]ЕДЕМ В ГОРЫ. ПОКУПАЕМ ЛЫЖИ
[показать]
Выбрать себе пару «снежных коней» очень непросто, особенно если учесть, что ассортимент таковых в спортивных магазинах просто ошеломляет и лишает новичков способности здраво мыслить и критически оценивать предложенный товар
Цена вопроса
Поход в ближайший к дому спортивный магазин обернулся двухчасовым выбором комплекта. Здесь были и универсальные лыжи, идеально подходящие для новичков и любителей, и спортивный слалом для тех, кто предпочитает скоростную езду, и фанкарвинг для тех, кто любит неподготовленные, а значит, весьма рискованные склоны. Объединяли это разнообразие на первый взгляд только очень недешевые цены.
Например, комплект Фишер РЦ4 ВорлдЦуп СЦ тянет на все 30 тыс. рублей. Правда, при желании можно выбрать комплект и подешевле: сравнительно недорого обойдутся Волкл Енергы 320 -- порядка 8 -- 10 тыс. рублей и еще дешевле можно приобрести «народные лыжи» Россигнол Ахиум СТС -- 5,5 -- 7 тыс. рублей. Недорогие комплекты вы найдете и на стендах, где выставлена продукция ведущего австрийского производителя горных лыж -- компании Хеад. Например, Хеад Цыбер Ц120 может стоить порядка 10 тыс. рублей, а Хеад Цыбер Ц100 (для новичков) можно найти и за 6 тыс. рублей. Неплохие и по вполне умеренным ценам продаются лыжи марки Елан (Словения): более «продвинутая» модель А06 8 -- 10 тыс. рублей и за 6 -- 7 тыс. модель А02 для начинающих. Однако, как легко догадаться, лыжи -- это еще не все.
Впрочем, как признают продавцы спортивных магазинов, любителей горных лыж цены вовсе не смущают, и объемы продаж экипировки с каждым годом растут. Тем более что во всех ведущих спортивных магазинах горно-лыжные комплекты давно уже продаются в кредит. Так что можно себе позволить купить «марку года» -- лыжи Фишер РЦ4 ВорлдЦуп СЦ. Как пояснил «Огоньку» продавец-консультант в «Спортмастере» Сергей П., сейчас примерно каждый второй покупает лыжи в кредит. Условия стандартные: кредит под 15% годовых, рассрочка на 10 месяцев, первый платеж при покупке размером в 10% от общей стоимости комплекта. Кстати, от покупки в кредит не отказываются и те, кто давно и прочно «встал на лыжи» и купил бы их, сколько бы это ни стоило.
И все же у новичков неизбежно может возникнуть вопрос, почему, например, стоимость двух комплектов, изготовленных одной и той же фирмой, может различаться на 5 -- 10 тыс. рублей, и вообще от чего она, цена, зависит.
Игорь АРТЕМЬЕВ, мастер спорта, горнолыжник-профессионал: «Общее правило -- если цена на лыжи меньше 20 тыс. рублей, то это так называемые лыжи для любителей или новичков. Это хорошие и качественные лыжи, но ездить на них по «необкатанным» трассам или обледенелым склонам не рекомендуется. Профессиональные лыжи всегда на несколько тысяч дороже любительских. «Комплекты для профи», как называют их продавцы, могут стоить и 30 тыс., и 40 тыс. рублей (а в США и европейских странах цены на «марки года» достигают и нескольких тысяч долларов или евро)».
Длина и ширина
Именно эти два параметра -- длина и ширина -- играют определяющую роль при выборе комплекта. К широким лыжам относятся лыжи с шириной талии в районе креплений от 72 до 100 мм. Впрочем, последняя цифра уже устарела, так как в прошлом году компания Волант выпустила лыжи с шириной талии 125 мм (!). Их тут же прозвали «толстыми», а те, что «похудее», сохранили за собой название широких, или «лаптей». Обычно широкие лыжи делают длинными. Они в большинстве своем предназначены для новичков и любителей, риск при катании на них минимальный, они прекрасно идут по мягкому глубокому снегу и не «тонут» в целине, если лыжник невзначай съезжает с накатанной трассы на неутоптанный снег. Еще одно достоинство широких лыж -- они развивают скорость в начале спуска и затем удерживают ее примерно на одном уровне, так что новичок и «непродвинутый» любитель чувствуют себя уверенно. К тому же они весьма устойчивы.
Короткие «худые» лыжи -- совсем другая история.
У них ширина талии в районе крепления не превышает
65 мм. И их как раз чаще всего покупают либо «продвинутые» любители, либо профессионалы, так как управляться с ними может только человек с большим опытом или со специальной подготовкой. Они куда более подвижны, чем широкие, отличаются высокой маневренностью, легко поворачиваются на склонах и даже «зарезаются» при необходимости в лед. На них можно кататься не только по подготовленным трассам, но и по бугристым, неровным и обледенелым склонам.
Жесткость, мягкость и глубина
Не менее важны глубина бокового выреза лыжи и жесткость. Первый параметр определяет радиус поворота лыж. При более глубоком вырезе лыжи имеют меньший радиус поворота. Боковой вырез измеряется так: берется расстояние между краем талии лыжи и линией, проходящей через края лыжи в наиболее широких местах носка. У традиционных лыж глубина бокового выреза 7 -- 8 мм. Современные лыжи для высоких скоростей делают с вырезом около 12 -- 15 мм. Большинство алл-моунтаин (дословно -- «все-горные») лыж имеют боковой вырез 15 мм.
В любом уважающем себя спортивном магазине на ценнике, прикрепленном к лыжам, будут указаны не только название фирмы производителя и модель комплекта, но и коэффициент жесткости лыж. «Мягкие» лыжи, в полном соответствии со своим названием, гнутся легче, их, по словам профессионалов, можно легко перегнуть в талии чуть ли не пополам. Название «жесткие» тоже говорит само за себя. Игорь АРТЕМЬЕВ, мастер спорта, горнолыжник-профессионал: «Есть такое правило -- жесткие лыжи для начинающих, мягкие -- для «стариков». Впрочем, профессионалы советуют сторониться как излишне жестких, так и излишне мягких лыж: в первом случае катание может оказаться слишком рискованным, во втором -- человек не ощутит никакого «драйва», то есть лишится всякого удовольствия от покорения горно-лыжных спусков».
По росту и весу
Когда вы определитесь, какие лыжи вам нужны, начнется второй этап выбора комплекта. Здесь продавец будет спрашивать вас уже не об уровне вашей подготовки и не о том, предпочитаете ли вы спокойную или рискованную езду. Лыжи выбирают не только для себя, но и по себе, поэтому всегда учитываются рост и вес потенциального владельца.
Отправной исходной точкой подбора лыж для современного карвинг-катания по ухоженной подготовленной трассе для любителя-горнолыжника среднего веса можно считать длину лыж на 5 -- 10 см короче роста человека. Правда, есть нюансы -- для новичка или очень легкого лыжника можно брать лыжи еще короче. Для тяжелого или более опытного лыжника лыжи должны быть в первую очередь жестче и немного длиннее, чем это предписывается среднестатистическими показателями.
По росту подбираются и палки -- они, как советуют специалисты, должны быть не слишком длинными и не слишком короткими. Продавцы-консультанты советуют определять оптимальную длину палок так: человек должен согнуть руку под углом 90 градусов, прижав локоть к туловищу. Затем поставить палку ручкой на пол и сжать ее под кольцом. Если рука осталась неподвижной, палка ему подходит. В среднем она оказывается на 15 -- 20 сантиметров короче роста покупателя.
И последний совет. По мнению профессионалов, выбор горных лыж -- не то дело, где следует хранить верность одной модели на всю жизнь. Эксперты советуют менять комплекты раз в три года, и при этом пользоваться услугами различных фирм-производителей. Причина проста: конкуренция в этом секторе очень велика и обостряется с каждым годом. А значит, совершенствуются и технические характеристики модели, и их внешний облик, и даже цены под влиянием конкуренции время от времени идут на спад
Вопрос первый, а стоит ли вообще вставать на горные лыжи – однозначно стоит. Великий француз Оноре Бонэ произнес великую фразу «Горные лыжи может быть и не являются счастьем, но вполне могут заменить его». Что может быть лучше свободы и полета. Такого счастья не даст Вам ни секс, ни алкоголь, ни наркотики. Но не надо забывать – горные лыжи – это очень большой риск с большой вероятностью смертельного исхода.
Каждый ли человек может научиться кататься на горных лыжах так, чтобы стать счастливым. Однозначно нет. Если человек не обладает нужными качествами от Бога, то вместо счастья он может получить трагедию.
Урок первый – кто может кататься на горных лыжах
Требования к физподготовке очень умеренны (ну если живот свисает ниже пояса, то лучше на лыжи не вставать)
требования к врожденной координации движений – очень высокие. Если координация плохая, то на горных лыжах делать нечего – будут сплошные травмы
требования к врожденной реакции – также очень высокие
- и еще то, что я называю разумная смелость – т.е. не рисковать понапрасну, но уметь сохранять самообладание и возможность принятия правильных решений в критических ситуациях, когда счет идет на доли секунды.
Все ли люди обладают такими качествами – однозначно нет. Я знаю многих людей, которые катаются на горных лыжах по 20-30 лет, но кататься так и не научились. Сколько нужно времени, чтобы научиться кататься хорошо или понять, что это не твое. По моим оценкам примерно 5 лет при условии катания к примеру в Сорочанах два раза в неделю и двух поездках в не очень сложные горы. После этого Вы поймете для себя – кто Вы: продвинутый лыжник или чайник. А дальше решайте сами. Ну вот для начала и все. Если тема вызовет интерес, то с удовольствием ее продолжу.
Где можно в Подмосковье покататься на горных лыжах
Мест очень много. В районе Яхромы есть несколько лыжных станций по уровню сервиса не очень уступающих Альпам. Где лучше – сказать трудно. Если Вы в будни приедете рано утром к открытию в Сорочаны, то часа полтора будете иметь наверное лучшие условия, но потом набежит толпа и кататься будет практически невозможно.
Тогда уж лучше Волен или Яхрома. Впрочем, если начнете кататься, то довольно быстро разберетесь сами.
Урок следующий – о выборе снаряжения
Если Вы решили просто узнать, что такое горные лыжи, то можно просто взять прокатные лыжи. Тем паче, что в Альпах наверное 80% лыжников катаются на прокатных лыжах. Но если Вы решили, что горные лыжи – это Ваше, то придется купить себе снаряжение. Комплект снаряжения – это как любимая женщина или любимый мужчина. Если угадал – то все в порядке, если нет – то надо менять. Так что покупать? Сейчас все примерно одинаково. Про лыжи – надо покупать лыжи длиной примерно в свой рост или чуть меньше. Какой фирмы – ну наверное любой – все они примерно одинаковы. Про ботинки – покупайте ботинки с металлическими клипсами - пусть они немного дороже, но зато надежнее. Если Вам начнут навязывать коротышки, то не забывайте, что Вам предстоит поехать в горы, а там с коротышками могут быть проблемы.
Зачем нужно иметь свой комплект снаряжения
Ну приехали Вы в Сорочаны, взяли прокатный комплект и день прозанимались с инструктором. Вроде что-то стало получаться. Но, приехали в следующий раз, взяли другие лыжи - и все насмарку – ничего не получается. К своему комплекту нужно привыкнуть. Удачный комплект прослужит Вам лет 5. А дальше Вы уже сами сможете выбрать то, что Вам уже нужно. Нельзя сразу покупать так называемые цеховые (спортивные) лыжи – новичку на них будет очень тяжело. Да и сейчас найти в Москве настоящие цеховые лыжи – это проблема. И стоить они может быть втрое дороже, чем лыжи, приемлемые для новичка.
Итак, Вы первый раз решили выйти на склон
Постарайтесь обязательно позаниматься с инструктором, тем более инструкторы у нас очень хорошие – на мой взгляд – лучше, чем в Альпах. Есть две методики обучения катанию – Австрийская и Французская. Австрийская – это плуг и упор. По этой методике работают и наши инструкторы. А во Франции довольно давно пытались учить кататься сразу на параллельных лыжах – но ничего из этого не вышло. В последний раз, когда я видел французских инструкторов, они учили методом показа – т.е. элегантно едет инструктор, а за ним корячатся ученики. Инструктор их не видит. Так можно учить детей, но не взрослых.
Но помните, по-серьезному, никакой инструктор Вас кататься не научит. Как писал великий Килли применительно к спорту, «тренер может помочь в вопросах выбора снаряжения, физической подготовки, тактики соревнований, но запомните: тренер никогда не научит Вас кататься на горных лыжах. Техника катания – сугубо индивидуальна и зависит от конкретных возможностей конкретного человека». Так что совершенствование техники – это Ваше личное дело. Этому можно учиться всю жизнь – но ведь это же интересно. Не стоит ехать в горы в течение первого сезона. Покатайтесь в Сорочанах, решите вопросы снаряжения.
Ну вот, Вы позанимались с инструктором, научились самостоятельно спускаться со склонов Сорочан. Пусть плугом и упором, но чего-то получается. Что же дальше. Нужно переходить на так называемую спортивную технику. Нужно ли читать книги по технике катания. Безусловно, да. Честно, я сам научился правильно кататься на лыжах по книжке великого француза Оноре Боне «Лыжи Франции». На самом деле понятие «классическая техника» очень неоднозначное. Их существует как минимум три: легкая Христиания, современная Христиания, итальянский поворот. Легкая Христиания – это поворот на параллельных лыжах с одновременной разгрузкой двух лыж за счет интенсивного разгиба и вращательного движения плечами – практически исчерпал себя в начале 60-х годов прошлого века.
Современная Христиания – поворот на параллельных лыжах с разгрузкой двух лыж за счет интенсивного сгиба и вращательного движения тазом. Этот поворот жив до сих пор – это могул. На мой взгляд – это самая оптимальная техника катания – это и бугры, и целина, и вообще любые склоны. Но, эти Христиании не годятся для катания по льду – одновременная разгрузка двух лыж приводит к проскальзыванию и к потере скорости, что в спорте недопустимо. Новый В-образный поворот придумал великий Килли, но систематизировали его итальянские тренеры братья Котелли и воплотили свои идеи в своем великом ученике Густаво Тони. Этот поворот прожил более 40 лет вплоть до новой техники карв.
Хороша ли техника карв – красива ужасно, но не годится для бугров, целины, слишком крутых для любителей склонов. Имейте ввиду, что никакой инструктор официально учить Вас спортивной технике не будет. Почему – да потому, что он за Вас отвечает, а спортивная техника требует в любом случае спуска на больших скоростях – и зачем инструктору лишняя головная боль. Поэтому либо учитесь сами, либо имейте в друзьях продвинутого лыжника, который согласится потратить время на занятия с Вами.
Еще, очень рекомендую походить трусцой по слаломной трассе. Пусть Вам не нужен спорт, но слаломная трасса учит поворачивать не там где Вам удобно, а там где нужно. Представьте, что перед Вами на трассе упал человек и Вы можете его протаранить. Нужно резко отвернуть в сторону, а этому очень хорошо учит слаломная трасса.
Еще о прошлом, настоящем и будущем лыж и техники карв
Ну давайте сразу, мода на коротенькие, расклешенные лыжи появилась где-то в начале 70-х. Уже тогда я попробовал кататься на таких и понял, что это не мое. Эта мода продержалась лет 7, а потом все вернулось на круги свои. Никаких бордов тогда и в помине не было. Помню, читал интервью с великим Килли, где он сказал примерно так «Я тоже повелся на эту моду и долго мучился на лыжах 180см, но как же я был счастлив вернувшись на свои лыжи длиной 207см». Но эти лыжи не умерли – появились лыжи Компакт длиной до 180см и долго жили. Даже поляки делали такие. Но мода на них прошла.
А что сейчас – для любителей карвы – находка. Научиться сносно кататься на них можно гораздо быстрее, чем на длинной «классике». Но мода определяет все.
Нужно отметить, что карвы стали тормозить спорт. Это проявилось во всей красе на Олимпиаде в Солт Лейк Сити, где спуск и супер-гигант у мужчин и женщин проводились на одной трассе, которая по всем параметрам была откровенно убогой. Если смотрели слалом на последней олимпиаде, где трассу поставили позаковыристей, то видели, как корячились звезды на участках, не вписывающихся в геометрию их карвов. Ну и новая сверх зрелищная дисциплина – ски-кросс. Это когда 4, 6 или даже 8 полностью отмороженных хлопцев или дивчин стартуют из-за калиток и несутся по сверх крутой трассе длиной километр с гаком, на которой в огромном количестве расположены многочисленные бугры, трамплины и т.п. При этом они входят в контакт друг с другом как в хоккее и это в порядке вещей. Выиграл тот, кто первый на финише без всяких там баллов. Посмотрите на их лыжи и технику. Никаких карвов, лыжи длиной примерно плюс 30см к росту, а техника – классическая техника скоростного спуска. Недавно я заехал в магазин Канта посмотреть, что есть на весенней распродаже. Самые дорогие лыжи были цеховые Фишер почти классической геометрии длиной 190см. А талия на горных лыжах была всегда. На лыжах для слалома больше, для скоростного спуска меньше.
Может быть я буду говорить прописные истины, но может, кому и пригодится.
Почему техника карв так быстро завоевала мир. Да потому, что она естественна для человека. Вы на беговых лыжах решили спуститься с горки. Что Вы делаете – расставляете ноги шире и пытаетесь повернуть с «закантовкой» двух лыж. Это и есть карв. Нужно ли владеть классикой – однозначно да – она поможет Вам в критических ситуациях. Можно ли кататься по классике на коротышках - карвах. Можно – сам видел много конкретных примеров.
С чего начинается классика – с техники косого спуска. Есть такой термин для этого упражнения – боковое соскальзывание. Итак, начали. Вес тела почти целиком на внешней лыже – внутренняя, лишь балансир. Внутренняя лыжа выдвинута чуток вперед.
Поехали – у Вас есть три способа контроля скорости спуска:
- угол закантовки внешней лыжи (чем сильнее, тем выше скорость. При небольшом угле внешняя лыжа начинает соскальзывать – юзить, за счет этого гасится скорость)
- мягкие движения коленями вперед – назад. Движения вперед – пятки соскальзывают, траектория становится более пологой к линии склона, скорость падает вплоть до полной красивой остановки. Движение назад – носки соскальзывают вниз, траектория становится круче к линии склона и скорость возрастает.
Овладев этим приемом, Вы можете спускаться вообще по любому склону (там, где вообще кто-то катается) на приемлемой для Вас скорости. Трудно ли овладеть такой техникой косого спуска. Это зависит от Вашей координации. Но раньше именно владение такой техникой косого спуска отделяло продвинутого лыжника от чайника. Нужно ли Вам это – решайте сами, но хуже не будет. Помните, что классика – это катание на одной(внешней) ноге. Трудно ли это – да трудно, но при определенных усилиях доступно.
Продолжим разговор о классике. Будем считать, косой спуск с соскальзыванием Вы освоили. Пора учиться делать поворот от склона. Сразу хочу сказать – правильные повороты в любой технике требуют определенной скорости. Если скорости не хватает, то ничего получаться не будет. В то же время поворот от склона на очень большой для Вас скорости может закончиться плачевно.
Разумный баланс скорости – это, наверное, главное в технике правильного катания на горных лыжах. Итак в начале идем косым спуском, внешняя(нижняя) лыжа загружена, внутренняя расслаблена и выдвинута чуть вперед. Начинаем поворот от склона. Тут нужно синхронно выполнить следующие движения: выравниваем лыжи, одновременно загружаем обе лыжи, делаем мягкое небольшое разгибание с уколом внешней палкой, затем энергичное сгибание ( при этом лыжи как бы отрываются от склона) и резкое вращательное движение тазом в сторону склона. Далее ловим склон уже новой внешней ногой. Если Вы все сделали правильно, то лыжи выпишут красивый поворот. Запомните, что в любой правильной технике катания вращательные движения ступнями ног вокруг своей оси (как в плуге и упоре) запрещены. На большой скорости такие движения могут привести к серьезным травмам. Техника, которую я описал, называется современная Христиания. Всем она хороша, кроме льда. На льду разгружать обе ноги нельзя.
И еще, не останавливайтесь в техническом росте, чаще внимательно сморите на хороших лыжников, не стесняйтесь что-либо спросить у них. В заключение, шутливый пример из собственной практики. Как-то на Хинтертуксе две симпатичные русские дивчины (довольно крепкие чайницы) попросили меня их подучить. Я честно объяснил и показал им основные приемы катания на параллельных лыжах. И тут одна из них мне выдала «вот все вы такие продвинутые лыжники – вешаете лапшу на уши, показываете какие-то движения, а сами ничего этого не делаете».
На мой вопрос, а что я же делаю, последовал убойный ответ – да ничего ты не делаешь. У тебя лыжи едут сами по себе без всяких усилий с твоей стороны. Знаете вы все некий секрет, но делиться их не хотите. Я ответил ей примерно так- да делаю я все это, но амплитуда движений у меня сведена к минимуму, но на это я потратил многие и многие годы. Но она меня не поняла, да видимо и не хотела понять.
Ну вот, Вы чему-то уже научились в Сорочанах – пора бы поехать в горы
Вопрос – куда? Тут советы давать очень сложно – все зависит от Ваших финансовых возможностей – можно и в Россию, в страны СНГ, или на запад. Честно, последний раз в горах СНГ я был в 1990г в Бакуриани. Покатались очень хорошо, но периодически отключали электричество и людей спускали с подъемника с помощью дизель-генератора. По отзывам знакомых, которые продолжают ездить в совковые горы, там ничего не изменилось с совковых времен – так что тут я вам не советчик.
Мне удалось много где побывать, но если есть возможность – ехать нужно во Францию или в Австрию. Да, тут есть определенный риск – после этих двух империй горных лыж любые другие горы будут для Вас полным отстоем. Но и тут есть необходимость дать несколько советов. Куда поехать во Францию – это Три Долины (присно известный Куршевель), пространство Килли (Валь дь Изер плюс Тинь), Лез Арк – все остальное заметно хуже. В Австрии оптимальное место – Майерхофен – там очень весело, очень много русских и очень большая зона катания на любой вкус. Вам уже пора четко различать уровень сложности трасс – красная, черная, голубая, зеленая. Очень четкая маркировка трасс – это во Франции, в Австрии могут и приврать.
Красная трасса – это трасса для соревнований, которая соответствует всем критериям ФИС и хорошо подготовлена. Черная трасса – это красная, но неподготовленная трасса(вся в буграх). Голубая трасса – это то, что нужно для продвинутых лыжников, зеленая – для новичков, т.е. для Вас. Почему наши спортсмены в полном отстое – да потому, что даже на территории СССР красных (спортивных) трасс практически нет ( я знаю только одну – это трасса Талгар в Чимбулаке). Знаменитый Чегет на красную трассу не тянет.
Сам я как лыжник вырос на Чегете – и что, будучи новичком на деревянных лыжах я спокойно спускался с Чегета с верху до низу. А вот 2-х километровая стена, которая разделяет Тинь и Валь дьИзер – это уже настоящая чернота – там Чегет и близко не лежал. Так что до начала катания поизучайте схемы трасс и упаси Вас бог в Европе сразу лезть на красные или черные трассы – до этого нужно дорасти. Ремарка: в Сорочанах все трассы от силы голубые – никаких красных, а тем более черных, трасс там нет, и не может быть никогда. Если Вы научились спускаться по трассе в Сорочанах, которая на схеме помечена как черная, то упаси Вас бог сразу выехать на черную трассу в Альпах – Вы там можете остаться навсегда.
О контингенте катающихся на горных лыжах
Их можно разделить на три группы: чайники, продвинутые лыжники (эксперты), бывшие спортсмены, которым эти лыжи за время занятий спортом окончательно не надоели.
По моим оценкам, примерно 87% катающихся на горных лыжах – это чайники, но разные – от людей, которые только встали на лыжи, до матерых, которые могут кататься лет по 20-30. Вот в Европе горные лыжи очень популярны, но, не смотря на это общий уровень катания европейцев довольно низкий. Если Вы увидите на склоне хорошего лыжника, то с большой долей вероятности это русский.
Мои советы – для новичков, которые только начинают кататься. Так что извините дорогой новичок, но Вы пока тоже чайник и сколько будете им прибывать, зависит только от Вас. Приехав в горы, Вы попадаете в другой мир, в сказку. Для полного счастья каждый должен хоть раз в жизни съездить в горы. Да и бог с ними, с горными лыжами. Но умение кататься на горных лыжах добавит Вам очень много дополнительного счастья.
Чего греха таить, для чайника собственно сам процесс катания на лыжах – это минуты мучений, которые надо пережить.
Сам через это прошел. Но если стать хорошим лыжником не получается, так стоит ли бросать горные лыжи – конечно нет.
Во-первых, это активный отдых с приличными физическими нагрузками (куда лучше, чем валяться на пляже). Во-вторых, новые впечатления, знакомства с интересными людьми и многое другое.
Как ведут себя в горах продвинутые лыжники. Они, как правило, выбирают несколько склонов, адекватных их технике и текущей физической форме, и в основном по ним и катаются. Хорошо зная, что такое горные лыжи и какие опасности с ними связаны, они без нужды на трассы, превосходящие их возможности, стараются не лезть(так, если за компанию). Еще они не любят поучать других, если их об этом не просят.
Иное дело, некое довольно многочисленное подмножество матерых чайников. Я уже говорил, что они могут кататься лет 20-30, крепко держатся на ногах и много где побывали. Вот они, приехав в горы, должны обязательно объехать все черные трассы, зачастую создавая там аварийные ситуации. Еще они любят поучать новичков и давать советы. А баек могут столько рассказывать, что мало не покажется. Типичная байка чайника – вот я столько лет мучился, катаясь на длинных лыжах, перешел на коротышки и увидел небо в алмазах.
Когда я скромно намекаю, что если ты мучился, то, наверное, кататься толком то и не умел – обижаются. И вообще, что-либо посоветовать матерому чайнику – это нанести ему кровную обиду. Нужно ли их осуждать – конечно, нет, они нашли себя и счастливы. Удачи им.
Еще поговорим о рейдерстве и катании по целине
Сейчас это очень модно. Мол, катаясь по хорошим укатанным трассам, адреналина маловато.
Ох, сколько баек можно услышать про целину. Все матерые чайники так просто влюблены в эту целину. Не слушайте их. По целине хорошо катаются только профессионалы, которые постоянно пребывают в горах (спасатели, инструкторы, спортсмены). Почему, да потому, что целина - явление очень редкое. Вы можете 10 раз съездить в горы, но целину можете и не застать. После сильных снегопадов целина держится максимум дня 3, потом она превращается (если нет ратраков) в наст (корку), который может Вас просто удержать на поверхности, если Вы не делаете резких движений. Но после резкой закантовки эта корка провалится под Вами и Вы имеете хорошие шансы переломать себя ноги. Упаси Вас бог выезжать на такую целину.
А вообще катание по целине – это супер. Но забудьте про технику карв. Для целины нужна своя техника. Нужно из двух лыж сделать как бы монолыжу. Т.е. лыжи максимально сближены, задняя стойка, обе лыжи загружены равномерно. От косого спуска нужно «задрать» носки вверх – тем самым Вы будете уплотнять снег перед собой, создавая что-то типа трамплина, который вынесет Вас вверх и Вы как бы взлетите над снегом. Вот тут нужно не зевать и делать резкий поворот в стиле «современная Христиания» - т.е. энергичный сгиб и вращательное движение тазом. Не забывайте, что для этого нужна скорость и хорошая физическая подготовка.
Катание по целине ужасно утомляет – уж очень большие нагрузки – зато кайф. Такую технику Вы можете часто видеть по ТВ – это могул. Мне повезло – приходилось попадать на целину , да и учителя были нормальные – так что кататься по целине я научился. Но не забывайте, что эти навыки весьма специфичные и легко забываются. Если после большого перерыва Вы снова попали на целину, то не гоните сразу, освойтесь, восстановите навыки, если конечно они у Вас были.
О рейдерах и рейдерстве
Давайте сразу – все ветераны – рейдеры. В старое время подготовкой склонов на горных курортах СССР никто не занимался. В первый раз я увидел ратрак в 1968г на Чегете. Но, такими глупостями, как подготовка склонов, этот ратрак конечно не занимался. Он выполнял гораздо более важные народнохозяйственные задачи – например, завозил ящики с водкой в кафе Ай.
Подготовкой склонов начали заниматься лишь в 80-е годы, да и то не везде. Это Гудаури, Красноярск, Кохта-2 в Бакуриани (может и еще где-то). Сейчас рейдерство в моде. Стоит ли им заниматься – решать Вам. Лично я к рейдерству отношусь отрицательно. Помните, что если с Вами что-то случится на дикой трассе, то Вы создадите кучу проблем людям, которые несут ответственность за безопасность в горах. Удовлетворяя свою прихоть, Вы можете подвергнуть смертельной опасности спасателей.
Приходилось ли мне участвовать в сверх жестких рейдерских спусках – да было дело. В студенческие годы (а учился я с МГУ и уже очень прилично катался на лыжах) у нас была возможность съездить в Терскол на халяву и жить либо на базе МГУ в АЗАУ, либо на метеостанции на 3-ем Чегете. Но за халяву приходилось расплачиваться. Нужно было снимать показания приборов, предупреждающих о лавинной опасности, на сверх жутком северном цирке Чегета (это с 3-го Чегета сразу влево с выкатом на окраину Терскола).
Уж страху я там натерпелся по уши. Но самый запоминающийся и самый рискованный рейдерский спуск был ночью по Эльбрусу с Мира до Азау.
Помните, что если Вы неуверенно катаетесь на лыжах, не нужно лезть в рейдеры. Да и вообще – настоящие рейдеры это профессионалы, постоянно живущие и работающие в горах(например, терскольские спасатели). Если Вам не жалко себя, то пожалейте профессионалов, которые, спасая Вас, могут конкретно рисковать своей жизнью.
О катании по льду
Еще раз хочу предупредить – мои советы для новичков. Опытные лыжники не должны воспринимать их на свой счет и считать, что я их поучаю.
Катание по льду – это высший пилотаж в горных лыжах. Но, в горах лед встречается гораздо чаще, чем целина. Особенно весной – накануне снег раскис, вечером его укатали ратраком, а утром голимый лед. Сразу хочу сказать, что если Вы не владеете техникой катания на кантах