• Авторизация


О вере. Почему одни люди верят, а другие - нет? 23-11-2009 20:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Говоря о вере, необходимо затронуть вопрос христианской антропологии. В частности, что есть человек? В чем его особенность в сравнении с другими существами? Мы видим в мире разные формы и проявления жизни, но существует огромная разница между человеком и любым иным существом. И хотя, телесно, человек очень похож на другие существа, но в тоже время он - великая тайна, потому, что человек является представителем не только земного мира, но и вечности. И эту двойственную тайну он осознает сам. С одной стороны, человек, как любое земное существо подчинен законам этого мира. С другой - он воспринимает себя свободным, самоопределяющимся существом, личностью.

Понимание этой тайны нам открывает Священное Писание. Господь сотворил человека из земли, но в то же время, вдохнул в него нечто иное, Божественное, неземное, что в Библии называется "дыханием жизни". Это - душа человека, она не принадлежит к материальному миру. Здесь запечатлевается образ Божий, и здесь заключается тайна его внутренней свободы. Человек стоит на грани двух миров - вещественного и духовного, и своей душой является образом Божества.

Почему же, при этом, одни люди готовы посвятить всю свою жизнь Богу, другие равнодушны к религии,а третьи относятся к ней с призрением и даже с ненавистью? Почему многие из атеистов не только не принимают религию как неприемлимую для них философию, но и ненавидят Христа как своего личного врага? И это - тоже тайна, тайна сердца человека.

Все мысли, желания, стремления, порывы, слова и дела человека не проходят без следа. У нас есть две памяти: память ума и память сердца. Если человек умом что-то и забывает, то память сердца всегда содержит, в закодированном виде, всю его жизнь - и внутреннюю и внешнюю. Любые образы, ощущения, желания, намерения, слова, поступки - все это в зашифрованном виде остается в глубинах человеческого сердца.

Святые отцы называют сердце "книгой совести". На Страшном Суде человек увидит всю свою жизнь, от рождения до смерти, во всей своей духовной наготе, именно потому, что эта книга сердечной памяти будет раскрыта и расшифрована. Сердце - это то место, куда складывается все, что успел сделать, сказать, помыслить или только почувствовать человек в этой жизни. Оно может стать либо местом встречи человека с Богом, либо может сказать Божеству: "Нет,я не хочу Тебя знать". В "Апокалипсисе" Христос сравнивает Себя со странником, стоящим перед закрытой дверью и стучащим в нее. Хозяин может открыть дверь или не открывать. Христос говорит: "Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со мною" (Откр. 3, 20). Вечерять той Вечерей, когда Он дал себя в пищу людям, для соединения с Ним. У каждого из нас есть право сказать Богу: "хочу" или "не хочу". Господь дал человеку свободную волю, которая является великим и страшным даром, величием и огромной ответственностью человека, но это большенство людей не осознает.

Так вот именно потому, что у человеческого сердца бывает разное содержание, люди по-разному отвечают Богу. Самая главная причина нежелания слышать голос Христа и следовать за ним - это духовная гордыня. Она страшнее всех человеческих страстей, и почти всегда является их причиной. Это абсолютная надежда только на себя, свои внутренние силы. Она отвергает помощь Божию. Человек как бы говорит: "Я не нуждаюсь ни в ком, я сам источник собственных сил, своего спасения". Такому человеку Бог не нужен, он сам центр своего собственного бытия. И даже исповедуя какую-либо религию, он воспринимает ее только как внешнюю форму. Но настоящая его религия - это эгоизм, т.е. он стал богом сам для себя. У таких людей нет самого главного - реального видения самого себя, своей тварной ограниченности и своего внутреннего падения. Они не чувствуют необходимости в другой, высшей силе, способной их преобразить, воссоздать и спасти, они просто не чувствуют, не видят своей болезни. И хотя некоторые из них расширяют сферу своего эгоцентризма, включая в него общество других людей, но это таже самая религия эгоцентризма. Они говорят: "Для нас религия - это любовь к человечеству, для нас бог - само человечество". Но человечество представляет собой, в конце концов, сумму тех же самых несовершенных созданий, как и один человек. Сумма несовершенного не может быть совершенна!

Такую гордость часто пробивают страдания и потрясения, когда у многих людей пробуждается религиозное чувство. Тогда падают и разбиваются те идолы, которых они создали сами и которыми хотели заменить Бога. Хотя так бывает не всегда и не со всеми. Многих страдания и потрясения, наоборот, озлобляют и ожесточают.

Следующее препятствие, стоящее между душой и Богом - это погруженность в мирскую жизнь, ее абсолютизирование. Человек всецело и без остатка отдает себя мирской культуре, погружается во все ее сложнейшие проблемы. У него даже не хватает времени взглянуть на небо. Он либо похож на вечно суетящегося муравья, или вполне удовлетворяется теми видами душевных наслаждений, которые ему могут обеспечить искусство, наука и т.п. Т.о. человек всецело обращен к душевным ценностям этого мира и не подозревает о существовании духовных. А человеческое искусство, литература. поэзия - это в значительной своей части стихия человеческих страстей, только очень утонченных, где зло проявляется под видом добра, а грубые пороки опоэтизированны и имеют привлекательный вид. Именно поэтому, лишь немногие писатели и поэты были действительно религиозными людьми. Увлечение мирским искусством, погруженность в мирскую проблематику отрывает человека от вечности. К тому же искусство развивает и возбуждает воображение и фантазию, а они плотной пеленой закрывают от нас наше сердце. Человек, живущий своими грезами и мечтами, живет в ложном, созданном им самим мире, в котором присутствуют демонические силы. Хотя ему кажется, что он живет духовной жизнью, на самом деле - это жизнь только внешняя, потому что сердце его остается неочищенным, невозрожденным.

Бог открывается человеку как досего неизвестная, внутренняя духовная жизнь. Чистая душа чувствует Его не силой, идущей извне, или же потенциально существующую в ней самой, но как включенность в совсем другое, новое бытие. Для этого, человеку необходимо переключить свои заботы от всего мирского, подняться мыслью над земным, искать другое бытие вне границ материального и душевного мира. Когда человек погружен в чувственность, призыв Божий может вызывать озлобление. Он думает, что религия желает отнять у него те радости, которые дает ему сама земная жизнь, и взамен реальных ощущений и наслаждений (как бы они не были кратковременны и обманчивы) ничего не даст, кроме несбыточных обещаний. Поэтому, такие люди часто относятся к религии или с холодностью, равнодушием, либо с тайной ненавистью.

И последняя видимая нам причина - это страсти, от которых человек не хочет освободиться. Здесь, религия от него требует аскетизма, изменения страстной жизни. Человек становится пленником своих собственных страстей, когда психологически убедит себя, что не существует вечной жизни и ответственности за совершенные дела - будущего воздаяния. Он внутренне говорит себе, что вечности не существует, потому что она не устраивает его, не дает спокойно наслаждаться своими страстями.

Так почему же человек верит? Только потому, что он - образ и подобие Божие. А между образом и Превообразом есть прямая связь. Она называется симпатической. В каждом человеке потенциально заложена вера. Но эту способность человек не может развить сам по себе. Вера оживает только при воздействии Божественной благодати. Она развивается только когда есть синергия, т.е. соединение Божественной и человеческой воли.

Вера - это подвиг человеческого духа, когда он выбирает верить, развить это чувство. Но, при этом, вера - Божий дар, потому что без благодати Божией она остается только лишь потенцией человеческой души. Человек верит, когда его воля подчиняется Божественной благодати, когда ищет Бога (возможно и подсознательно), и тогда, в глубинах человеческого сердца происходит эта дивная встреча. А не верит, когда сердце его закрывается перед благодатью, она ему чужда.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
sv-dimitry 18-09-2010-21:14 удалить
Ответ на комментарий # Во славу Божию!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О вере. Почему одни люди верят, а другие - нет? | sv-dimitry - Дневник sv-dimitry | Лента друзей sv-dimitry / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»