12 декабря 1863 года родился великий норвежский художник Эдвард Мунк.
[640x487]
В Генуе во дворце дожа Палаццо Дукале я посетил выставку его картин, организованную в честь 150-летия со дня рождения этого гениального художника..
Самая известная из его картин - "Крик" - была выполнена в четырех вариантах. Все полотна этой серии окутаны мистическими историями, а замысел художника до сих пор не разгадан до конца.
[525x700]
Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил "крик природы". "Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы", - эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен.
Экзистенциальный ужас, пронзительный и панический - вот, что изображено на картине, утверждают искусствоведы. Он такой сильный, что буквально обрушивается на зрителя, который сам вдруг превращается в фигуру на переднем плане, закрывающую голову руками - чтобы защитить себя от "крика", реального или вымышленного.
«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, Мунк как бы отрицает саму возможность какого-либо их преодоления,
Картины Мунка вызывают эмоции даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и обстоятельствах, из-за которых его полотна почти всегда окрашены в мрачные цвета. В картинах Мунка часто есть что-то от мира мечтаний. В них все на грани фантазии и действительности.
Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, всю жизнь его мучали страхи и кошмары, депрессии и одиночество. Свою боль он пытался заглушить алкоголем, наркотиками и, конечно же, переносил ее на холст - четырежды. "Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь", - писал Мунк о себе.
Мунк изображал людей, отпечатывая на холстах не столько их внешний, сколько их внутренний мир.
Когда Эдварду было пять лет, от чахотки умерла его мать. Еще через несколько лет от той же болезни "сгорела" его старшая сестра Софи. Он так никогда и не оправился от этих потерь, а тема ухода из жизни и прощания с умирающим стала одной из главных в творчестве художника. Картиной, которая принесла ему широкую известность, стало полотно "Больная девочка", написанное в 1886 году и основанное на воспоминаниях о смерти сестры.
[600x600]
Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество.
"Мой отец был очень вспыльчивым и одержимым религией — от него я унаследовал ростки сумасшествия. Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения", — вспоминал Мунк о своем детстве.
В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.
Красивым мужчинам часто бывают свойственны черты женственности, слабости. Эдвард Мунк был красив. Он не мог похвастаться крепким здоровьем. И тем не менее не производил впечатления слабого человека. У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Завидев его, прохожие оборачивались даже тогда, когда его имя еще не было известно. Тот, кто видел Эдварда Мунка, никогда его не забудет.
Волосы у него были белокурые, волнистые, лоб высокий, выпуклый, глаза серо-голубые. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Он был худ, немного выше среднего роста, строен, но не гибок. Никогда не занимался спортом. Как только появлялись деньги, шил у хорошего портного. И все же никогда не производил впечатления хорошо одетого человека.
Его манера поведения, стройность и словно резцом высеченные черты лица придавали ему бросавшийся в глаза аристократизм.
Пол Гоген в книге об Эдварде Мунке обращает внимание на поразительное сходство черт лица Эдварда Мунка и Леонардо да Винчи. Только лоб у Мунка был выше и верхняя губа резче очерчена, а во всем остальном сходство полное. У обоих было много одинаковых странностей. Оба обладали огромной силой воли. Но разбросанность мысли делала их чужими на нашей земле. Они не умели идти в ногу с кем бы то ни было и не могли делить жизнь с женщиной.
Встречные оглядывались на Эдварда Мунка не только потому, что он был красив. В нем многое привлекало внимание. Он казался странным. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Шел он не как все. Останавливался, думая о чем-то. Делал несколько шагов. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Снова оборачивался и медленно продолжал путь, предпочитая держаться близко к стенам домов.
Со стороны отца Эдвард Мунк происходил из известного рода норвежских чиновников, выдвинувших из своей среды художников и ученых. Наиболее известен его дядя, историк П. А. Мунк, автор древней истории норвежского народа. Мать Мунка была из рода крестьян и моряков.
[525x700]
В 1886 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
В 1893 году Мунк написал картину, которая сегодня известна под названием "Мадонна" Изначально картина называлась "Любящая женщина". Для картины художнику позировала Дагни Юль, жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского и муза художников-современников: помимо Мунка Юль-Пшибышевскую писали Войцех Вейс, Конрад Кржижановский, Юлия Вольфторн.
[525x700]
По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году — в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка.
[452x600]
Единственное, что объединяет обнаженную черноволосую Мадонну Мунка с классической Мадонной — нимб над головой. Как и в остальных своих картинах, здесь Мунк не использовал прямых линий — женщину окружают мягкие "волнистые" лучи.
Как отмечает исследователь творчества Э. Мунка, «дабы подчеркнуть, что на картине речь идет именно о моменте зачатия, по одну сторону женской фигуры Мунк нарисовал две фигурки, похожие на зародыши, а по другую — изображения легко узнаваемых сперматозоидов»
Вот еще одна очень известная картина Мунка. Она называется "Вампир".
[512x469]
Вампир 1895 Мунка - попеременно под названием Любовь и Боль - фокусируется на концепции женского пола, как кровососущего. Женщина наклоняется над человеком, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить в шею. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядит, как кровь капает на них обоих, это не единственный яркий цвет, темная и полная клаустрофобии сцена. И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создал впечатление, что любовь может иногда превращатся в ужас. От этой картины исходит какой-то сверхъестественный, едва ли не болезненный магнетизм, который неизменно приковывает внимание.
[460x310]
Картина называется "Меланхолия" — не мудрено в нее впасть, если все время видеть перед глазами суровые норвежские пейзажи.
В 1897 начался роман Мунка с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании. Тулла всеми силами пыталась женить Мунка на себе. Опасаясь за свою свободу, он решил просто сбежать. Но госпожа Ларсен не сдавалась: она преследовала его по всей Норвегии и за рубежом. Между ними даже дошло до довольно странного инцидента с револьвером, когда пуля изуродовала палец левой руки художника. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования, и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. И хотя он жил еще очень долго, его творчество вступило в период стагнации. Из всех тем его занимала теперь больше всего - половая идентификация.
Через год после сильной депрессии Мунк скрылся в отдаленной психиатрической лечебнице в Норвегии, а затем переехал в Швейцарию.
Создавая картины на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти, в результате коих он периодически становился пациентом психиатрических отделений.
Этот автопортрет был написан в 1903 году после разрыва с Тулой Ларсен.
Последующие десятилетия он живет по большей части в Норвегии, пишет портреты, в том числе заказные, расписывает большой зал университета и шоколадную фабрику Freia в Осло, готовит проект росписей ратуши. Он увлекается гравюрами на дереве и камне, воспроизводит собственные образы, и они оказываются не менее выразительны, чем живописные работы, — упрощение линий и форм лишь усиливает эмоциональный эффект.
Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием скандинавских писателей-символистов, что определило его обращение как живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти.
Живя среди людей и являясь неотемлимой частью сегодняшнего общества, все чаще наблюдаю, что люди сами себя загоняют в жизненную ситуацию какой-то без исходности. И не находя радости в каждодневном своем пребывании живыми, искусственно – страдают и не могут радоваться ни чему, что у них есть.
И может быть, глядя на эти картины, Вы сможете решить, как видите для себя окружающий Вас мир. И может быть и у Вас, как у Эдварда Мунка, его картина – Солнце будет напоминать Вам, что как сказала один ребенок своему отцу, переживая свои жизненные трудности: - Раз родился - должен жить. Устами детей иногда говорит здравый смысл.
[699x409]
Панно «Солнце» (1909–1911, 452х788 см) было навеяно симфонией «Заратустра» Рихарда Штрауса, когда автор сам дирижировал оркестром в большом зале университета в Осло. Это совершенно реальный и в то же время сказочный пейзаж Скандинавии. Все те же громоздящиеся скалы, та же гладь фьорда, прорезанного шхерами, но все это залито лучами слепящего глаза солнца, как огромный круглый нимб, вставшего над линией горизонта, там, где слились море и суша, и преобразившего привычный пейзаж в сияющую и мерцающую сказку. И опять мы здесь встречаемся с своеобразным отношением Мунка к действительности: солнце — это символ жизни, поэтому-то он и дает его во всей силе и могуществе.
Мунка много раз отвергали, принимали и снова отвергали — на родине и за ее пределами. Он стал знаменит после первой персональной выставки в Германии, которая была закрыта стараниями самого кайзера Вильгельма. Спустя годы, когда Мунк будет отмечать 70-летие, он получит поздравительную телеграмму «от имени немецкого народа» за подписью Геббельса. Позже нацисты признают такое творчество дегенеративным и уберут его картины из немецких музеев, а вступив в Норвегию в 1940-м, — и из Национальной галереи Осло. Мунк, как некогда римский император Диоклетиан, уединится и станет сажать капусту на маленьком огородике в респектабельном зеленом районе Осло, разводить кур и свиней. Когда взрыв немецкой бомбы выбьет окна в его доме, он простудится и вскоре умрет — в своем любимом кресле, выронив из рук «Бесов» Достоевского.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
[360x482]
Эдвард Мунк (1986-1944)
Солнце для Мунка было божественным источником света и жизни. Небесные тела и «силы» были живыми существами. Луна — ребенок земли, а лава — застывшая кровь земли. Лунный свет порождает желание и страх. Умереть — значит лишь изменить форму. Люди — волны духа и материи. Они могут растаять и образовать новые формы. Все движется. Если капустный червь может стать бабочкой, то почему же человек после смерти не может стать чем-то, чего мы не в состоянии видеть?
Люди — сосуды, заполняемые текущими в них волнами. Все сущее воздействует на человека: лес, цветы, море, воздух, даже камни на берегу живут и воздействуют на настроение человека. Люди — жалкие земляные вши, любящие и страдающие. Они велики лишь в собственных мыслях. Опасно проникать слишком глубоко в землю. «Мы называем это землетрясением». Если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход: лишить себя жизни.
С 1892 года и до смерти Мунк стремился написать свое мировоззрение. Во «Фризе жизни» он рисует жизнь как игру, в которой люди лишь пешки. Справедливость или несправедливость, добро или зло — какое дело до этого высшим силам? Жизнь дает людям одну заповедь: «Справедливость. Продолжайте слепую игру по имени „жизнь“».
Ну и под конец, если Вы хотите более подробно познакомиться с творчеством Мунка, посмотрите великолепную кинолекцию о нем, которая называется The Post Impressionists - "Edvard Munch"
НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ИЗ ЖИЗНИ МУНКА
186312 дек. Родился в Лэтене, в двенадцати милях к северу от Осло.
1882–1883Школа живописи Кристиана Крога, Осло.
1883Первая выставка, Осло.
1885Первая поездка за границу. Три недели в Париже.
1886Год признания. Первое издание картин «На другой день», «Переходный возраст», «Больная девочка».
1889Первое пребывание в Осгорстранде. Первая выставка Мунка в Осло. Первая государственная стипендия. Четыре месяца в школе живописи Леона Бонна в Париже.
1890Первая поездка в Германию, Италию и Францию.
1892Выставка в Осло и Берлине первых картин «Фриза жизни».
Встреча с Августом Стринбергом, с Пшибышевскими.
1894Вышли книги об Эдварде Мунке Пшибышевского, Мейер-Грефе, Вилли Пастора, Франца Сервэса. Первые офорты.
1895Первые оттиски на камне и дереве.
1896–1897Жизнь в Париже. Выставка в «Salon des Indépendants» и у Келлера и Рейнена в Берлине (1897).
1899Национальная галерея в Осло покупает картину «Весна» за 2500 кроя. Первое издание «Девушек на мосту» в Осгорстранде и «Женщины в трех стадиях».
1900–1907В основном Мунк живет зимой в Германии, а весной и летом в Осгорстранде. Встречи с д-ром Максом Линде, графом Харри Кесслером, Элизабет Ферстер-Ницше, Максом Рейнгардтом и Вальтером Ратенау. В 1904 г. выставка в Копенгагене.
1908–1909Пребывание в клинике для нервнобольных доктора Даниэля Якобсона в Копенгагене.
1910–1915Жизнь в Крагерё у Осло-фьорда. Работа над картинами для актового зала университета в Осло.
1913–1914Живет на острове Йелэйя у Осло-фьорда.
1920–1922Поездки в Берлин, Париж и Италию. Картины для рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейа» в Осло в 1922 г. Выставка в Цюрихе в 1922 г.
1923Выставки в академиях Берлина и Гётеборга.
1927Большие выставки в национальных галереях Берлина и Осло.
1937Большая выставка в Союзе художников в Стокгольме.
1938Большая выставка в художественной галерее в Амстердаме.
194423 янв. Смерть от паралича сердца.