Апостол Павел пишет:"... слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия" (1 Кор 1, 18). Вот почему знак креста в жизни правосланых христиан играет существенную роль.
Крестное знамение предваряет все молитвы, богослужения, Таинства и священнодействия Православной Церкви.
Имеются различные формы креста: греческий равноконечный, латинский четырехконечный, шестиконечный и восьмиконечный.
|
![]() |
Верхняя перекладина это - дощечка с надписью на трех языках; Нижняя перекладина это - подпорка под ноги. На восьмиконечном кресте, на верхней перекладине надпись:"Иисус Назарянин - Царь Иудейский", бывшая на Кресте Христом. Крест Христов находился на возвышенности, называемой Голгофой. В каждом храме есть большой крест, символизирующий Голгофу. Он выглядит так, как представлен на рисунке слева. |
|
|
Христианские символы Рыба по-гречески IXOVC, что значит:"Иисус Христос - Сын Божий, Спаситель". Корабль - Церковь, подобная кораблю, плывущеу по бурным волнам к тихой пристани. |
![]() |
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕПравославно-верующие христиане осеняют себя крестным знамением перед молитвой, войдя в храм, во вемя богослужения, до и после вкушения пищи, до и после окончания работы. Крестное знамение свидетельствует о нашей вере в Иисуса Христа и в Пресвятую Троицу, а также о подчинении Господней воле. Преклонением во время молитвы головы и поклонами мы выражаем по отношению к Богу свою покорность и повиновение Ему. |
|
1. Во имя Отца - лоб |
Так складываем пальцы для крестного знамения - они должны быть сложены, согласно рисунку, вместе. Три пальца символизируют Пресвятую Троицу: Бога Отца, Сына Божия и Святого Духа. Два пальца символизируют два естества в Иисусе Христе: Божеское и человеческое.

В храмах и в домах есть иконы. На них - изображения Иисуса Христа, Божией Матери, Святых и священных библейских событий.
Слово „икона" значит „образ". Согласно древней традиции, иконы пишут (изображают красками) на доске.
Воздаем почтение не самой иконе, а изображенному на ней лицу. Перед иконами творим поклоны, возжигаем свечи и фимиам. Иконы вещают нам о Боге и о Его присутствии.
Икона, силой своей неземной красоты, ведет к познанию Бога, является источником благодати и устремляет к изображенным на ней лицам благочестивые, молитвенные мысли.
Новонаписанные иконы должны быць освящены.
|
Икона в углу комнаты, |
Икона нагрудная |
|
Икона в автомашине |
Икона трехчастная (триптих). |
ЦЕРКОВЬХрам существовал уже в Ветхом Завете. Для прославления Бога создают храмы и христиане. Храм является местом собрания верующих на молитву, особенно же на божественную Литургию. Православный храм называется церковью и отличается рядом характерных для него черт, как напр.: иконостас-состоящая из икон стена, отделяющая алтарь от средней (внутренней) части церкви. Алтарь всегда обращен к востоку, так как с востока пришло спасение, с востока вместе с солнцем приходят свет и животворное тепло, верующие же от алтаря получают в таинствах освящение и духовные силы. |
Базилика (Корабль) |
Ротонда (Круг) |
|
Крест![]() |
|
Купол церкви символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и наше устремление к Богу. |
Церковь состоит из трех частей: |
|
1. Притвор |
1. Войдя в церковь, осеняем себя крестным знамением.
2. Приобретаем свечи как дар Богу и жертву на Церковь.
3. Прикладываемся к находящейся на аналое, посредине церкви, иконе.
4. Ставим свечи.
[250x254] |
Иконостас
1. Икона Тайной Вечери. 2-3. Царские врата. |
[225x188]Церковь отчасти напоминает ветхозаветный храм. В ней три части:
1. Алтарь с престолом и жертвенником;
2. средняя ( внутренняя ) часть, предназначенная для молящихся;
3. притвор, в древности предназначенныйдля оглашаемых, кающихся и отлученных от причастия.
Алтарь от средней части церкви отделяет иконостас.
В алтарь могут входить лишь священнослужители и лица мужеского пола, участвующие в Богослужениях.
1. Престол.
2. Жертвенник.
3. Запрестольная икона и горнее место.
4. Иконостас.
5. Солея.
6. Амвон - центральная часть солеи.
![]() |
Престол
1. Пелена, покрывающая престол. |
![]() |
Честные мощи под престолом.
В каждой церкви, в кресте под |
![]() |
Жертвенник
1. Св. чаша - потир. |
Проскомидия (первая часть божественной Литургии):
|
1. просфора
|
2. просфора
|
3. просфора
|
4. просфора
|
5. просфора
|
|
копие |
Расположение частиц на дискосе |
чаша - потир |
||
1. Из первой просфоры вынимается шестигранная часть-АГНЕЦ.
2. Из второй вынимается частица в честь Божией Матери.
3. Из третьей вынимается 9 частиц в честь святых.
4. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых.
5. Из пятой вынимаются частицы за умерших.
![]() |
1. Потир-чаша.
Частица А погружается в чашу. |
[163x300] |
Кадило
1. Подставка |
Св. Таинства установил сам Иисус Христос: „Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф 28,19-20). Этими словами Иисус Христос ясно указал нам на то, что кроме Таинства Крещения Он установил также и остальные Таинства. Всех Таинств семь: Таинство Крещения, Миропомазания, Покаяния. Причастия, Брака, Священства и Елеопомазания.
Св. Таинства ( греч. mysterion ) это видимые знаки, посредством которых невидимо нисходит на человека благодать Св. Духа - спасающая сила Божия. Все Таинства тесно связаны с Таинством Причастия.
Крещение и Миропомазание вводят нас в Церковь: мы становимся христианами и можем приступать ко св. Причастию. В таинстве Покаяния прощаются нам наши грехи.
Принимая Причастие, мы соединяемся со Христом и становимся участниками вечной жизни.
Таинство Священства дает возможность совершать Таинства. В Таинстве Брака преподается благословение на супружескую семейную жизнь. В Таинстве Елеопомазания Церковь молится о прощении грехов и о возвращении больных к здоровью.
|
|
Крещение и Миропомазание. |
|
|
Священство |
|
Елеопомазание |
|
|
Причастие |
Таинство св. Причастия установил Иисус Христос на Тайной Вечери, в присутствии Сво-их учеников (Мф 26,26-28).
„И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив,преломил и, раздавая ученикам, сказал: „Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" ( также Мр 14, 22-26, Лк 22,15-20).
На литургии, во время евхаристического канона с призыванием Святого Духа ( греч. epiklesis), хлеб и винопресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Принимая св. Причас-тие, мы соединяемся со Христом, Христос пребывает с нами и нас благословляет.
Христос сказал: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем" (Ио 6,56).
Порядок проведения причастия:
|
1. Малый вход.
|
2. Чтец читает Апостола.
|
|||
|
3. Священнослужитель читает Евангелие.
|
4. Великий вход. |
|||
|
|
5. Исповедание веры Верующие все вместе поют "Верую..."
6. Анафора (возношение) - Евхаристический Канон Священнослужитель произносит слова Иисуса Христа: 7. Всеобщее пение Молитвы Господней "Отче наш ...". |
|||
|
8. Приготовление ко св. Причастию.
|
||||
|
св.Причастие. Вытираем уста. Целуем св. чашу.
|
||||
|
||||
Крещение установил Господь Иисус Христос: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф 28, 19). Крестясь, мы становимся христианами, рождаемся для новой духовной жизни, приобретаем звание Христовых учеников.
В таинстве Миропомазания получаем благодать Св. Духа, становимся Божиим храмом.
|
1. Столик. 2. Евангелие. 3. Требник. 4. Крест. 5. Крестильный крестик. 6. Белая крестильная рубашка. |
|
| Купель и белая крестильная рубашка - символ духовного возрождения и чистоты. |
![]() |
|
Крещение ребенка. Священнослужитель трижды погружает дитя в воду, произнося слова: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца - Аминь и Сына -Аминь и Святого Духа - Аминь". После крещения дитя вытирают досуха, а затем следует таинство Миропомазания. |
|
[311x180] |
1. Стручец для помазания. 2. Елей (масло). 3. Миро. 4. Губка. 5. Ножницы. |
|
Миропомазание. Священнослужитель помазывает св. миром главнейшие части тела - чело, глаза, уши, ноздри, уста, грудь, руки и ноги - при каждом помазании повторяя слова: "Печать дара Духа Святого. Аминь". После этого, в знак душевной чистоты, дитя облачается в белую одежду. |
|
Таинство Покаяния установил Иисус Христос затем, чтобы мы, сознаваясь в своих грехах и покаявшись, получили прощение: "Приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин 20,22-23).
Сам Иисус Христос прощал грехи: "Прощаются тебе грехи" (Лк 7, 48). Призывал нас к хранению чистоты, чтобы мы избегали зла: "Не греши больше" (Ин 5, 14).
В таинстве Покаяния исповеданные нами грехи прощаются и оставляются Самим Богом
Порядок исповеди:
1. Подходим к сященнослужителю при аналое, на котором находятся Крест и Евангелие.
2. Перед исповедью священнослужитель читает начальные и другие молитвы. Внимательно слушаем и молимся. К начальным молитвам опаздывать нельзя.
3. После этого мы исповедуем Богу свои грехи, сердечно сокрушаясь о них.
4. С сокрушенным сердцем слушаем наставление.
5. Священнослужитель полагает нам на голову епитрахиль, читает разрешительную молитву.
Мужчина и женщина решают совершать жизненный путь, полный скорбей и радостей, вместе. В начале этого пути Св. Церковь испрашивает у Господа благословения, чтобы они в согласии, управляемые Церковью, создавали настоящую христианскую семью.
Обряд таинства Бракосочетания состоит из обручения и венчания.
![]() |
1.Евангелие 2.Крест 3.Венчальные кольца 4.Венцы 5.Сосуд с вином 6.Свечи |
|
Порядок совершения Таинства Брака 1. В притворе церкви
-обручение 2. Вхождение в церковь Жених и невеста выражают обоюдное согласие на брачный союз. |
![]() |
![]() |
3. Венчание Священнослужитель возлагает на брачущихся венцы. Возложив венцы, священнослужитель, благословляя брачущихся, провозглашает тайносовер шительные слова: "Господи Боже наш, славой и честью венчай их". 4. Хождение вокруг аналоя
- Чтение Апостола и Евангелия |
|
Священство было установлено в Ветхом Завете Самим Богом (Исх 28,1-41). В Новом Завете священство установил Иисус Христос, призвав Апостолов и доверив им исполнение пастырских обязанностей. Апостолы передавали власть своим преемникам: епископам и пресвитерам посредством молитвы и возложения рук. Так совершалось посвящение во все три степени священства: епископа, пресвитера и диакона. Каждый священнослужитель- пастырь является нашим отцом, который молится за нас, крестит, исповедает, преподает нам св. Таинства и благословение. Учит нас также о Боге и в тяжёлых минутах жизни помогает. Мы также должны вспоминать наших пастырей в молитвах. Верховный Пастырь - ИИСУС ХРИСТОС. |
Православный епископ |
"Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне" (Иак 5, 14). Так говорит Апостол Иаков о практике Церкви апостольских времен. Также и ныне Церковь продолжает молиться о телесном и духовном здоровье своих чад.
Это Таинство можно совершать равно в церкви, как и на дому. По церковным правилам слеопомазаиие должно совершаться над больными, но не как над умершими.
![]() ![]() ![]() |
7 свечек 7 стручков для помазания лампада, крест, Евангелие 7 чтений Апостола 7 чтений Евангелия 7 помазаний |
|
Чтение Апостола и Евангелия |
Положение Евангелия на главу болящего |
Различные одежды:
|
Металлург |
Врач |
Священник |
Степни священства:
1. Диакон
2. Священник
3. Епископ
Диаконское облачение
|
Стихарь |
Орарь |
Поручи |
Диакон во время |
Облачение священника
|
1. Подризник |
2. Епитрахиль |
3. Набедренник |
6. Фелонь - риза |
Облачение епископа



1. Палица - духовный меч 2. Саккос 3. Омофор 4. Митра 5. Жезл
Священнодействия - это не только благословения и освящение отдельных предметов (икон, овощей, воды, домов и т.п.), но также молитвенное священноделание во всякой нужде и в различных обстоятельствах, что находит свое выражение в содержании Требника, исключая чинопоследование совершения св. Таинств.
|
Священник благословляет
|
кропило со святой водой
Освящая какой-либо предмет, окропляем его св. водой |
Освящение
Сочельник (предпразднество). В канун больших праздников освящаются хлебы, пшеница, вино и елей.
пшеница хлебы

вино елей
Что освящаем?
|
кресты |
учреждения |
животных |
пищу |
|
икону |
овощи |
автомашину |
дом |
После смерти Церковь молится о вечном упокоении отшедшего к Богу, своему Создателю, человека. Погребальный обряд совершается в церкви, после чего покойника провожаем на кладбище. Не ленясь, мы часто молимся за умерших. Верим, что они также молятся за нас.
![]() |
Богослужение в память усопшего называется Панихидой и совершается в 3, 9, 40 день и в годовщину после смерти, а также в день Ангела усопшего и в любое время. |
|
Отпевание совершается в церкви. Сообщество верующих прощается со своим членом. Участники отпевания, семья и близкие, в знак того, что умерший отходит в страну вечного света, держат в руках возженные свечи. |
[207x200]2 |

Положение тела в гробу