексона на русской почве было трудно. "Кто даст гарантию, что он приедет? А если дождь пойдет — не отменят ли концерт?" — так думали многие. Масла в огонь сомнений подлил и скандал, разразившийся с Джексоном в конце августа (его обвинили в развращении малолетних). В результате были отменены несколько концертов в Азии, и дальнейшая программа мирового турне Dangerous — Heal The World оказалась под вопросом.
Московский концерт не отменили — несмотря на дождь, холод и ветер. 80 тысяч зрителей ждали под открытым небом явления кумира. Перед ними предстала громадная сцена со знаменитыми символами этого турне Джексона — его глазами и рисунком с обложки его последнего альбома Dangerous. Перед выступлением поп-идола публику развлекала одна из самых популярных в данный момент групп Culture Beat. После ее выступления на двух огромных экранах показали отрывки из клипов Джексона и документальные кадры времен ансамбля Jackson 5, а также записи концертов с беснующейся от восторга публикой. (Именно на этих экранах и пришлось наблюдать все дальнейшее большей части публики.)
Выступление Джексона началось с оглушительного взрыва и фейерверка. Это был главный художественный прием шоу, использовавшийся в дальнейшем неоднократно. В пятиминутных перерывах между песнями Джексон успевал переодеваться, верный принципу "новая песня — новый костюм". Но завести зрителей ему не удавалось. Москва его знала лишь по клипам и записям концертов, а настоящее шоу оказалось не таким роскошным, как ожидалось, да и погода не располагала.
По-настоящему зрители оживились только тогда, когда Джексон запел знаменитую Billy Jean. Аудитория была достаточно странной для завсегдатаев рок-концертов. Среди зрителей было немало пожилых людей, да и милиционеры пришли с дамами. Музыка тоже немного разочаровала — ожидаемых хитов из нового альбома Джексона публика почти не услышала. Заключительный номер — Heal The World — традиционно был исполнен вместе с детьми, на экранах при этом был Майкл, ласково гладящий детей по головке. Публика меж тем обсуждала пластиковый нос Джекки и прочие результаты пластических операций. То и дело возникало ощущение, что в Москву привезли живую куклу. О Джексоне — певце и танцоре не разговаривали.
Итак, концерт состоялся, и неизбалованная публика была все же благодарна за то, что в Москве показали шоу, которым восторгается и Америка, и Европа, и Азия. Оставалось спросить только одно: действительно ли этим шоу покорил мир Майкл Джексон. Или с таким же оттенком разочарования прощались с ним бесчисленные поклонники в Японии и на Филиппинах?
Дело, скорее всего, в другом. Майкл Джексон — великий пришелец из другого мира, мира media. Майкл Джексон — чистый продукт компьютерной реальности, сконструированный так, чтобы нравиться всем. Он одновременно и черный и белый, и женщина и мужчина, и взрослый и ребенок, и человек и оборотень, живое существо и механическая кукла. Ему не нужны ни плоть, ни кровь, его тело соткано из электронных сигналов, он оживает только в телевизионной трубке. Его поместья, его приятели, его судебные процессы, его звездные гонорары не имеют никакого отношения к тому странному существу, которое появилось на гигантской сцене в Лужниках.
Когда-то он начинал петь на маленьких сценах. Затем все увеличивал и увеличивал масштабы своих show, пока не оказался пленником гигантской сценической машины, где даже пиротехника, звук и телеизображение не могут спасти его от вульгарного осеннего дождя, который нет-нет да и случается в Москве. (Интересно, рассматривали ли такую возможность устроители, выбравшие самую большую и самую открытую площадку в северном городе?)
Но не стоит все же сочувствовать тем, кто пришел на него посмотреть. Эти люди, не испугавшиеся ни дождя, ни ветра, ни дорогих билетов, ни очередей использовали свой шанс: увидеть воочию одно из божеств Pepsi-generation. Другое дело, что богам не пристало запросто ходить по Арбату, останавливаться в Метрополе и выступать в Лужниках. Это их только портит.
ДМИТРИЙ Ъ-НОСКОВ,
АЛЕКСЕЙ Ъ-ТАРХАНОВ
______________________________________________________________________________
Самвел Гаспаров вспоминает (российский режиссер): "В 1992 году я работал в Румынии, где познакомился с режиссером Елизабет Бостан, которая в это время снимала там концерт Майкла Джексона. Она представила меня продюсеру Джексона Марселю Авраму, и в застольной беседе я рассказал ему, что готовлюсь снимать картину в Америке. У меня не было денег на фильм, и Аврам предложил мне устроить концерт Джексона в Москве. Я тогда не придал особенного значения нашему разговору, но вскоре американцы прислали в Москву людей, чтобы узнать, что представляет собой наша компания "Десса" и стоит ли с нами работать.
Майкл остановился в гостинице «Метрополь». За окнами промозглый сентябрь, температура 12 С, льет дождь. Майкл томится в гостинице в ожидании приема в Кремле, который, похоже, под большим вопросом. Настроение поп-идола явно испорчено: не радуют даже шикарные апартаменты, заставленные антиквариатом. Майклу холодно и скучно…
«Встреча с Ельциным срывалась, - рассказывает предприниматель Алимжан Тохтатунов, который как раз в то самое время проживал в «Метрополе» с 13-летней дочкой Лолой и племянницей Юлей того же возраста. – Меня это ничуть не удивляло, а Майкл недоумевал: в 1993-м он был номер один в мире шоу-бизнеса и в Америке, и в Европе, общался с президентами и коронованными особами, а тут накладки. У Ельцина же были другие заботы: если помните, недели через две после концерта Майкла танки будут расстреливать Белый дом. Гроза уже висела в воздухе… «Почему вы по Москве не погуляете? Очень красивый город…» - спрашиваю у менеджера Джексона. «Холодно, Майкл очень мерзнет в такую погоду», - отвечает тот. «А как вы смотрите на то, чтобы поехать в балетное училище Большого театра (МАХУ)? Там учится моя дочь, дети могли бы дать концерт для Майкла». Менеджер рассказал о моем предложении Майклу, и тот загорелся этой идеей. Когда я набрал телефон Софьи Николаевны Головкиной, возглавлявшей МАХУ, она чуть не потеряла дар речи: «Ты с ума сошел! Наверное, разыгрываешь меня?» Договорились на пять вечера. Я был как на иголках: все ли получится? Не передумает ли Майкл? А тут еще импресарио Джексона вдруг и говорит: «На два часа дня у нас намечена поездка в Таманскую дивизию, а в балетную школу заедем на обратном пути». Я в панике: дивизия располагается километрах в 70 от Москвы. Как обернемся? А он успокаивает: «Успеем!» Когда Майкл вышел со свитой из гостиницы, из-за оцепления начали раздаваться крики поклонниц. Толпы людей мокли под дождем, чтобы только его увидеть. Джексон помахал им рукой и сел в ЗИЛ.
Спереди и сзади – машины с мигалками. Я подошел к гаишнику из кортежа, уговорил взять меня с собой. Дергаюсь – и все время на часы смотрю. Но движение перекрыто, долетели вмиг. В дивизии тоже все прошло как по нотам: Майкл промаршировал по плацу, поприветствовал солдат: «Хелло, русские!» Ему вручили презент – парадную форму (он любил стиль милитари), и все отправились в обратный путь. Ровно в пять мы подъехали к МАХУ. Дети прилипли к окнам, махали руками и кричали: «Майкл! Майкл!» В то, что он все-таки приедет, до самого последнего момента никто не верил.
Сейчас дочери Алимжана 29 лет. Но события 16-летней давности она помнит досконально, будто это было только вчера. Еще бы, в тот день сбылась ее заветная мечта! «Папа забыл сказать, что Майкла встречали в «Метрополе» с хлебом-солью, и держала этот каравай я. Рядом стояла моя сестра Юля, - вспоминает Лола. – Когда я увидела своего кумира, у меня задрожали руки и я чуть не выронила хлеб. Майкл был очень элегантным и, как мне показалось, хрупким, беззащитным. Практически без макияжа. Кожа у него уже была белая. Он отломил кусочек каравая, съел, а вот от рюмки водки отказался. Я вся покраснела и крикнула ему: “I love you!” Он улыбнулся, ответил: “I love too!” («Я тоже тебя люблю») – и поцеловал меня в щечку.
Концерт в училище состоялся на следующий день. Нам потребовалось всего часа полтора, чтобы подготовить программу. Джексона встречали около 500 детей. Проводили в зал, и он со своими приближенными сел в самом центре и начал смотреть представление. Больше всего Майклу понравился номер «Суворовцы»: девочки в воздушных платьях танцевали с мальчиками в красных мундирах с эполетами – костюмы напомнили Майклу один из его собственных сценических нарядов. Прощаясь, Майкл очень благодарил за выступление и подарил двести билетов на свой концерт».