Сад, названный по имени садовника Иогана Кристиана Ноймарка (1741-1811) с самого начала образования парка имел сельскохозяйственное назначение. Расположенный на возвышенности, он не пострадал при наводнениях в 1770 и 1772 годах, как замковый сад, и поэтому здесь можно увидеть простой язык форм самого раннего периода возникновения парка. Территория сада Ноймарк с запада и с востока окружена двумя рукавами вёрлицкого озера, а с юга отделена от остального паркового пространства каналом, соединивший в 1780 году оба эти озерные рукава.
В сад можно попасть на пароме (Faehre - Фэре) или пройти по мосту Eisenhart(Айзенхарт). Свод моста, перекинутый через канал и облицованный железным известником в деревенском стиле, является опорой для двух павильонов, построенных в 1781-1784 гг. Ердманнсдорфом.
мост Eisenhart (Айзенхарт).
В южном павильоне, кирпичном строении с пилястрами и округлыми сводчатыми нишами, расположена коллекция этнографики, которую князь Франц в 1775 году унаследовал от Георга Форстера (1754-1794), исследователя и путешественника.
Библиотечный павильон (Bibliothekspavillon) вводит в заблуждение двумя фасадами из железного известняка. До 1818 года здесь располагалась библиотека, которую князь открыл для своих гостей и посетителей. В вестибюле расположен магазин посуды Веджвуд (Веджвуд, полное наимен. Джозайя Веджвуд и Сыновья (англ. Wedgwood, JosiahWedgwoodandSons) — английская фирма по изготовлению посуды, знаменитая торговая марка. Фирма Веджвуд была основана Джозайей Веджвудом в 1759 году. В 1765 году Дж. Веджвуд создаёт на своей фабрике образцы сервизов, вызвавшие интерес у английской королевы, после чего за работой веджвудских фабрик закрепилась слава «королевских товаров». ) В нишах – копии античных статуй Бахуса, Вакханки, Вафна.
Вафн, копия античного оригинала из Рима
Увенчанная перголой, на которой плотно переплетаются ветви вьющихся плодовых и ягодных растений, стена прячет сельскохозяйственные и жилые помещения садового персонала, который здесь жил.
Статуя "Молитва мальчика" украшающая нишу в конце перголы, была скопирована с антикварной во владении Фридриха II в Сан-Суси.
Далее следует лабиринт, который в 1783-1784 гг. был заложен совсем не для потехи или дворцовых игр. Он должен был рассматриваться как аллегория жизни. На входе в лабиринт есть надпись с указательным пальцем - приглашение выбрать один из возможных путей.
Очевидно, сам Франц не преминул поднять свой указательный палец: "Выбери свою дорогу, путник, с разумом".
Извилистый путь на этом участке сада представляет собой жизненный путь человека. Всё, что формирует и составляет его, собранно воедино: учителя, друзья.....а также ошибки и заблуждения, и встречающиеся иллюзии.....Скульптуры и доски с текстами вдоль дороги побуждают к думам.
Вдоль тропинки стоят бюсты Лафатера и Геллерта.
В гроте - статуя Венеры Ламия с гусём, копия оригинала из Флоренции – символ обольщения и обмана, ложного пути.
Примем слова княза к сердцу и не пойдём туда, где мы можем встретиться с красавицей, но но имеем шанс не найти верный путь обратно и попасть в пропасть. Когда мы позволяем себе быть увлечёнными богиней любви, мы теряем настоящую цель жизни, о чём и предупреждает князь. Сам он для себя уже всё решил: безмятежный луг, Элизиум, где собраны древние благословенные идеи, вот куда стремилась его душа.
Элизиум (латинизированная форма др.-греч. Ἠλύσιονπεδίον- Елисейские поля) — в античной мифологии страна блаженных, находится далеко на западе, в которой царит вечная весна. В Элизиуме без печали и забот проводят время выдающиеся герои древности, а также люди, которые вели праведный образ жизни. Царствует в Элизиуме титан Кронос, а помогает ему брат Миноса Радамант. Иногда Элизиум размещают в подземном царстве.
Отсюда сквозь арку Айзенхарта был виден надгробный памятник князю на холме Drehberg.
Кольцеобразное устройство оформлялось Фридрихом Вильгельмом фон Эрдманнсдорффом первоначально как могильное надгробье для князя Франца и его супруги. Снесено в 1826. В центре находился мавзолей в форме древнего кургана. Два концентрических вала первоначально были засажены пирамидальными тополями. Drehberg включен 4 точками просмотра в окружающий ландшафт. Перед наводнением возвышение было точкой схода.
“I have never left the garden of Wörlitz without experiencing a blissful peace of mind", Friedrich von Matthisson, 1795.
Август Rode писал в 1788 году: «Путь продолжается по левую руку. Затем пирамидальные тополя на этой стороне скрываются на некотором удалении за так называемым круглым кустарником и открывается вид на замок и разводной мост. Сила воображения нигде не вводит нас в заблуждение больше, чем здесь. Сразу кажется, что ты в одинокой идиллистической долине. Вид урны на могильном холме. Вспоминается Пуссен: я тоже жил в Аркадии. Бродил там между мягкими газонами. Милая сердцу роща ограничивает восприятие...».
Фруктовый сад (Baumstück) был восстановлен в 1992 году. Здесь посажены, как и прежде, те же самые сорта деревьев и кустарников. На краю сада есть скамья из песчаника в форме саркофога (Sandsteinbank), украшенная картинами уборки урожая (тоже аллегорично: что посеешь, то пожнёшь).
В аллегорическую программу лабиринта входит остров Руссо (Rousseauinsel). Он также является частью Ноймарк-сада в Вёрлице. Работы здесь были выполнены по эскизам Ердманнсдорфа в 1782 году. Среди пирамидальных тополей находится монумент, на цоколе которого надпись сделал сам князь – это самая первая копия надгробья Жан Жака Руссо (1712-1778) на вилле Ерминон около Парижа. Путешественники, посещающие Дессау, как бы символично приветствовались в «саду Просвещения».
Севернее сада Ноймарк расположены Roseninsel (остров роз) и лебединый остров (Schwaneninsel). Такими они предстают только с 1908 года, после многочисленных работ по укреплению и насыпке грунта. На этом месте первоначально располагался остров принцессы с хижиной рыбака. Но во время наводнения в 1770-1771 годов основная часть насаждений была уничтожена, а сам остров разделён на четыре части. От тех времён сохранились дубы, посаженные князем Францем и перголы, увитые сортами диких роз.