Люблю жанровую живопись! Иногда при поисках иллюстраций к текстам по истории костюма и моды мне встречаются картины, в которых сюжет увлекает больше, чем бытовые детали. И вот одна из них.
Мужчины собрались вокруг карточного стола, но внимание притягивают не они, а девушка в светлом платье. Картина называется "Ва-банк", так что перед нами момент напряжённого ожидания. Что будет дальше? Выиграет? Или проиграет?
"Ва-банк, или Азартная игра", Эдуард Свобода, 1849. (сс) Wikimedia Commons
Увы, информации об австрийском художнике Эдуарде Свободе и так немного, и ещё меньше - о его работах. Однако кое-что найти всё-таки удалось: пишут, что две дамы - это мать и дочь. Дочь только что выиграла, но не хочет прерывать игру, и собирается поставить выигранное на кон, а матери не удалось её отговорить. Что ж, бытовые детали могут ещё немного помочь.
Это не вечер, а день - это понятно и по тому, что за окнами ещё не темно, и все присутствующие - и несколько дам (ещё одна на заднем плане), и многочисленные мужчины - в дневных, не вечерних костюмах.
Мать осталась в шляпке и шали, а вот дочь свои сняла - они лежат рядом на стуле. Жёлтый капор: изнутри к полям подколоты кружева и цветы. А рядом - верхняя одежда, какой-нибудь "мантелет", из чёрного шёлка на ярко-голубой, тоже шёлковой подкладке.
Девушка, словом, явно не из бедной семьи - у неё прекрасная осанка, аккуратная модная в ту эпоху причёска с намёком на тогдашнее увлечение средневековьем - с кольцами кос по бокам головы. Скромное светлое платье, как подобает юной девице, но изящное, и из красивой лёгкой ткани. с кружевным воротником и манжетами.
Мать в сером платье, у неё светлые шаль и перчатки, но на капор наброшено чёрное кружево. Не исключено - не обязательно, но не исключено - что это финальная стадия траура. когда глубокий траур уже прошёл, и полу-траур тоже, и можно носить обычную одежду... однако в память об утрате женщина могла сохранять элементы траура в своём костюме довольно долго. Скажем, серый цвет. Чёрные аксессуары. И заметьте - мать держит дочь за складку платья, в безнадёжной попытке увести от игорного стола... Какой отчаянный жест!
Отца, мне кажется, нет в живых - да разве он бы позволил своей девочке играть в компании мужчин в азартные игры? Обречённое выражение лица героини, попытка рискнуть... Не потеряли ли они с матерью былое благосостояние? И почему так напряжён мужчина, стоящий за матерью - приятель даже схватил его за руки, успокаивая?.. Не собирается ли он вытащить из трости потайной клинок?!
Пусть история не сохранилась, но её можно придумать заново!