Фрида Кало пережила предательство близких людей, измены и потери, её мечта о собственном ребёнке так и не сбылась. В отчаянии она пила и искала спасения от бед в омуте безрассудной любви. До тех пор, пока не поняла, что её жизнь это живопись, а дети картины. Фрида Кало великая мексиканская художница, биографии которой вышли большими тиражами во многих странах мира. В России её знают, как последнюю любовь Льва Троцкого. Так кто же была на самом деле Магдалена дель Кармен Фрида Кало и Кальдерон?
Фрида Кало родилась в штате Койоакан на юге Мехико 6-го июля 1907-го года. Она была младшей дочерью Гильермо Кало, фотографа и художника-любителя, мексиканца с немецкими и венгерскими корнями, и Матильды Кальдерон-Гонсалес, испанки с примесью индейских кровей. (Сама Фрида любила создавать путаницу, утверждая, что её отец был евреем). Впрочем, девочка любила отца независимо от его происхождения, и любовь эта была взаимной. Гильермо Кало считал свою любимицу самой умной из трёх своих дочерей, и поразительно на него похожей и внешностью, и характером. Именно отец выбрал для своей [младшенькойk экзотическое имя, [Фридаk, что в переводе с немецкого означает [покойk. Однако, ни характер Фриды, ни её жизнь изначально не были тихими и спокойными. Фрида с детства обладала сильным, независимым характером, а страстность и чувственность её натуры стали её путеводителями по жизни. Уже первые годы детства были отмечены страданиями девочка перенесла тяжёлую форму полиомиелита, отчего её правая нога стала гораздо тоньше левой. Но несчастья, происходившие в жизни Фриды, делали её лишь сильнее. Она научилась не замечать обидных насмешек одноклассников, давших ей прозвище [деревянная ногаk. Свой физический недостаток она умело скрывала под бесчисленными чулками и длинными юбками. Она быстро поняла, что для того чтобы выжить, нужно никогда не сдаваться. Отец, будто чувствовавший предназначение Фриды, опекал дочь как мог, заботясь о ней даже больше родной матери. Фрида платила отцу взаимной любовью, подражала ему, и, став взрослой, пыталась походить на мужчину остригла длинные волосы, носила мужские костюмы. У кого именно Фрида научилась рисовать, в точности не известно. Биографы расходятся во мнениях на этот счёт: одни утверждают, что кисточки и краски в руки Фриде впервые дал отец, другие называют первым учителем Кало её супруга, художника-муралиста Диего Риверу. Но важно даже не это. Гораздо важнее тот факт, что у страдающей от одиночества Фриды возникла потребность рассказывать о своей боли в рисунках и красках.
В 1922-м году Фрида поступает в Национальную Подготовительную школу, самое престижное учебное заведение Мексики, которое тогда впервые стало принимать на обучение девочек. Там она стала заводилой группы учеников - шалопаев, от проделок которых страдали, в первую очередь, учителя. В стенах этой же школы Фрида впервые увидела Диего Риверу, которому было поручено расписать стены в одной из учебных аудиторий. В 1925-м году будущая художница берёт уроки живописи у маэстро Фернандо Фернандеса-Домингеса. 17-го сентября того же года цепь несчастий в жизни Фриды продолжилась: девушка попала в страшную аварию, и полученные в ней травмы давали о себе знать всю жизнь. Ей тогда было всего девятнадцать лет. Вместе со своей первой любовью, Алехандро-Гомесом-Ариасом, Фрида ехала в автобусе по одной из улиц оживлённого Мехико. На перекрёстке улиц 5-го Февраля и Куактемокцин, автобус выехал на трамвайные пути. Навстречу шел трамвай, водитель которого не успел затормозить. Несчастной девушке досталось больше всех: врачи констатировали у неё сложнейший перелом позвоночника, который им пришлось собирать буквально по кусочкам, а также переломы нескольких рёбер, шеи и таза, вывих и раздробление правой ноги, плечевые связки оказались разорваны, а трамвайный поручень пробил ей брюшную полость, проникнув в тело через левый бок. Но Фридавыжила, мужественно перенеся мучительные пытки операциями (всего за её недолгую жизнь таких операций будет 32!). Судьба ломала и коверкала её жизнь, но Фрида была не из тех, кто легко сдаётся на милость этой злодейки. Да, её тело истерзано и разбито, но разум ясен, фантазия богата, и руки по- прежнему движутся. Она может творить, а значит, и жить дальше. В больничных стенах появляются холст и краски, на потолке по просьбе Фриды прикрепляют большое зеркало, чтобы художница могла видеть себя во время работы. Ей некогда впадать в отчаяние и думать о боли, ведь теперь на холсте оживает история её жизни. В 1926-м году на свет появляется её первый [ребёнокk - первый автопортрет из большой серии картин, в которых художница запечатлеет все свои чувства, эмоции, жизнь. [Меня называют сюрреалистом,- говорила Фрида,- но я всего лишь описываю свою собственную реальностьk. Она писала свои картины, лёжа в постели или в ванной. Занятия живописью не позволили художнице упасть духом, и, в конце - концов, милосердие Бога, мастерство врачей, присущие Фриде сила и жажда жизни, помогли ей выздороветь.
После выздоровления Фрида с головой окунулась в богемное общество Мексики, и Судьба снова свела её с Диего Риверой. 21-го августа 1929-го года Фрида и Диего поженились. Их брак сразу же окрестили [союзом между слоном и голубкойk, потому что Диего был огромным и грузным, а Фрида миниатюрной и худенькой. Супруг Фриды Кало всегда отличался повышенной любвеобильностью: он не в силах был сдерживать свою безумную страсть ко всем представительницам прекрасного пола с соблазнительными формами и хорошенькими личиками. Не удавалось ему сделать этого и после женитьбы на Фриде. Его музы менялись как перчатки в гардеробе у капризного аристократа. Диего изменял, но понимал, что не сможет жить дальше, если его [голубкаk его покинет. Он стал главным критиком и поклонником творчества жены. Влияние Риверы сказалось, например, на автопортретах Фриды Кало. ([Диего в моих мысляхk - автопортрет Фриды. На лбу у неё - хорошо узнаваемое при внимательном рассмотрении лицо Диего.). С подсказки мужа Фрида, всегда гордившаяся тем, что она мексиканка, стала изображать себя на полотнах в национальных одеждах и украшениях. Это стало отличительной чертой, [визитной карточкойk Фриды-художницы, которую публика узнавала теперь не только по знаменитым густым, чёрным, сросшимся на переносице бровям.
Как всякой женщине, устроившей, наконец, личную жизнь, Фриде хотелось стать матерью, она видела в материнстве смысл своей жизни, но последствия переломов, полученных в той ужасной аварии, снова напомнили о себе, обернувшись для неё двумя выкидышами. Первая беременность прервалась 4-го июля 1932-го года в Детройте, куда Фрида приехала вместе с мужем. До этого чёрного дня женщина была полна надежд: врачи сказали, что ребёнка удастся выносить, несмотря на полученные когда-то переломы таза и позвоночника. Фриде тогда было 26 лет. Разве не подходящий возраст для материнства? Фрида не сдалась и после пережитого несчастья. Она предприняла ещё две попытки родить, и снова напрасно; Женщина долго отказывалась смириться с тем, что никогда не сможет иметь детей. В том же 1933-м, художница перенесла операцию по удалению нескольких пальцев на ноге. Ей казалось, что боль, физическая и душевная, не оставит её никогда. Написанные в этот непростой период новые картины стали ещё одной страницей летописи этой боли. [Госпиталь Генри Фордаk- истерзанная женщина лежит на больничной койке. Она совершенно беспомощна. Бурная жизнь города за пределами больничных стен ей неведома. Жизнь её зависит только от медицинских приборов. Возле кровати женщины лежит таз (часть тела), а над самой женщиной витает образ не родившегося ребёнка, - она ещё крепко держит в руках пуповину-нить, словно бы не желая расставаться с мечтой о материнстве. [Фрида и абортk - женщина держит в отведённой в сторону третьей руке палитру, напоминающую младенца, а лицо её залито слезами. Боли добавило известие об очередной измене Диего. И с кем! С её родной сестрой Кристиной! На этот раз депрессия оказалась сильнее. Фрида уезжает от своей боли в Нью-Йорк, но вскоре возвращается обратно в Мексику, найдя в себе силы снова творить. Памятью о пережитой измене становится картина под ироничным названием [Всего-то несколько царапинk. На холсте израненное женское тело, а рядом равнодушный к случившемуся виновник страданий с ножом в руке. Лучшим целебным средством для Фриды были творчество, способность к самоиронии и отличное чувство юмора, никогда не изменявшее художнице. В 1937-м году русский революционер Лев Троцкий находит убежище в стране ацтеков, поселившись вместе с женой Натальей в Синем Доме Фриды Кало. С этого момента начинается один из самых удивительных и загадочных периодов в её жизни Фрида по-настоящему расцветает, и как художница, и как женщина. Она пишет картины [Моя няня и яk, [Покойный Димасk, [Мои родители, бабушка, дедушка, и яk, а также дарит Троцкому свой автопортрет. Устав от многочисленных измен Диего и его бешеной ревности, она оставляет за собой право интересоваться другими неординарными мужчинами. Самое сильное чувство Фрида испытывала к Троцкому. Но в истории этой любви больше слухов, чем правды. Доказательством того, что отношения между ними действительно были, служат письма Фриды, и пылкие записочки, которые с риском для жизни передавал ей Троцкий на глазах у Диего.
Любовь поддерживает во Фриде жизнь, и наполняет художницу вдохновением. Андре Бретон, увидевший её работы в 1938-м году, назвал их [Бомбой, перевязанной шёлковой ленточкойk. Тогда же состоялась первая персональная выставка Кало в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке. Через год на Фриду обрушивается новая буря Льва Троцкого, человека, которым она восхищалась, и в которого была влюблена, убивает агент НКВД Рамон Меркадер. Художницу арестовывают по обвинению в причастности к этому преступлению, но, вскоре отпускают, успев изрядно потрепать нервы. Такие же [приключенияk переживает и Диего. Отношения с мужем у Фриды окончательно разваливаются в 1940-м году, и от депрессии опять спасает только творчество. Немного успокоил Фриду успех в Париже, где она заводит интересное знакомство с самим Пикассо, и приобретает известность среди французской интеллигенции, снявшись для обложки журнала [Voguek.Она всё чаще бывает на выставках, как местных, так и международных, активно участвует в общественной жизни Мексики,- ей рады везде, где бы она ни появилась. И на международной выставке сюрреалистов, в галерее Мексиканского искусства, где она представляет полотна [Две Фридыk и [Раненый столk, и в Нью-Йорке (Golden Gate), и снова в Мексике, на выставке [Двадцать веков мексиканского искусстваk. Что-то похожее на покой Фрида обретает для себя только в 1941-м году, после воссоединения с Диего. В 1942-м году она находит для себя новое успокоительное средство начинает вести дневник, на страницах которого оставляет наброски для новых картин, объясняется в любви к мужу, пишет невысказанные вслух монологи об одиночестве, любви к своей стране, собственном видении жизни и всего мира. Фриду назначают преподавателем Школы живописи и скульптуры [Изумрудk, и Секретарём по делам государственного образования (1943). Она выпускает целую плеяду учеников, получивших известность как [Лос Фридосk, выставки которых проходят с большим успехом. Не сидит без дела и Диего Ривера. Он пишет рецензию на творчество жены под названием [Фрида Кало и мексиканское искусствоk: [для Фриды всё осязаемое заключается в буре, тумане, женщине, матери, самой главной, являющейся центром всегоk, пишет он.
[Лебединой песнейk Фриды Кало стала весна 1953-го года, когда в Мексике, в галерее современного искусства состоялась её первая персональная выставка. Состояние здоровья Фриды к тому времени резко ухудшилось, и врачи категорически запретили художнице присутствовать на собственной экспозиции. Спустя несколько минут, когда все приглашённые собрались в выставочном зале, со стороны улицы послышался вой сирен. Обезумевшая толпа ринулась на улицу, и увидела карету [Скорой помощиk, которую сопровождал эскорт полицейских на мотоциклах. Фриду внесли в выставочный зал прямо на больничной койке. Фотографы и журналисты надолго запомнили это эффектное появление виновницы торжества. Кровать с Фридой разместили в самом центре зала, и толпа радостно приветствовала художницу. Фрида целый вечер пела, рассказывала анекдоты, пила. Выставка имела оглушительный успех. Однако триумф опять омрачили врачи, которые вынуждены были укоротить Фриде ногу до колена из-за начавшейся гангрены. Это событие стало причиной новой мучительной депрессии, которую Фрида усугубила двумя попытками покончить с собой. Понимая, что больше не может создавать картины, она стала писать вместо них поэмы в своём дневнике. В большинстве этих произведений боль и муки, о которых она не хотела говорить никому. Эти дневники сегодня стали предметом культа для поклонников её творчества. Фриды Кало не стало 13-го июля 1954-го года, тело её было кремировано, а останки помещены в Синий Дом в Койоакане, где она родилась и жила. [Я надеюсь благополучно уйти и не вернутьсяk, - это были последние слова уставшей от вечной борьбы за жизнь Фриды, которые она успела произнести, прежде чем уйти от нас навсегда. Через четыре года после смерти Фриды Кало, Синий Дом был превращён в музей. О Фриде снято два фильма, ([Фрида, живая натураk, с участием Офелии Медины в 1984 году, и фильм [Фридаk 2002-го года, с участием Сальмы Хайек прим. авт.), написано множество биографических романов, но, наверное, мы никогда не сможем разгадать до конца загадку, по имени Фрида Кало. При жизни она успела сделать всё, чтобы о ней не забыли. Её душа живёт в холстах и красках, и будет оживать всегда, когда чей-нибудь восхищённый, потрясённый взгляд задержится на её картине. сональная выставка Кало в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке. Через год на Фриду обрушивается новая буря Льва Троцкого, человека, которым она восхищалась, и в которого была влюблена, убивает агент НКВД Рамон Меркадер. Художницу арестовывают по обвинению в причастности к этому преступлению, но, вскоре отпускают, успев изрядно потрепать нервы. Такие же [приключенияk переживает и Диего. Отношения с мужем у Фриды окончательно разваливаются в 1940-м году, и от депрессии опять спасает только творчество. Немного успокоил Фриду успех в Париже, где она заводит интересное знакомство с самим Пикассо, и приобретает известность среди французской интеллигенции, снявшись для обложки журнала [Voguek.Она всё чаще бывает на выставках, как местных, так и международных, активно участвует в общественной жизни Мексики,- ей рады везде, где бы она ни появилась. И на международной выставке сюрреалистов, в галерее Мексиканского искусства, где она представляет полотна [Две Фридыk и [Раненый столk, и в Нью-Йорке (Golden Gate), и снова в Мексике, на выставке [Двадцать веков мексиканского искусстваk. Что-то похожее на покой Фрида обретает для себя только в 1941-м году, после воссоединения с Диего. В 1942-м году она находит для себя новое успокоительное средство начинает вести дневник, на страницах которого оставляет наброски для новых картин, объясняется в любви к мужу, пишет невысказанные вслух монологи об одиночестве, любви к своей стране, собственном видении жизни и всего мира. Фриду назначают преподавателем Школы живописи и скульптуры [Изумрудk, и Секретарём по делам государственного образования (1943). Она выпускает целую плеяду учеников, получивших известность как [Лос Фридосk, выставки которых проходят с большим успехом. Не сидит без дела и Диего Ривера. Он пишет рецензию на творчество жены под названием [Фрида Кало и мексиканское искусствоk: [для Фриды всё осязаемое заключается в буре, тумане, женщине, матери, самой главной, являющейся центром всегоk, пишет он. [Лебединой песнейk Фриды Кало стала весна 1953-го года, когда в Мексике, в галерее современного искусства состоялась её первая персональная выставка. Состояние здоровья Фриды к тому времени резко ухудшилось, и врачи категорически запретили художнице присутствовать на собственной экспозиции. Спустя несколько минут, когда все приглашённые собрались в выставочном зале, со стороны улицы послышался вой сирен. Обезумевшая толпа ринулась на улицу, и увидела карету [Скорой помощиk, которую сопровождал эскорт полицейских на мотоциклах. Фриду внесли в выставочный зал прямо на больничной койке. Фотографы и журналисты надолго запомнили это эффектное появление виновницы торжества. Кровать с Фридой разместили в самом центре зала, и толпа радостно приветствовала художницу. Фрида целый вечер пела, рассказывала анекдоты, пила. Выставка имела оглушительный успех. Однако триумф опять омрачили врачи, которые вынуждены были укоротить Фриде ногу до колена из-за начавшейся гангрены. Это событие стало причиной новой мучительной депрессии, которую Фрида усугубила двумя попытками покончить с собой. Понимая, что больше не может создавать картины, она стала писать вместо них поэмы в своём дневнике. В большинстве этих произведений боль и муки, о которых она не хотела говорить никому. Эти дневники сегодня стали предметом культа для поклонников её творчества. Фриды Кало не стало 13-го июля 1954-го года, тело её было кремировано, а останки помещены в Синий Дом в Койоакане, где она родилась и жила. [Я надеюсь благополучно уйти и не вернутьсяk, - это были последние слова уставшей от вечной борьбы за жизнь Фриды, которые она успела произнести, прежде чем уйти от нас навсегда. Через четыре года после смерти Фриды Кало, Синий Дом был превращён в музей. О Фриде снято два фильма, ([Фрида, живая натураk, с участием Офелии Медины в 1984 году, и фильм [Фридаk 2002-го года, с участием Сальмы Хайек прим. авт.), написано множество биографических романов, но, наверное, мы никогда не сможем разгадать до конца загадку, по имени Фрида Кало. При жизни она успела сделать всё, чтобы о ней не забыли. Её душа живёт в холстах и красках, и будет оживать всегда, когда чей-нибудь восхищённый, потрясённый взгляд задержится на её картине.