Чем-то зацепила меня эта гравюра. Чем - понять пока не могу.
[533x699]
«Меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514-м году.
Центральная фигура гравюры — крылатая женщина сидит, подперев левой рукой лицо, в другой руке она держит раскрытый циркуль. Рядом на мельничном жернове сидит поникший ангелочек с записной книжкой. У ног женщины свернувшись клубком лежит унылая собака.
Фрагмент гравюры Дюрера «Меланхолия»Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат, 4х4. Сумма чисел в любой строке или столбце равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Ко второму людей, у которых рассудок преобладает над чувством: ученых, государственные деятелей. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I»[1].
Нессельштраус так анализирует эту гравюру:
…перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалеку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник, из-за которого выглядывает плавильный тигель. Позади женщины взобравшийся на жернов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке. Рядом свернулась в клубок тощая собака. Справа в глубине возвышается каменное здание, может быть, недостроенное, так как к нему прислонена деревянная лестница. На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат. В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь. На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I» (…) Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намеков. Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает ее бездеятельность, что за мальчик изображен позади, в чем значение магического квадрата, для чего разбросаны вокруг инструменты, в чем смысл цифры «I»?"
— Ц.Г. Нессельштраус
Циркуль и рубанок, венок из лютиков и старая собака...
Что общего между ними? На этот вопрос легко ответить, обратившись к живописи Северного Возрождения.
Во-первых, это символы, а во-вторых, все они собраны на знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера (1471 - 1528) "Меланхолия".
Замысел "Меланхолии" художник вынашивал давно, но окончательно образ будущего произведения оформился в 1514 году под влиянием смерти матери художника и его болезненных размышлений в процессе работы над книгой об идеальных пропорциях. Однако Дюрер не просто передал в гравюре свое душевное состояние. Его работа - это отражение восприятия меланхолического темперамента в культуре Позднего Ренессанса. О меланхолии как о болезненном складе характера писали еще древние греки. К её симптомам они относили печаль, тревогу, уныние, раздражительность и озлобленность. Причину недуга усматривали в избытке в организме черной желчи. Отсюда и название: по-гречески melas - "черный" и chole - "желчь". В Средние века меланхолия была названа acedia - "праздность" и рассматривалась как знак божьего неблаговоления.
Напротив, философы Ренессанса придали ей особенную привлекательность. В меланхолической тоске стали видеть возвышенность, ведь терзаемой душе дано глубже других осознать, насколько суетен и далек от Бога этот мир, и, следовательно, она более чутка к прекрасному и божественному. Поэтому настоящим художником, поэтом или ученым может быть только меланхолик. Правда, художники Италии еще продолжали изображать Меланхолию по старинке: либо в виде человека, обнажающего мечь и сопровождаемого львом (символ раздражительности и гнева), либо в виде худого юноши, кормящего свиней (символ коварства и грубости). А вот художники Северного Возрождения быстро приняли новые идеи о творческом потенциале меланхоликов. Среди них был и Альбрехт Дюрер. Его "Меланхолия" - визуальный манифест тех, кто придерживался подобных взглядов.
И далее подробный анализ символики:
Алегорическая фигура Меланхолии.
По замыслу художника она символизирует болезненные переживания, неуверенность в себе и тоску. В то же время размещенные вокруг неё предметы-символы указывают на тяну людей этого темперамента к знаниям и духовному развитию.
Комета.
Указывает на то, что по астрологическим представлениям меланхолики рождаются под знаком Сатурна (считалось, что все кометы притягиваются этим небесным телом). Согласно античной мифологии Сатурн был старше всех Богов и умнее их.
Летучая мышь.
Символизирует сумрак, в который погружены души меланхоликов. На табличке надпись: "Меланхолия I". Считается, что римская цифра "I" поставлена Дюрером под влиянием книг известного немецкого чернокнижника Агриппы Неттесгеймского, который писал, что меланхолия является первой ступенью к гениальности.
Лестница.
Аллегорическое изображение способности к познанию истины.
Весы, многогранник (стоящий на самой неустойчивой плоскости) и шар.
Эти атрибуты указывают на то, что меланхолический темперамент неустойчив, и люди, обладающие им, подвержены быстрой смене настроений. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. В одном трактате XV века утверждается, что "подверженные то депрессии, то чрезмерной экспансивности меланхолики как будто балансируют все время между двумя пропастями. Зато путь их пролегает выше уровня посредственности: своей одаренностью меланхолики превосходят всех прочих смертных".
Тигель для плавки свинца.
Свинец считается земным воплощением Сатурна. Кроме того, алхимики полагали, что, несмотря на свой невзрачный и тусклый вид, свинец легче всего может быть трансмутирован в золото.
Собака.
Это животное представляло аллегорию меланхолии из-за своего развитого интеллекта и склонности к бешенству, которое полагали душевным заболеванием.
Жернов и циркуль.
Атрибуты агрономии и геометрии - наук, покровителем которых является Сатурн.
Колокольчик и песочные часы.
Указывают на мрачные размышления о смерти, свойственные меланхоликам.
Магический квадрат.
Это квадрат с цифрами, сумма которых во всех вертикальных и горизонтальных рядах одинакова. Предполагали, что магический квадрат усиливает влияние Юпитера, способного вселять в человека жизнерадостность.
Венок из лютиков.
Считалось, что этот цветок смягчает меланхолическую тоску.
Ключи и кошелек.
Это символы власти и богатства, которыми также управляет Сатурн. Их изображение - еще одно указание на влияние этой планеты на меланхоликов.
Путти.
Малыш старательно пишет что-то на дощечке, покрытой воском. Это аллегория практической жизни. Изображая его, Дюрер хотел подчеркнуть, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми в сравнении с меланхоликами.
Столярные инструменты.
Символ созидания: ведь сам Иисус был плотником.