А к тому, что замечено было: чем больше в праздник думаешь об Исповеди и Причастии, тем меньше времени уделяешь внешним атрибутам. Не освещаешь вербу на праздник Входа Господнего в Иерусалим. Не святишь зеленые букетики в день памяти мучеников Маккавеев и праздник Изнесения Честных древ Креста Господня. Не лезешь в прорубь и в очереди за святой водой на Крещение не стоишь…
Вот из этой очереди и проруби и возникла вчера дискуссия в Фейсбуке. Как можно считать традицию окунания в ледяную воду на Крещение благочестивой и церковной, если пока люди туда-сюда переодеваются на снегу и на морозе, столько сраму насмотришься, что все благочестивые мысли повыветриваются? Особенно, когда из замерзших пальцев стоящих рядом людей вдруг совсем выпадает прикрывающее наготу полотенце...
Интернет после 19 января пестрит снимками, когда в водоемы после совершенного над ними церковного чина Великого освящения воды ныряли люди, ну в чем мать, что называется, родила. А выходили из воды в окружении фотокамер, прикрывая некоторые места отломанными неподалеку от ледяной поверхности «ледяными плавками».
«Хай небо посміхається і гріхи прощаються!!!» — гласят подписи под такими фото. Неужели же публичное обнаженное ныряние в святую воду, «шоб грихы прощалыся», хоть немного соответствует такому великому празднику? Когда «Создатель, видя вылепленного Его перстами человека пленённым во мраке прегрешений нерасторжимыми узами, поднимая, полагает его сейчас на оба плеча, и в обильных водах омывает от древнего позора адамова злонравия» (канон, читаемый на утрени Богоявления, песнь 5.)?
Мнения высказывались разные и разделились. «За»
Никто ведь ни про себя, ни про кого другого не знает, какова у него сила веры. И про подлинные мотивы и чувства свои и чужие тоже нельзя знать наверняка. Так и в большом, и в малом, и в разном.
Поэтому говорить, что нынешние крещенские купания далеки от благочестия и радости о Господе, конечно, можно. Но тогда нужно признавать, что судим мы об этом только по внешним проявлениям окунающихся и групп поддержки. Но ведь такая ситуация, насколько я могу об этом судить, происходит на все церковные праздники, когда для множества людей освящается нечто вещественное.
Да, Благодати Святаго Духа всем хочется. А как понимаются эта Благодать и пути ее достижения – вопрос настолько емкий и сложный, что и касаться его не берусь.
Но кто знает, что происходит с человеком? Кого когда и как «догонит», осенит?
Мне пронзительно понятен рассказ о. Андрея Кураева о его крещении. И о том, как подумал, что чайник в алтаре, чтобы чай пить, и как ничего особо не почувствовал ни во время крещения, ни после. А спустился в метро – самое обыденное для москвича 80-х место – и накрыло. Мир изменился раз и навсегда.
Так и с купанием в ледяной воде на Крещение. Впрочем, почему в ледяной? Это в славянских широтах холодно, а так…
Несколько лет подряд на Крещение я хожу на берег Южного Буга к храму Ксении Петербуржской и становлюсь сопричастной этой всеобщей радости. И не берусь утверждать, что все эти сотни-тысячи людей радуются именно о Господе, но такое устойчивое чувство, что Господь радуется о них. Мокрых и голых на обкатанном босыми ногами льду, под снегом и ветром, с одеждой кое-как уложенной на затоптанном снегу. И каждый шаг каждого в холоднючюю воду – поступок, решение. Что бы потом они об этом ни рассказывали.
И крест над водой, и крестные знамения под ним, за миг до самого решительного шага, и нательные крестики, и лица, лица… Сколько в них всего, настоящего – до окунания и после. И сколько счастья, когда уже свершилось! А радость жизни и благодарность Богу проявляются ведь весьма индивидуально. Поди разбери…
Что, бравады у мужчин много? Есть такое. Женщины хотят «выглядеть»? Тоже не без того. Но ведь это мы – православные христиане. Мы такие. Разные. Всякие.
И идут от храма люди с промытыми взглядами и как будто чистыми душами, и так хорошо с ними рядом.
А я еще ни разу не окуналась на Крещение. И не знаю, смогу ли хоть когда-нибудь…
Марина Богданова, Винница
«Против»
Я не против крещенских купаний, как таковых. Однако хотелось бы отметить ряд негативных моментов, которые, как правило тонут в восторгах ТВ-репортажей.
1. Стоит помнить, что радость, которую люди испытывают от моржевания, разумеется, невинна, но НЕ ДУХОВНА. А ведь как легко свои личные переживания, вызванные вбросом в кровь эндорфинов под влиянием резкого окунания в холодную воду, за благодать Святого Духа. Это уже само по себе не полезно.
2. Также хочется напомнить, что паломники, окунающиеся в Иордан, одевают специальные рубахи. У нас же мелькание обнаженных телес ни чем не скрыто, бывают и дамы топлесс. Я не ханжа, но мне кажется, что обнаженка с церковным праздником не очень как-то вяжется.
3. Большая часть купальщиков, как правило, люди не церковные. Многие просто являются моржами. Другие наивно полагают, что, окунувшись на Богоявление, можно «смыть грехи». Этот настрой подогревается пиаром псевдонаучных и оккультистских поделок, в стиле известного «документального» фильма «Великая тайна воды», из которого следует, что вода от молитвы благотворно «структурируется» и «насыщается положительной энергетикой». При этом, молитва в данном контексте, выглядит, как некий магический заговор, для которого церковные Таинства, как бы и не нужны.
Со стороны, огромные толпы народа (как и на Пасху) могут впечатлить. Но фактически, христиан, как таковых там не так уж и много.
Дмитрий Марченко, Киев
=============
Источник-"Православие в Украине, с последующими комментариями:
http://orthodoxy.org.ua/content/v-prorub-na-kreshc...dam-diskussii-v-feisbuke-41471