«Германия. Шедевры забытые и незабытые»
[показать]Вечер камерной музыки
Камерная инструментальная музыка – одно из «родимых пятен» Германии, делающих немецкую музыкальную культуру Нового и Новейшего времени безошибочно узнаваемой. Эта программа – своего рода путеводитель по трем столетиям камерного музицирования: перед публикой предстанет череда великолепных сочинений эпохи барокко, классицизма, раннего и позднего романтизма и XX века, порожденных «сумрачным германским гением».
Выступает мой хороший приятель Виктор Лисняк. Он будет рассказывать о немецкой музыке и играть на своей новой скрипке.
В программе:
Телеман
Соната до мажор для скрипки и фортепиано
Моцарт
Соната ми минор для скрипки и фортепиано
Хиндемит
Соната ми-бемоль мажор для скрипки и фортепиано
Бетховен
Соната №5 «Весенняя» для скрипки и фортепиано
Регер
Сюита соль минор для альта (переложение для скрипки)
Вагнер
«Листок из альбома» для скрипки и фортепиано
Брамс
Скерцо для скрипки и фортепиано
Свыше двухсот лет назад завершился жизненный путь Георга Филиппа Телемана. Современник и друг Баха и Генделя, он оставил заметный след во всех решительно сферах и жанрах музыкального искусства. Он был предшественником Глюка и Моцарта.
На портрете, датированном 1750 годом (Телеману в это время было 69 лет), мы видим его в богатом, отороченном мехом плаще; Если в портретах Баха, Генделя, Бетховена, Антона Рубинштейна прежде всего бросаются в глаза такие черты характера, как сила духа, непреклонная воля, упорство, то в облике Телемана проявляется главным образом ум, отшлифованный образованием и жизненным опытом.
При жизни слава Телемана не уступала славе Генделя; его ставили гораздо выше Иоганна Себастьяна Баха, который тогда был известен главным образом как органист. Успех сопутствовал Телеману начиная с первых юношеских опытов в сочинении музыки. Ему не приходилось с трудом добиваться выгодных заказов и приглашений на должности; города и княжеские дворы наперебой оспаривали его друг у друга. Он был знаменит не только у себя на родине, но и во всей Европе, от Франции и Испании до России и скандинавских стран. Поэты слагали стихи в его честь. Авторитетнейший музыкальный теоретик первой половины XVIII века Иоганн Маттесон, чье "колючее перо" отнюдь не отличалось мягкосердечностью в оценке собратьев по искусству, писал о Телемане в тоне торжественной оды:
|
Корелли хвалят все; Люлли - у славы в храме; Один лишь Телеман взнесен над похвалами. |
XIX век, возвеличив Баха, словно по закону маятника отвернулся от Телемана.
Одним из первых заговорил о Телемане Ромен Роллан, посвятивший ему пятую новеллу цикла "Музыкальное путешествие в страну прошлого" под характерным заголовком "Автобиография одной забытой знаменитости"
Роллан образно определяет их роль в становлении классического стиля: "Кто хочет понять необычайное музыкальное пламя, осветившее Германию во времена Гайдна, Моцарта и Бетховена, должен знать тех, кто разложил этот прекрасный костер, и рассмотреть, как разгорался огонь.
Если Генделю никогда не приходилось служить кантором и школьным учителем, а Баху - писать музыку для оперного театра, то на жизненном пути Телемана эти два столь разнородных вида музыкальной деятельности почти постоянно совмещаются друг с другом. Так же, как у Генделя, рано проявившиеся музыкальные склонности Телемана и его стремление сделать музыку своей профессией натолкнулись на упорное сопротивление в семье. Подобно Баху, Телеман в молодые годы кочует с места на место, с должности на должность, не находя ни настоящего применения своим силам, ни устойчивого материального и общественного положения. Лишь в зрелом, сорокалетнем возрасте он прочно оседает в крупном торговом и культурном центре Германии-Гамбурге, сыгравшем в его жизни такую же роль, как Лейпциг в жизни Баха.
Телеман родился в 1681 году в Магдебурге в семье пастора. Систематического музыкального образования он не получил и, в сущности, всю жизнь оставался гениальным самоучкой. Вернувшись по окончании гимназии в родной Магдебург, двадцатилетний Телеман встал перед необходимостью окончательно определить свое жизненное призвание. Его мать, на плечи которой после смерти отца легла забота о семье, и слышать не хочет о музыкальной карьере; она настаивает, чтобы сын избрал более выгодную и почтенную, по ее понятиям, профессию. Уступая этим требованиям, Телеман едет изучать право в Лейпцигском университете, предварительно пообещав матери навсегда забросить свои музыкальные увлечения. Но он не бросал свои музыкальные занятия. И вскоре он стал профессиональным музыкантом. Характеризуя Телемана как личность, нельзя не упомянуть еще раз о его разносторонней одаренности: в круг его интересов, помимо музыки и поэзии, входили изобразительные искусства, филология, ботаника.
Творческое наследие Телемана, охватившее все известные в его эпоху жанры и формы, с трудом поддается учету. Полагают, что он написал за свою жизнь больше, чем Бах и Гендель вместе. Число его оркестровых сюит, по мнению некоторых исследователей, приближается к тысяче. Многие произведения Телемана относятся к "развлекательному" жанру (это понятие в XVIII веке отнюдь не заключало в себе принижающего смысла). Телеман не обходит вниманием любителей домашнего музицирования. К их услугам - свыше семисот арий (песен), пьесы для клавесина, флейты, скрипки, виолы да гамба. Творческий стиль Телемана сформировался на основе традиций немецкой полифонической школы. Значительное влияние на него оказало искусство Италии и Франции, преимущественно в сфере оперной и светской инструментальной музыки.С первых шагов своей артистической карьеры Телеман заявляет о себе как о художнике, для которого главным выразительным средством служит мелодия - простая, ясная и доходчивая.
В полном соответствии с собственной творческой практикой композитор провозглашает принцип певучести и мелодичности применительно не только к вокальной, но и к инструментальной музыке. Несколько назидательная по тону формулировка этого принципа содержится в автобиографии 1718 года:
|
Пение - всеобщая основа музыки. Кто берется за сочинение - должен петь в каждой из частей. Кто играет на инструментах - должен быть в пении сведущ, Посему неустанно наставляйте молодежь в пении. |
Утверждая первостепенное значение мелодии, Телеман в то же время ставит своей задачей всемерное развитие, обновление и обогащение всех художественных средств. В одном из писем к Грауну семидесятилетний композитор жалуется на истощение своего мелодического дара и приходит к заключению: "Если нельзя найти ничего нового в мелодии, то надо искать его в гармонии. "
О творчестве Телемана Гуго Риман, еще в 1899 году высказывал свое суждение о Телемане следующим образом: "Он пишет в общем гладко, местами пикантно, в танцевальных частях даже весьма бойко, но неспособен надолго приковать внимание, так как не умеет создавать эмоционального нагнетания."
Пауль Хиндемит
К выдающимся создателям авангардной музыки первой половины XX века принадлежал Пауль Хиндемит — немецкий композитор, который по своим принципам был антиподом новой венской школы.
«Музыка должна быть превращена в моральную силу, — писал композитор. — Мы воспринимаем ее звуки и формы, но они остаются лишенными смысла, если мы не включаем их в нашу личную умственную деятельность и не используем ее возбуждающее свойство для обращения души ко всему благородному, сверхчеловеческому, идеальному».
Хиндемит — один из немногих крупных мастеров современной зарубежной музыки, писавших для домашнего музицирования. Он оказал огромное влияние на развитие камерной музыки XX века. В его камерно-инструментальных жанрах сконцентрированы типичные черты немецкого неоклассицизма: господство обобщенных, «интеллектуализированных» эмоций, преобладание рационального начала над чувственным.
«Изучать течение мыслей Хиндемита по фактуре его сочинений — одно наслаждение, настолько завлекает органическая природа его таланта», — писал Б. Асафьев. В творчестве Хиндемита нет абстрактных замыслов, нет отвлеченных построений. Его музыкальные образы ярки и осязаемы. Он щедрый мелодист с неисчерпаемой фантазией. Его мелодии терпкие и вместе с тем капризные, свободные и производят впечатление живописного рисунка. Хиндемит не стремится быть утонченным и благозвучным лириком. Его музыка, порою неистовая и хлесткая, не лишена примитивной грубости.
Однако композиторское творчество Регера далеко не сразу нашло признание на родине. Первые премьеры прошли неудачно, и лишь после тяжелого кризиса, в 1898 г. вновь оказавшись в благотворной атмосфере родительского дома, композитор вступает в полосу расцвета.
К Регеру приходит зрелость, окончательно формируются его мировоззрение, взгляды на искусство. Никогда не впадая в догматизм, Регер всю жизнь следовал девизу: "В музыке - никаких компромиссов!" Принципиальность композитора особенно проявилась в Мюнхене, где он подвергся яростным нападкам своих музыкальных противников. В конце жизни Регер стал знаменит, в 1910 г. в Дортмунде был организован фестиваль его музыки. Одной из первых стран, признавших талант немецкого мастера, была Россия, где он с успехом выступал в 1906 г. и где его приветствовало молодое поколение русских музыкантов во главе с Н. Мясковским и С. Прокофьевым.
Ну а Бетховене, Моцарте, Вагнере и Брамсе мы уже много говорили. Послушаем Витю Лисняка. В малом зале будет звучать прекрасная скрипичная музыка.
Концерт состоялся. Виктору удалось все. Особенно мне понравилось, как он сыграл Сюиту соль-минор для альта (соло) Регера. Виктор играл эту сюиту на скрипке. Звучала она очень насыщенно и скрипка заполняла собой весь зал.
Мне очень нравится Соната № 5 (так называемая “Весенняя”) для скрипки и ф-но Бетховена. Такая светлая и очень жизнерадостная. Потому она и называется весенней. Послушайте эту сонату в исполнении Остраха и Льва Оборина.
Несколько слов о ми-минорной сонате Моцарта, которая также звучала сегодня.
Об этой сонате писали еще при жизни Моцарта, что "аккомпанемент скрипки так искусно связан с партией клавира, что оба инструмента постоянно привлекают к себе внимание, так что сии сонаты требуют столь же законченного исполнителя на скрипке, как и на клавире."
Слова «аккомпанемент скрипки» в то время никого не шокировали.
Соната ми минор и сегодня одна из самых популярных благодаря драматизму, лаконичности, обостренной чувствительности, доходящей до страстности, длинным певучим темам. Все эти качества, свойственные классической музыке периода «бури и натиска», высоко ценились в эпоху романтизма и ценятся по сей день. Соната вдохновила знатока моцартовского наследия Германа Аберта на истинно романтический панегирик: «Таких глубоко трагичных звуков, как в скрипичной сонате e-moll (KV 304), мы долгое время не слышали у Моцарта. Было ли это воспоминанием о мангеймской сердечной катастрофе, которое овладело им, или проявлением чувства одиночества в чужом, враждебном городе? Во всей сонате… нет ни одного такта, который не был бы пережит пылким сердцем.
Я когда-то написал о Викторе Лисняке маленькое эссе. Я очень ценю мою дружбу с ним и желаю ему творческого долголетия.
Большое спасибо Виктору за великолепный концерт! Многая лета, маэстро!