• Авторизация


Потрясающий рассказ Майкла Гелприна... 10-02-2013 22:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Потрясающий рассказ Майка Гелприна «Свеча горела»


Отсюда взяла. http://biblio.forblabla.com/blog/45634211098/Potryasayuschiy-rasskaz-Mayka-Gelprina--Svecha-gorela?from=mail&l=bnq_bn&bp_id_click=43147792561&bpid=4314779256




Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.

— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.
— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
— Я, собственно... — собеседник замялся.
— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то...
— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.
— Говорите, я запомню.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век... Как вы полагаете?

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем... Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он... Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно... С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
— Нигде? — спросил Максим тихо.
— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты... — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
— Да, продолжайте, пожалуйста.

— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете... Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
— У вас есть дети?
— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела...

— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
— Непременно. Только вот... Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

— Литература — это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».
Лермонтов «Мцыри».
Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий...
Максим слушал.
— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.
— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.
Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.
Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.
Классика, беллетристика, фантастика, детектив.
Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?
— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?
— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизирован.... Общественность обеспокоена проявлением... Выпускающая фирма готова понести... Специально созданный комитет постановил...».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?
— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
— От... От кого?!
— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он... как его...

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.


Майк Гелприн, Нью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011

http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/svecha-gorela-458305/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
piligrim007 11-02-2013-00:06 удалить
Надеюсь,что этот рассказ останется фантастикой)...Да,тенденции сегодняшней жизни могут привести и к таким рассуждениям...Но,мне кажется, что человек - существо очень сложное...вряд ли он когда-нибудь откажется от чувств...эмоциий...рассуждений о смысле жизни ...
Литература - это действительно уникальный инструмент, который способен изменить образ мыслей человека,дать работу его душе.
Человечество,человек меняется...но сущность остается той же. Если ,что-то и исчезнет бесследно,хотя вспомним утверждение,что "рукописи не горят",будет обязательно создано новое...может в других формах...но все о том же... о любви, о чувствах, о страдании, о счастьи...уж такими нас создали))))Поэтому давайте повторим ,как мантру:
"Мело, мело по всей земле во все пределы.
Свеча горела на столе, свеча горела..."

Пусть горит свеча!!!
piligrim007, Не знаю будущее часто оказывается хуже, чем самая антиутопическая фантастика.)) Идешь иногда по городу, и чувствуешь- кин-дза-дза! Самая настоящая кин-дза-дза... Эти бухающие по внутренностям машины...ужас!.И отовсюду песня- "Мама, мама, что я буду делать..." Что-то весь оптимизм у меня кончился(((
piligrim007 11-02-2013-21:06 удалить
Ответ на комментарий Елена_Щенникова # Хуже?))Как всегда!)))Каждое новое старшее поколение утверждает ,что во времена их молодости жизнь была лучше,гуманнее,чище,духовнее...и т.д.
На Земле никогда не будет идеальных условий...не верю я в это...сюда приходят учиться...и исправлять свои прошлые ошибки(ошибки других воплощений) Ну,не даром говорят:"Не создавайте царства Божьего на Земле"...Добро и зло,темное и светлое-вечная духовная борьба...ну,а сейчас ко всему этому добавляется и всеобщая проблема непосредственно физического выживания человечества.
Искусство и литература...великое искусство и литература в самодовольной и сытой среде не родятся...Конечно интересно в реале увидеть модель высокоразвитого духовного общества...и то,что будет рождаться в этой среде? Какие шедевры? Интересно!Очень было бы интересно узнать...искусство рождается в горниле страсти и сомнений,борьбы и сильнейших эмоций...Не знаю))))я не склонна к пессимизму)))Наша песня еще не спета!Пусть горит свеча!
piligrim007, Вы вот это не читали, Елена? http://www.liveinternet.ru/users/emtivi/post258913095/
Возможно будет у Вас желание и время познакомится с этим взглядом на нас? Мне показалось это очень интересным. Определённо, истина где -то рядом.)) Про каждое поколение, которое идеализирует свою молодость , позвольте с Вами не согласится.))) Сейчас явно другой случай. наблюдается резкий упадок всего.Сегодня я уходя на работу не могу оставить под ковриком ключ от квартиры, несмотря на домофон.)) И вообще, жизнь стала более опасной , люди более бесчеловечны. Возможно, конечно, это только у нас в стране так все остро ощущается,потому что и свои ошибки превратились в снежный ком, который жизни угрожает. Не знаю... Надоело жить в мире, где правят ДЕНЬГИ! Устала.
Сегодня зашла в оптику (ношу очки) примерила несколько моделей интересных.))) И вспомнила, как Филипп в твиттере кого-то дразнил( какую-то женщину, как я поняла). Писал про дешёвые очки с толстыми стеклами, отсутствие талии, и еще что-то. Зачем-то примерила этот образ на себя. Правда, теперь я фигуру в порядок привела, осталось только купить красивые очки.)))
Зачем я это пишу? ... Не знаю. Очень хочется в настоящий мир, где человека будут ценить, на его качества. Бунт! Не хочу !
piligrim007 11-02-2013-22:05 удалить
Человек проявляет свою животную сущность,свою жестокость во все времена одинаково изощренно...сейчас просто меньше сдерживающих факторов и табу...И это действительно пугает((
У мира был весьма непродолжительный период,когда им))))) не правили ДЕНЬГИ))))Люди до сих пор гибнут за металл)))и эти жертвы весьма многочисленны...
Образы,маски))Дорогие очки...идеальная фигура...Да,нам женщинам всегда хочется соответствовать тем стандартам,которые предъявляют мужчины...всегда и в любом возрасте... Но,ничто не вечно под луной))
Но ведь дешёвые очки с толстыми стеклами и отсутствие талии для кого-то очень важный показатель...а для другого- абсолютная ерунда))))
Но я за Вас ,Елена,оооочень рада...ВЫ-умничка)))Так держать!!!)))
piligrim007, Да не то что соответствовать. Совсем нет. Просто себя лучше чувствуешь, когда в порядке, более менее.))) Вот ведь какая петрушка... я же на Филиппа обиделась тогда. Согласитесь ,у него есть такая черта подчеркнуть свои деньги, и унизить бедных.))) Есть,есть. Конечно, это от того ,что он ребенок.))) Эх, хочется тут еще кое что написать. Но нельзя.)))
piligrim007 11-02-2013-22:33 удалить
Мне трудно о таких вещах судить))Я соглашусь конечно,что миры богатых людей и бедных мало между собой в возможностях пересекаются))) и далеки от понимания друг друга...
Но вижу и то,что Филиппу его кусок хлеба,пусть и с маслом ))))дается очень непростой ценой...
piligrim007, Я не из-за зависти. Это сказала, поймите, на самом деле , не могу богатству завидовать, потому что не знаю что это такое. Пусть все в мире будет по справедливости, кто больше работает,,и чей труд большему количеству люде нужен, тот и больше получает. Это справедливо.! Ненормально унижать, не достигших твоего благополучия. Считать бедных людьми второго сорта. Вообще высокомерие отвратительно. Почитайте у нашего любимого философа А. Круглова статью о снобизме. Замечательные наблюдения. Там даже несколько статей на эту тему. Значит тема актуальна .)))

На ClassicFM сейчас Бедржих Сметана "Моя Родина". Люблю.Музыка очень славянская, родная))) Пример, того как можно любить свою, пусть даже очень маленькую, Родину.))) Среди людей тоже нет бедных и богатых. Есть просто люди хорошие, и не очень.))))
piligrim007 11-02-2013-23:24 удалить
)))) Пусть будет по справедливости...я конечно "за"... может когда-то и будет,а может и нет...
Высокомерие не терплю...и унижаться не буду ,и униженной быть не хочу)))Просто это личная позиция каждого человека,которая иногда дается очень дорогой ценой...тут уже играют роль принципы , личная готовность их отстаивать и за них бороться...
Что касается музыки))Я послушала...мне понравилась симфоническая поэма" Моя Родина.Вышеград"...былинным духом повеяло)))гусли))) Садко...тут и Филипп в образе купца новгородского припомнился...Вот вам)))) и образное мышление...хахаха...и ассоциации, о которых в предложенной мне для чтения статье упоминалось)))ЕЕ (статью)вдумчиво читать надо...потом обязательно до конца прочту)))
piligrim007, Это , Вы про Сметану? Былинным духом? Садко? Странно... у меня другие ассоциации. Это общеславянская музыка, голос из глубины веков. Как будто это про мою Родину музыка. Мы такие разные. И это здОрово!
Только, капитализм всё равно не люблю, бесчеловечное общество, и унизительное для честного человека. Вот...


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Потрясающий рассказ Майкла Гелприна... | Елена_Щенникова - Дневник Елена_Щенникова | Лента друзей Елена_Щенникова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»