Говорят, что министру культуры Мединскому на открытии выставки, посвященной К.Малевичу, показалось, что картину "Черный квадрат" надо перевернуть.
В 2015 году исполняется 100 лет "Чёрному квадрату" К. Малевича.
Исследователи творчества Малевича подчеркивают, "Квадрат" нахлынул на него как озарение, откровение. Цвета, которые проступают под черной краской, – многоцветная композиция, поверх которой написана культовая картина. Видимо, идея так ошеломила Малевича, что он не смог даже подготовить специальный холст.
Но на самом деле все было просто. Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Он написал Квадрат очень быстро, где-то часов за пять, за шесть. Все это было 8 июня старого стиля. Когда 8 июня старого стиля переведем на новый стиль – получится 21 июня. Это очень значимая дата в космическом плане
В настоящее время в России находятся четыре "Чёрных квадрата“: в Москве и Санкт-Петербурге ровно по два "Квадрата“: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже.
Одно из полотен принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который приобрел его у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге.
Первый "Черный супрематический квадрат" датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее.
Второй "Черный квадрат" Малевич нарисовал в 1923 году специально для Русского музея. Третий – в 1929 году. Он тоже находится в Третьяковке. Третий - авторская копия первого квадрата, был сделан к персональной выставке К. Малевича в Третьяковской галерее в 1929 году. Из-за плохого состояния первого полотна Малевича попросили о повторении "Квадрата". Малевич возражал, но всё же решил сделать для Третьяковки ещё один экземпляр.
И четвертый – в 1930 году. Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету "Черный квадрат" Малевича. После выставки 32 - 33-х годов "Художники РСФСР за 13 лет" предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина "всплыла" на распродаже "Инкомбанка", который в свое время купил картину у некоего "частного лица".
Первый (самый, конечно, знаменитый) - был выполнен Малевичем в 1915 году и впервые показан в Петрограде на выставке "О,10" (нуль - десять). Сегодня эта картина в плохом состоянии, она перегружена, то есть, написана поверх другой композиции. Кроме того, она не покрыта верхним (защитным) слоем лака. В результате этого почти сразу же на "Чёрном квадрате" появились кракелюры - трещины красочного слоя. И хотя реставраторы периодически укрепляют красочный слой и сам холст, ничего с этими кракелюрами поделать уже нельзя, они расширяются. Очень может быть, что лет через пятьдесят главный "Черный квадрат" вообще погибнет.
Интеллектуальный прорыв, издевательство над зрителем, черная дыра, откровение, знак новой эры, заговор профессионального сообщества, портал в другое измерение, врата ада, антитеза солнцу, начало всех форм, оскорбление всей истории искусства, новый культурный код. Эксперты уверяют, в истории живописи просто нет другого примера, когда спустя сто лет после написания картины о ней продолжают так остро, так непримиримо спорить.
Споры о "Черном квадрате" – это кульминация, самая болевая точка принципиальной дискуссии об авангардном языке, новых задачах искусства, совершенно других критериях оценки. То, что не отражает реальной жизни – это не искусство или просто другое искусство?
"Я не хочу сказать, что это шарлатанство, нет, – признается писатель Юрий Поляков, – но это какой-то другой вид деятельности. Попытки объявить это новым словом в искусстве – это не новое слово в искусстве, это какое-то новое слово в визионерстве, построении каких-то моделей начала ХХ века, оно любило этим заниматься. Но говорить, что "Черный квадрат" – это вершина искусства, то же самое, что говорить, что атомный взрыв – это вершина науки".
Сегодня многие убеждены, "Черный квадрат" – не просто новая страница в искусстве, а новый отсчет в истории цивилизации.
"Черный квадрат" был в основе, то есть это знак наступления новой эры, которая говорит о том, что теперь человечество будет взаимодействовать со Вселенной, с тем, что его окружает, с помощью своих умозрительных способностей. Мы взаимодействуем с этим виртуальным миром с помощью нашей головы. Это все происходит в голове. Это был поворот цивилизации.
Итак, прошло 100 лет, а главный вопрос остается:
Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
Говорят, что «Черный квадрат» — это пример гениального пиара. Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это вызов православию. Есть и такая точка зрения. Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно правосланым традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны»
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915 .
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве. Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
«Черный квадрат» — это шарлатанство, говорят люди, неискушенные в искусстве. Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Да, дух "голого короля" еще жив. Посмотрите, за что сегодня готовы выкладывать люди миллионы долларов.
10 странных картин, проданных за миллионы
На месте могилы К.Малевича в Подмосковье сегодня стоит жилой дом.
Похороны Малевича в 1935 году сами по себе стали фактом искусства. На них была осуществлена идея «супрематической обрядности» . Малевич считал, что обрядность отражает суть веры и поэтому является неотъемлемой частью человеческой жизни; но традиционная обрядность казалась ему «принадлежащей к миру предметного мышления». К. С. Малевич считал, что лучшее, что он написал в своей жизни — это «Чёрный квадрат». Траурная процессия похорон Малевича подчёркивала безусловное значение «Чёрного квадрата» в его жизни. На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба на стене висел «Чёрный квадрат» (вариант 1923 г.) Тело Малевича было покрыто белым холстом с нашитым на нём чёрным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Чёрный квадрат». Во время похоронной процессии, шедшей по Невскому проспекту от Морской улицы до Московского вокзала, супрематический саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте.
Прибытие похоронной процессии на Московский вокзал в Ленинграде. 18 мая 1935
На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован чёрный квадрат, на белом фоне, с подписью — К. С. Малевич. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне, среди цветов.
Супрематический гроб был отправлен поездом в Москву, где К. С. Малевича кремировали. Малевич в акте кремации умерших видел воплощение одного из принципов супрематизма — экономии, но прежде всего — « космическое зрелище», подтверждение идеи беспредметности. Урну с прахом захоронили в поселке Немчиновка, под огромным дубом, в чистом поле. Над могилой поставили памятник – куб с черной гранью. В Великую Отечественную войну в 1941—1945 гг. могила исчезла. В настоящее время на месте захоронения художника выстроен жилой комплекс.
Начиная с 60-х годов прошлого века, когда в журнале "Наука и жизнь" была опубликована статья Константина Симонова о Казимире Малевиче, его имя стало произноситься в стране буз страха и оглядки. С этого времени начали предприниматься попытки найти место захоронения.
Немчиновка была любимым местом Казимира Малевича. Здесь он жил с Софьей Рафалович, своей второй женой, на улице Бородинской, дом 18, в мансарде до 1917 года, когда голод заставил их переехать в Витебск, а затем в Ленинград. Но при любой возможности он приезжал в любимую им Немчиновку и здесь нашел свой последний приют. Его похоронили по его просьбе под одиноким дубом 21 мая 1935 г. Дальнейшие годы преследования инакомыслящих, война, расширение сельскохозяйственных угодий и, самое главное, – равнодушие и даже враждебность к его личности со стороны чиновников от культуры привели к тому, что захоронение исчезло, и найти его удалось только зимой-весной 2007 года. В конце пятидесятых годов при расширении полей сельхоздеятели не пощадили могилу художника, выкорчевали дуб, под которым он был похоронен, и снесли остатки надгробия. В результате этой работы не только исчезла сама могила Малевича, но и существенно изменился вид всей окружающей местности.
В 2011 году на поле, ярко описанном мастером на картине "Жницы", согнали десятки единиц спецтехники, стали рыть котлованы, прокладывать коммуникации. Жилой комплекс рос, как на дрожжах, и сегодня почти введен в эксплуатацию. Вот только векового дуба со скромным надгробием художника след простыл: могилу автора многомиллионных полотен закатали в бетон - аккурат между домами.
На месте могилы Малевича строится многоэтажный дом Вот так мы бережем память.
В истории мирового искусства нет, наверное картины с более громкой славой, чем „Чёрный квадрат“ Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений,.. нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью.». «Чёрный квадрат» стал настоящей вехой в истории русского искусства двадцатого века.
Мы должны помнить о великих людях, оставивших заметный след в истории человечества. А как бы то ни было, Казимир Малевич - это явление!
Помните, Малевич - это не только черный квадрат. Более 100 его работ хранятся в Русском музее. Но музея Малевича так и нет. Под конец покажу его 2 пейзажа. Они мне очень нравятся, также, как и его автопортрет, который я показал в начале нашего повествования.