Эпизод 12. Гибель Дроны
06-02-2019 11:53
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
1. Миф как он есть
Встретившись с Кришной, Юдхиштхира сообщил ему, что Дрона виноват в гибели Абхиманью, а Карна виновен в гибели Гхатоткачи, поэтому он отправляется на битву с Вайкартаной. Войско двинулось за ним, но пандаву остановил неожиданно появившийся здесь Вьяса. Мудрец сказал ему, чтобы Дхармараджа не поддавался гневу и "на пятый день (отсюда) земля будет" его. После этих слов он так же внезапно исчез.
Вокруг была ночная мгла. Часть воинов не покидала своих подразделений, другая часть, оставив оружие, спала на земле или колесницах, третья часть сражалась. Арджуна распорядился, чтобы воины отдохнули. Такое же решение приняли и кауравы. Прошло какое-то время и на восточной части неба появился месяц. Ощутив его лучи, воины проснулись. Битва возобновилась, "когда осталась на исходе только третья часть ночи... Вскоре, затмевая блеск месяца, показалась заря, предвестница солнца" (Дронапарва, гл. 161, шл. 1 - 6),
Бхима обратился к Арджуне со словами, что наступило время добиться желательного исхода: "Если в такое время, уже наступившее, ты не постараешься достичь благоприятных результатов, тогда ты, уподобляясь человеку низкочтимому, допустишь (излишнюю) жалость! Проявив свою доблесть, освободи себя от долга перед правдой, благосостоянием, добродетелью и славой! Прорви этот боевой строй, о лучший из воителей!..." (Дронапарва, гл. 161, шл. 1 - 6).
Битва возобновилась. Поднявшаяся пыль мешала воинам видеть поле боя. Дрона переместился с главного направления на северный участок боя. Он убил тремя стрелами трёх внуков Друпады, потом самого Друпаду и Вирату, царя матсьев. Дхриштадьюмна, узнав о гибели Друпады, даёт клятву лишить жизни Дрону. Вместе с Бхимой он проник в войско кауравов. И тут взошло солнце.
Санджая сообщает Дхритараштре, что пыль мешает ему рассмотреть, кто и где находится на поле боя. Воины обоих сторон убивали чужих и своих. Но вот ветер унёс пыль и в битве сошлись Карна с Бхимой, Дрона с Арджуной, Дурьйодхана с Накулой, Духшасана с Сахадевой.
Карна сразил обоих возниц и коней колесницы Бхимы. Пандава вскочил на колесницу Накулы. Дрона применил оружие Брахмы, Арджуна ответил тем же и никто не мог победить в их бое. Критаварман с тремя своими единоутробными братьями сдерживал Дхриштадьюмну. На помощь панчалийцу пришли Накула и Сахадева. Оставив близнецов, Дхриштадьюмна направился к Дроне. Сатьяки сражался с Дурьйодханой и рассек его лук, но царю на помощь поспешил Карна. Бхимасена старался помешать Вайкартане, но каурава рассек его лук и убил его возницу. Бхимасена схватил палицу и сокрушил знамя Карны, его лук и возницу кауравы.
Накула, Сахадева и Бхимасена призвали Арджуну оттеснить кауравов от Дроны. Кришна сказал Арджуне: "Сей предводитель предводителей отрядов колесниц никогда не может быть побежден силою в сражении, даже самим сокрушителем Вритры - в пылу битвы! Отбросив справедливость, о Пандава, следует теперь придумать такой хитроумный замысел для содержания победы, чтобы (Дрона), обладатель золотой колесницы, не убил нас всех в сражении! После того как будет убит (его сын) Ашваттхаман, он уже не будет сражаться - таково мое мнение. Пусть какой-нибудь человек поэтому скажет ему, что Ашваттхаман убит в сражении!" (Дронапарва, гл. 164, шл. 66 - 73).
Слова Кришны не понравились Арджуне, их с большим трудом принял Юдхиштхира, а Бхима убил палицей "огромного слона, тоже по имени Ашваттхаман". Приблизившись к Дроне, Бхимасена сказал ему: "Убит Ашваттхаман!". Дрона не поверил ему и продолжил яростно сражаться. Он убил 20 тыс. панчалов, 5 сотен матсьев, 6 тыс. сринджаев, 10 тыс. слонов и 10 тыс. коней.
Санджая сообщает, что на поле боя появились мудрецы и сказали Дроне, что его "время... теперь полностью истекло". Роасстроенный полководец кауравов спросил Юдхиштхиру, действительно ли убит его сын. Санджая говорит, что у Дроны была полная уверенность, что пандава не будет говорить неправды.
Обратившись к Юдхиштхире, Кришна сказал: "Если Дрона будет сражаться, отдаваясь своей ярости, даже полдня, говорю тебе правду, войско твое придет к полной гибели. Спаси ты нас в таком случае от Дроны. (При таких обстоятельствах) ложь должна быть выше правды!. Говорящий неправду ради спасения жизни не получает соприкосновения с грехом, вызванным неправдой!" (Дронапарва, гл. 164, шл. 97 - 104).
Бхима сообщил Юдхиштхире, что он убил слона Ашваттхамана, но Дрона не поверил его словам. После этого Юдхиштхира сказал полководцу, что Ашваттхаман убит, произнеся при этом невнятно "слон". Дрона упал духом и уже не мог сражаться так как прежде.
Дхриштадьюмна ринулся против Дроны. Истекла уже третья часть пятого дня, как войском кауравов руководил сын Бхарадваджи. Он заставил коней своей колесницы смешаться с конями колесницы Дхриштадьюмны. Дрона сокрушил крепления дышла и колёса, рассек лук своего противника и его булаву. Схватив меч, Дхриштадьюмна то укрывался на сидении своей колесницы. то сидя на дышле пытался пронзить грудь Дроны. Полководец убил дротиком всех коней колесницы панчалийца. Вооружившись мечом и щитом, Дхриштадьюмна теснил Дрону. Полководец кауравов рассек их стрелами и уже готов был убить панчалийца, но его "стрелу рассек десятью острыми стрелами бык из рода Шини (Сатьяки) на глазах у твоего сына и благородного Карны и таким образом спас Дхриштадьюмну" (Дронапарва, гл. 165, шл. 147 - 153).
Юдхиштхира направил против Дроны воинов на колесницах. Санджая говорит, что, продолжая битву, "он (Дрона - Л. П.) решил тогда отдать свою жизнь, сражаясь справедливо" (Дронапарва, гл. 165, шл. 8 - 13).
Бхима подъехал на колеснице к Дхриштадьюмне и потребовал, чтобы он убил полководца кауравов. Потом он снова сказал Дроне, что его сын лежит на поле боя позади него. Эти слова заставили полководца задуматься. Оставив оружие и "усевшись на площадке колесницы, он (Дрона - Л. П.) дал обещание безопасности всем существам и всецело предался йоге" (Дронапарва, гл. 165, шл. 33 - 39). Спрыгнув со своей колесницы, Дхриштадьюмна направился к нему и отсек голову восьмидесятипятилетнего старца мечом, несмотря на то, что Арджуна говорил ему, что он должен привести наставника живым. Затем он бросил голову Дроны перед воинами Дурьйодханы и кауравы разбежались.
Увидев разбегавшееся войско, Ашваттхаман спросил Дурьйодхану, в чём причина бегства. Но царь не мог ему сказать правду о гибели Дроны. Крипа сообщил сыну Дхритараштры в подробности как было дело, начиная со слов Кришны, Бхимы и Юдхиштхиры. Дядя Ашваттхамана сообщил царю, как Юдхиштхира "приблизившись затем к Дроне, он (Юдхиштхира - Л. П.) громко промолвил: "Тот, ради кого ты носишь оружие, и на кого взирая, ты живешь, тот неизменно любимый сын твой - Ашваттхаман повержен!" (Дронапарва, гл. 165, шл. 112 - 117).
2. Где в мифе история
Во время встречи с Кришной Юдхиштхира не просто обвинил в смерти Абхиманьи Дрону, а фактически обозначил следующие цели для убийства - Дрону и Карну. В реальности Абхиманью погиб от рук сына Духшасаны, а Дрона в его смерти не виновен.
Появление Вьясы на поле боя выглядит неожиданным и малообоснованным. Он останавливает от поспешных действий пандаву и сообщает, что на пятый день власть в стране будет принадлежать ему. Это - важная деталь в хронологии. По преданию битва продолжалась 18 дней и на данный момент прошло уже 13 суток. Но эти данные противоречат одному обстоятельству. В Удьйогапарве Кришна говорит Карне, что битва должна начаться в день новолуния (гл. 140, шл. 16 - 20). После ухода Вьясы за 2-3 часа до рассвета на восточной стороне неба появляется месяц. Следовательно, речь идёт о конце синодического периода, равного 29, 53 суток. Молодой месяц восходит вечером после заката Солнца на западе спустя 2 - 3 дня после новолуния, а старый месяц виден на восточной стороне неба за несколько дней до новолуния. Таким образом с начала битвы прошло, как минимум, 25 суток. А ведь сражение ещё не закончилось и продлится 5 суток.
Слова Бхимы, сказанные Арджуне, "Если в такое время, уже наступившее, ты не постараешься достичь благоприятных результатов..." явно свидетельствуют, что подготовлены специфические условия для убийства Дроны и ни в коем случае нельзя проявлять жалость. Бхима считает, что на такое способны только низкочтимые люди, а подлинная доблесть заключается в свободе от правды и добродетели. Именно такого поведения он ждёт от Арджуны. Несомненно, Кришна и пандавы затеяли очередную подлость, поэтому Бхима убеждает Арджуну, чтобы он не поддавался жалости.
Санджая продолжает рассказывать о ходе сражения, сообщая "факты", противоречащие здравому смыслу. Несмотря на пыль в воздухе, Дрона тремя стрелами убивает трёх внуков Друпады ещё до восхода солнца. Удивительная меткость! Столь раннее начало битвы тоже часть плана пандавов. Речь идёт о нападении в часы, когда ещё не все воины в стане кауравов проснулись.
На поле боя сходятся Карна и Бхимасена, Дрона и Арджуна. Но какой смысл Карне снова сражаться с Бхимой, если он накануне его помиловал? Авторы сказания не объясняют противоречия, они их создают. Дважды Вайкартана лишает пандаву коней и возниц. Бхима, лишённый лука, палицей крушит знамя Карны, затем его лук и убивает возницу. Но ведь, чтобы применить палицу, пандаве нужно приблизиться к Вайкартане, у которого лук ещё целый и меч тоже при нём. В момент, когда Бхима крушит знамя и убивает возницу, Карна может применить и лук, и меч. Но создатели эпоса в этом тоже не видят противоречия, что заставляет сомневаться в правдивости их повествования. Здесь нет связи ни с реальностью, ни с логикой.
Цель пандавов в этот день - полководец кауравов. Близнецы и Бхима призывают Арджуну отсечь Дрону от войска. Кришна заявляет, что честным путём полководца кауравов не победить и нужно отбросить справедливость.
План Кришны выглядит наивным. Он предлагает сказать Дроне, что убит его сын Ашваттахаман и тогда он "уже не будет сражаться". А на каком основании он уверен в этом? Во-первых, почему Дрона должен верить пандавам? Во-вторых, что мешает ему спросить об этом у кауравов? В-третьих, даже если он вдруг поверит пандавам, почему, услышав о гибели Ашваттхамана, он не поступит наоборот, не сложит оружие, а начнёт мстить? В этом отношении пример со "слоном" Ашваттхамана выглядит очень наивным. Эти слова предназначены не для Дроны, а для слушателей эпоса. Полководец кауравов и не поверит им. Даже сами авторы эпоса понимают, что они малоубедительны, поэтому они прозвучат четырежды: их произнесёт Бхима, потом мудрецы, Юдхиштхира, снова Бхима...
Реакция пандавов на слова Кришны различная. Сколько слов в эпосе было сказано о приверженности пандавов дхарме! И вот их учитель призывает своих учеников отбросить справедливость. Целесообразность и выгода определяют всё. За словами "хитроумный замысел" и скрывается обман. Авторы эпоса спасают репутацию Юдхиштхиры и Арджуны, поэтому они говорят, что пандавам не нравится план Кришны. И тем не менее, они никак не противодействуют ему. Убийство "слона" - это искусственный приём, который должен, по мнению авторов, вынудить Дрону сложить оружие. Реальность, видимо, ещё подлее.
Слова Бхимы о смерти Ашваттхамана не убедили Дрону. Но ведь создатели сказания думают и о том, как убедить слушателей. На поле боя появляются мудрецы, слова которых "слышит" только Дрона. Очередная выдумка! Чтобы оправдать подлость пандавов её нужно подкрепить авторитетом отшельников. Их появление вынуждает Дрону спросить у Юдхиштхиры, убит ли Ашаваттхаман. Дхармараджа отвечает не сразу. Возникает пауза. Кришна убеждает Юдхиштхиру солгать, потому что честным путём победы не одержать ("Ложь должна быть выше правды!"). Сказание сообщает, что пандава невнятно произносит: "слон" Ашваттхаман убит... Какое лукавство! По иезуитской логике авторам эпоса представляется, что Дхармараджа не лжёт. Но ведь он лжёт самому себе, если у него есть совесть...
Санджая сообщает, что кони колесниц Дхриштадьюмны и Дроны смешались, и полководец пандавов проникает на дышло и совершает акробатические трюки, что вызывает восхищение окружающих. Этот эпизод в главе 164 Дронапарвы почти во всём повторяет такой же эпизод в главе 72 этой книги. Даже кони Дхриштадьюмны, погибшие в первом из них, той же масти, что и во втором - голубиной! Ошибка ли это или полководец кауравов должен был погибнуть раньше по замыслу авторов сказания - трудно сказать. Но и этот "подвиг" Дхриштадьюмны не помогает ему убить полководца кауравов.
Дрона по-прежнему не верит словам Юдхиштхиры и продолжает сражаться. Он решает отдать свою жизнь, "сражаясь справедливо". Насколько всё-таки различна мораль двух противоборствующих лагерей! Для Кришны всё иначе: ложь должна быть выше правды! А справедливым будет всё то, что скажет Бхагаван. Дрона даже для спасения своей жизни не хочет прибегать к подлости.
Полководец кауравов продолжает сражаться. Второй раз Бхима говорит ему, что Ашваттхаман убит. И в четвёртый раз прозвучит этот надуманный тезис на страницах эпоса... Эти повторы звучат как заклинания. Почему только представители кауравов - Бхуришравас и Дрона - решают совершить обет прая на поле боя, столкнувшись с подлостью Арджуны и Бхимы? Честь для них на первом месте, бесчестный теряет право на звание человека.
Дурьйодхана не в силах рассказать Ашваттхаману, как погиб его отец. Это решается совершить Крипа. Но как он мог слышать и видеть, если его рядом с Дроной и пандавами не было. Или всё-таки он был там? Его слова разоблачают Юдхиштхиру. Крипа говорит, что Дхармараджа, приблизившись к Дроне, громко говорит полководцу кауравов, что убит его сын Ашваттхаман, а не мифический "слон"...
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote