Однажды мне довелось побывать в СИЗО №1, так называемых знаменитых на весь мир «Крестах».
Не подумайте ничего плохого – всего лишь в качестве экскурсанта. Поскольку с осени 2007 года экскурсии в эти не столь отдаленные места отменили, постараюсь поделиться впечатлениями – вдруг кому-то будет интересно. Буду дополнять свое эссе фотографиями из интернета, т.к. фотоаппарат, как, впрочем, и телефон, и документы - изымают еще на входе. И ты выходишь из накопителя с жутким чувством полного бесправия и зависимости… Но все по порядку. Мне давно хотелось узнать историю этого мрачного кирпичного строения, с тех пор как еще подростком я почему-то собирала «стрелы» на Арсенальной набережной. Это такие бумажные фунтики с затвердевшим хлебным мякишем на конце (в них заключенные вкладывают записки и с помощью трубки, сделанной из свернутой газеты, достреливают ими до тротуара за забором СИЗО). Зачем они были мне? Не знаю… Невольно задумывалась о человеческих судьбах – люди разные, а вот фунтики эти одинаковые...И сколько их! Весь тротуар усыпан:
Или как-то проезжая мимо поздно вечером, решили остановиться. Почему? Не знаю. То ли произвела сильное впечатление женщина, в дорогой шубе стоящая на крыше (!!!) своего автомобиля и надрывно кричащая что-то в сторону мрачного корпуса... Поразила ответная реакция заключенных на то, что я абсолютно бездумно помахала рукой - (ничего не значащий жест, приветствие - что угодно). С десяток ламп и рук начали быстро "семафорить" мне в ответ в сумерках. Тогда-то я и прочла об экскурсиях в это страшное, загадочное место. В общем, захотелось мне блатной романтики, как в книгах умных пишут.
Это было летом 2006-го года. В субботу, в районе 16-ти часов, возле знаменитого СИЗО потихоньку собиралась наша экскурсионная группа. Все друг от друга прятали глаза, как бы стыдясь своего любопытства к чужой трагедии. За нами вышла приятная, но немного грубоватая женщина и нас пригласили обилечиваться.
Затем обменяли нашу орг-технику на картонные номерки - и экскурсия началась. По три человека запускали в накопитель, перед нами закрытая бронированная дверь, сзади тоже. Начинается клаустрофобия и вспоминается 37-й год. Наконец-то все собрались во внутреннем дворе, одолеваемые жаждой приключений. На бодрый вопрос кого-то из экскурсантов "где же зеки?" последовал ответ "да вот же они, вокруг нас". Действительно, на протяжении всех наших передвижений по территории мы их видели. На них темная одежда и табличка на груди с фамилией, именем, номером отряда и статья, по которой они получили срок.
Около 300 заключенных свободно перемещаются по территории следственного изолятора. Это т.н. "хозотряд". Элита. Послабленный режим. Попадают сюда за примерное поведениеи содействие властям при условии не слишком тяжелой статьи.
Заходим в административный корпус. Поражает полное отсутствие тюремного духа. В широких светлых галереях, где расположены камеры, нет и намека на запах пота, мокрого белья, ржавой воды и других ароматов неволи. По коридорам летает тополиный пух. Где-то высоко под куполом поют птички. Веет приятный сквознячок, за зарешеченными окнами бушует листва...
Направляемся в секцию для допросов подозреваемых и их встреч с адвокатами. Здесь расположено несколько комнат площадью 8 кв.м. с прикрученными к полу столами и лавками. Для проведения перекрестного допроса в коридоре установлены т.н."стаканы" - бетонные помещения по 1,5 кв.м., в каджом - только табурет. "Стакан" предназначен для временной изоляции одного из подозреваемых на время допроса второго (во избежание ложных показаний по предварительному сговору).
После сумрака коридора - неожиданно большое пространство, свет резанул глаза - мы оказались в центре круга. Пришли. Это центральная башня одного из крестов. Вверху вдоль стен идут по кругу балконы. Получается четыре железных кольца, опоясывающих башню изнутри. В стенах темнеют высокие арки, они ведут уже в коридоры с камерами.
От этой башни отходит крестом четыре луча. В каждом луче по четыре этажа, а на каждом этаже по тридцать камер.
Легенда гласит, что среди узников оказался даже создатель "Крестов" - архитектор Антоний Томишко. Якобы он доложил царю: государь, я построил для вас тюрьму. Получилось двусмысленно, и монарху не понравилось. Или, наоборот, понравилось, как построил, и дабы проектировщик не повторялся, заточил того в каземат. Молва гласит, что бедного Томишко замуровали в камере N 1000. Никто не знает, где она находится. Якобы всего в "Крестах" 999 камер, которые постоянно используются. В них все обычно. Но есть еще одна, та самая, где спит вечным сном архитектор. Она спрятана от посторонних глаз, никто не знает, где же дверь, ведущая в нее.
Все это время экскурсовод выдавала нам тонны всевеозможной информации, к сожалению все запомнить не удалось, а записать было не на чем))). Наиболее впечатлили истории об удачном групповом побеге банды Пантелеева и о Мадуеве, попытавшемся бежать при помощи пистолета, вылепленного из хлеба. Тем более, что ранее я смотрела "Тюремный романс", снятый по этим реальным фактам и "Криминальную Россию" на эту тему. (В следственной группе работала Наталья Воронцова, с которой во время допросов в "Крестах" Мадуев умудрился завести роман. По просьбе любовника следователь передала ему наган. Но сбежать Мадуев не смог: его разоружили и задержали.)
Затем через внутренний двор мы последовали в сам музей. Пришлось передвигаться бегом. Сейчас объясню, почему. Погода была жаркая – соответственно на девушках нашей экскурсионной группы надет был минимум одежды. А поскольку для контингента прибытие экскурсионной группы - целое представление - многие в это время прильнули к окнам камер. И не просто прильнули, а сопровождали нас свистом, улюлюканьем и криками "ТЕЛКИ!!!!" (и смех и грех).
А нас (девушек) было подавляющее большинство – где-то 20 из 23 любопытствующих. В меньшинстве отметился и мой супруг, который долго потом брюзжал, «что я его туда затащила, а он совсем не хотел». Хотя именно он задавал больше всех вопросов и единственный осмелился улечься на «шконку» в демонстрационной камере и так уютно там устроился, что наша сопровождающая предложила там остаться.
В музее оказалось тоже ужасно интересно - тюремное творчество тронуло и удивило до глубины души. Чего там только не было - и поделки, и заточки, сделанные из зубных щеток или ложек,
четки из хлеба в форме черепов с закрашенными кровью глазами (на каждом черепе по букве "HOMO HOMINI - LUPUS EST", карты из газетных вырезок,
лезвия, извлеченные из различных частей организма. Но больше всего поразили высокохудожественно исполненные шахматы, которые на конкурсе заняли первое место и автору скостили за них срок. Главной особенность фигур было полное сходство (черных - с зеками, белых - с администрацией тюрьмы).
Группа так увлеклась тюремным hand made, что прозевала построение. Пришлось нашему гиду вызывать автоматчика по внутренней связи для сопровождения. О том, что нельзя поднимать головы и реагировать ни на что нас можно было и не предупреждать - что один автомат против двух сотен - пусть и не вооруженных - преступников. Лишь раз я подняла голову, пока мы почти бежали вдоль строя. Встретила тяжелый взгляд, полный презрения, взгляд человека, который, судя по наколкам, большую часть жизни провел по эту сторону решетки. Это лицо я запомню навсегда... Когда мы шли на выход мимо абсолютно безмолвного корпуса (как оказалось, тут размещаются смертники ("полосатики") и серийные убийцы (маньяки), никто из нас тоже не проронил ни слова. Слишком уж сильное впечатление произвело на нас это необычное погружение в мир теней...
Напоследок приведу небольшой экскурс в прошлое:
История заведения насчитывает 110 лет.
По проекту Антония Иосифовича Томишко в 1884 году началось строительство Санкт-Петербургской одиночной тюрьмы на 1150 заключенных. Во времена царствования Анны Иоанновны здесь располагался так называемый "Винный городок", в складских помещениях которого хранились запасы вина всего города. В 1867 году склады подверглись переоборудованию, и по проекту архитектора В.П.Львова была построена уголовная тюрьма. Просуществовав около 20 лет, она перестала отвечать нуждам тюремного ведомства, так как была мала, тесна и условия содержания арестантов оставляли желать лучшего, Здесь было решено построить новую тюрьму. Строительство, продолжавшееся 5 лет и 7 месяцев, завершилось в 1890 году. Осуществлялось оно хозспособом: заключенные, находящиеся в старой тюрьме, строили новую и по мере строительства новых зданий переходили в них, а старые ломали.
Все здания тюрьмы строились из красного кирпича артели братьев Стрелиных, фигурная кладка фасада создавала впечатление замковых строений, На территории 4,5 га расположились два корпуса с одиночными камерами, больница, инфекционный барак. морг, ледник, кузница и другие здания. Тюрьма сразу получила в народе название "Кресты".Обусловлено это тем, что корпуса с камерами выстроены в форме двух одинаковых, равноконечных крестов.
Это для того, чтобы арестанты не могли видеть окна, то есть решетки камеры напротив.
Так нашла выражение идея архитектора о невозможности тюремного заключения без духовного покаяния. Оба "креста" соединены между собой зданием административного корпуса, на верхнем этаже которого воздвигают пятиглавый храм. Построенный на частные пожертвования, храм был освящен в 1890 году именем святого благоверного великого князя Александра Невского. В тюрьме было электрическое освещение, система автономного водоснабжения, эффективная принудительная вентиляция и водяное отопление. По мнению Главного тюремного управления, тюрьма была самой образцовой в Европе, по размерам она самая большая до сих пор.
В структуру тюрьмы была включена тюрьма специального назначения для содержания и организации труда осужденных - специалистов военного профиля, объединенных в головное предприятие - ОКБ-172. Называли их "шарашками", трудились в них талантливые конструктора, инженеры, математики, физики. В этой организации заключенные разрабатывали виды вооружения, некоторые из которых использовались армией во время Великой Отечественной войны.
С 1964 года - тюрьма "Кресты" стала следственным изолятором № 1. Лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, находятся здесь до вынесения приговора суда.
В настоящее время Учреждение ИЗ-47/1 ГУИН Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по-прежнему остается самым большим среди учреждений уголовно-исполнительной системы.
В год через "Кресты" проходит примерно 30 000 арестантов.
В год следственный изолятор N 1 зарабатывает около двух с половиной миллионов рублей. Не подумайте плохого, это все честные деньги. Например, хорошо продается выпечка с местной кухни. Небольшую копеечку приносит музей "Крестов". В прачечной стирают и гладят белье для некоторых питерских гостиниц. Есть картонажное производство.
Современные кресты переполнены как и большинство Российских тюрем, вместо рассчитанных 1150 человек содержится около 5000.
Недавно у арестантов крестов появилась возможность общаться с родственниками с помощью электронной почты. Давно рассматривается вопрос о переносе тюрьмы кресты за пределы города. Новые кресты два которые будут располагаться за городом в Колпино между железной дорогой и Шлиссельбургским шоссе на участке площадью 36 Га. Планируется также за счет новой тюрьмы разгрузит районные ИВС. Это будет самая большая в Европе тюрьма. Знаменитый музей Тюрьмы кресты перенесут в Москву на не менее знаменитую тюрьму Бутырку.
Простите за сумбурность изложения - воспоминания четырех-летней давности... И напоследок фраза женщины-экскурсовода, к которой мы успели проникнуться симпатией "Вы спрашиваете, откуда мне столько известно о подробностях внутренней жизни тюрьмы и зоны? Разрешите полностью представиться ..." и она назвала порядковый номер, срок и годы пребывания в "Крестах"... Вот так-то.