• Авторизация


Дмитрий Таланцев . Христианство и юдофобия. Часть 1. От начала до 1917 года. 27-03-2011 01:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Менора Оригинальное сообщение

Дмитрий Таланцев . Христианство и юдофобия. Часть 1. От начала до 1917 года.



Антисемитизм, или более точный термин, юдофобия - явление, очень распространенное в разных странах и народах, существующее на протяжении почти всей человеческой истории.

В дореволюционной России наиболее известные проявления юдофобии - еврейские погромы 1881 - 1882гг., политические организации типа "Союза русского народа", фабрикация царской охранкой "Протоколов сионских мудрецов" и пр. Известны антиеврейские высказывания деятелей культуры и представителей духовенства: Ф. Достоевского ("жиды погубят Россию"), П.А.Столыпина, Иоанна Кронштадтского и других. Довольно распространен был также так называемый "бытовой" или "народный" антисемитизм.

После революции, как известно, официальной идеологией государства стал марксизм-ленинизм, который к любым проявлением юдофобии относился резко отрицательно, так как считал, что носителями мирового зла являются так называемые "эксплуататорские классы", - независимо от национальности. Именно по этой причине послереволюционный антисемитизм мог оставаться, в основном, только лишь на "бытовом" уровне, и ему было довольно трудно обрести статус государственной идеологии, - как это произошло, например, в фашистской Германии.

С падением советского государства и лишением марксизма- ленинизма статуса государственной религии, в области идеологии образовался вакуум, который сразу же стал заполняться различными философско-религиозно-политическими учениями, многие из которых являются откровенно антисемитскими. Крупными тиражами издаются такие книги, как "Спор о Сионе" Дугласа Рида, "Что нам в них не нравится" В.Шульгина, "Князь мира сего" Г.Климова и многие другие, не говоря уж о "Майн Кампф" А.Гитлера.

На антиеврейскую философию, проповедуемую в таких изданиях, никто, по существу, не дает ответа, - а это очень опасно. Деятели культуры, имеющие некоторый авторитет в обществе, ограничиваются лишь общими фразами типа "антисемитизм - это плохо. Представители Церкви, например, патриарх Алексий II, также ограничиваются лишь кратким осуждением антисемитизма. Однако этого явно недостаточно, чтобы эффективно противодействовать заложенным в таких произведениях антисемитским идеям. В целом же, из-за отсутствия качественного библейского образования, в обществе нет достаточного понимания сакральной опасности юдофобии, - опасности, о которой и будет говориться в этой статье.

Каковы главные, духовные причины "народной" и государственной юдофобии? Почему в странах, считающих себя христианскими, евреи часто подвергались гонениям и погромам, апофеозом чего был Холокост в Германии? Вызвана ли такая "христианская" юдофобия Священным Писанием - Новым и Ветхим Заветами, или чем-то еще? Что конкретно надо изменить в христианской теологии, чтобы Холокост не повторился? Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья.

Начало юдофобии
Откуда "есть пошла", - то есть, когда и где впервые явилась в мире юдофобия? Так как этим термином обозначается специфическая ненависть к евреям, то, очевидно, юдофобия могла появиться не раньше, чем появились сами евреи. Обычно считается, что евреи - это потомки Авраама, но, на самом деле, если исходить из этимологии слова "еврей", то народ этот существовал еще до Авраама. Слово "еврей" происходит от имени одного из доавраамовых патриархов - Евера, что дословно в переводе с иврита на русский означает "перешедший за реку". Напомним вкратце библейскую генеалогию патриархов: Сим - Арфаксад - Каинан - Шелах - Евер - Фалек - Рагав - Серух - Нахор - Фарра - Авраам. Зта генеалогия охватывает период от Всемирного Потопа до Авраама - около тысячи лет.

Итак, со времен Евера, евреями назывался народ, "перешедший за реку", и обособившийся от остального языческого мира. Почему такое обособление произошло? Из Библии известно, что при прадеде Евера - Каинане, сыне Арфаксада, произошло Вавилонское разделение первоначального языка примерно на 70 разных языков, носителями которых стали люди, являющиеся предками всех современных народов Земли. Но, очевидно, Каинан не принимал участие в строительстве Вавилонской башни, поэтому его язык остался неизмененным, - то есть, тем первоначальным языком, на котором говорили Адам и Ева и все люди допотопного периода. Именно этим объясняется тот факт, что все собственные имена в первых главах библейской книги Бытие (то есть в главах, описывающих времена сотворения мира и допотопный период) имеют осмысленные значения именно на иврите.

Таким образом, Вавилонское разделение человечества по языкам было одновременно и разделением на язычников - то есть, тех, кто участвовал в строительстве Вавилона и стал говорить на других языках и Каинана с его потомками, язык которых, иврит, остался без изменений. Но так как язык последних не изменился, то у этого племени сохранилась и вся верная информация о Боге-Творце, сотворении мира, Потопе и всей ранней истории Земли, - информация, которая кратко изложена в первых главах книги Бытия. Язычники же эту информацию утратили, у них остались лишь смутные воспоминания, какие-то отрывочные сведения и, добавив к ним еще и собственные измышления, они и нафантазировали тот комплекс пантеистических мифов, которые встречаются у всех народов Земли.

Таким образом, знание истинного Бога-Творца Вселенной и, соответственно, правильное религиозное поклонение осталось лишь в этом племени потомков Арфаксада - Каинана, не участвовавших в строительстве Вавилонской башни.

По-видимому, тогда и появилась впервые юдофобия. Язычники довольно быстро размножились и уже при внуке Каинана Евере группа потомков Арфаксада - Каинана стала составлять очень незначительное меньшинство; и поэтому, истинной религией стала считаться нафантазированная политеистическая мифология язычников. Группа же потомков Арфаксада - Каинана стала восприниматься, как странная секта, верящего в какого-то непонятного Бога-Творца. Возникшая в то время неприязнь на религиозной почве (язычники поклонялись идолам, а потомки Арфаксада - Каинана Богу) и была началом юдофобии. Наиболее явно эта враждебность со стороны язычников стала выражаться, очевидно, при внуке Каинана Евере, что и вынудило его обособитьоя - "перейти за реку", - видимо, за Евфрат.

Наверное, именно этот момент хочет отметить автор Бытия, когда говорит о Симе как "отце сынов Еверовых", подчеркивая этим, что сыны Евера сохранили первоначальный язык, истинное знание и веру и восприняли обетование, данное Богом их предку Симу. (См. Бытие 10:21, Бытие 9:26). Юдофобия в данном случае - это ненависть язычников, поклоняющихся ложным, придуманным ими богам по отношению к группе людей, сохранивших правильную информацию о Боге-Творце, это не что иное, как богофобия. Так как язычники поклонялись демонам, то, очевидно, эта иррациональная ненависть имела бесовскую природу, то есть, провоцировалась дьяволом. Таким образом, как мы видим, источник юдофобии с самого начала - сам "князь мира сего"; то есть, ее можно назвать разновидностью сатанизма; в ее основе лежит ненависть ненавидящих Бога и поклоняющихся дьяволу людей по отношению к людям, сохраняющим истину.

Далее, ближе ко временам Авраама, группа потомков Арфаксада - Каинана, судя по всему, также стала постепенно утрачивать знание Бога-Творца, все более воспринимая языческие верования. В Библии о них говорится следующее: "за рекою жили отцы ваши издревле, Терах, отец Авраама, и отец Нахора, и служили иным богам" (Иисус Навин 24:2). В доме Лавана, тестя Иакова, тоже есть идолы (Бытие 31:19).

"Благословлю благословляющих и прокляну проклинающих"
Таким образом, послепотопный мир времен Авраама начал приближаться по своему духовному состоянию к допотопному миру времен Ноя. Количество людей, помнивших истинную информацию о Боге-Творце постоянно сокращалось, и, если бы все шло так и дальше, то скоро все человечество на Земле забыло бы Бога окончательно. Поэтому Бог решил произвести от одного из немногих оставшихся праведников из племени Арфаксада - Каинана - Евера народ, в котором сохранялась бы правильная информация о Нем и который соблюдал бы Его заповеди. Такой народ можно было бы назвать Его народом, народом Бога, в отличие от всех языческих народов, утерявших правильную информацию о Творце после Вавилонского столпотворения. Такой народ был бы, по выражению одного богослова, как бы "паспортом Бога" на Земле, он одним своим собственным существованием напоминал бы язычникам о существовании Бога-Творца.

Почему этот народ Бог решил создать таким "странным" способом - произвести от одного человека, точнее, от двух человек - Авраама и Сарры? Прежде всего, конечно, потому, что мировоззрение людей, в основном, всегда формируется в семьях - в благочестивых семьях вероятность появления и воспитания благочестивых потомков выше, нежели в неблагочестивых. Поэтому, размножая людей от одного праведного патриарха, можно получить наиболее "благоприятный результат" по количеству праведных потомков. Этому народу Бог решил дать "заповеди" - те нормы взаимоотношений людей между собой и между собой и Богом, которые Он изначально предназначал для сотворенного Им и еще не согрешившего человека, но которые последний не стал соблюдать вследствие греховности, полученной им после съедения запретного плода. Эти изначально предназначенные для человека нормы взаимоотношений остались, тем не менее, после грехопадения, заложенными в его совести, в его подсознании; и, дав Своему народу соответствующие этим нормам "заповеди" в письменном виде, Бог придал совести человеческой силу Божественного авторитета. Ведь где-то смутно, в глубине души, и язычники чувствовали, что, например, убивать, воровать, лжесвидетельствовать и так далее, - нехорошо, но они полностью утратили информацию - откуда это,... и кто это сказал...? Они утратили информацию, что это - голос Бога, голос того самого Творца, который создал весь мир.

Но, совершенно ясно, что если племя Арфаксада - Каинана - Евера вызывало к себе ненависть со стороны язычников тем, что, в отличие от них, помнило о Боге-Творце, то, тем более, народ, который откровенно носит имя Бога и обычаи которого соответствует Божественным установлениям, будет испытывать ненависть со стороны поклоняющихся идолам и служащих дьяволу язычников; то есть, ясно, что богофобия, как по эстафете, передалась и по отношению к этому новому народу - потомству Авраама и Сарры. Поэтому, заранее зная, что Авраам и произведенный от него народ Бога будут испытывать ненависть и гонения со стороны язычников-демонопоклонников, Бог и дал Аврааму клятву-обещание: "Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" (Бытие 12:3). Примерно то же самое Бог сказал и сыну Авраама Исааку, и сыну последнего Иакову ("...благословятся в семени твоем все народы земные" (Бытие 2б:4) ; "да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; проклинающие тебя - прокляты, благословляющие тебя - благословенны! (Бытие 27:29)).Таким образом, эта клятва Бога относилась не только к самому Аврааму лично, но и к его потомкам по плоти, причем не ко всем, а именно к потомкам "по обетованию", которые составят Его народ. Апостол Павел в "Послании к Римлянам" четко разъясняет, кто именно относится к этим потомкам "по обетованию": "...И не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: "в Исааке наречется тебе семя", и, далее, "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел". (К Римлянам 9:7, 9:13).

Отсюда ясно, что Его народ - это не арабы, потомки Авраама - Измаила, и не едомляне, потомки Авраама - Исаака - Исава, а именно евреи, израильтяне, - потомки Авраама - Исаака - Иакова (Израиля). К ним и относится клятва Бога, данная Аврааму, благословить благословляющих их и проклясть злословящих их.

Надо сказать, что этой клятве, данной Богом евреям в лице их праотца Авраама, христианская теология уделяла явно недостаточное внимание. Гораздо большее внимание уделялось завету, заключенному Богом с израильтянами на горе Синай. Там, как мы помним, Бог обещал "благословить", то есть, дать счастье и благоденствие израильскому народу в случае, если он будет соблюдать Его заповеди. И, наоборот, Бог обещал множество несчастий и бедствий в случае, если он от этих заповедей отступит. (Левит гл. 26)

Действительно, как период истории, описанный Библией, так и дальнейшая история еврейского народа свидетельствуют о реальном действии вышеупомянутого закона "благословения и проклятия", сформулированного Богом Моисею на горе Синай. Например, отсутствие у евреев в течение многих столетий (132 г. н.э. - 1948 г. н.э.) собственной государственности, постоянные гонения на них в странах, где они находились, - все это свидетельствует о действии в истории еврейского народа этого закона. "А вас рассею между народами, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены." (Левит 26:55).

Но, вот что касается клятвы, данной Богом Аврааму, Исааку, Иакову, клятвы "благословить благословляющих их и проклясть злословящих их" (причем контекст подразумевает, что это относится и к их потомкам - евреям), то здесь в христианской теологии существенный пробел. Тем не менее, эта клятва также представляет собой исторический закон, действующий в истории человечества не менее неумолимо, чем вышеупомянутый завет, заключенный на горе Синай. Разница между ними заключается только в том, что завет касается отношений Бога и Его народа, а клятва - отношений Бога и язычников. В первом случае критерием этих отношений служит то, насколько Его народ соблюдает данный ему Богом Закон, во втором - то, как язычники относятся к Его народу. Проклятие Божие постигает евреев, когда они перестают исполнять данный им Богом на горе Синай Закон, и проклятие Божие постигает язычников, когда они начинают враждовать против евреев - так вкратце можно выразить эти два библейских закона, которым подчиняется вся человеческая история.

И это, в общем библейском контексте вполне понятно и логично. Бог дал Своему народу Закон, заповеди и уставы, и поэтому критерием отречения от Него и непослушания Ему было их неисполнение. Но язычникам Бог не дал письменных заповедей и уставов, однако, тем не менее, последние существовали в их совести, в подсознании; по выражению апостола Павла, "они показывает, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (К Римлянам 2:15). В том случае, если язычник решает слушать голос своей совести, у него не будет чувства ненависти к народу, законы и обычаи которого соответствуют голосу его же совести, и тогда он будет Богом благословлен. В противном случае, если он предпочтет языческие заблуждения своего народа, которые противоречат голосу его совести и, следовательно, Закону, данному Богом евреям, - он, естественно, будет евреев ненавидеть, то есть, будет юдофобом, - и в этом случае он будет Богом проклят. Таким образом Бог и определяет, кто из язычников является Ему врагом, а кто - другом.

Итак, история человечества подчиняется двум законам: клятве, данной Богом Аврааму - Исааку - Иакову "Благословлю благословляющих тебя и прокляну злословящих тебя" и завету, заключенному Богом с евреями на горе Синай. Первому закону - клятве, подчиняется история всех языческих народов; второму закону, завету, подчиняется история еврейского народа. Но, как уже упоминалось выше, если второму закону теология (как христианская, так и иудаистская) уделяла достаточное внимание (все, в общем-то, знают, какие в Ветхом Завете описываются бедствия, обрушивающиеся на Израиль, когда он отходил от Бога, начинал поклоняться идолам и т.д. и как он сразу восстанавливался, когда снова обращался к Богу - это описано и в книге Судей, и в книге Царств и в других), то первый закон остался как-то почти без внимания теологов. Однако, его действие прослеживается очень четко как в библейской истории, так и в послебиблейский период истории человечества.

Еще раз обратим внимание на формулировку этого закона в том виде, в каком он был сказан Богом Аврааму: "Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные." Как видим, вторая часть этого закона говорит о том, что через евреев благословляются все другие народы Земли. Тот народ, среди которого живут евреи, благословляется Богом. Однако, в случае, когда народ начинает злословить и враждовать против них, он будет Богом проклят.

Действие этого закона мы можем наблюдать уже при Иакове, внуке Авраама. Лаван, его тесть, на которого он работал в течение двадцати лет, говорил ему: "...я примечаю, что за тебя Господь благословил меня" (Бытие 30:27). Далее, можно привести несколько примеров из жизни Иосифа, одного из 12-ти сыновей Иакова. Когда он попал к египтянам, то стал управляющим в доме одного египетского сановника. "И с того времени, как он (египетский сановник) поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в поле и в доме." (Бытие 39:5).

Кроме того, не надо забывать, что благодаря пребыванию Иосифа в Египте, эта страна избежала голодной смерти. У Иосифа был дар Божий расшифровывать сны, и, благодаря этому дару, он сумел правильно истолковать сон фараона, в результате чего смог принять правильное решение, предотвращающее гибель народа от голодной смерти. (Бытие гл. 41). На этом примере видно, что целая страна, Египет, оказалась благословленной через пребывание в ней еврея Иосифа.

Ситуация изменилась, когда через пару столетий к власти в Египте пришел фараон-фашист. Он превратил евреев в рабов, и вообще стал проводить политику геноцида: например, приказал повивальным бабкам убивать рождавшихся еврейских мальчиков. Однако те так не поступали, и, как сказано в Библии, "За сие Бог делал добро повивальным бабкам... Он устроял дома их." (Исход 1:21). Отсюда видно, что и на бытовом уровне Бог благословлял тех, кто делал добро евреям.

Далее в Библии показано, как наказаны были фараон и египтяне за эту политику геноцида и за нежелание добровольно отпустить евреев из Египта. Это, во-первых, общеизвестные так называемые "казни египетские", и, во-вторых, конечная гибель фараона и его войска в Красном море. И все это также является иллюстрацией действия обсуждаемого нами исторического закона "Благословлю благословляющих... и прокляну проклинающих..."

Примеров действия этого закона в Библии можно отыскать множество. Но, пожалуй, самым наглядным является книга "Есфирь" - она, можно сказать, даже прямо посвящена действию в истории этого закона, и, как будто, специально написана для вразумления антисемитов.

Послебиблейская история человечества также изобилует примерами подобного рода. Но, это, пожалуй, тема для толстой книги, а не для небольшой статьи; поэтому, ограничимся лишь некоторыми примерами из истории.

Очень поучительна, например, в этом отношении, история средневековой Испании. После падения Римской империи Испания оказалась под властью германского племени вестготов. Их короли проводили антиеврейскую политику, подстрекаемые католическим духовенством. И довольно скоро государство вестготов в Испании рухнуло, будучи завоевано арабами с севера Африки (маврами).

Правители мавров поначалу евреям покровительствовали, и, возникшее арабское государство - Кордовский халифат было тогда одним из самых культурных и высокоразвитых государств мира. И, кстати говоря, вообще расцвет арабской цивилизации приходится на 8 - 11 вв., когда ислам не противопоставлял себя иудаизму в такой сильной степени, как это стало позже.

Однако, к концу Х-го века среди мусульманской знати правителей Кордовы все более стали преобладать антиеврейские настроения. В результате это государство потеряло благословение Божие и в 1031 году Кордовский халифат распался на более мелкие государства, которые в 1148 году были завоеваны маврами-альмогадами. Однако, столетие спустя, эти государства были завоеваны христианскими правителями Кастилии и Арагона, которые к евреям относились терпимо; при правлении кастильского короля Альфонса Мудрого (1252-82гг.), покровительствовавшего евреям, в стране опять начинается расцвет науки, культуры, усиление политического и экономического могущества. Но, столетием позже, юдофобия опять поднимает голову; в 1391 году происходит так называемая севильская резня, а в 1492 году выходит указ Фердинанда и Изабеллы о выселении всех евреев из Испании. Примерно триста тысяч евреев были вынуждены покинуть страну.

Известно, что когда об этом узнал турецкий султан Баязет II, он воскликнул: "Фердинанд испанский - глупый король! Он разорил свою страну и обогатил нашу."

Действительно, так и произошло. Испания с того времени постепенно пришла в упадок в культурном, экономическом, технической, а, затем, и в политическом отношениях; из мощной державы с мировым именем превратилась постепенно во второразрядную страну с неграмотным населением. Турция же как раз усилилась после того, как приняла большую часть еврейских беженцев из Испании. Пик могущества Османской империи как раз приходится на середину 16-го века, когда под ее властью находилась не только Малая Азия, но и Юго-Восточная Европа, Египет, и некоторые другие страны Северной Африки.

Кстати, тут можно вспомнить, что незадолго до этого, в 1453 году, турки взяли Константинополь, и Византийская империя прекратила свое существование. А, собственно говоря, почему могучая империя с населением, во много раз превышающем количество турок, так легко рухнула под их ударами? Про Византию известен такой факт: она на протяжении практически всего времени своего существования исповедовала государственный антисемитизм; и, очевидно, библейский закон "проклятия проклинающих" в конце концов реализовался.

Таким образом, историкам нет совершенно никакой необходимости придумывать всякие бредовые теории исторического развития, вроде гумилевской теории "пассионарности": история усиления, либо падения разных народов и империй вполне подчиняется описываемому нами библейскому закону.

Эпоха Итальянского Возрождения длилась примерно с 13-го до середины 16-го века. Именно в этот период творили Данте, Петрарка, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и другие. И именно этот период совпадает со временем относительного социального благополучия евреев в Италии. После же прихода к власти (церковной) папы-фашиста Павла I-го (при котором впервые возникли гетто, и евреи обязаны были носить желтые шапки) эпоха Итальянского Возрождения закончилась; такое впечатление, что гении после середины 16-го века в Италии перестали рождаться.

В Нидерландах расцвет культуры начался с конца 16-го - начала 17-го века, когда страна сбросила испанское иго. Евреям была предоставлена полная свобода самоуправления и многие из них со всех стран Европы переселились тогда в Голландию. Именно в то время Голландия дала миру таких людей, как Х.Рембрандт, А. Левенгук, именно в то время она стала мощной морской державой, сумевшей приобрести множество колониальных территорий.

Англия начала возвышаться политически и экономически с середины 17-го века, когда О.Кромвель разрешил там жить евреям. Именно после этого Англия постепенно приобрела лидирующее положение в мире. Англосаксы завоевали и населили многие территории и районы земного шара: североамериканский континент, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку; английский язык стал международным и самым распространенным языком на Земле...

Киевская Русь в 11-м веке была одним из самых богатых и быстро развивающихся стран Европы. Принятие ею христианства способствовало быстрому развитию культуры и цивилизации. Но, к сожалению, яд церковного антисемитизма стал проникать с разлагающейся Византии и сюда. Летопись Нестора сообщает о погроме в Киеве в 1069 году. Из этой же летописи известно, что в начале 12-го века на съезде князей в Любече было принято решение об изгнании всех евреев из страны. Вот как об этом говорится: "Когда же князья съехались на совет в Любече, то по долгом рассуждении установили закон такой: - Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а, если тайно войдут, - то можно их грабить и убивать. - И послали по всем градам о том грамоты, по которым везде их немедленно выслали, а многих по градам и на путях своевольные люди побили и разграбили. С сего времени жидов в Руси нет, и когда который приедет, народ грабит и убивает..."

Сакральные последствия этого решения не заставили себя долго ждать. В государстве, только было набравшим силу, начались распри и междоусобицы, которые привели Киевскую Русь к распаду на мелкие княжества, и, в конечном итоге, к политической гибели в результате последовавшего вскоре монголо-татарского нашествия.

В Польше и Литве правители довольно долгое время (12 - 16 века) покровительствовали евреям, защищая их от нападок католического духовенства и народной толпы. Это привело к экономическому подъему и усилению политического могущества этих государств, объединившихся в 1569 году в мощное государство Речь Посполиту, занимающую территории современных Польши, Белоруссии, Украины, Латвии с Литвой, южных и западных областей России. Однако, примерно с начала 17-го века политика покровительства евреям со стороны польских правителей постепенно прекращается: король Сигизмунд III-й, а за ним Владислав I-й уже не ограждают их от нападок католического духовенства, науськивающего на них народ; антисемитские настроения постепенно овладевают другими слоями польского общества...

Результаты не замедлили сказаться. В последний год правления Владислава I-го (1648г.) разразилось восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, подавленное с огромным трудом и потерями; затем война о Московской Русью, в результате которой Речь Посполита потеряла левобережную Украину (1654 - 55 гг.), затем нашествия шведов (1655 - 58 гг.), чуть было не приведшее государство к окончательной гибели. Тем не менее, при короле Яне Собесском (1674 - 1696), покровительствовавшем евреям, оно вновь усилилось.

Однако, преемники этого короля снова стали проводить антисемитскую политику: шляхта на сеймах ограничивала их гражданские права, местные власти чинили препятствия в торговле и ремесленной деятельности. Кончилось все это окончательным распадом Речи Посполитой в 1772 году и разделом ее земель между Россией, Австрией и Пруссией.

Раздел этот происходил в три этапа; последний, третий этап произошел в 1795 году, когда в состав России вошли Белоруссия, Латвия с Литвой и некоторые области Польши и Западной Украины. Этот год (1795 г.) и считается годом, когда евреи в массовом количестве появились в России. До этого, как мы помним, после изгнания их из Киевской Руси, они в России так и не появлялись. Отношение к ним со стороны российских правителей лучше всего, пожалуй, может быть выражено словами, сказанными императрицей Елизаветой II-й: "От врагов Господа моего не желаю прибыли интересной". Евреи считались "врагами Господа" и поэтому к жительству в России не допускались. Насколько обоснована была такая точка зрения, пойдет речь ниже.

А сейчас невольно приходит на ум следующая мысль: ведь все это время Россия была одной из самых отсталых стран Европы, ее все время приходилось "подгонять" (вспомним Петра I-го). А, собственно говоря, в чем причина этого? Историки марксистского направления (к которому мы больше всего привыкли), конечно, скажут, что виной всему было медленное развитие "производительных сил" и "производственных отношений", крепостное право и т.д. и т.п... Но ведь это не ответ на вопрос. Тогда спрашивается, почему именно в России очень долго развивались эти "производительные силы" и почему именно в России им никак не давали развиваться "устаревшие" "производственные отношения"; почему, в конце концов, именно в России никак не удавалось отменить крепостное право?

А, может быть, ответ на вопрос, на самом деле, очень прост: Россия потому с 12-го века по 18-й век включительно была такой отсталой страной просто-напросто потому, что в ней на протяжении всего этого времени не проживали евреи? Наверное, в этом-то и была истинная первопричина того, что все это время Россия отставала от многих западных стран. Последние, в те периоды, когда там проживали евреи и при этом не было антисемитизма, очевидно, благословлялись Богом, следствием чего было развитие науки и промышленных технологий, культуры, искусства, усиление политического положения, да и вообще, повышение общего уровня цивилизации. В России же евреев не было, поэтому она и была такой "сонной" империей.

Однако, эта вековая отсталость быстро стала преодолеваться, начиная с конца 18-го - начала 19-го столетия; последнее недаром считается "золотым веком" русской культуры. Можно возразить, что 19-й век был веком развития науки, искусства и культуры не только в России, но и в других европейских странах. Но все же для России этот пик выражен гораздо более ярко, чем, скажем, для Англии, Германии или Италии.

Вполне возможно, что в России этот пик связан с тем, что в 1795 году ее подданными стало большое количество евреев, проживающих на территориях, присоединенных к ней в результате раздела Речи Посполитой. Напомним еще раз, как формулируется рассматриваемый нами библейский исторический закон: "Я благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе племена земные". Таким образом, очевидно, Россия была благословлена Богом в конце 18-го века, - поэтому следующий век и был веком подъема русской культуры.

И, кроме того, недаром историки считают "золотым веком" России время царствования Екатерины II (1762 - 1796 гг.) - время политической стабилизации, устойчивого экономического роста, военных побед. Но, ведь как раз именно в этот период и происходили вышеуказанные события - трехэтапный раздел Польши и присоединение к России крупных территорий, населенных евреями.

Екатерина II была, пожалуй, первая из российских правителей, кто не считал евреев "врагами Господа"; судя по историческим свидетельствам, она им симпатизировала. "...В плакате 11 августа 1772 г. о присоединении Белоруссии, императрица Екатерина II заявляла, что "еврейские общества, жительствующие в присоединенных к Империи Российской городах и землях будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ своих пользуются". Евреи были включены в сословие мещан, а с 1780 г. получили право записываться в купечество и участвовать в сословно-городском самоуправлении. В 1785г., по случаю поступившей от белорусских евреев жалобы на притеснения, чинимые им местными властями, императрица Екатерина II указала сенату, что "когда еврейского закона люди вошли уже в состояние, равное с другими, то и надлежит при всяком случае соблюдать правило, Ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа".

Таким образом, начало жизни евреев под сенью российского скипетра было неплохим. Во время правления внука Екатерины II-й Александра I-го (1801 - 1825гг.) был учрежден специальный комитет для решения вопросов, связанных с жизнью евреев в России. В 1804-м году этот комитет выработал "Положение об устройстве евреев", в котором был провозглашен свободный доступ их к образованию в российских учебных заведениях и намечены были многообещающие меры по улучшению их хозяйственно-экономической деятельности. Однако, этим же "Положением..." была закреплена так называемая "черта оседлости", согласно которой евреи имели право проживать только в южных и западных районах Российской Империи.

С христианской, библейской точки зрения, установление правительством этой черты оседлости является крайне глупым решением, не имеющим ни экономических обоснований, ни религиозного оправдания: государство таким образом само лишало Господнего благословения свои собственные территории, к черте оседлости не относившиеся. Известный русский писатель Николай Лесков в своем очерке "Еврей в России" обращает внимание на тот факт, что в зоне черты оседлости, во-первых, гораздо выше материальный уровень жизни населения, а во-вторых, там гораздо мягче нравы (и вообще, нравственность гораздо выше, чем в великорусских губерниях, куда доступ евреям был закрыт); кроме того, пьянство и спаивание народа в великорусских губерниях было гораздо более распространено, нежели в черте оседлости. Попутно добавим, что черта оседлости дала непропорционально большее количество выдающихся людей в области литературы, наук и искусства, нежели великорусские губернии.

Можно, конечно, возразить, что на практике этот закон о черте оседлости постоянно нарушался и к концу 19-го века во многих великорусских городах - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других были крупные еврейские общины. Но, тем не менее, ясно, что отнюдь не от хорошей жизни евреям приходилось нарушать этот закон; ясно, что, если бы этого закона не было, и вообще, если бы евреи имели больше гражданских прав, то Россия была бы благословлена Богом в гораздо большей степени; крайней мере, тогда бы меньшее число евреев "шло в революцию", и, глядишь, государство не рухнуло бы в 1917 году.

Но вернемся снова к началу 19-го века. Намеченные "Положением" меры по повышению экономического уровня жизни евреев не только не были реализованы, но, наоборот, на практике часто принимались решения прямо противоположного характера. Еще при том же Александре I были введены ограничения на торговую деятельность (в 1815-м, в 1821-м годах). Сильно ухудшилось положение евреев при преемнике Александра I-го Николае I-м. При нем, пожалуй, наибольшее распространение получил в правящих кругах антихристианский взгляд, что еврейский народ не имеет своего национального будущего, и в соответствии с этим мнением стала проводиться политика ассимиляции; например, указ от 24 мая 1829 года намечает в качестве главной задачи "уменьшение евреев в государстве". Однако, позже, при "царе-освободителе" Александре II-м множество правовых ограничений было отменено: например, было предоставлено право повсеместного жительства в России лицам с высшим образованием, купцам 1-й гильдии, ремесленникам; кроме того, было предоставлено право получать высшее образование не только в области медицины, - как было до этого.

Царствование Александра III-го с самого начала ознаменовалось погромами на юге России в 1881 - 1882 гг. Конечно, может быть, прямо власти в этом и не виноваты; просто, так сказать "не уследили". Тем не менее, вся дальнейшая политика Александра III-го была явно антиеврейской: "...начавшееся с 1882-го года ограничение приема в некоторые высшие школы закончилось установлением в 1887-м году процентной нормы для евреев во всех средних и высших учебных заведениях; в 1884 г. ограничено участие евреев в составе присяжных заседателей, а в 1889г. крайне затруднен их доступ в адвокатуру. В 1891-1892гг. состоялось изгнание из Москвы евреев-ремесленников и отставных солдат. Земским положением 1890 г. евреи вовсе устранены от участия в земских учреждениях. Городовым положением 1892 г. они лишены права участия в городском самоуправлении... Производились непрерывные выселения евреев из различных местностей, для многих крайне разорительные. Безграничным произволом местных властей те права, которые еще признавались законом за евреями, фактически часто низводились до нуля." (Еврейская энциклопедия ).

При Николае II-м продолжалась та же политика, и к евреям он относился так же. Он, например, благословил образовавшийся в ноябре 1905 года "Союз русского народа" (организацию, известную еще под названием "Черная сотня"), с программой которой его ознакомил великий князь Николай Николаевич; в дальнейшем царь был горячим сторонником этой организации и называл ее "блестящим примером права и порядка для всех людей"; царица также полностью разделяла эти взгляды... (У. Лакер "Черная сотня")

Вообще, появление такой организации, как "Черная сотня", очевидно, явилось следствием и квинтэссенцией антиеврейских настроений, царивших в российском обществе конца 19-го и начале 20-го столетий. В самом начале своего возникновения она поддерживалась и финансировалась государственными структурами и правящей элитой: известно, например, что П. Столыпин выделил им на публикации 150 тысяч рублей. Погромные призывы печатались в правительственных типографиях, и последовавшие в 1906 году погромы во многом были следствием этого. "Черная сотня" правит страной, и правительство слушается ее, ибо знает, что император склонен ей симпатизировать" - писал впоследствии французский посол в России Жорж Луи.

Фактом является еще и то, что "Союз русского народа" поддерживали многие представители высшего духовенства (например, митрополит Московский Владимир и митрополит Киевский Флавиан, епископ Таврический Алексей), и многие видные деятели православной Церкви были даже его членами - Иоанн Кронштадтский, основатель московского отделения "Союза..." протоиерей Восторгов, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), архиепископ Саратовский Гермоген. С христианской точки зрения это, в некоторой степени, даже парадокс: как люди, которые по роду своей профессии должны знать библейские истины лучше других (в том числе, те истины, которые относятся к евреям) на деле поступают прямо противоположным образом и присоединяются к антиеврейским, а, следовательно, богоборческим, сатанинским силам?

Бог, конечно, терпит такие "парадоксы", но, по-видимому, до поры до времени. Библия была переведена на русский язык в 1876 году, и, кроме того, для священнослужителей, знающих церковнославянский язык, всегда была доступна церковнославянская Библия елизаветинского издания 1757-го года. Поэтому, с христианской точки зрения, нет никакого оправдания тому, что на протяжении почти всего 19-го и начала 2О-го века государство (при поддержке Церкви!) проводило такую "зажимающую", а то и прямо враждебную по отношению к евреям, политику.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дмитрий Таланцев . Христианство и юдофобия. Часть 1. От начала до 1917 года. | leon_hartwig - Дневник leon_hartwig | Лента друзей leon_hartwig / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»