• Авторизация


Парковое королевство Дессау-Вёрлитц 01-07-2011 23:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!



 Парковый комплекс расположен на востоке земли Саксония-Анхальт, близ города Вёрлитц. Был разбит по указанию Леопольда III, князя Анхальт-Дессау, во 2-й половине XVIII столетия.

Общая площадь парковой зоны составляет 142 км² вдоль Эльбы и входит в Биосферный заповедник Средняя Эльба. К парковому комплексу Дессау-Вёрлиц относятся дворцы и парки Луизиум, Сад Георга с Анхальтской картинной галереей, Мозигкау, Гросскюнау, Лейнер Берг, Зиглицер Берг, Ораниенбаум и Вёрлитц.


С ноября 2000 года парковый комплекс Дессау-Вёрлиц включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 2001 года он включён в Синюю книгу, куда входят 20 наиболее значительных культурных памятников Восточной Германии.

 

[показать]

фотография 1900 года. Вид на замок.


Парк Вёрлитц возник  во второй половине 18 века как самый ранний ладшафтный парк в средней Европе. Это сердце садового королевства Дессау-Вёрлитц.

Князь Леопольд Фридрих Франц (1740-1817)  в 1758 году с силами и мужеством молодости приступил к правлению в Анхальт-Дессау и провёл многочисленные реформы для содействия экономическому процветанию и образованию своей страны. Инициированное им новое искусство строительства и садово-паркового искусства есть отражение его просвещённого духа. Вёрлитц был в некотором смысле антитезой к ещё привычно сложным и претенциозным формам барокко.

Здесь, со ссылкой на Винкельмана и Руссо, торжествует естесственность, простота и свобода.

Целью благоустройства было создание нового эстетического общего ладшафта в пределах небольшой страны, в котором, в соответствии с заимствованным из античности представлениями об идеальности, красота связана с полезностью. Так пахотные земли, пастбища, фруктовые аллеи и лесные опушки  стали частью общего художественного комплекса. На примере садово-ландшафтного дизайна должны были преподаваться сельскохозяйственные, мифологические, архитектурные и художественно-исторические программы. Это нашло своё отражение, к примеру, в 19 различных мостах на территории парка Вёрлитц, которые должны были демонстрировать посетителям парка развитие искусства строительства мостов со всеми техническими возможностями от переправы и простого ствола дерева до тогда современнейшего чугунного моста. Образцовое английское парковое искусство также было новым и поучительным как для помологических (Помология - научная дисциплина в агрономии, которая занимается изучением сортов плодовых и ягодных растений, сортоведение) усилий князя, так и для новой архитектуры в стиле классицизма и неоготики.

Парк Вёрлитца, включая замки, был открыт для каждого с самого начала своего возникновения.

Князь Франц нашёл много различных идей для изменений в своей стране в Англии, а также в многочисленных путешествиях по Италии, Германии, Голландии, Франции и Швейцарии. Вместе со своим другом и советником Фридрихом Вильгельмом фон Ердманнсдорфом (1736-1800) и другими коллегами он изучает античное искусство архитектуры под непосредственным руководством Винкельмана. За реализацию проектов садоводства и прилегающего сельского хозяйства были ответственны, прежде всего, садовник Шох (Johann Leopold Ludwig Schoch, 1728-1793 гг. жизни), его сын Иоганн Георг (1758-1827), а также Иоганн Кристиан Ноймарк, Иоганн Фридерик Эйзербек и Август Леопольд Вёпке.

[700x468]

Замок Вёрлитц


Образование парка Вёрлитц началось в 1764 году с окрестности замка в стиле барокко и садового ансамбля, когда на  берегу озера Вёрлитц возник первый небольшой ландшафтный парк с английской беседкой и лебединным прудом. Вскоре к парку были присоединены другие части замкового сада и прилегающие сельскохозяйственные угодья. Старый замок был снесён и прилегающие части города были полностью изменены. Парковые работы на северной стороне озера также уже хорошо продвинулись, когда двумя наводнениями 1770 и 1771 годов была уничтожена эта, уже готовая парковая часть на низинном северном берегу. Это дало шанс начать всё заново, учитывая приобретённые знания и опыт. Поэтому более поздние части парка имеют отличный от построенных ранее частей характер.

В то время как замковый сад и Neumarks-сад еще регулярны, детализированы и заложены иногда с немотивированными колебаниями, Schochs-сад представляется как последовательность пространственно оформленных, дифференцированных садовых картин, которые раскрываются по направляющей линии.

В 90-е годы восемнадцатого столетия парк был расширен Новой частью на востоке Иоганном Георгом Шохом. На GrossenWallloch(часть озера) и на острове Stein(камень) появились большие, в окружении воды и пашен галереи растений, которые были представлены архитектурой в стиле «впечатления от путешествий».

Озеро с четырмя рукавами, заводь реки Эльбы, окружают сады, которые делятся на пять отдельных частей. Два следующих озера, Grosse Wallloch (большая дыра) и Kleine Wallloch (маленькая дыра), возникли как следствие прорыва защитной дамбы Эльбы в результате водной эрозии. Озёра соединены друг с другом каналами, которые и разделяют всю территорию на части. В каждой части сада архитектура, мосты и скультуры гармонично связаны друг с другом в живописные композиционные узлы, привлекающие внимание посетителя и искусстно выстроеные в аллеи, радующие глаз. В созерцательных местах человек призван наслаждаться искусством и предаваться мечтаниям.


Замковый сад.

Парк Вёрлитца начинался с замкового парка. Было это в 1764 году. Самостоятельные части сада, как: сад на лебедином пруду, сад принцессы или церковный двор группируются вокруг замкового луга с английским загородным домом (замок) и его хозяйственными постройками. Липовая роща, высаженная после 1765 года формирует основу замкового сада. Согласно новым принципам деревья растут без обрезки, создавая ощущение свободного леса, без вмешательства человека.


[426x300]
Вид на лебединый пруд (Schwanenteich) с разводным мостом (Zugbrücke) и английской беседкой (Englischen Sitz).

Сад на лебедином пруду, разводной мост ведущий через место его слияния с озером был снова  реконструирован в 2001 году, появился в 1764 году в фазе поисков оформительских решений. Его основной ацент – английская беседка. Построеная в 1764-1765 годах Ердманнсдорфом, это самое раннее строение классицизма в Вёрлитце.

[300x400]

Оштукатуренная кирпичная постройка сооружалась как садовая беседка открывающая вид  на Nymphaeum (1767/68) по образцу в Stourhead (южная Англия), который больше уже не существует, и оснащена копиями античных мраморных скульптур. Архитектура с комбинацией сводов, колонн и балочных перекрытий отражает типичный мотив Палладио и, таким образом, даёт представление об античном строительном искусстве.



[300x400]

[700x525]английская беседка


Замок, построенный Еррманнсдорфом между 1769 и 1773 годами, считается первым строением немецкого классицизма. Загородный дом, как его называют, - это трёхэтажное здание с тиле Палладио. Со стороны фасада украшен колоннами, увенчанными фронтоном. В нишах по сторонам от входа стоят скульптуры Цицеры, богини земледелия и Фортины, богини удачи. Они приглашают посетить замковый музей.

[400x300]

Летний зал со стороны замка.


Соседнее, соединённое с замком через подземный ход помещение кухни с летним залом – многофункциональное строение в виде буквы П, где изначально размещались хозяйственные помещения. Обращённый фасадом к замку летний зал, который летом использовалься для трапез в саду, а зимой служил теплицой, украшен статуями Апполона и Сатурна от Готфрида Кнёффлера (1715 – 1779).

[700x525]Оборотная сторона здания, выходящая на церковный двор, оформлена в нео-готическом стиле. В построенном в 1770-1772 годах Ердманнсдорфом здании хозяйственных помещений сегодня расположены ресторан, сувенирная лавка и информационный центр для посетителей парка.

[700x525]

Вид на церковь св. Петра и колодец в виде алтаря Луны.

Перед летним залом находится источник, который в 1774 году как античный алтарь из песчаника по примеру лунного алтаря из Винкельмановского «Monumentianticiinedici“. Колодец из песчанника, 4,5 метров высотой, расположенный в церковном дворе выполнен в 1787 году в нео-готическом стиле. Напротив внутреннего входа в помещение кухни в 1785 году поставлена ваза из песчаника с украшением в виде короны из сосновых ветвей.

[700x525]

Dietrichurne (урна Дитриха). Дядя и опекун Франца (родители умерли, когда ему было 11 лет)


При входе в сад принцессы урна Дитриха напоминает о дяде и опекуне принца Дитрихе фон Анштальтском-Дессау (1702 – 1769), чей дом действительно стоял на этом месте и как часть часть места при расширении сада обнесён был. Подстамент, украшенный четырмя плоскими рельефами, создал скульптор Иоганн Кристиан Эрлих по рисунку Ердманнсдорфа. Прилегающий сад принцессы был заложен в 1771 году как цветник на западном берегу замкового сада. Здесь изначально находился домик гондольеров, фазанья ферма и парник. На месте домика гондольеров в 1830 году быс выстроен чайный павильон, который вследствие общего запустения этой части в 1934 году директором парка Халлервордом (1872-1968) был изменён и упрощён.  

[700x465]


Колодец из песчаника в форме античного алтаря 1770 года служил источником воды для полива сада. Нимфа, играющая с раковинами, в окружении ваз и пирамидальных тополей ниже летнего зала по реке, выполненная в 1771 году, представляет собой точную копию античной статуи из виллы Борджиа «Играющая на коленях» .

[300x400]

Нимфа с раковинами.

 

Немного севернее на берегу рядом с прежней лодочной станцией, на пути к замку открывается взору женская герма (герма (греч. ρμα) — четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов (Вакха, Пана, фавнов), а с Vвека до н. э. и портретными изображениями государственных деятелей, философов и пр. Нередко к гермам приделывался с лицевой стороны фалл — эмблема плодородия.Служили межевыми знаками, указателями на дорогах и т. п. С определённого момента, главным образом с XVIвека, такие гермы стали распространённым видом декоративной и парковой скульптуры.В парках и садах XVIIIвека — скульптурное изображение в виде головы или бюста на четырехгранной опоре) из песчаника времён первоначального оформления замкового сада (1765 г).

 

[400x300]

Дом принцессы. Серый дом.


Церковный двор расположенный восточнее здания кухни, между конюшней, домом принцессы и церковным приходом, есть самостоятельное садовое пространство, которое принадлежит к 1200 освящённым романским церквям. Во время реконструкции этой площади останки, найденные здесь, были помещены в саркофаг.

[400x300]

Копия из песчаника римского саркофага Нерона была выполнена по указанию Ердманнсдорфа в 1785-1787 годах и украшена надписями из «Мессиады» Клопштока и изображениями гениев. Церковь святого Петра с 66 метровой башней принц Франц приказал перестроить своему директору работ Георгу Христофору Хезекилю в 1804-1809 гг. в неоготическом стиле по английским и фламандским образцам.

 

Восточную границу церковного двора образует Серый дом, приватное жилище принцессы Луизы Генриэтты (1750-1811). Он был построен в 1789-1790 гг. как воспоминание о SheffieldPlace(южная Англия) на месте прежнего прихода в неоготическом стиле. С южной стороны пристроена галерея в 1804-1805 гг., где «находилась коллекция литературных и художественных ценностей, собираемая принцессой». Позади серого дома расположен небольшой частный садик супруги принца. Приход был перенесён южнее галереи. Это двухэтажное кирпичное здание со ступенчатым фронтоном, предположительно выполненное по эскизу Ердманнсдорфа в 1796 году, сегодня дом приходского евангелистского священика Вёрлитца. Здание соединено с конюшней, которая тоже выполнена в неоготическом стиле.

[700x525]

Синагога

На небольшом холме, в конце официальной улицы, была построена князем Францем в1787-90 гг. для еврейского населения Ораниенбаума и  Верлитца синагога. Проект был разработан Ердманнсдорфом  по примеру круглого храма, который стоит на Тибре в Риме. Недавние исследования показали, что образцом для строительства был храм Виктории Геркулеса, а не, как ранее предполагалось, храм Весты (храм Portunus). Князь Франц придерживался мнения, что обе религии имеют права на существование и поэтому синагога была возведена так близко к христианской церкви. Каждый имеет право сам решать, во что он верит. Вот был он против чего, так это против суеверий. Мышление князя также отражает надпись на кладбище в Groena в Бернбург: "Независимо от того кто ты: еврей, язычник или христианин, в смерти мы все равны, так что будь и оставайся человеком".
Интерьер синагоги был разрушен "хрустальной ночью" 1938 года. Само здание однако уцелело от уничтожения благодаря мужественному вмешательству бывшего директора парка Ханса Галлервордена.

Ресторан «Eichenkranz» (Дубовый венок)

[640x480]
Образовательная программа, воплощённая в Вёрлитце на практике, привлекала многих любителей искусства, которые хотели видеть эту прогрессивнуюи эффективную работу. Красноречивым выражением вдохновения служили слова бельгийского писателя и дипломата Charles Josephde Ligne(1735-1814) (Чарльз Жозеф де Линь):
"Садоводы, художники, философы, поэты! Все в Вёрлитц!"

Замка Ораниенбаума, который первоначально служил гостевым домом, было уже не достаточно. По распоряжению князя Франца в 1785-87 гг. на въезде в город Вёрлитц был построен большой гостинный двор, известный своим хорошим видом и вкусом, современно оборудованными номерами. Открытость всему миру этого гостинного дома, позже получившего название "Дубовый венок", была подчеркнута обозначениями номеров именами известных и важных культурных городов, таких как Амстердам, Лондон, Париж, Санкт-Петербург, Цюрих и другие. Здесь жили во время их пребывания, кроме вышеупомянутого де Линя, архитекторы отец и сын Gilly, поэт Wackenroder, Tieck, Hoelderlin, Novalis и Koerner.Сегодня это здание, к сожалению, в очень плохом состоянии.
Этот, вдоль улицы построеный дом,  со стороны города имеет фахверковый фасад. Со стороны парка он оформлен в готическом, сводчатом стиле.

[587x393]

Мост Фридерики


В 1788 году под руководством Ердманнсдорфа выполненный Friederikbrücke(мост Фридерики), названный в честь принцессы Фридерики фон Preussen, ведёт от замкового сада через один из руковов озера вглубь ландшафта.
[432x537]

Принцесса Мирия Фридерика Прусская, в замужестве королева Баварии. Не только красавица, но широко была известна своей социальной деятельностью. По её инициативе в Баварии начал своё существование Красный крест.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Парковое королевство Дессау-Вёрлитц | Мама_Рацци - Дневник Мама_Рацци | Лента друзей Мама_Рацци / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»