Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеЛоуренс Альма -Тадема
[556x700]
Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema), голландский и английский художник, мастер исторической и мифологической живописи, страстный археолог. Альма-Тадема родился 8 января 1836 в городке Дронрийп, земля Фрисланд в Нидерландах. Искусство живописи изучал у голландских мастеров Йозефа Лаурентиса Дикманса, Байрона Яна Хендрика Лейса, Байрона Густава Вапперса. Ранние работы художника содержат тонкое, но непреодолимое сходство с искусством голландских мастеров. Однако в 60-е годы XIX века, художник Альма-Тадема совершил путешествие в Италию и эта поездка перевернула всю его жизнь. Во время экспедиции Альма-Тадема столкнулся с руинами древних римских городов - Помпеи и Геркуланума. Очарованный красотой древнеримской цивилизации, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима.
Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. Правдивостью и убедительностью своих картин Альма-Тадема обязан прежде всего своим основательным знаниям археологии. Художник отлично знал, как одевались древние римляне, каково было вооружение войска, какой вид имели дома простых граждан, виллы патрициев, мастерские ремесленников, рынки и бани. Альма-Тадема изучил развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий. Когда Альма-Тадема в 70-х годах XIX века переехал в Англию, его стиль живописи уже был сформирован и знатоки с восторгом встретили новые работы талантливого художника. В экзотическом доме живописца в Лондоне можно было воочию увидеть все те знаменитые бассейны с мраморными скамейками и колоннами, античную утварь и одеяния, известные по его картинам. Изображая бани, амфитеатры, атриумы домов, он писал с натуры то, что действительно находилось в его собственном "древнеримском" доме.
[700x420]
"Сафо и Алкаес" 1881
[700x517]
"Поцелуй" 1891
[700x476]
"Нахождение Моисея" 1904, Частная коллекция
[700x474]
"Спросите меня, не более" 1906
[700x477]
"Женщины Амфиссы" 1887, Частное собрание
[700x640]
"Фауст и Маргарита" 1857, Частное собрание
[700x502]
"Антоний и Клеопатра" 1883
[700x489]
"В атриуме сауны" 1881, Галерея леди Левер, Лондон
[700x525]
"Римский меценат" 1868, Йельский университет, Коннектикут
[700x512]
"Любители искусства в Риме" 1870
Безмятежная красота таких картин, как "Выгодная позиция" ("Coign of Vantage") и "Серебряные безделушки" ("Silver Favourites") создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия. Начиная с раннего, так называемого "Помпейского периода" и заканчивая поздними, более сентиментальными работами, Альма-Тадема оставил нам в наследство прекрасные, остающиеся в памяти картины.
Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии.
[472x700]
"Серебряные безделушки" 1903
[448x700]
"Колизей" 1896
[700x322]
"Посвящение Бахусу" 1889
[476x700]
"Любимое занятие" 1909
[481x700]
"Выгодная позиция" 1895
[425x700]
"Термы Каракаллы" 1899
[322x700]
"Лопатки и губки" 1879 Частная коллекция
[700x303]
"Праздник сбора винограда" 1870
[700x487]
"После саун" 1890
[631x700]
"Пандора" 1881
[361x700]
"Да поможет вам Бог!" 1893
[700x429]
"Женский портрет " 1902
[474x700]
"The years at the spring, alls right with the world" 1902
[495x700]
"Олеандр" 1882
[306x700]
"Модель скульптора" 1877
[471x700]
"Прогулка на лодке" 1868
[700x422]
" Между надеждой и страхом" 1876
[700x317]
"Под лазурным ионическим небосводом" 1903
[477x700]
"Доверие" 1869
[331x700]
"Белый флаг"
[316x700]
"Весна" 1894
[511x700]
"Кто это?" 1884
[556x700]
"Мrs. Frank D. Millet" 1886
[450x700]
"Герой" 1898
[438x700]
"Подношение Тарквинию"
[700x690]
"Архитектура в Древнем Риме" 1877
[687x700]
"Скульпторы в Древнем Риме" 1877
[700x464]
"Фидий показывает фризы Парфенона друзьям" 1868
[700x488]
"Вход в римский театр" 1866
[485x700]
"Галерея скульптуры" 1867
[534x700]
"Галерея живописи" 1874
[541x700]
"Галерея скульптуры" 1874
[700x543]
"Галло-романские женщины" 1865
[527x700]
"Гречанка" 1869
[700x242]
"Радушный прием" 1878
[700x393]
"Умоляющий" 1876
[502x700]
"Хanthe and Рhaon" 1883
[343x700]
"Время Венеры и Вакха" 1882
[700x541]
"Провозглашение императором Клавдия " 1867
[700x473]
"Иосиф проверяет запасы зерна фараона" 1874
[700x485]
"Игра в египетские шахматы" 1879
Лоуренс Альма-Тадема по словам Иннокентия Анненского, «удивительный артист кисти», «один из самых интересных художников второй половины 19-го века <…> не только благодаря профессиональному совершенству, но и как отличный знаток античного мира и древнего востока».
Имя художника звучит в варианте первых строк Анненского «Мелодии для арфы»:
"Мечта моей тоскующей любви,
Соперница волшебных роз Тадема."
Эстетизированная античность на картинах Альма-Тадемы часто бывает украшена розами. Можно предположить, впрочем, без уверенности, что в приведенных строках стихотворения содержится аллюзия на картину «Роза из роз» (1883), где на античном фоне изображена среди белых роз прекрасная дева.
[466x700]
" Ты всем розам - роза " ("Rose of all roses" ) 1883
[438x700]
" Обещание весны" 1890
[700x507]
"Долгожданные шаги" 1883
[516x700]
"Безмолвное приветствие" 1889
[700x481]
"Нечаянная соперница" 1893
[432x700]
" Недоверие" 1902
[434x700]
"Застенчивый"
[700x396]
"Земной рай"
[700x515]
"Образование детей Кловис" 1861
[700x317]
"Водные любимцы"
[700x458]
"Розы Гелиогабалa" 1888
О полотне «Розы Гелиогабала» (1888). С этим, по-видимому, можно согласиться, т. к. именно на картине «Розы Гелиогабала» изображено бессчетное количество розовых лепестков.
Сюжет картины – древнеримский. В Рим роза и ее культ, претерпевший метаморфозы, пришли из Греции. Как писал Н. Ф. Золотницкий, во времена падения Рима роза «делается цветком забавы пьяных оргий, выразительницей низменных чувств. Теперь ею украшают уж не Венеру-Уранию — богиню честного брака и благословения детьми, а позорную Венеру-Пандемос — богиню чувственной любви. <…> Но розы истреблялись в громадном количестве вообще на всех обеденных пиршествах римлян, так как не только каждый гость должен был непременно быть увенчан венком из роз, но розами украшались также и все подававшие кушанья и прислуживавшие рабы, все сосуды и все чаши с вином; ими же усыпан был весь стол, а иногда даже и пол. При этом надо заметить, что подносившиеся гостям венки были не просто сплетены из роз, а сделаны из розовых лепестков, которые в виде чешуи обвертывались вокруг обруча. <…>
Но всех превзошел своим безобразным истреблением роз император Гелиогабал.
На одном из его пиршеств, как рассказывают, знатные гости были забросаны таким множеством падавших с потолка розовых лепестков, что некоторые из них, к величайшему его удовольствию, задохлись под ними».36
У Тадемы нет ужаса смерти, смерть не очевидна, зато все основное поле картины засыпано бело-розовыми лепестками, сквозь которые мы видим античную архитектуру и античные фигуры – как бы ожившие статуи. Основная цветовая гамма полотна – розовый (цвет лепестков) и золотистый (цвет занавеса), т. е. те тона, в которых Анненский зачастую рисует в своих стихах зарю.
Мир картины, в котором даже гибель приходит к героям в виде аромата роз, коррелировал с «золотым сном <…> души» Анненского, с его идеалом красоты. Но был и другой полюс восприятия розы, в котором проявлялись его жалость и сочувствие всему живому:
"Когда б не смерть, а забытье,
Чтоб ни движения, ни звука...
Ведь если вслушаться в нее,
Вся жизнь моя – не жизнь, а мука.
<…>
Иль я не весь в безлюдье скал
И черном нищенстве березы?
Не весь в том белом пухе розы,
Что холод утра оковал?"
[700x396]
"Каракалла" 1902
[700x486]
"Каракаллы и Геты" 1909
[700x352]
"Вакханалия" 1871
[544x700]
"Измученные вакханки после танца" 1873-74
[355x700]
"Во времена Константина" 1878
[700x501]
"Любимый поэт" 1888
[488x700]
" Проза" 1879
[443x700]
"Беседа"
[491x700]
"Роспись ваз" 1871
[700x372]
"Чтение Гомера" 1885
[700x438]
"Колокольчики"
[480x700]
"Прерванное чтение" 1880
[482x700]
"Поэзия"
[457x700]
"Ракета любви"
[461x700]
" Корона"
[439x700]
"Зрители"
[398x700]
"Напрасные ухаживания" 1900
[700x421]
"Среди руин" 1902-1904
[325x700]
"Ухаживание"
[459x700]
"Флора" 1877
[528x700]
"Полуденные посиделки" (Whispering Noon) 1886
[700x416]
"Черешня" 1873
[424x700]
"Расхождение во мнениях" 1896
[462x700]
"Прощальный поцелуй" 1882
[700x362]
"Ожидание" 1885
[536x700]
"Не дома" 1879
[492x700]
"Отдых" 1882
[265x700]
"Полуденный сон" акварель
[465x700]
"Солдат марaфонец"
[700x360]
"Служительницы любви" 1891
[700x569]
"Римский император" 1871
[470x700]
"Триумф Тита" 1885
[700x339]
"Аве, Цезарь! Ура Сатурналии" 1880
[600x439]
"Агриппина с прахом Германика"
[329x700]
"Алтарь на улице" 1883
[450x700]
"Египетский жонглер "
[518x700]
"Написание письма в Риме"
[356x700]
"Подготовка в Колизее" 1912
[361x700]
"Путь к Храму" 1882
[700x512]
«Интерьер дома Гая Марция»
[700x305]
"Обращение Паулы к Богу Святым Жеромом"
[700x319]
"Сладкие воспоминания Паулы"
[700x461]
"Тибулл у Делии" 1866
[394x700]
"Весна"
[700x248]
"Cиеста, или помпейская сцены" 1868
[353x700]
"Римская гончарная мастерская"
[700x644]
"Адриан посещает римско-британскую гончарную мастерскую" 1884
[700x329]
"Пирровы танцы" 1869
[461x700]
"Мисс Алиса Льюис" 1884
[550x292]
"Переправа через Березину в 1812 году" около 1865
[700x699]
"Вышивальщица" 1904
[466x700]
"Гостиная в доме Тауншенд" 1885
[547x700]
"Золотой час" 1897
[700x510]
"Комната для родов XVII века" 1868
[630x700]
"Семейное" 1896
[523x700]
"Портрет певца Георга Хеншеля " 1879
[346x700]
"Портрет Юлиса Далу, его жены и их дочери" 1876
[487x700]
"Портрет профессора Джованни Баттиста Амендола"
[567x700]
"Это наш уголок" 1873
[700x499]
"Всегда Добро пожаловать" 1887
[700x489]
"Сравнение" 1892
[522x599]
"Мой доктор Вашингтон Эппс"1885
[514x700]
"В моей студии" 1893
[700x483]
"Летние приношение" 1911
[352x700]
"Дары лета " 1911
[700x471]
"Когда цветы вернутся" 1911
[512x700]
"Весенние цветы"
[488x700]
"Портрет Анны AlmaTadema" 1883
[276x700]
"Наши надежды" 1909
[640x700]
[700x536]
"Счастливый Venantius"
[700x412]
"Её взгляд и её мысли далеко ..."
[651x700]
"Предложение" 1892
[488x700]
"Loves jewelled fetter" 1895
[700x193]
"Это их мир" 1905