Приложение к заявке на выполнение НИР
К.т.н. В. Лебедев
(ТюмГАСУ)
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УРБАНИЗАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(на примере Москвы, Тюмени и др. городов)
Аналитический обзор интернет-материалов
Губернатор В. Якушев:
«Сейчас у нас самая острая проблема –
пробки на дорогах. Для нас важно –
разгрузить улицы, поэтому все здания,
которые строятся, должны быть
обеспечены парковками из
расчета на каждую семью».
«Тюменцы должны без излишней
нервотрепки добираться до работы и
возвращаться домой, а не стоять в пробках.
Поэтому во всех проектах, вносимых на
рассмотрение совета, должна быть
просчитана транспортная составляющая.
Без этого ни один проект рассматриваться
не будет».
На кафедре архитектуры ТюмГАСУ
разработан проект ДОКТРИНЫ
УРБАНИЗАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РФ,
изложенный на персональном
сайте
http://vbl.host1gb.info/.
Тюмень - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА………………………………………………....4
2. РОССИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПАРК ЛИЧНЫХ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………………….…6
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНА РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» НА
ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ…...11
3.1 Состояние транспортных коммуникаций……………………………...11
3.1. Автомобильные парковки и стоянки………………………………...15
4. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДОВ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………...16
4.1. Тюменская градостроительная практика……………………….…..16
4.2. Транспортная ситуация в городах Среднего Приобья………….....19
ВЫВОДЫ…………………………………………………………… ………..…..22
Интернет - источники (сайты)…………………………………………….….….25
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….…….26
А. Влияние роста уровня автомобилизации
населения на выбор этажности жилой застройки………………………….…..26
Б. Некоторые социально-экономические аспекты
внутренней безопасности (цифры и факты)……………………………….…..30
По расчетам Всемирного банка, который оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия находится в нижней трети рейтинга по основным показателям, таким, как эффективность правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль коррупции[16].
В ходе поездки в Санкт-Петербург состоялась встреча председателя Общественного антикоррупционного комитета Антона Белякова с министром внутренних дел РФ Рашидом Нургалиевым. Встреча прошла в рамках международного форума "Безопасность на дорогах ради жизни на земле", прошедшего в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Участники встречи обсудили острые вопросы коррупции в строительной сфере и перспективы взаимодействия ОАК и МВД в области противодействия коррупции в данном направлении.
(
http://www.stopcorruption.ru/item_909.htm)
ВВЕДЕНИЕ
Мировая автомобильная промышленность выпускает ежегодно до 40 млн. машин и в XX веке автомобильное население Земли увеличилось в 10 тыс. раз, а людское — лишь втрое. В настоящее время в России автомобильный транспорт является активно растущим сегментом экономики (более 80% всех грузовых перевозок). Доля перевозок личным транспортом в больших городах достигает 20%. В автомобилестроении и на автотранспорте у нас занято около одной десятой части всех трудовых ресурсов.
В стране сейчас насчитывается более 30 млн. легковых автомобилей. В 2004 году отечественный автопром их выпустил 180 тысяч и к 2020 году их годовое производства должно возрасти до 3,15 млн. штук, 80% которых будет приходится на машины местного производства. С 2010 года ежегодная продажа легковых автомобилей ожидается в объёме 2,6 - 2,8 млн. штук на сумму $31 млрд. («Аргументы и факты», № 44, 2004, № 17, 2005). За период 1997 - 2008 годы уровень автомобилизации населения вырос со 118 до 226 машин на 1000 жителей и по этому показателю Россия сейчас занимает седьмое место в мире. По обеспеченности регионов личным транспортом в десятку лидеров входят, например, Тюменская, Ленинградская и Магаданская области. Самыми автомобильными городами являются Владивосток, Красноярск, Сургут, Тюмень, Краснодар и Москва.
В настоящее время темпы выпуска автомобилей стали повсеместно (как у нас, так и за рубежом) опережать темпы строительства городской инфраструктуры, что приводит к возникновению транспортных пробок и автоавариям (в России в 2008 году в ДТП погибли около 30 тысяч человек). Очевидно, что социальная значимость и масштабность рыночной модернизации градостроительной среды требует соответствующего осмысления проблемы и в аспекте решения задач общественной безопасности. В 1992 году был принят Закон РФ N 2446-I "О безопасности». К основным объектам безопасности он относит права и свободы личности, материальные (градостроительная среда - В.Л) и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность государства. Здесь под безопасностью понимается «состояние защищенности интересов личности (в строительстве – частных инвесторов – В.Л.), общества (учёт «архитектурных» потребностей горожан - В.Л.) и государства (обеспечение надёжности и устойчивости городских систем жизнеобеспечения - В.Л) от внутренних (см. приложение Б) и внешних угроз». Жизненно важные интересы – это «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».
В настоящее время, исходя из коммерческих интересов инвесторов (их приоритет обоснован монетарной моделью либеральной экономики М. ФРИДМАНА) микрорайоны стали застраиваться («точечно») многоэтажными жилыми домами. При этом требования градостроительных норм о принятия проектных решений с прогнозом на 30(40) лет игнорируются. Из-за недооценки регулирующей роли государства остались без внимания проблемы урбанизационной безопасности и «архитектурные» потребности населения (их исследования в ЗСНГК нами изложены на персональном сайте
http://vbl.host1gb.info/). Взаимосвязь параметров «средняя этажность жилой застройки - уровень автомобилизации населения – плотность улично-дорожной сети – экономика городского хозяйства – урбанизационная безопасность» до сих пор не изучена (о коллапсе науки см.
http://professionali.ru/Topic/19850982/,
http://velik-rusk.narod.ru/kontsetsiya_pereseleniya.htm) и заказчиков на такие исследования нет. Так, нами ещё в 1975 году были даны рекомендации по формированию жилищного фонда пониженной плотности , но из-за несоблюдения требований СНиПа 11-04-03, они не были внедрены, что и привело сейчас к неблагоприятной транспортной ситуации в городах региона .
В Послании 2009 года областной Думе «О положении дел в Тюменской области» губернатор В.В. Якушев отметил незыблемость в ориентации Правительства области на создание комфортной среды проживания. «Наш ориентир – превращение Тюменской области в территорию развитой, модернизированной среды проживания. Благополучие человека должно стать одним из генеральных приоритетов экономики. Для выравнивания качества жизни уже созданы первые предпосылки. Для всех муниципальных образований Тюменской области разработаны схемы территориального планирования, предусматривающие комплексное, сбалансированное развитие населенных пунктов. Несмотря на кризис, мы не снизили объемы ввода жилья. Они составили более 104% к показателям прошлого года (в среднем по России – 101,2%, а есть регионы, где этот показатель упал до 40% и ниже). . .
Выравнивание качества жизни означает и обеспечение всех муниципальных образований современной инженерной инфраструктурой: газопроводами, водоснабжением, канализацией, связью, хорошими дорогами. Мощным инструментом повышения качества жизни является обеспечение транспортной доступности. Нередко появление нормальной дороги дает населенному пункту такой импульс, который при иных условиях его экономика и социальная сфера не получили бы и за несколько десятилетий» - отметил он.
Принимая во внимание социально ориентированную региональную политику, инициативно выполненный реферативный обзор предназначен для административного аппарата ПСК. Его тематика может также представлять интерес для архитекторов, экологов, менеджеров муниципалитетов, специалистов по ЖКХ, городскому транспорту, работников органов местного самоуправления, и служб внутренней безопасности, аспирантов и студентов архитектурно-строительных вузов (специальности Архитектура, ЭУН, ГСХ, АД).