• Авторизация


Эпизод 25. Последняя ночь Шивы 07-06-2019 09:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   1. Миф как он есть

   После истребления панчалов колесничий Дхриштадьюмны, чудом спасшийся из всех воинов лагеря, утром следующего дня сообщил Юдхиштхире о случившемся минувшей ночью. Из его рассказа следовало, что панчалы были уничтожены Критаварманом, Крипой и Ашваттхаманом. Охваченный печалью, Юдхиштхира пал на землю. Очнувшись, он послал Накулу в Упаплавью к Драупади, чтобы сообщить ей о гибели её детей.

   Не веря в случившееся, Юдхиштхира спросил Кришну, как могло случиться, что сыну Дроны "удалось в одиночку перебить весь наш лагерь"? Джанардана ответил, что ему покровительствовал Ишвара. Кришна рассказал Юдхиштхире сказание о жертвоприношении Дакши, как во время этого жертвоприношения Шиве не выделили долю и тогда он разрушил его. Затем "Треокий раздробил Савитару обе руки, Бхаге - оба глаза, Пушану - зубы" (Сауптикапарва, гл. 18, шл. 12 - 26). После этого боги испугались и выделили Махадеве жертву, а он вернул им их органы. Свой рассказ Кришна закончил следующими словами: "Так вот, когда он разгневался, вся вселенная вышла из равновесия, о могучий, а когда смилостивился, то снова она пришла в равновесие. (Драуни) ублажил того могущественного (бога), и вот убиты все сыновья твои, великоколесничные воины, и многие другие герои и панчалы со своими соратниками. Не должно и размышлять об этом, ибо не Драуни то содеял - такова милость Махадевы. Исполни немедля, что надлежит!" (Сауптикапарва, гл. 18, шл. 12 - 26).


   2. Где в мифе история

   Ночное нападение на лагерь спящих воинов и их уничтожение изменило расклад сил в борьбе за трон Хастинапура после поражения кауравов. В лагере находились панчалы и пять сыновей Драупади. Все они погибли и были исключены из числа претендентов за власть. Кришна предусмотрительно спас самих пандавов, вывезя их из лагеря накануне нападения. Без них ему трудно обосновывать свои претензии на власть. Это был удар по Юдхиштхире, Драупади и Вьясе. Пандава очень сильно переживал, но никак не мог поверить в то, что это совершил Ашваттхаман: "Как мог ничтожный грешник Драуни, неутомимый в своих деяниях, погубить всех моих сыновей, великоколесничных воинов?!" (Сауптикапарва. гл. 17, шл. 1 - 5). Внутри себя он догадывался, что и чудесное спасение самих пандавов не случайно. Но кто действительно напал на спящих? Сначала Кришна попытался убедить пандаву в том, что Ашваттхаман это сделал с помощью Шивы: "Драуни обратился за покровительством к непреходящему Ишваре, Владыке богов над богами, и поэтому он один уничтожил многих!" (Сауптикапарва, гл. 17, шл. 6 - 15). А закончил свою речь Джанардана уже другим утверждением: "Не должно и размышлять об этом, ибо не Драуни то содеял - такова милость Махадевы. Исполни немедля, что надлежит!" (Сауптикапарва, гл. 18, шл. 12 - 26). "Милость" Шивы - "prasada". Это многозначный термин, который в данном контексте можно перевести как "жертва, юмор, дар, доброта, подношение". Учитывая особый цинизм Кришны, истребление своих союзников он может назвать и шуткой Шивы, и добротой, и милостью. В арабских странах в Средневековье существовал особый вид казни, называемый "милостью султана". Султан присылал лицам благородного происхождения шелковый шнурок, которым потом чиновника душили слуги султана.

   Возникает вопрос: почему Кришна так смело возлагает вину за ночное нападение на Шиву? Неужели он не боялся опровержения и мести со стороны Шивы? Такая смелость могла означать только одно: Шивы в живых уже не было! Знать о смерти Шивы Кришна мог только в том случае, если он сам участвовал в убийстве своего конкурента. Главным итогом ночного истребления панчалов и убийства Шивы является то, что теперь войсковую казну кауравов не приходится делить ни с кем: она вся целиком достаётся Кришне. Что же есть в мифах такое для того, чтобы выдвинуть подобную версию?

   Эпитет Шивы "Нилакантха" означает Синешеий. Почему характерной особенностью Шивы является синяя шея? В эпосе на этот счёт существуют три мифа.

   Легенда о пахтании океана говорит, что во время этого процесса из океана появился горшок яда, который выпил Шива и задержал его в своём горле. И по этой причине шея приобрела синий цвет. Дальнейшее посинение тела предотвратила супруга Шивы Парвати, схватившая его за шею. В городе Ришикеш есть даже храм синешеего Шивы. Легенда явно носит наивный характер. Яд и предназначен для того, чтобы убивать. А нейтрализовать его таким экстравагантным способом не додумается ни один нормальный человек. Современной медицине неизвестен такой яд, действие которого приводит к посинению только шеи. А вот при удушении человека как раз и наблюдается посинение шеи. Во время удушения на шее образуется характерная полоса, носящая в медицине и криминалистике название странгуляционной. "Странгуляционная борозда (мед.) — наблюдается на шее повешенных или удавленных петлей. Странгуляционная борозда на трупе бывает или единичной, или двойной, или в несколько рядов, смотря по тому, как наложена петля" Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Вторая легенда как раз говорит об этом.

   В "Нараянии", гл. 344, шл. 86 - 88 есть беседа Арджуны и Кришны. Последний приводит в ней один вариант легенды о жертвоприношении Дакши. Он совершил жертву богам, но не оставил жертвы для Шивы. Тогда Махадева послал в него дротик. Внезапно в обитель Бадари прилетел этот дротик и попал в грудь Нараяне. Далее следуют такие слова: "Тогда к тем двум подвижникам, предавшимся изнурению плоти, подбежал Рудра; нападающего рукой ухватил за горло Вселенский Атман Нараяна, и шея у (Рудры) посинела, (он) стал Синевыйным (Шитикантха). Затем, чтобы убить Рудру, соломинку взял Нара, укрепил её мантрами так. что громадным топором (парашу) она стала. " - пер. Б.Л. Смирнова. Вторая из этих легенд как раз и говорит о конфликте между Кришной и Шивой, который закончился столь трагически для последнего из них.

   В третьей легенде тоже идёт речь об удушении Шивы. В этой же главе "Нараянии" есть и такие шлоки: "Ради (поражения) разрушителя трёх городов (Шивы), предпринявшего священнодействие, явившийся к Рудре Ушанас, содрав с его головы косы, обвил их вокруг (его шеи), и они превратились в змей, его шея, сжатая змеями, посинела" ("Нараяния", гл. 344, шл. 19).

   Во всех трёх легендах речь идёт об удушении. В первой это делает супруга Шивы Парвати, во второй - сам Джанардана, в третьей - Ушанас. Кришна использовал Шиву для нападения на лагерь панчалов. Ранее в нём обитали кауравы и там находилась их войсковая казна. Поскольку вклад Кришны в победу пандавов не подлежал сомнению, то он пообещал Шиве разделить эту казну на двоих. Шива дал согласие и, тем самым, подписал себе смертный приговор. По всей вероятности, когда ночные убийцы спали после удачного для них разбоя, люди Кришны и Сатьяки вырезали их, а спящего Шиву задушили шнурком. Чуть позже создатели легенд постарались и передать суть событий, и возложить ответственность на других людей. Но полностью угаснуть эти легенды не могли, вот почему и сохранилась та из них, где виновником смерти Шивы оставался его настоящий убийца - Кришна. Жестокие боги, сеющие смерть среди людей, сами гибнут в погоне за наживой. Нападение на спящих и убийство Шивы открывает новую страницу смертной летописи. Теперь это уже сражение между прежними противниками кауравов.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
Но Шива у нас един во многих лицах!
То рыжий, то лысый...
К сожалению, вряд ли мы узнаем, с каким из горских вождей-шаманов договаривался Кришна. И что в это время делали остальные.
Соккар 07-06-2019-17:56 удалить
Я добавил. Оказывается в арабских странах был такой обычай: султан посылал чиновнику петлю, которую называли "милостью султана". И слуги султана убивали его с с её помощью. И тут вспомнил, что-то в Бхагавадгите Кришна тоже говорил о милости. И ещё Брахма оказал "милость" Раме Джамадагни.

"Но Шива у нас един во многих лицах!
То рыжий, то лысый..."

Может быть верным и то, и другое. Рыжим он был в молодости, а в пожилом возрасте стал лысым:-)))
Я все же склоняюсь к мысли, что "Шив" было много. Как и Брахм.
Кончину двоих (а возможно - троих) из них и описывают легенды.
Один обезглавил сына Брахмы Дакшу, глума ради пришив к телу голову козла, за что был "цивилизованно" отравлен родичами последнего
- похоже, что ему подмешали отраву в напиток ("амриту") во время ритуала принятия в число "бессмертных". Другого низложила и прикончила жена (вспоминаем изображения Кали, стоящей на теле Шивы), третьего убил Кришна.
А после все эти династические приключения горских царей-шаманов слили в одном флаконе.
Соккар 08-06-2019-15:37 удалить
Вполне вероятно и то, что вы предложили. Возможно, этим объясняется наличие стольких имён Шивы: Ишвара, Махендра, Пашупата и т.д. Это можно рассмотреть уже после окончания работы над всем сюжетом эпоса. Как участник событий Шива появляется в 3 книге и 7 книге (там он встречается с Арджуной) и в 10 книге (там он "проникает в тело" Ашваттхамана (так переводит Смирнов). Эту фразу можно понять в том смысле, что по предложению Кришны Шива решил выглядеть как Ашваттхаман, принял его образ. 12 и 13 книг пока нет, а в последующих книгах Шива не встречается с постоянно действующими героями эпоса, то есть его уже нет в живых. Но это нужно точно знать. Тогда и получается, что Кришна его убрал в 10 книге. Это всё укладывается в схему поведения Кришны, он предпочитает, чтобы грязную работу кто-то выполнил за его, а потом уже можно и убрать самого Шиву, а потом и Арджуну тоже.

Вот подумал, может быть Гхатоткача из отряда Шивы. Он специалист по ночным нападениям. В нападении на Хираньяпур как раз люди Шивы участвуют.

К жертвоприношению Дакши можно вернуться позже, она, по-моему, и в Шантипарве встречается. Чём-то похожа на миф о Вритре, который тоже часто встречается в разных книгах эпоса. Очень характерно, когда Шива выбивает глаз, зубы и пр. У богов всё тоже, как и у людей:-)))
Гхатоткача, мне кажется, все-таки человек Вьясы. Уж очень кстати он появляется после побега из Варанаваты. Далее он не повинуется Кришне, а тот жаждет его извести, чтобы лишить Юдхиштхиру последней опоры.

И кстати, вспомнила сейчас. Германик, отец Калигулы, умер в Антиохии при странных обстоятельствах: Светоний пишет о выступивших на его теле синих пятнах. Обвиняли императора Тиберия. Но "марку" яда не называют.
Соккар 08-06-2019-17:56 удалить
Гхатоткача потом вместе с пандавами идёт в Гималаи, то есть может быть проводником. А там царство Шивы... И он - ночной убийца. Вьяса действует несколько иначе, он подкупает, а вот Шива любит просто убивать.

Вряд ли там был яд. Я думаю, что удушение. Хочу найти судмедэксперта, попробую выяснить получше. Читал, что след бывает сине-красный и тёмно-синий. У Шивы по всей вероятности второй. Возможно, попадётся ещё где-нибудь. Есть его эпитет другой, не Нилакантха. А вот siti - тёмно-синий, чёрный. И тут же рядом sita - верёвка! На стр. 977. Шитиканха - ещё и павлин...
Гхатоткача потом вместе с пандавами идёт в Гималаи, то есть может быть проводником. А там царство Шивы... И он - ночной убийца. Вьяса действует несколько иначе, он подкупает, а вот Шива любит просто убивать.

Хм... Может быть, конечно. Варанавата вроде бы и расположена чуть ли не на границе владений Шивы. Но когда умудрились пятеро неопытных восемнадцатилетних заговорщиков, общавшихся в основном с Вьясой, сконтачиться еще и с Шивой? Через Вьясу? Через матушку (которой "аватар Шивы" Дурваса некие секретные мантры сообщал во время оно?)?

Вряд ли там был яд. Я думаю, что удушение.

А одно другому не мешает. Душить человека удобней, когда он не сопротивляется. Так почему сперва не вручить отравленную чашу "за общую победу" - а потом придушить потерявшего сознание.
Соккар 08-06-2019-23:37 удалить
У Вьясы есть контакт с Шивой. Когда он рассказывал легенду о том, что у Драупади будет пять мужей, он назвал и Шиву. И да, Дурвасас... Он имел связь с Кунти, и он аватар Шивы. Иначе говоря, странствуя по Индии, он представлялся кому-то либо Шивой, либо предъявлял особый знак, что он посланец Шивы.

Возможно, с Шивой дело было так. У него в близком окружении был человек Кришны, который по заданию последнего сообщил Шиве, что обнаружена войсковая казна кауравов. Либо Шива сам догадался напасть, либо по подсказке этого человека. Там шпионов очень много. У меня где-то в черновиках есть страница, так там не менее 10 разных названий шпионов, а, может быть, и все двадцать. Потом уже после этого нападения этот человек послал связника к Кришне, а сам дожидался особого знака. А после уже именно он и задушил Шиву. Так Кришна стал обладателем войсковой казны кауравов. Возможно, именно это и есть основная причина нападения на спящих. История чем-то похожа на сожжение смоляного дома, там ведь основная причина его сожжения - это кража из оружейного склада и его поджог. Деньги и собственность. Получается, Кришна очень даже думает о материальных вещах. Как и пандавы... Меня удивляет, почему в фильмах этот момент не поставлен прямо по эпосу. Даже в такой ясной ситуации всё равно виноваты кауравы.
OKSOMORON 13-06-2019-16:24 удалить
Жажда власти и наживы нечестным путём толкает людей на подлость. Так и здесь подобная ситуация.
Соккар 13-06-2019-16:37 удалить
Жажда власти и нажива - это основные мотивы всех преступлений. Можно добавить ещё и ревность, но она тоже в какой-то степени основана на чувстве собственника.
14-06-2019-21:59 удалить
Миф о жертвоприношении Дакши еще до Парвати, там Сати фигурировала, и то в более ранних вариантах мифа ее нет. Может позже боги решили отомстить при удобном случае, а Парвати спасла….?
14-06-2019-22:07 удалить
107.След твоего дротика, (знак) шриватса будет у меня на груди отныне;

Ты же, запечатлённый моей рукой, будешь называться Шриканта (Прекрасновыйный).
Они помирились
Соккар 14-06-2019-22:15 удалить
Аноним, я надеюсь вернуться к этому мифу более подробно в хорошем переводе.

"Они помирились"...

Миф о Дакше довольно путаный, там присутствуют и чисто человеческие разборки по понятиям: одному выбили глаз, другому зуб, а потом всё вернули назад. Надо думать, Шива совмещал в себе и стоматолога, и окулиста:-)))
Есть миф, где они и любовью занялись и слились в одно божество:-))) О шриватсе у меня есть один эпизод....
Исходное сообщение Соккар
там присутствуют и чисто человеческие разборки по понятиям: одному выбили глаз, другому зуб, а потом всё вернули назад. Надо думать, Шива совмещал в себе и стоматолога, и окулиста:-)))

Я предполагаю скорее вергельд, выплаченный за зуб и глаз :)


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 25. Последняя ночь Шивы | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»