• Авторизация


Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа 18-02-2010 17:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[389x468]
Один из моих любимых художников, Анри де Тулуз-Лотрек родился в грозовую ночь с 23 на 24 ноября 1864 года в Альби, на юго-западе Франции. Он был единственным ребенком в одной из самых знаменитых аристократических семей Франции. В длинной чреде придворных и полководцев среди предков художника встречались и те, кто увлекался искусством. Бабушка Анри сказала однажды: «Когда мои сыновья охотятся на дичь, это доставляет им сразу три удовольствия: подстрелить, съесть и нарисовать ее».

Родители Анри были двоюродными братом и сестрой. Судьба жестоко позабавилась, сведя вместе столь разных по характеру людей, — впрочем, каждый из них жил своей жизнью. Граф Альфонс отличался эксцентричностью, любил выставлять себя напоказ и волочился за каждой юбкой. Графиня Адель, напротив, была тихой и набожной женщиной. Пока ее муж пропадал вне дома, она целиком посвящала себя своему сыну, оставшись преданной матерью до самого конца его несчастной жизни.

Семья Лотреков владела несколькими домами. Большую часть времени мальчик проводил в замке Боек, неподалеку от Альби. Подобно многим аристократическим отпрыскам, он увлекался лошадьми и собаками и с детства рисовал животных (как, впрочем, и бесконечные карикатуры на окружающих).

Детство Анри было омрачено болезнью. Браки близких родственников, общепринятые в аристократической среде, не могли не отразиться на здоровье потомства. Так, брат графини Адели женился на сестре графа Альфонса — в результате трое из четырнадцати родившихся у них детей страдали от наследственных пороков. Не обошла эта беда и семью Тулуз-Лотреков. В восьмилетнем возрасте Анри, упав со стула, сломал левую ногу, а год спустя (при тех же обстоятельствах) — правую. В некоторых же источниках указывается, что Анри упал с лошади, но это маловероятно - мальчик рос болезненным и очень редко прогуливался вне дома, не говоря уже о конных прогулках. После переломов ноги перестали расти; всю оставшуюся жизнь художник с трудом передвигался, опираясь на трость. Причиной этого называли несчастные случаи; на самом же деле проблема заключалась в генетическом пороке.

Он никогда не стремился скрыть свои физические недостатки и сам первым подсмеивался над ними. Лотрек вообще не скрывал ничьих недостатков — это было законом его творчества.

Отец Анри, граф Альфонс, был очень недоволен тем, что его сын - калека не сможет быть таким же, как все аристократы. Увлечение же сына искусством он вообще считал вздором. Однажды Арни сказал отцу: "Я смогу нарисовать Вам великолепных скакунов!", на что последовал равнодушный ответ: "Уж лучше бы ты оседлал их". Но, тем не менее, Анри не изменял своему пристастию.

Первые художественные уроки мальчик получил от своего дяди Шарля, художника-любителя, и от друга их семьи Рене Пренсто, профессионального художника и скульптора. В начале 1882 года Анри вместе с матерью перебрался в Париж. Не стесненный в деньгах, он сумел попасть в мастерскую необыкновенно популярного Леона Бонна. В письме к дяде Шарлю Лотрек писал, что Бонна сказал ему: «Ты рисуешь неплохо, даже элегантно, но твои рисунки слишком откровенны и жестоки».

Впрочем, у Бонна, предельно загруженного педагогической работой в Школе изящных искусств, Тулуз-Лотрек занимался недолго. В том же году он перешел в мастерскую Фернана Кормона. Здесь он познакомился с Эмилем Бернаром, много писавшим впоследствии о Поле Гогене и Винсенте Ван Гоге. Сам Ван Гог, приехавший в Париж в 1886 году, тоже учился у Кормона, и Лотрек дружил с великим голландцем — вплоть до его отъезда на юг, в Арль.

К этому времени Лотрек открыл собственную мастерскую. Это случилось в январе 1884 года. Мастерская находилась на Монмартре, где, помимо Лотрека, обитало немало других молодых художников (жилье на Монмартре было довольно дешево). Район считался богемным. Родителям Лотрека не нравился выбор местожительства, сделанный их сыном. Граф Альфонс полагал, что жить в таком районе — позорить имя Лотреков. Он убеждал Анри взять себе псевдоним, и тот действительно подписал несколько своих работ анаграммой «Трекло», но, в конце концов, отказался от нее.

Благодаря своей необычной внешности, Лотрек вскоре стал известен всему Монмартру. Он отличался обаянием и живым умом, делавшими его душой любой компании. В круг его друзей входили не только писатели и художники; там находилось место и очень странным персонажам. К людям, потерпевшим жизненное крушение, Лотрек относился с особой симпатией, чувствую себя таким же изгоем, как и они. Близкую дружбу водил он и с многочисленными местными проститутками. При всех великолепных душевных качествах великий художник мог рассчитывать лишь на любовь ночных фей - уж слишком сказывалась внешность.

В зрелом возрасте рост Лотрека едва достигал 150 сантиметров, но, поскольку в те времена люди были в среднем на десяток сантиметров ниже наших современников, художника не считали карликом (с таким ростом тогда даже призывали служить в армию). Его голова была непропорционально большой, и создавалось впечатление, что тело взрослого мужчины поставлено на детские ноги. Странное впечатление производила и походка Лотрека.

Но все же для художника важнейшей вещью на свете было творчество. Критики довольно благосклонно к нему отнеслись, но известность среди широкой публики принесла Лотреку не живопись, а его «сопутствующие» труды — декорации и костюмы к спектаклям, рекламные плакаты, обложки для нотных изданий и т. д. В 25-летнем возрасте он по-настоящему прославился в качестве автора афиши к выступлениям в «Мулен Руж» знаменитой Ла Гулю.

Великого художника погубили феи. Одна из многочисленных подруг, Рыжая Роза, наградила Лотрека сифилисом, а "зеленая фея" - абсент - хроническим алкоголизмом. Под воздействием алкоголя Анри становился невыносимым, он обижал тех немногих друзей, которые еще были рядом, оскорблял их. Но, несмотря на это, друзья старались помочь ему. Несколько раз они устраивали Лотреку поездки в Лондон, но по возвращении он всякий раз принимался за старое. В начале 1899 года мать Анри наняла для него двоих мужчин-сиделок, а после очередного приступа белой горячки настояла на том, чтобы сын лег в психиатрическую лечебницу, расположенную неподалеку от Парижа. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года.

Выйдя из клиники, Лотрек уехал на атлантическое побережье. Он продолжал писать, но работа шла вяло и медленно. Вскоре художник снова запил — да так, словно желал поскорее свести себя в могилу. Проведя зиму 1900—01 годов в Бордо, он в апреле 1901 года возвратился в Париж, и, возможно, предчувствуя, что этот год станет последним в его жизни, начал приводить в порядок свои дела, завершив ряд незаконченных картин и подписав те работы, которые считал достойными внимания. Один из его приятелей писал, что в Париж художник приехал «исхудавшим, слабым, с плохим аппетитом, но сохранившим разум и присутствие духа».

15 июля Лотрек в последний раз покинул Париж. В августе, на атлантическом побережье, его настиг инсульт, парализовавший половину тела. Графиня Адель жила в то время в замке неподалеку от Бордо, и художник попросил ее забрать его к себе. Там он и скончался в ночь на 9 сентября 1901 года, в возрасте 36 лет. В эту ночь разыгралась буря...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа | Добрая_Феюшка - Дневник Доброй_Феюшки | Лента друзей Добрая_Феюшка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»