На моем музыкальном горизонте появилось еще одно имя. Александр Лубянцев.
Александр Лубянцев – пианист, аспирант Петрозаводской государственной консерватории (класс профессора Виктора Портного), герой и фаворит последних двух конкурсов Чайковского. На 13-м он получил «бронзу» (по факту – 2-е место, первое в тот год не присудили). На последнем, самом значимом международном конкурсе академических исполнителей его имя оказалось в центре громкого скандала: музыкальные критики отказались соглашаться с мнением жюри, не пустившего Лубянцева в финал, и вручили Александру альтернативную премию как лучшему пианисту конкурса Чайковского. Сейчас у Лубянцева концерты по всему миру, пресса называет его «звездой современного исполнительского искусства».
Александр Лубянцев. История пианиста В одном интервью он как-то сказал: "Мне один педагог как-то говорил на мастер-классе, что я не должен выражать себя через музыку, а должен смотреть в ноты и выражать то, что там написано. Но это скользкий вопрос. Непонятно, о чем речь. Что такое «себя»? Все равно ведь играешь на рояле ноты, которые написаны. Человек от себя может что-то сделать, какую-то динамику, например. Но это не значит, что он только себя выражает. Он так услышал эту музыку. В нотах ведь все написано, что надо делать. Но если человек не задумывается, а просто делает, что написано, то получается, что он немножко безвольно играет — что бы он при этом ни делал лицом." А это не может нравиться маститым музыкантом. Вот он и не стал лауреатом 13 и 14 конкурсов Чайковского, где в жюри были такие, как Мацуев.
Вместо традиционной взлетной полосы «ЦМШ — консерватория — I премия на крутом конкурсе» у него были метания между тремя музыкальными школами в Петербурге, год в московской десятилетке, два года в Любеке, два — в Петербургской консерватории. Потом началось совсем уж «хождение в народ»: Лубянцев променял престижный питерский вуз на его бывший филиал — ныне Петрозаводскую консерваторию — ради полюбившегося педагога. На XIII конкурсе Чайковского ему дали только третье место, на XIV — даже не пустили в финал.
Критики писали о нем в 2011 году разное, зрители клеймили позором жюри конкурса, присудив ему приз зрительских симпатий. Но можно было встретить о нем и такие высказывания.
"Образование" счастливым образом миновало Лубянцева, обойдя стороной и оставив его с добродушной улыбкой на сияющем лице. У него тоже есть свой путь – путь механического совершенствования своей игры, тренировки моторной памяти, т.е. путь в никуда, к "зияющим" высотам. Но вы не беспокойтесь: в наше время, когда публика не имеет даже такого убогого интеллектуального уровня, который приобрёл он, его игра будет восприниматься ею как нечто недосягаемое. Как острили в прежние времена: чтобы все были довольны и чтобы возможности соответствовали потребностям, давайте снизим потребности – и дело в шляпе.
Возможности ныне невелики, но и потребности тоже, прямо скажем, мизерны: недаром же "критика" пишет о "лубянцевской правде", которая её, убогую, вполне удовлетворяет. Так что с этим всё "в порядке": одни будут делать вид, что они производят интеллектуальный продукт; другие будут делать вид, что потребляют интеллектуальный продукт; третьи будут делать вид, что что-то в этом понимают и вручать за это премии, дабы создавать внешнее впечатление продолжения "бурной жизни искусства".
Исполнительство Лубянцева просто, как пробка. Чего в нём можно "не понять" ? Как раз именно оно очень хорошо уложилось бы в примитивное сознание и вполне удовлетворило бы его – что мы и наблюдаем на примере нашей "критики" (которой нет). Но понимаете, какая вещь – страшен своим интеллектуальным убожеством не Лубянцев сам со себе: если бы он был один такой, и если бы всё было так просто, его исполнительство можно было бы объявить ущербным, забыть, как кошмарный сон, и на этом успокоиться. Но не в этом ужас !
Ужас в том, что Лубянцев – ЭТО ТИПИЧНЫЙ ПРОДУКТ НЫНЕШНЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ! Это продукт той самой "ранней специализации", когда получают некую профессию в отрыве от всего остального комплекса знаний, считающегося "необязательным! Вот они – ПЛОДЫ этой методики: предельно узкий профессионал-ремесленник с полным отрывом от всей остальной культуры, о которой он вообще ни сном, ни духом ! Это то самое "сияющее будущее", которое проповедуют нынешние устроители народного образования во главе с Фурсенко, которого уже совершенно откровенно освистывают выпускники наших школ, как это было на Дворцовой площади в Петербурге и в Москве в КДС только что этим летом на объединённом выпускном вечере. Это курс на всеобщее отупление и обыдление, который целенаправленно спускается в массы сверху. Он очень любит современную поп-музыку, такую как Jamiroquai, или Amy Winehouse. Да уж, какие времена, такие и люди.
В связи с этим я вспоминаю эти вечные совковые ещё интеллигентские стоны по поводу того, что в консерваториях от музыкантов требовали знания политической истории, истории искусств, философии, литературы, основ естественных наук, марксизма, извините, ленинизма и т.д. и т.д. ! Все музыканты брыкались, кричали, мол, зачем им этот вздор, диссидентствовали, жаловались на "удушение личности", на "идеологический диктат" …….. Ну вот, зато ТЕПЕРЬ мы видим, какие убожества будут вырастать и воспитываться в консерваториях, если от студентов не требовать элементарного личностного развития – если не требовать знания истории искусств и истории музыки в т.ч., если не требования знания политической истории, философии, общих принципов существования и развития различных видов искусств, если не требовать знания богатств мировой художественной литературы, в т.ч. и великой русской литературы XIX века ! Вот что будет !
Лубянцев будет, вот что !
Типовой продукт конвейерного способа производства с помощью ЕГЭ и прочих прелестей специализации с отказом от познания всей остальной интеллектуальной составляющей базы знаний нашей цивилизации. И всё это зародилось ещё в "лихих 90-х" ! Вырастили ремесленника, биоробота, который изъясняется штампами и не может связать двух фраз ни в жизни, ни в музыке, а только жвачку какую-то преподносит.
Вот что ужасает.
А ведь консерватории наши ВСЕ отказались от всего, как им казалось, "лишнего" в процессе обучения музыкальной специальности, только, как выяснилось и как я давно уже говорил, в музыке есть не только музыка: музыка является средоточием и пересечением множества художественно-интеллектуальных дисциплин. В ней проявляются свойства и тенденции, привносимые из других искусств и наук, и если этих – других – наук и искусств не знать, то опять получится – что ? – правильно: опять получится Лубянцев.
Лубянцев – это "герой нашего времени": времени узких специалистов-схоластов, которые за пределами своих цеховых проблем ничего не знают и не ведают. Но если, к примеру, дантисту не обязательно владеть знаниями в области живописи, литературы, архитектуры и истории искусств, то музыканту это, как минимум, не помешало бы ! :)))))
Но куда уж там ……."
Это мнение я в чем-то разделяю, но не берусь судить. Судите сами.
Послушайте Первый концерт Чайковского в исполнении Александра Лубянцева, который не вошел даже в финал 14 конкурса имени Чайковского
И тот же Первый концерт Чайковского в исполнении победителя 14 конкурса имени Чайковского Даниила Трифонова и сравните их манеру исполнения
Мой любимый Третий концерт Рахманинова в исполнении Даниила Трифонова
А вот как этот концерт исполняет Александр Лубянцев
Не правда ли, более жесткая манера исполнения?!
От того, кому многое дано, многого и ждут. Для многих молодых одаренных музыкантов трудность заключается в том, что от них ждут слишком многого и слишком рано. Александр Лубянцев родился в 1986 году, а Даниил Трифонов на 5 лет его моложе, но мне Трифонов нравится больше. Он не похож на других «молодых» музыкантов, которых мне доводилось слушать. Для него, в отличие от большинства его сверстников, исполнительская техника — лишь средство выражения его музыкального творческого начала, то же можно сказать и о его страстности и импульсивности — они всегда подчинены силе его интеллекта — он так умеет ими управлять, что слушатели неизбежно погружаются в его собственный мир музыкальных переживаний и фантазий.
Пианист Дмитрий Башкиров сказал о Данииле Трифонове: "несмотря на свой юный возраст, он уже имеет свою точку зрения, причем эта точка зрения не спекулятивная, а музыкантская. Это человек, который прекрасно играет на рояле, я имею в виду не количественно, а качественно. Это то, что у нас подразумевается под термином «пианизм», который включает в себя звуковую культуру, пластику, благородство исполнения." А о Лубянцеве такого не говорят.
Послушайте Бетховена в исполнении Лубянцева
А вот это Шопен в исполнении Трифонова
Лубянцев в одном своем интервью сказал, что уходит традиция долгого слушания, время такое. Но молодое поколение должно выбирать свой путь.
Задача моей публикации была - разобраться, почему 1 место на 14 конкурсе имени Чайковского завоеват Трифонов.
"Я думаю, у Даниила Трифонова удивительное чувство тембра. Кажется, что музыка звучит из самого его сердца." - сказал один музыкальный критик. И я солидарен с ним. Но я желаю творческих успехов и Александру Лубянцеву.
Эдуард КУНЦ (Для современной России судьба пианиста Эдуарда Кунца, увы, традиционна. Одаренный мальчик из Омска закончил Гнесинку и Консерваторию, вырос в неординарного мастера, но так и остался никому неизвестным на Родине. Карьера Кунца начала стремительно развиваться лишь после его переезда в Англию - на сегодняшний день это один из самых востребованных молодых пианистов в мире), который тоже не попал в финал 14 конкурса им.Чайковского, писал об отличиях в музыкальных школах России и Великобритании:" Что помогло мне начать карьеру в Англии с нуля? Там очень развит институт поддержки молодых музыкантов: много всяких прослушиваний, маленьких стипендий, концертов, программ фондов. И пока ты студент, ты можешь заниматься такой деятельностью почти еженедельно, постоянно играя публично. Когда я учился в Московской консерватории, мне ни разу не удалось выступить на публике, хотя нас готовили быть концертными музыкантам. В Англии же система подстроена под молодого музыканта, является частью его развития как профессионала и как личности." Однако, Россия рождает много талантов, но выдавливает их из себя. Марк Шагал как-то сказал: «Россия — богатая страна, что ей стоит потерять 10-20 гениев?»
Исходное сообщение Jon73 Интересно, думали ли те, кто раздувал все эти страсти вокруг Лубянцева к чему это приведет? Или важнее было эрудицию свою показать? Сломали человеку судьбу и не икнули.Спасибо! Первый человек кто высказался подобным образом! Сколько я переворошил Интернет в поисках альтернативного мнения, но находил лишь плевки в сторону Саши. А ведь он все еще играет, из последних сил но играет. Как люди злы и жестоки!